Особенности становления и развития конституционных отношений в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 16:29, контрольная работа

Описание работы

С момента принятия Конституции Российской Федерации, которая определила нашу страну как федеративное правовое государство, установила основы конституционного строя, правового статуса ее субъектов и порядка их взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти, прошло уже более восемнадцати лет, но до сих пор проводится активное реформирование практически всех сфер общественных отношений и принимаются масштабные изменения российского законодательства.

Работа содержит 1 файл

Конференция 2012.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

тельные конституционно закрепленные обязанности государства, складывающиеся

в связи с этим, — яркое свидетельство гуманизации правовых отношений и на ста-

дии их законодательного оформления, и в ходе реализации прав человеком.

Тенденция интернационализации права, предопределяемая сегодня в том числе

и процессами глобализации, заключается во все большем проникновении в Консти-

туцию и текущее правовое регулирование статуса личности международных и над-

национальных норм, посвященных правам человека. Корректировка национального

законодательства либо путем  пополнения перечня основных прав и  свобод, либо

посредством включения соответствующих  международно-правовых установлений в

национальную правовую систему  в качестве ориентира или обязательного правила,

безусловно, расширяет гуманитарную составляющую российской Конституции.

Уже в преамбуле Конституции  РФ, среди главных ценностей, утверждаемых

многонациональным народом  России при принятии Конституции, называются права

и свободы человека.

Свое прямое нормативное  воплощение идея гуманизма прежде всего  находит

в важнейшем принципе конституционного строя, закрепленном в статье 2 Конститу-

ции РФ: «Человек, его права является высшей ценностью». Данное установление

гарантируется возложением  на государство обязанности признавать, соблюдать,

защищать права и свободы  человека и гражданина. Названные конституционные

нормы являются прямым провозглашением  гуманизма как идеологической и  право-

вой основы устройства государства  и общества в Российской Федерации.

Далее идея гуманизма проводится через конституционные характеристики рос-

сийского государства. Так, основным элементом содержащихся в статье 1 Конститу-

ции РФ характеристик государства  как демократического правового  являются права

и свободы человека и гражданина, которые дополняются и гарантируются другими

элементами, в частности, принципами суверенитета народа, разделения властей,

верховенства права и  т.п. Обозначение российского государства как социального

государства предопределяет гуманистическую направленность его политики, при-

званной через социальные программы, направленные на обеспечение достойного

человека существования, рост благосостояния граждан. Характеристика России как

светского государства подчеркивает идеи идеологического плюрализма и свободы

мысли, также способствующие развитию каждого и всех.

Непосредственная гуманизация  права происходит через включение  в правовую

систему норм, закрепляющих широкий круг прав человека и гражданина. Возведение

таких прав на высший уровень  правового регулирования осуществляется двумя спо-

собами. Во-первых, посредством включения в текст Основного Закона. Действующая

Конституция РФ по каталогу основных прав отвечает требованиям  принципа гума-

низма и соответствует  мировым стандартам. Во-вторых, способом имплементации

норм международного права  во внутреннее право. Международно-правовые нормы

выступают в качестве ориентира  или стандарта для национального  законодательства,

сближают подходы государств в понимании значения прав и свобод человека. «Под

влиянием международных норм внутреннее право государства трансформируется в

направлении всеобщей унификации (важной для сферы прав человека), что позволяет

избежать разлома в  гуманистической оценке человека на разных уровнях человече-

ского измерения (универсальном, региональном или национальном)»3. Вместе с тем,

принимая общую идею международного правового документа о правах человека, го-

сударство должно учитывать  социокультурные особенности страны, ее современное

экономическое, политическое положение, правовые традиции, уточняя содержание,

пределы, условия ограничения конкретного права, уровень его гарантий.

Конституционные и международно-правовые нормы о правах человека получа-

ют продолжение в текущем  законодательстве4, что важно для того, чтобы высокие

идеи стали реальностью, по поводу чего Россия как раз и испытывает значительные

трудности, проявляющиеся в противоречии между конституционно закрепленными

положениями и практикой  их проведения в жизнь.

Гуманизация Конституции  и права в целом происходит и через закрепленные в

его нормах институты защиты прав и свобод. К их числу относятся государственные

органы общей компетенции  (парламент, президент, правительство), выполняющие

рассматриваемую функцию  наряду с другими полномочиями, а также органы, спе-

циализирующиеся в данном направлении (судебные органы, в т.ч. конституционные,

уставные суды, уполномоченные по правам человека, прокуратура, органы между-

народной юрисдикции, прежде всего Европейский суд по правам человека).

Идея гуманизма, провозглашенная Конституцией РФ, находит свое продол-

жение в конституционно-правовых нормах данной отрасли права. Основной за-

дачей конституционного права  является обеспечение устойчивой сферы  свободы,

очерченной принципами и  закрепленной нормами закона. Именно форма закона

отвечает значимости основных прав и свобод и свидетельствует  о гуманизации объ-

ективного права. Закон как акт высшей юридической силы не должен «потонуть» в

массиве нормативного регулирования. Иначе он не будет выполнять роль гаранта,

что приведет к девальвации высшей ценности прав и свобод человека и гражданина

и самого принципа гуманизма.

 

Б)Проблемы и противоречия в конституционном законодательстве о правовом положении личности

Некоторые проблемы и противоречия в конституционном законо-

дательстве  о правовом положении личности существуют, хотя следует

констатировать, что в России многое сделано для правового утверждения идеи

прав человека. Такие противоречия наблюдаются внутри самой Конституции

и касаются содержания, гарантий, места соответствующего права в структуре

Основного Закона.

Так, коллизия заложена уже в конституционной формуле права на жизнь, пред-

ставляющего наивысшее  воплощение гуманизма. Безусловное провозглашение

этого права в ч.1 ст.20 Конституции РФ существенно ограничивается допущением

смертной казни, предусмотренным ч.2 ст.20, хотя и при определенных условиях:

временных (до ее отмены, но без указания сроков), правовых (уголовным законом

может быть установлена как  исключительная мера за особо тяжкие преступления

против жизни) и процессуальных (рассмотрение дела судом с участием присяжных

заседателей). Связав себя международными обязательствами, Россия не применя-

ет смертную казнь, однако ее юридическая отмена не состоялась. Нормы Уголов-

ного кодекса остаются действующим правом и не оценивались Конституционным

Судом РФ на предмет их конституционности.

Провозглашенный в Конституции  РФ принцип непосредственного действия прав

и свобод (ст. 18), содержащий значительный гуманитарный потенциал, к сожалению,

трудно реализуем и  поэтому остается только красивой формулой. Причины этому

объективные — сложность и даже невозможность осуществить многие права без

конкретизации их содержания и определения механизма пользования  ими в теку-

щем законе, российская правовая традиция, состояние судебной системы и субъек-

тивные — правовая культура носителей прав и исполнителей.

Серьезные сложности испытывает процесс гуманизации права, а как предпосыл-

ка или следствие — гуманизации политики в связи с имеющим место столкновением

интересов общественной безопасности и личной свободы, широким пониманием

возможностей, предоставляемых конституционными правами. Такая ситуация при-

водит к сужению границ конкретных прав (в том числе права на жизнь, достоинство,

неприкосновенность частной  жизни и ряда других). Найти грань между ценностью

прав человека и объективной  потребностью обеспечения безопасности — трудная

задача и законодателя, и правоприменителя. Есть серьезные возражения против су-

жения возможностей человека и расширения правомочий государственных  структур.

Однако настораживает отношение самих граждан к предлагаемым и уже введенным

ущемлениям их прав: по результатам проводимых социологических опросов боль-

шинство соглашается с  необходимостью таких ограничений. Налицо отступление, а,

возможно, изменение содержательного наполнения принципа гуманизма, диктуемо-

го общественной и политической ситуацией, на которую ориентируются государства,

в т.ч. и Россия.

Конечно, политическая целесообразность во многом диктует парламенту содер-

жание закона. Принимая новый закон в сфере прав человека или изменяя действую-

щий, законодатель, с одной стороны, ориентируется на принципы конституционного

строя, определяющие взаимоотношения государства и личности, с другой стороны,

учитывает социальные, политические, экономические условия, в которых будут реа-

лизовываться права и  свободы.

Особенно явно политические факторы сказываются на законодательстве, за-

трагивающем публичные права  граждан. Тенденция к централизации, усилению

«исполнительной вертикали», укрупнению и усилению центров политического

руководства имеет и другую сторону. Названные процессы в определенной мере за-

трудняют реализацию права  гражданина на участие в управлении государством, что

нашло отражение в изменениях, которые претерпели законы о выборах, референду-

ме, партиях, порядке формирования государственных органов, перераспределении

компетенции между  различными уровнями власти и видами органов, часто, оправ-

дываемых Конституционным  Судом РФ мотивами политической целесообразности9.

Очевидно, что политика влияет на понимание объема возможностей гражданина, со-ставляющих содержание того или иного конституционного права, складывающегося

в политической сфере, а также толкование его смысла.

Есть и психологические  факторы, сказывающиеся на законодательстве о

правах. Они связаны с восприятием закона и тех мер, которые он предписывает

для реализации прав и свобод. К сожалению, нередко и у многих складывается

негативное отношение  к нормам, определяющим содержание прав, процедуры их

осуществления, способы гарантирования и защиты. Часто закон воспринимается

как «пустой», невыполнимый, ущемляющий возможности, вытекающие из конститу-

ционного смысла права  или свободы, ужесточающий порядок реализации права и

т.п. Такая ситуация порождает недоверие к власти, способствует отчуждению от нее

и вызреванию социального  протеста, выявляет ущербность в проведении принципа

гуманизма. Отчасти преодолеть ее можно посредством совершенствования законов

о правах и свободах.

В)Проблемы реализации конституционных прав и свобод

Реализация  понимается как процесс воплощения смысла конституционных уста-

новлений в отраслевом законодательстве посредством использования  потенциала

конституционных идей и правил при разработке закона, толковании его содержания,

применении его норм, а также их оценке на предмет соответствия Конституции.

Принцип гуманизма выступает  универсальным ориентиром и критерием  на всех

стадиях такого процесса, результатом которого должен стать справедливый закон,

вобравший дух Конституции.

Согласно Конституции  РФ (п. «в» ст. 71) регулирование прав и свобод человека

и гражданина относится к  исключительной компетенции Федерации. Поэтому кон-

ституции и уставы субъектов  Российской Федерации не могут закреплять «новые»

или «отменять» признанные на федеральном уровне права личности. В основных

законах субъектов Российской Федерации права и свободы  либо вовсе не пере-

числяются ввиду действия на их территории Конституции РФ, либо они должны вос-

производиться в варианте норм федеральной Конституции. Исключения возможны

лишь в случае, если субъект Российской Федерации предоставляет дополнитель-

ные гарантии по реализации основных прав и свобод, что вполне себя оправдывает

в качестве гуманного акта, даже если при этом имеет место некоторое отступление

от принципа равноправия.

Итак, тенденция гуманизации конституционного права проявляется как в прямом

приращении  основных прав и свобод через национальное законодательство и меж-

дународные акты, а также расширение и укрепление их гарантий, так и посредством

конституционализации отраслевого  законодательства, впитывающего и развиваю-

щего идеи Конституции. Основной же проблемой данного процесса остается недо-

статочно качественное законодательство, а, главное, противоречия, порожденные

расхождением  правовых установлений и практики их реализации.

Г)Институт правового государства

Также хотелось бы поднять проблему реализации в  России декларируемого института правового  государства. Следует признать, что  в настоящее время в большинстве  государств, в своих конституциях объявивших себя правовыми, имеется  определенный разрыв между предлагаемыми и постулируемыми идеологическими установками, порождающими определенные социальные иллюзии, и действительностью, которая ясно отражает практическое несоответствие реальной практике многих провозглашенных (а подчас получивших нормативное закрепление) идей и принципов. С учетом изложенного, С.Г.Буянский и О.С.Капинус признают дотрину правового государства именно доктриной, которая более уместна в декларациях и манифестах как формах официальной объективации содержащегося в этой концепции гуманистического потенциала, нежели в конкретных законодательных актах прямого действия.Однако данное утверждение не стоит воспринимать как отказ от закрепления на конституционном уровне идеологии и принципов правового государства.

Информация о работе Особенности становления и развития конституционных отношений в России