Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:55, дипломная работа

Описание работы

В условиях роста преступности в последние годы в России увеличивается и преступность несовершеннолетних. Если в 1989 г. по данным МВД РФ, было зарегистрировано 159976 преступлений несовершеннолетних, то в 1996 г. – 209777. Доля преступности несовершеннолетних в общей структуре преступ-ности составляла соответственно 9.5% в 1989 г., 12% в 1996 г. 1

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Понятие уголовной ответственности и наказания . . . . . . . . 8
Глава II. Особенность уголовной ответственности несовершенно-
летних . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
§ 2.1. История развития уголовного законодательства об
ответственности несовершеннолетних . . . . . . . . . . . . 28
§ 2.2. Особенности уголовной ответственности несовер-
шеннолетних . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
§ 2.3. Освобождение несовершеннолетних от уголовной
ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Глава III. Особенности наказания несовершеннолетних . . . . . . . . . . . 53
§ 3.1. Сущность, цели и принципы наказания несовершен-
нолетних . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
§ 3.2. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолет-
ним . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
§ 3.3. Особенности применения наказания несовершен-
нолетним . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98

Работа содержит 1 файл

StudentBank.ru_24993.rtf

— 811.47 Кб (Скачать)

         Направленность наказания,  определение его целей зависит, как уже отмечалось,  от волеизъявления законодателя, от проводимой им уголовной политики.  Поэтому при рассмотрении этих целей необходимо отправляться от соответствующих законоположений, от буквы и духа закона.

         Уголовное законодательство РФ в ст. 43 УК достаточно чётко определяют цели наказания,  которые заключаются в восстановлении социальной справедливости,  исправления осуждённого и предупреждения совершения новых преступлений.

         В юридической литературе последних лет появилось немало работ, посвящённых разбору целей наказания,  и если в раскрытии их  содержания  достигнут известный  прогресс,  то этого нельзя сказать о соотношении целей наказания, о механизме и средствах их достижения. А между тем именно эти вопросы представляют особую трудность и имеют наибольшее практическое значение. Они определяют принципы организации отбывания наказания и характер деятельности  исправительно-трудовых учреждений,  в которых исполняется наиболее сложное по своему характеру наказание - лишение свободы.  В них во многом проявляется специфика наказания несовершеннолетних. Рассмотрение этих вопросов так или иначе связано с раскрытием содержания целей наказания.

         Исправление и перевоспитание осужденных.  Понятие “исправление и перевоспитание осужденных”,  как никакое другое, выражает социальную сущность, главное назначение наказания,  и в этом заключается его большое теоретическое и практическое значение.

         Особенности исправления  и перевоспитания осужденных несовершеннолетних имеют двоякую природу. С одной стороны, так же как и в отношении взрослых преступников,  они вытекают из специфики совершённых преступлений.  Например, не может быть одинаковым содержание исправления и  перевоспитания  осужденных за кражи. Точно так же, как в объяснении причин и условий совершения преступлений необходимо найти правильное соотношение общего и особенного,  в раскрытии содержания исправления нужно исходить из анализа не только общих криминогенных личностных свойств и черт,  которые способствовали именно данному виду преступления.  С психологической точки зрения это объясняется тем, что характер поведения и конкретных поступков в известной мере определяется  сформировавшимися в личности отрицательными свойствами,  негативными чертами.  А первейшей задачей исправления должно быть “погашение” таких свойств  личности, которые приводят к совершению преступлений, замена их новыми, отвечающими общественно полезной направленности личности. В этом смысле происходит обычное, как и в отношении всех преступников, исправление осуждённого несовершеннолетнего.

         С другой стороны, на содержание и, пожалуй, на характер исправления и перевоспитания несовершеннолетних заметное  влияние  оказывают  возрастные  и психологические  особенности,  характеризующие эту категорию преступников уже не в узко криминогенном,  а в более широком,  личностном плане. Недостаточная зрелость  в  социальном,  психологическом и нравственно-этическом отношениях, которая характеризует несовершеннолетних вообще,  определяя специфику их уголовной ответственности и наказания,  накладывает свой отпечаток и на характер исправления и перевоспитания.  Несовершеннолетний, попав в сферу уголовно-правового и тем более исправительно-трудового воздействия, не просто “исправляется”, а воспитывается в широком плане. Очевидно, те авторы, которые говорят о “воспитании” вместо “исправления и перевоспитания” несовершеннолетних правонарушителей, имеют в виду эту особенность. Но эта специфика, обусловленная возрастными и психологическими особенностями правонарушителей, вполне укладывается в рамки формулы закона об “исправлении и перевоспитании  осуждённых”.  Когда  имеешь  дело с наказанием и его исправительно-воспитательными возможностями, нет оснований выходить за эти рамки.

         Из сказанного  вытекает  следующий вывод.  Если в содержании исправительно-воспитательной цели наказания взрослых преступников,  которые характеризуются сформировавшейся личностью,  исправительный аспект занимает основное место,  то в отношении несовершеннолетних наряду с ним сюда входят общевоспитательные цели, и исправление здесь происходит в единстве с этими целями.

         Разрешение вопроса о содержании исправления осуждённых  несовершеннолетних, так же как в отношении взрослых преступников, связано с общими критериями,  установленными в законе. Указания о том, что исправление и перевоспитание  осуждённого должно выражаться в честном отношении к труду,  точном исполнении законов и уважении к правилам человеческого  общежития  в  примерном поведении и честном отношении к труду, к обучению и являются общими критериями, позволяющими раскрыть содержания всех категорий осуждённых.

         Поведение - это очень сложное многогранное понятие.  Оно по существу охватывает все внешние проявления личности человека свидетельствующие  о  его внутреннем  мире,  психологических  особенностях и выражающие его отношение к другим людям, нравственным ценностям и социальным требованиям. Закон обращает внимание  на основные из этих проявлений - точное исполнение законов и уважение к правилам человеческого общежития,  а в отношение к  труду  (для  всех осуждённых) и обучению (для несовершеннолетних) выделяет в самостоятельный критерий исправления осуждённых.

         Законодатель исходит  из значения труда в нашем обществе,  его роли в создании всех материальных благ, в воспитании граждан, обязанных трудиться на благо Родины. Отсюда, честное отношение к труду - это показатель общественной полезности лица, значит, и свидетельство исправления осуждённого. А для несовершеннолетних,  большинство  из которых пока только учатся,  таким же свидетельством является и отношение к обучению.  Поэтому выделение  этого  обстоятельства в дополнительный критерий является оправданным.

         Важным показателем исправления осужденных,  в том числе несовершеннолетних правонарушителей,  является, как отмечено, их примерное поведение, выражающееся в точном исполнении законов,  в  уважении  и  соблюдении правил общежития. Из этого требования закона вытекает необходимость подчинения наказания не узкому “юридическому исправлению”, а широкому социальному воспитанию, и прежде всего политическому, правовому и нравственно-этическому.

         “Конечно,  возможности самого наказания для осуществления этих задач не столь обширны. Но оно делает осужденного объектом целенаправленного исправительно-воспитательного воздействия,  которое осуществляется не только силою и возможностями самого наказания,  но и с помощью других средств  и  методов, которые не входят в содержание наказания,  однако являются составными частями процесса исправления и перевоспитания осуждённых”1 .

         Следовательно, исправление и перевоспитание как одна из целей наказания служит вместе с тем связующим началом между наказанием и  другими  средствами воздействия на правонарушителей, между правом, с одной стороны, и педагогикой,  этикой и психологией - с другой.  Отсюда следует,  что для  полного раскрытия содержания наказания недостаточно анализа только критериев, указанных в законе; для этого нужно рассматривать его ещё в аспекте указанных наук. А также социологии и социальной психологии.

         Предупреждение совершения новых  преступлений  осужденным.  Уголовный закон  в  качестве  одной  из целей наказания определяет предупреждение новых преступлений со стороны осужденного.

         Само понятие  частное  (или специальное) предупреждение может быть рассмотрено в двух смыслах - в широком и узком.  В первом смысле оно включает в  себя всё то,  чем характерно наказание с точки зрения его влияния на осуждённого.  Рассматривая наказание в этом плане, Бабаев отмечает, что “специфической  целью наказания является предупреждение новых преступлений со стороны самих осужденных и других неустойчивых членов общества.  Перевоспитание  есть средство достижения этой цели.  Другим средством достижения той же цели, особенно когда речь идёт о тяжких преступлениях, является кара”2 .

         В этой  трактовке  частное предупреждение преступлений поглощает цель исправления и перевоспитания осужденных.

         В узком смысле частное (или специальное) предупреждение мы понимаем

как несовершение осужденным новых преступлений под  влиянием  применённого  к нему  испытанного  им наказания,  то есть имеем ввиду предупреждение рецидива преступлений с помощью наказания и присущих ему свойств.

          В качестве такого свойства выступает сама карательная сущность наказания.  Проявление кары, её влияние на осужденного и должно сыграть предостерегающую и предупредительно-мотивационную роль. Сила этого влияния зависит, с одной стороны,  от объёма кары в его объективном выражении,  с  другой  -  от субъективного восприятия её осужденным.

         Если у несовершеннолетнего не выработаны ни чувства собственного достоинства и самоуважения,  ни чувства стыда и позора, то трудно ожидать, чтобы он оказался способным к критической самооценке в связи с содеянным и правильно  воспринимать наказание.  У такого осужденного не приходит раскаяние;  отсутствует или трудно пробуждается угрызение совести  по  поводу  совершённого преступления.  А  между тем эти компоненты являются необходимыми как для предупреждения совершения новых преступлений осужденным, так и для его исправления и перевоспитания.

         Бывает ещё хуже, когда несовершеннолетние правонарушители в самооценке содеянного проявляют элементы цинизма, самодовольства, свидетельствующие о высокой степени испорченности и педагогической запущенности,  о  безразличном отношении к наказанию,  об их безбоязненности1 . Предупредительный эффект наказания в отношении таких лиц,  конечно, очень низок, поэтому здесь особое значение приобретает исправление и перевоспитание.

         Вместе с тем при назначении наказания таким  правонарушителям  особое значение приобретает учёт данных,  характеризующих личность,  и в первую очередь сведений о применённых к ним ранее мерах  принудительно-воспитательного, общественного,  педагогического  или  административного характера.  Без этого нельзя серьезно говорить о  достижении  предупредительной  цели  в  отношении осужденных несовершеннолетних,  о дифференцированном и индивидуальном подходе к ним.

         Социальным моментом  в  механизме  достижения частнопредупредительной цели наказания несовершеннолетних является реакция общественности на  осуждение конкретных лиц. Особенно важное значение имеет мнение коллектива, в котором до осуждения сходился несовершеннолетний (семья,  школа, рабочий коллектив  и др.),его отношение как к самому факту преступления,  так и к осуждению несовершеннолетнего.  Если это мнение совпадает с государственной реакцией  - оценкой, выраженной в судебном приговоре, то предупредительная роль наказания гораздо весомее, чем при расхождении в оценках.

         Говоря о мнении коллектива по поводу осуждения его члена,  мы имеем в

виду не только официальный коллектив,  но и непосредственное окружение,  микросреду  в  виде  группы сверстников,  с которыми несовершеннолетний проводил свое свободное время, чьим мнением, быть может, он дорожит больше всего. Когда эта микросреда состоит из лиц с отрицательной характеристикой,  “трудных” подростков и юношей и осужденный встречает их одобрение по поводу содеянного им, то вряд ли можно ожидать эффективного частнопредупредительного влияния наказания. Нередко в такой ситуации сверстники смотрят на осужденного, как на героя, а он принимает это за должное.

         Следовательно, предупредительная цель  наказания  связана  непосредственно с его общепредупредительным назначением,  с его влиянием на других неустойчивых лиц.

         Предупреждение совершения  новых преступлений другими лицами из числа несовершеннолетних.  Общепредупредительное значение в борьбе с  преступностью среди несовершеннолетних имеют не только наказания, применяемые к несовершеннолетним.  Всякое применение наказания должно влиять  на  всех  осведомлённых лиц,  в  том числе и несовершеннолетних,  прививая им сознание неотвратимости ответственности за преступления и неизбежности наказания и тем самым способствуя предотвращению совершения преступлений этими лицами, то есть обеспечению общепредупредительной цели наказания.

         Большой интерес в деле общего предупреждения преступлений среди несовершеннолетних представило бы исследование механизма влияния и  эффективности наказаний,  применяемых, с одной стороны, к взрослым преступникам, а с другой - к несовершеннолетним правонарушителям,  выявление того,  как эти  наказания воспринимаются несовершеннолетними, есть ли здесь момент дифференциации и как он выражен. Но пока материалов таких исследований нет.

         Можно предположить,  что предупредительно-мотивационное влияние наказания несовершеннолетнего на его сверстников ниже,  чем  аналогичное  влияние наказания  совершеннолетнего на взрослое население.  Это зависит не только от характера наказания несовершеннолетних,  но и от особенностей его  восприятия другими несовершеннолетними лицами.  Для уяснения этих особенностей нужно разобраться в механизме общепредупредительного влияния наказания.

         Этот механизм зависит от тех же компонентов наказания,  которые обеспечивают и предупредительное влияние.  Налицо прямая зависимость  первого  от второго (хотя есть и обратная связь, но не она главная), поскольку осужденный наиболее чувствительно и непосредственно испытывает наказание, в то время как другие лица воспринимают его отдалённо во времени и в пространстве, опосредствованно самыми разнообразными обстоятельствами.

Информация о работе Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних