Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 16:29, контрольная работа
С момента принятия Конституции Российской Федерации, которая определила нашу страну как федеративное правовое государство, установила основы конституционного строя, правового статуса ее субъектов и порядка их взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти, прошло уже более восемнадцати лет, но до сих пор проводится активное реформирование практически всех сфер общественных отношений и принимаются масштабные изменения российского законодательства.
тельные конституционно закрепленные обязанности государства, складывающиеся
в связи с этим, — яркое свидетельство гуманизации правовых отношений и на ста-
дии их законодательного оформления, и в ходе реализации прав человеком.
Тенденция интернационализации права, предопределяемая сегодня в том числе
и процессами глобализации, заключается во все большем проникновении в Консти-
туцию и текущее правовое регулирование статуса личности международных и над-
национальных норм, посвященных правам человека. Корректировка национального
законодательства либо путем пополнения перечня основных прав и свобод, либо
посредством включения соответствующих международно-правовых установлений в
национальную правовую систему в качестве ориентира или обязательного правила,
безусловно, расширяет гуманитарную составляющую российской Конституции.
Уже в преамбуле Конституции РФ, среди главных ценностей, утверждаемых
многонациональным народом России при принятии Конституции, называются права
и свободы человека.
Свое прямое нормативное воплощение идея гуманизма прежде всего находит
в важнейшем принципе конституционного строя, закрепленном в статье 2 Конститу-
ции РФ: «Человек, его права является высшей ценностью». Данное установление
гарантируется возложением на государство обязанности признавать, соблюдать,
защищать права и свободы человека и гражданина. Названные конституционные
нормы являются прямым провозглашением гуманизма как идеологической и право-
вой основы устройства государства и общества в Российской Федерации.
Далее идея гуманизма проводится
через конституционные
сийского государства. Так, основным элементом содержащихся в статье 1 Конститу-
ции РФ характеристик государства как демократического правового являются права
и свободы человека и гражданина, которые дополняются и гарантируются другими
элементами, в частности, принципами суверенитета народа, разделения властей,
верховенства права и т.п. Обозначение российского государства как социального
государства предопределяет гуманистическую направленность его политики, при-
званной через социальные программы, направленные на обеспечение достойного
человека существования, рост благосостояния граждан. Характеристика России как
светского государства подчеркивает идеи идеологического плюрализма и свободы
мысли, также способствующие развитию каждого и всех.
Непосредственная гуманизация права происходит через включение в правовую
систему норм, закрепляющих широкий круг прав человека и гражданина. Возведение
таких прав на высший уровень правового регулирования осуществляется двумя спо-
собами. Во-первых, посредством включения в текст Основного Закона. Действующая
Конституция РФ по каталогу основных прав отвечает требованиям принципа гума-
низма и соответствует мировым стандартам. Во-вторых, способом имплементации
норм международного права во внутреннее право. Международно-правовые нормы
выступают в качестве ориентира
или стандарта для
сближают подходы государств в понимании значения прав и свобод человека. «Под
влиянием международных норм внутреннее право государства трансформируется в
направлении всеобщей унификации (важной для сферы прав человека), что позволяет
избежать разлома в гуманистической оценке человека на разных уровнях человече-
ского измерения (универсальном, региональном или национальном)»3. Вместе с тем,
принимая общую идею международного правового документа о правах человека, го-
сударство должно учитывать
социокультурные особенности
экономическое, политическое положение, правовые традиции, уточняя содержание,
пределы, условия ограничения конкретного права, уровень его гарантий.
Конституционные и международно-правовые нормы о правах человека получа-
ют продолжение в текущем законодательстве4, что важно для того, чтобы высокие
идеи стали реальностью, по поводу чего Россия как раз и испытывает значительные
трудности, проявляющиеся в противоречии между конституционно закрепленными
положениями и практикой их проведения в жизнь.
Гуманизация Конституции и права в целом происходит и через закрепленные в
его нормах институты защиты прав и свобод. К их числу относятся государственные
органы общей компетенции (парламент, президент, правительство), выполняющие
рассматриваемую функцию наряду с другими полномочиями, а также органы, спе-
циализирующиеся в данном направлении (судебные органы, в т.ч. конституционные,
уставные суды, уполномоченные по правам человека, прокуратура, органы между-
народной юрисдикции, прежде всего Европейский суд по правам человека).
Идея гуманизма, провозглашенная Конституцией РФ, находит свое продол-
жение в конституционно-правовых нормах данной отрасли права. Основной за-
дачей конституционного права является обеспечение устойчивой сферы свободы,
очерченной принципами и закрепленной нормами закона. Именно форма закона
отвечает значимости основных прав и свобод и свидетельствует о гуманизации объ-
ективного права. Закон как акт высшей юридической силы не должен «потонуть» в
массиве нормативного регулирования. Иначе он не будет выполнять роль гаранта,
что приведет к девальвации высшей ценности прав и свобод человека и гражданина
и самого принципа гуманизма.
Б)Проблемы и противоречия в конституционном законодательстве о правовом положении личности
Некоторые проблемы и противоречия в конституционном законо-
дательстве о правовом положении личности существуют, хотя следует
констатировать, что в России многое сделано для правового утверждения идеи
прав человека. Такие противоречия наблюдаются внутри самой Конституции
и касаются содержания, гарантий, места соответствующего права в структуре
Основного Закона.
Так, коллизия заложена уже в конституционной формуле права на жизнь, пред-
ставляющего наивысшее воплощение гуманизма. Безусловное провозглашение
этого права в ч.1 ст.20 Конституции РФ существенно ограничивается допущением
смертной казни, предусмотренным ч.2 ст.20, хотя и при определенных условиях:
временных (до ее отмены, но без указания сроков), правовых (уголовным законом
может быть установлена как исключительная мера за особо тяжкие преступления
против жизни) и процессуальных (рассмотрение дела судом с участием присяжных
заседателей). Связав себя международными обязательствами, Россия не применя-
ет смертную казнь, однако ее юридическая отмена не состоялась. Нормы Уголов-
ного кодекса остаются действующим правом и не оценивались Конституционным
Судом РФ на предмет их конституционности.
Провозглашенный в Конституции
РФ принцип непосредственного
и свобод (ст. 18), содержащий значительный гуманитарный потенциал, к сожалению,
трудно реализуем и поэтому остается только красивой формулой. Причины этому
объективные — сложность и даже невозможность осуществить многие права без
конкретизации их содержания
и определения механизма
щем законе, российская правовая традиция, состояние судебной системы и субъек-
тивные — правовая культура носителей прав и исполнителей.
Серьезные сложности испытывает процесс гуманизации права, а как предпосыл-
ка или следствие — гуманизации политики в связи с имеющим место столкновением
интересов общественной безопасности и личной свободы, широким пониманием
возможностей, предоставляемых конституционными правами. Такая ситуация при-
водит к сужению границ конкретных прав (в том числе права на жизнь, достоинство,
неприкосновенность частной жизни и ряда других). Найти грань между ценностью
прав человека и объективной потребностью обеспечения безопасности — трудная
задача и законодателя, и правоприменителя. Есть серьезные возражения против су-
жения возможностей человека и расширения правомочий государственных структур.
Однако настораживает отношение самих граждан к предлагаемым и уже введенным
ущемлениям их прав: по результатам проводимых социологических опросов боль-
шинство соглашается с необходимостью таких ограничений. Налицо отступление, а,
возможно, изменение содержательного наполнения принципа гуманизма, диктуемо-
го общественной и политической ситуацией, на которую ориентируются государства,
в т.ч. и Россия.
Конечно, политическая целесообразность во многом диктует парламенту содер-
жание закона. Принимая новый закон в сфере прав человека или изменяя действую-
щий, законодатель, с одной стороны, ориентируется на принципы конституционного
строя, определяющие взаимоотношения государства и личности, с другой стороны,
учитывает социальные, политические, экономические условия, в которых будут реа-
лизовываться права и свободы.
Особенно явно политические факторы сказываются на законодательстве, за-
трагивающем публичные права граждан. Тенденция к централизации, усилению
«исполнительной вертикали», укрупнению и усилению центров политического
руководства имеет и другую сторону. Названные процессы в определенной мере за-
трудняют реализацию права гражданина на участие в управлении государством, что
нашло отражение в изменениях, которые претерпели законы о выборах, референду-
ме, партиях, порядке формирования государственных органов, перераспределении
компетенции между различными уровнями власти и видами органов, часто, оправ-
дываемых Конституционным Судом РФ мотивами политической целесообразности9.
Очевидно, что политика влияет на понимание объема возможностей гражданина, со-ставляющих содержание того или иного конституционного права, складывающегося
в политической сфере, а также толкование его смысла.
Есть и психологические факторы, сказывающиеся на законодательстве о
правах. Они связаны с восприятием закона и тех мер, которые он предписывает
для реализации прав и свобод. К сожалению, нередко и у многих складывается
негативное отношение к нормам, определяющим содержание прав, процедуры их
осуществления, способы гарантирования и защиты. Часто закон воспринимается
как «пустой», невыполнимый, ущемляющий возможности, вытекающие из конститу-
ционного смысла права или свободы, ужесточающий порядок реализации права и
т.п. Такая ситуация порождает недоверие к власти, способствует отчуждению от нее
и вызреванию социального протеста, выявляет ущербность в проведении принципа
гуманизма. Отчасти преодолеть ее можно посредством совершенствования законов
о правах и свободах.
В)Проблемы реализации конституционных прав и свобод
Реализация понимается как процесс воплощения смысла конституционных уста-
новлений в отраслевом законодательстве посредством использования потенциала
конституционных идей и правил при разработке закона, толковании его содержания,
применении его норм, а также их оценке на предмет соответствия Конституции.
Принцип гуманизма выступает универсальным ориентиром и критерием на всех
стадиях такого процесса, результатом которого должен стать справедливый закон,
вобравший дух Конституции.
Согласно Конституции РФ (п. «в» ст. 71) регулирование прав и свобод человека
и гражданина относится к исключительной компетенции Федерации. Поэтому кон-
ституции и уставы субъектов Российской Федерации не могут закреплять «новые»
или «отменять» признанные на федеральном уровне права личности. В основных
законах субъектов Российской Федерации права и свободы либо вовсе не пере-
числяются ввиду действия на их территории Конституции РФ, либо они должны вос-
производиться в варианте норм федеральной Конституции. Исключения возможны
лишь в случае, если субъект Российской Федерации предоставляет дополнитель-
ные гарантии по реализации основных прав и свобод, что вполне себя оправдывает
в качестве гуманного акта, даже если при этом имеет место некоторое отступление
от принципа равноправия.
Итак, тенденция гуманизации конституционного права проявляется как в прямом
приращении основных прав и свобод через национальное законодательство и меж-
дународные акты, а также расширение и укрепление их гарантий, так и посредством
конституционализации
щего идеи Конституции. Основной же проблемой данного процесса остается недо-
статочно качественное законодательство, а, главное, противоречия, порожденные
расхождением правовых установлений и практики их реализации.
Г)Институт правового государства
Также хотелось
бы поднять проблему реализации в
России декларируемого института правового
государства. Следует признать, что
в настоящее время в
Информация о работе Особенности становления и развития конституционных отношений в России