Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Цель — выявление особенностей уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Достижение указанной цели предполагает постановку и решение следующих основных задач:
1) раскрыть общие вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних;
2) выявить условия и порядок назначения уголовного наказания в отношении несовершеннолетних;
3) охарактеризовать применение принудительных мер воспитательного воздействия, порядок освобождения от наказания несовершеннолетних;
4) рассмотреть условно-досрочное освобождение от отбывания наказания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Уголовная ответственность несовершеннолетних……………….7
1.1.Несовершеннолетний как лицо, способное нести уголовное
наказание……………………………………………………………….7
1.2. Назначение уголовного наказания в отношении
несовершеннолетних………………………………………………….9
Глава 2. Освобождение несовершеннолетних от уголовной
ответственности……………………………………………………………..16
2.1. Применение принудительных мер воспитательного
воздействия. Освобождение от наказания несовершеннолетних…16
2.2. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания…23
Заключение…………………………………………………………………..28
Список использованной литературы………………………………………31

Работа содержит 1 файл

КНаказ.нес.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

    Статья 90 УК РФ предусматривает норму об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

    Формальным  основанием применения этой нормы является совершение несовершеннолетним преступления впервые небольшой или средней тяжести. Материальным — возможность исправления несовершеннолетнего без привлечения его к уголовной ответственности путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

    Возможность исправления несовершеннолетнего  может быть установлена исходя из характера и степени опасности  совершенного преступления, личности виновного, условий его жизни  и воспитания и других обстоятельств дела. Пленум Верховного Суда РФ в п. 13 постановления от 14.02.2000 № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» указал, что «суды не должны допускать случаев применения уголовного наказания к несовершеннолетним, впервые совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, если их исправление и перевоспитание может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных статьей 90 УК РФ»21.

    С одной стороны, постановление или определение о прекращении дела (преследования) в связи с освобождением от уголовной ответственности «не является актом, которым устанавливается виновность обвиняемого», «вопрос о его виновности остается открытым»22. С другой стороны, дело (преследование) прекращается по нереабилитирующим основаниям. Поэтому необходимо уделить особое внимание установлению факта совершения данным лицом преступления. Все сомнения относительно этого факта должны быть устранены, а при неустранимых сомнениях дело прекращается по реабилитирующим основаниям или выносится оправдательный приговор. Прекращение уголовного дела в отношении несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного воздействия не допускается, если несовершеннолетний или его законный представитель против этого возражают.

    Данный  вид освобождения от уголовной ответственности  — единственный вид освобождения от уголовной ответственности, связанный  с применением мер государственного принуждения — принудительных мер воспитательного воздействия. Поэтому закон предусматривает особый порядок применения этих мер. Как и при других видах освобождения от уголовной ответственности, уголовное дело (преследование) может быть прекращено не только судом, но и прокурором, следователем, дознавателем с согласия прокурора. Однако во всех случаях принудительные меры воспитательного воздействия могут быть применены только судом. Поэтому прокурор, прекратив дело (преследование) или дав на это согласие, направляет дело в суд с ходатайством о применении в отношении несовершеннолетнего принудительных мер (ст. 427 УПК РФ).

    По  своей правовой природе эти меры относятся к «иным мерам уголовно-правового  характера», указанным в ст. 6 УК РФ, поэтому при их применении следует учитывать, что они «должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного». Уголовно-правовой характер этих мер определяется тем, что они: 1) применяются судом к лицам, совершившим преступления, 2) в связи с их освобождением от уголовной ответственности или от наказания и 3) в порядке и на основаниях, предусмотренных уголовным и уголовно-процессуальным законами. Сходные и тождественные меры, применяемые в порядке, установленном административным законодательством (Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних), мерами уголовно-правового характера не являются23.

    Спорным остается вопрос о том, входят ли эти меры в содержание уголовной ответственности. Представляется, что они не входят в содержание уголовной ответственности, когда применяются в связи с освобождением от уголовной ответственности, и входят — когда применяются в связи с освобождением от наказания. Причем в последнем случае в силу ст. 86 УК РФ несовершеннолетний одновременно освобождается и от судимости. Поэтому в содержание уголовной ответственности входит лишь акт применения их судом, но не их исполнение.

    Принудительные  меры воспитательного воздействия могут применяться по общему правилу к лицам, не достигшим совершеннолетия ко времени их применения. Поэтому совершеннолетие препятствует применению принудительных мер воспитательного воздействия. В исключительных случаях эти меры могут применяться к психически и социально незрелым лицам в возрасте от 18 до 20 лет в соответствии со ст. 96 УК РФ. Причем к указанной категории лиц из всего спектра принудительных мер могут применяться разве что предупреждение и возложение обязанности загладить причиненный вред, так как другие меры связаны с ограничением прав лица и требуют осуществления контроля за их исполнением со стороны специализированного государственного органа. В соответствии же с Федеральным законом от 24.06.99 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: «индивидуальная профилактическая работа» в отношении несовершеннолетнего прекращается по достижении им возраста 18 лет24.

    Таким образом, при применении принудительных мер воспитательного воздействия суд должен учитывать возраст преступника. Нецелесообразно, а иногда и невозможно назначать принудительные меры лицам, достигшим совершеннолетия, и лицам, близким к его достижению, если цели принудительных мер не могут быть достигнуты до наступления совершеннолетия. В этих случаях целесообразно применять другие способы исправления преступника, например, условное осуждение.

    Статья 90 УК определяет виды принудительных мер  воспитательного воздействия: 1) предупреждение; 2) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; 3) возложение обязанности загладить причиненный вред; 4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

    Предупреждение  состоит в «разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений».

    Передача  под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированный государственный  орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. Необходимо отметить, что в отношении родителей и лиц, их заменяющих, предусмотренная обязанность существует и на основе норм семейного права. Применение этой меры не дает родителям и другим лицам в отношении несовершеннолетних никаких прав, которых бы они не имели, исходя из норм семейного права. Данная мера является своеобразным предупреждением родителям и другим лицам о возможности привлечения их ребенка (подопечного) к ответственности, с тем чтобы побудить их к более активной воспитательной деятельности. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 14.02.2000 № 7 разъяснил: «При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимо истребовать характеризующий материал, проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д. Несмотря на то что закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор, такое согласие судом должно быть получено»25.

    Обязанность загладить причиненный ущерб  назначается с учетом имущественного положения и трудовых навыков  несовершеннолетнего. Обязанность  загладить причиненный вред не сводится исключительно к возмещению ущерба, причиненного преступлением и компенсации морального вреда. В некоторых случаях с согласия потерпевшего ущерб может быть возмещен не в полном объеме, моральный вред может быть заглажен извинением раскаявшегося преступника. Вред может быть заглажен путем совершения каких-либо полезных для потерпевшего или для общества действий, независимо от факта причинения преступлением имущественного ущерба и того факта, что причиненный преступником вред находится за рамками состава преступления (например, вред от преступления с формальным составом)26.

    Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего  могут предусматривать запрет посещения  определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных  с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезд в другие местности без разрешения специализированного государственного органа.

    Несовершеннолетнему может быть предъявлено требование возвратиться в общеобразовательное  учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. В отношении несовершеннолетнего могут быть предъявлены и другие требования, необходимые для его исправления. Требования эти должны быть целесообразными, не должны быть жестокими, причинять вред несовершеннолетнему, целью их не может быть унижение достоинства несовершеннолетнего.

      Предусмотренные ст. 90 УК принудительные  меры воспитательного воздействия  не делятся на основные и  дополнительные. Несовершеннолетнему  может быть назначено одновременно несколько мер воспитательного воздействия.

    Часть 2 ст. 92 УК предусматривает в качестве особой принудительной меры воспитательного  воздействия помещение несовершеннолетнего  в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Применение этой меры регламентируется УК РФ, Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних27 и Типовым положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением28.

    Несовершеннолетние, освобожденные от наказания по ч. 2 ст. 92 УК, на основании приговора  суда помещаются в специальные профессиональные училища закрытого типа и специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа. В коррекционные учреждения закрытого типа помещаются несовершеннолетние, имеющие отклонения в развитии и заболевания, вызывающие необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях (умственно отсталые, глухонемые, слепые и др.). В указанные специальные учреждения (в том числе и коррекционные) не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в специальных учреждениях закрытого типа (перечень утверждается Правительством29).

    Несовершеннолетний  может быть помещен в специальное  учреждение до достижения им возраста 18 лет, но не более чем на 3 года. Установленный  судом срок может быть изменен  в процессе применения принудительной меры: 1) воспитанник может быть досрочно выпущен из специального учреждения, если судом будет признано, что он не нуждается более в применении этой меры; 2) срок может быть продлен по ходатайству самого воспитанника в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки (после чего содержание в учреждении уже не может рассматриваться в качестве принудительной меры).

    Продление срока пребывания несовершеннолетнего  в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается только по ходатайству несовершеннолетнего в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки.

    Несовершеннолетние, совершившие преступления, предусмотренные  частями первой и второй статьи 111, частью второй статьи 117, частью третьей статьи 122, статьей 126, частью третьей статьи 127, частью второй статьи 131, частью второй статьи 132, частью четвертой статьи 158, частью второй статьи 161, частями первой и второй статьи 162, частью второй статьи 163, частью первой статьи 205, частью первой статьи 205.1, частью первой статьи 206, статьей 208, частью второй статьи 210, частью первой статьи 211, частями второй и третьей статьи 223, частями первой и второй статьи 226, частью первой статьи 228.1, частями первой и второй статьи 229 Уголовного кодекса РФ, освобождению от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 УК РФ, не подлежат. 

    2.2.  Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания 

    Институт  условно-досрочного освобождения в  новом кодексе претерпел существенные изменения. Сейчас он распространяется на несовершеннолетних осужденных в тех случаях, когда лицо уже отбывает наказание в виде лишения свободы.

    Для применения данного института необходимо наличие материального и формального  оснований. Материальное основание отражает степень исправления осужденного. Освобождение возможно в том случае, если он признает, что для своего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. Такой вывод делается на основе изучения поведения лица, его отношения к труду, а осужденного, обязанного учиться – и к обучению за все время отбывания наказания. Учитывается осознание осужденным своей вины, его отношение к администрации, другим отбывающим наказание. Исходя из этого ясно, что условно-досрочное освобождение может применяться только к положительно характеризующимся осужденным.

Информация о работе Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних