Основы оперативно-розыскной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:04, контрольная работа

Описание работы

Надзор прокурора за исполнением законов в рассматриваемой сфере осуществляется в определенных формах. Под формами надзора понимается целенаправленная деятельность прокурора по предупреждению, выявлению и устранению нарушений закона при осуществлении ОРД, производстве дознания и предварительного следствия путем предоставленных ему полномочий.
Полномочия прокурора устанавливаются Уголовно-процессуальным Кодексом Республики Беларусь (далее: УПК), Законом Республики Беларусь «О прокуратуре» (далее: Закон О прокуратуре) и другими нормативными правовыми актами. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в процессе дознания и предварительного следствия носят властно-распорядительный характер .

Содержание

1. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ……………….……………………………………………..….3
2. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «НАБЛЮДЕНИЕ»…....10
ЗАДАЧА………………………………………………...…………………………12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………...………………………16

Работа содержит 1 файл

КОНТРА.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

     Оперативно-розыскные  мероприятия (далее: ОРМ) — это составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач.

     В ч.6 ст.5 Закона об ОРД раскрыто понятие ОРМ «наблюдение» - это визуальное и иное восприятие и фиксация значимых для решения задач оперативно-розыскной деятельности явлений, деяний, событий, процессов [4].

     Наблюдение  предполагает визуальное, электронное  или комплексное слежение, контроль и (или) фиксацию действий, событий, фактов, обстановки в целях получения информации о признаках преступной деятельности, связях наблюдаемого, маршрутах передвижения, месте хранения похищенного и другой информации, необходимой для решения задач ОРД.

     Объектами наблюдения являются люди, их внешние  признаки, как статические, так и динамические, внешние проявления их эмоционального состояния, характера, темперамента, навыков и др., а также их действия, в том числе образующие признаки и способы подготовки, совершения и сокрытия преступления. Объектами наблюдения могут быть явления и события, в том числе экспериментально вызываемые, их результаты, процесс следообразования [1 с.23].

     Наблюдение  может быть как непосредственным, так и опосредованным. При непосредственном наблюдении должностное лицо лично воспринимает объект, и информация об объекте поступает к нему без промежуточных звеньев. Опосредованное наблюдение предполагает восприятие информации через других лиц, дающих информацию о наблюдаемом лице или событии. Опосредованное наблюдение проводится при помощи лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, а также сотрудниками специальных подразделений, специализирующихся на проведении этого ОРМ.

     В процессе визуального наблюдения могут  применяться кино-, фото-, видеоаппаратура, а также средства аудиозаписи, аппаратные средства слухового контроля разговоров наблюдаемых.

     Само  наблюдение как ОРМ в современных  условиях не ограничивается непосредственным зрительным и слуховым восприятием  информации об интересующем оперативника объекте, а охватывает также электронный, радиолокационный и иные виды технического контроля, осуществляемого как на открытой местности, так и в замкнутом пространстве. Наблюдение как способ восприятия информации характерно для любого ОРМ. И это естественно, поскольку основной объем информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения и слуха, в том числе с помощью технических средств.

     Наблюдение  как один из общенаучных методов  исследования является составной частью таких ОРМ, как исследование предметов и документов, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, оперативное внедрение и оперативный эксперимент.

     Элементы  наблюдения, используемые при проведении других ОРМ, например опроса, наблюдения как ОРМ не образуют [1, с.23].

 

ЗАДАЧА

     В суд обратился гражданин Н. о  том, что нарушено его право на тайну телефонных и иных переговоров. Судья потребовал от оперативно-розыскного органа представить оперативно-служебные документы, подтверждающие законность ограничения конституционного права гражданина.

     Вправе  ли судья истребовать оперативно-служебные  документы? Обоснуйте нормами нормативного акта.

     Дайте краткую характеристику данному  оперативно-розыскному мероприятию.

       РЕШЕНИЕ 

     Правом  обжалования в судебном порядке  действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность согласно ч. 3 ст. 6 Закона об ОРД наделены две категории лиц:

     - лица, которым было отказано в предоставлении запрашиваемых сведений;

     - лица, полагающие, что сведения получены не в полном объеме.

     Одновременно  законодатель устанавливает и две  различные процедуры обжалования  действий органов, осуществляющих ОРД:

     - первая - для лиц, полагающих, что действия органов, осуществляющих ОРД, привели к нарушению или ограничению их прав и свобод (ч. 2 ст. 6 Закона об ОРД);

     - вторая - для лиц, которым было отказано в выдаче запрашиваемых сведений либо сведения были предоставлены не в полном объеме (ч. 3 ст. 6 Закона об ОРД).

     Таким образом, в судебном порядке могут быть обжалованы:

     - действия органов, осуществляющих ОРД, приведшие к нарушению или ограничению прав и свобод личности (ч. 2 ст. 6 Закона об ОРД);

     - отказ органа, осуществляющего ОРД, предоставить запрашиваемые сведения (ч. 3 ст. 6 Закона об ОРД);

     - неполнота, с точки зрения заявителя, полученных сведений (ч. 3 ст. 6 Закона об ОРД).

     Обязанность доказывания обоснованности отказа в предоставлении лицу сведений, в  том числе их объема, в процессе рассмотрения дела в суде возлагается на соответствующий орган, осуществляющий ОРД.

     Правомерность отказа в выдаче информации заинтересованному  лицу и объем предоставленной  информации оцениваются судом с  соблюдением требований Закона Республики Беларусь «О государственных секретах» № 170-З (далее: Закон о гос. секретах) и ст. 17 Закона об ОРД. Заявление будет считаться необоснованным, если заявитель был проинформирован о результатах ОРМ в пределах, установленных ч. 3 ст. 6 Закона об ОРД, а он требует, к примеру, доступа к оперативно-служебным документам, делам оперативного учета и т.п. Истребование гражданами информации об осуществленных в отношении их ОРМ не должно вести к разглашению государственных секретов и конспиративного характера осуществляемых оперативно-розыскных мероприятий.

     Органы, осуществляющие ОРД, обязаны в соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона об ОРД предоставлять оперативно-служебные документы судье в целях объективного исследования обстоятельств проведения ОРМ и обоснованного принятия решения по исковому заявлению заинтересованного лица. Это правило распространяется на случаи обращения в суд лиц, подпадающих как под ч. 2, так и под ч. 3 ст. 6 Закона об ОРД. Объем предоставляемых оперативно-служебных документов ограничивается только теми, которые содержат информацию о проводимых ОРМ в отношении истца и в предоставлении которых ему было отказано.

     Механизм  предоставления судье указанных  сведений вышеназванная норма не устанавливает, поэтому необходимо руководствоваться Законом о гос. секретах и ведомственными нормативными актами, устанавливающими порядок обращения с информацией, составляющей государственную тайну. Использование этих сведений в судебном заседании также регулируется правилами секретного делопроизводства.

     При этом ответственность за разглашение  сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством несут лица, виновные в этом, т.е. как должностные лица органов, осуществляющих ОРД, так и судьи.

     - ст. 11 Закона об ОРД устанавливает право правоохранительных органов ограничивать конституционные права граждан на неприкосновенность личной (частной) жизни. В частности, «ОРМ, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре организаций, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов внутренних дел и государственной безопасности в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь и соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность».

     Таким образом, лишь специально уполномоченные органы наделены правом проводить мероприятия по ограничению неприкосновенности личной (частной) жизни граждан. Такие органы определены в ст. 7 Закона об ОРД.

     Среди ОРМ выделяют: наблюдение, слуховой контроль, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи.

     В ходе проведения ОРМ используются информационные системы, видео- и аудиозапись, киносъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие вреда здоровью людей и окружающей среде.

     Более конкретно случаи санкционированного прослушивания и записи переговоров  раскрыты в п.п. 1, 2 ст. 214 Уголовно-процессуального Кодекса РБ:

     1. По уголовным делам о тяжких  и особо тяжких преступлениях, если имеются достаточные основания полагать, что переговоры с использованием технических средств связи и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для дела, с санкции прокурора или его заместителя допускаются прослушивание и запись данных переговоров.

     2. О необходимости осуществления  прослушивания переговоров и  их записи следователь, орган дознания выносят мотивированное постановление, в котором указываются уголовное дело и основания, по которым должно производиться данное следственное действие; фамилия, имя, отчество лиц, чьи переговоры подлежат прослушиванию и записи и в течение какого срока; учреждение, которому поручается техническое осуществление прослушивания и записи переговоров.

     За  нарушение тайны телефонных переговоров  или иных сообщений ст. 203 Уголовного Кодекса РБ предусматривает наказание в виде общественных работ или штраф, или исправительные работы на срок до одного года, или арест на срок до трех месяцев. А те же деяния, совершенные с использованием технических средств, предназначенных для негласного получения информации, либо должностным лицом с использованием своих должностных полномочий наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы на срок до двух лет.

 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вагин, О.А. Оперативно-розыскные мероприятия и использование их результатов: учебно-практическое пособие / О.А. Вагин, А.П. Исиченко, Г.Х. Шабанов. — М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2006. — 119 с.
  2. Кеник, Л.А. Прокурорский надзор: учеб. пособие / А.А. Кеник. - Мн.: Амалфея, 2005. - 512 с.
  3. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.). – Мн.: Амалфея, 2006. - 48с.
  4. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Респ. Беларусь, 9 июл. 1999 г., № 289-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 31 дек. 2009 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
  5. О государственных секретах: Закон Респ. Беларусь, 19 июл. 2010 г., № 170-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
  6. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 8 мая 2007 г., № 220-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 3 июл. 2011 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
  7. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь принят Палатой представителей 24 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 18 июл. 2011 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
  8. Уголовный кодекс Республики Беларусь принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 3 июл. 2011 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

Информация о работе Основы оперативно-розыскной деятельности