Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 09:58, курсовая работа
Таким образом, выбор темы в качестве объекта исследования обусловлен ее актуальностью, недостаточной теоретической разработкой в отечественной доктрине, потребностями практики. Целью дипломной работы является раскрыть содержание проблем в области правового регулирования уголовной ответственности несовершеннолетних в Российской Федерации.
С учетом изложенного, задачами дипломной работы являются:
- выяснить сущность и назначение такого правового института как уголовная ответственность несовершеннолетних, рассмотреть структуру и
признаки ответственности несовершеннолетних;
- проанализировать виды наказаний назначаемых несовершеннолетним в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- особое внимание уделить вопросам освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних;
- рассмотреть проблему осуждения несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера;
определить перспективы развития и совершенствования правового института уголовной ответственности несовершеннолетних.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 7
1.1 История развития уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних 7
1.2 Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних 13
2. УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО НАЗНАЧЕНИЯ..25
2.1 Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним 25
2.2 Особенности применения наказания несовершеннолетним 33
3. ОСОБЕННОСТИ ОСВОБОЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ 46
3.1 Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности.46
3.2 Освобождение несовершеннолетних от уголовного наказания 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 60
БИБЛИОГРАФИЯ 61
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ
Анализ криминальной ситуации среди несовершеннолетних в России свидетельствует, что ее состояние остается сложным. В 1998 г. на долю несовершеннолетних приходилось почти каждое восьмое преступление — 11%. По данным МВД РФ на учете органов внутренних дел в 1999 г. состояло до 600 тыс. неблагополучных подростков и несовершеннолетних правонарушителей. За последнее пятилетие преступность несовершеннолетних выросла в полтора раза, а за десятилетие она удвоилась. В 2001 году несовершеннолетними было совершено 185379 преступлений, в 2002 году - 139681, в 2003 году - 145368 [13]. Структура преступности несовершеннолетних характеризуется увеличением доли корыстных и корыстно-насильственных преступлений, совершаемых, как правило, в группах. Групповые преступления занимают в структуре преступности несовершеннолетних значительный удельный вес и отличаются большой общественной опасностью. Доля групповой преступности несовершеннолетних примерно в полтора раза выше аналогичного показателя преступности взрослых и составляет, в зависимости от видов преступлений, от 2 до 80% в структуре всей преступности несовершеннолетних [13].
О
большом внимании государства к
подрастающему поколению, профилактике
правонарушений в его среде свидетельствует
выделение самостоятельных
В дипломной работе предлагается рассмотреть неновую, но довольно актуальную на сегодняшний день тему «Уголовная ответственность несовершеннолетних».
Актуальность выбранной темы объясняется рядом обстоятельств.
Борьба с правонарушениями несовершеннолетних — одна из наиболее важных сторон всего процесса искоренения преступности в нашем государстве. Нельзя не учитывать, что рост преступности несовершеннолетних происходит в условиях интенсивного социального расслоения общества, падения жизненного уровня значительной части населения, обострения социальных конфликтов, роста различных проявлений жестокого обращения с несовершеннолетними. В этой обстановке первостепенное значение имеют социальные, экономические и воспитательно-профилактические меры. И тем не менее, когда преступление совершено, возникает вопрос об уголовной ответственности несовершеннолетнего.
Следует
отметить, что преступность несовершеннолетних,
имеет значительные особенности. Они
обусловливаются психологией
Указанные
специфические черты
Особенностью
ответственности
Что касается исследования данной темы в юридической литературе, то необходимо отметить, что современных работ по данной тематике практически нет. Можно выделить лишь работы Сафуанова Ф.А. «Психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого» [27], Д.Л. Гулякевича «Международно-правовые подходы к ответственности несовершеннолетних: способы их реализации в уголовном законодательстве Российской Федерации и других государств» [15].
К наиболее интересным и содержательным специальным исследованиям, советского времени в области уголовной ответственности несовершеннолетних следует отнести работы Бабаева М.М. «Индивидуализация наказания несовершеннолетних» [14], Астемирова И.И. «Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних» [13], Скрябина М.А. «Общие начала назначения наказания и их применение к несовершеннолетним» [28], Никитина А.Ф. «Ответственность несовершеннолетних» [26], Шевченко Я.Н. «Правовое регулирование ответственности несовершеннолетних» [30].
Следовательно,
можно сделать вывод, что в
теории уголовного права вопросы
уголовной ответственности
В
работе использовались методы исследования
как общенаучные, так и частнонаучные.
Среди общенаучных методов
Таким
образом, выбор темы в качестве объекта
исследования обусловлен ее актуальностью,
недостаточной теоретической
С учетом изложенного, задачами дипломной работы являются:
- выяснить сущность и назначение такого правового института как уголовная ответственность несовершеннолетних, рассмотреть структуру и
признаки
ответственности
- проанализировать виды наказаний назначаемых несовершеннолетним в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- особое внимание уделить вопросам освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних;
- рассмотреть проблему осуждения несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера;
Рассматривая уголовное законодательство России в историческом аспекте можно отметить, что оно на большинстве этапов своего развития искало средства исправления юных правонарушителей, не связанные с применением мер уголовной репрессии. Так, в декрете СНК РСФСР от 14 января 1918 г. “О комиссиях для несовершеннолетних” указывалось, что “суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних упраздняются, а дела о несовершеннолетних до 17 лет, замеченных в деяниях общественно опасных, подлежат ведению комиссии о несовершеннолетних”.
Основная идея декрета - исправление прежде всего мерами воспитательного характера, была воплощена при разработке уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних. Ст. 13 “Руководящих начал” по уголовному праву РСФСР 1919 г. предусматривалось, что несовершеннолетние до 14 лет не подлежат суду и наказанию. К ним применяются лишь воспитательные меры (приспособления). Такие же меры применяются к лицам от 14 до 18 лет, “действующим без разумения”. Если же они “действуют с разумением”, т.е. сознавая общественную опасность своих действий, то возможны меры уголовного наказания. Право решения этого вопроса предоставлялось суду.
Декрет СНК РСФСР “О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных действиях”, принятый 4 марта 1920 г., повысил возраст несовершеннолетних, дела которых подлежали рассмотрению на комиссиях, до 18 лет. В соответствии со ст. 4 декрета эти комиссии имели право передавать в суд дела лиц в возрасте 14-18 лет только в том случае, когда меры медико-педагогического воздействия не оказали должного влияния.
Комиссии широко использовали предоставленные им права. Их деятельность сыграла важную роль в ликвидации беспризорности и предупреждения преступности среди несовершеннолетних. Однако многие подростки, жившие вне семьи и общавшиеся со взрослыми преступниками, нуждались в более эффективных методах, связанных с помещением в воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения. Первые из них были созданы уже в 1918г. Это были детские дома, приёмники-распределители, школы-коммуны, институты трудового воспитания для особо трудных подростков, реформатории. Так, на созданный российский реформаторий для особо трудных правонарушителей в возрасте от 17 до 21 года была возложена задача обучения, воспитания и подготовки молодёжи к трудовой жизни. Просуществовало это учреждение недолго. Трудности экономического порядка, отсутствие достаточного числа педагогов и воспитателей привели к его ликвидации.1
Аналогично складывались судьбы и других воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей (школы фабрично-заводского обучения, трудовые коммуны и др.). Комиссии по делам несовершеннолетних, действовавшие, в основном, на общественных началах, не могли обеспечить надлежащий уровень работы с социально запущенными детьми. Контингент самих комиссий был нестабилен, члены их в большинстве случаев не имели педагогического образования и опыта работы.
В связи с создавшимся положением третья сессия ВЦИК 1-го созыва 1922 г., обсуждавшая проект уголовного законодательства, положительно решила вопрос о расширении компетенции суда в борьбе с преступностью несовершеннолетних.
УК РСФСР 1922 г. вновь снизил возраст уголовной ответственности с 18 до 16 лет. Для лиц младше этого возраста основным средством воздействия по-прежнему были меры воспитательного характера. Уголовная ответственность к подросткам 14-16 лет применялась по постановлениям комиссий в исключительных случаях, когда меры воспитательного характера не оказывали надлежащего воздействия.
Основными
началами уголовного законодательства
Союза ССР и союзных республик
1924 г. были введены понятия “малолетний
и несовершеннолетний”
В
ст. 12 УК (в редакции 1935 г.) был дан
перечень преступлений, за которые
устанавливалась уголовная
Следующий,
отличающийся от предыдущих период начался
с принятия Постановления ЦИК
и СНК от 7 апреля 1935 г. “О мерах
борьбы с преступностью
Информация о работе Особенности отбывания уголовного наказания несовершеннолетних