Основы оперативно-розыскной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:04, контрольная работа

Описание работы

Надзор прокурора за исполнением законов в рассматриваемой сфере осуществляется в определенных формах. Под формами надзора понимается целенаправленная деятельность прокурора по предупреждению, выявлению и устранению нарушений закона при осуществлении ОРД, производстве дознания и предварительного следствия путем предоставленных ему полномочий.
Полномочия прокурора устанавливаются Уголовно-процессуальным Кодексом Республики Беларусь (далее: УПК), Законом Республики Беларусь «О прокуратуре» (далее: Закон О прокуратуре) и другими нормативными правовыми актами. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в процессе дознания и предварительного следствия носят властно-распорядительный характер .

Содержание

1. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ……………….……………………………………………..….3
2. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «НАБЛЮДЕНИЕ»…....10
ЗАДАЧА………………………………………………...…………………………12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………...………………………16

Работа содержит 1 файл

КОНТРА.doc

— 99.50 Кб (Скачать)
 
 

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

    по  курсу «Основы оперативно-розыскной деятельности» 

СОДЕРЖАНИЕ

                           стр

  1. Прокурорский надзор за деятельностью органов,

осуществляющих  оперативно-розыскную 

деятельность……………….……………………………………………..….3

  1. Оперативно-розыскное мероприятие «наблюдение»…....10

ЗАДАЧА………………………………………………...…………………………12

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………...………………………16

 

  1. Прокурорский надзор за деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

     Надзор  прокурора за исполнением законов  в рассматриваемой сфере осуществляется в определенных формах. Под формами надзора понимается целенаправленная деятельность прокурора по предупреждению, выявлению и устранению нарушений закона при осуществлении ОРД, производстве дознания и предварительного следствия путем предоставленных ему полномочий.

     Полномочия  прокурора устанавливаются Уголовно-процессуальным Кодексом Республики Беларусь (далее: УПК), Законом Республики Беларусь «О прокуратуре» (далее: Закон О прокуратуре) и другими нормативными правовыми актами. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в процессе дознания и предварительного следствия носят властно-распорядительный характер [2, с.237].

     Осуществление надзора за исполнением законов  в сфере оперативно-розыскной  деятельности (далее: ОРД) предполагает, прежде всего, знание прокурорами ее содержания и нормативной основы. Закон Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» от 9 июля 1999 г., № 289-З (далее: Закон об ОРД) определяет ее как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченными на то законом в пределах их компетенции посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств [4].

     Задачами  ОРД являются: предупреждение, выявление, пресечение преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; розыск лиц, скрывающихся от органов уголовного преследования и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, ответчиков, должников по гражданским делам, а также без вести пропавших; охрана государственных секретов; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь (ст. 3 Закона об ОРД).

     Органы, осуществляющие ОРД, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные о лицах, необходимые для принятия следующих решений:

1) допуске к сведениям, составляющим государственные секреты;

2) допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;

3) допуске к участию в ОРД;

4) установлении или поддержании с лицом отношений сотрудничества;

5) обеспечении безопасности должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, и их близких, а также лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, и их близких [4].

     Руководствуясь  этими указаниями закона, прокурор, осуществляющий надзор в сфере ОРД, должен следить за тем, чтобы она не выходила за свои пределы. Не менее важно учитывать и указания закона о том, какие государственные органы наделены правом на ОРД. К таким органам относятся:

  1. органы внутренних дел;
  2. органы государственной безопасности;
  3. органы пограничной службы;
  4. Служба безопасности Президента Республики Беларусь;

   - Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь;

  1. органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
  2. таможенные органы;
  3. органы внешней разведки Министерства обороны Республики Беларусь.

     Содержание  ОРД составляют оперативно-розыскные мероприятия. Их исчерпывающий перечень дан в ст. 11 Закона об ОРД.

     Задачи  прокурорского надзора в сфере  ОРД тесно связаны с его предметом.

     В соответствии с Законом О прокуратуре предметом надзора за исполнением законодательства при осуществлении ОРД является соответствие законодательству правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц, осуществляющих ОРД.

     Оперативно-розыскная деятельность не должна нарушать конституционные права и свободы человека и гражданина. Исключение составляют случаи, оговоренные в Конституции Республики Беларусь. Так, провозглашая право каждого на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, ст. 28 Конституции РБ предусматривает ограничение этого права только на основании судебного решения. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих конституционные права граждан, при отсутствии постановления судьи, является нарушением не только норм Закона об ОРД, но также ст. 28 Конституции РБ.

     При проведении проверок прокурорам необходимо обращать внимание на то, как соблюдаются  другие права и свободы человека и гражданина, провозглашающее право на частную собственность и запрещающее лишать гражданина его имущества иначе как по решению суда.

     Наибольший  объем в работе прокурора по надзору  за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, занимает проверка соблюдения установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий.

     Правовой  порядок проведения оперативно-розыскных  мероприятий определяется общими и специальными правилами, свойственными только конкретным видам этих мероприятий. Общими правилами порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий являются наличие для этого оснований, предусмотренных в ст.12 Закона об ОРД.

     Помимо  выяснения вопроса о том, имелось  ли какое-либо из оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия, прокурор обращает внимание на соблюдение порядка, который определен для него законом.

     Прокурор  не в праве давать оценку тому, как  организовано то или иное оперативно-розыскное  мероприятие, целесообразности избранной  тактики его проведения, достаточности  задействовавшихся сил и средств. Однако прокурор не должен оставлять  без внимания факты явной противозаконной тактики проведения оперативно-розыскного мероприятия, например использование для организации засады или наблюдения квартиры без согласия на то ее владельца.

     Согласно  ст. 4 Закона об ОРД оперативно-розыскная  деятельность осуществляется на принципах законности, соблюдения прав и свобод личности, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Соблюдение перечисленных принципов также входит в предмет прокурорского надзора [2, с.435].

     В предмет прокурорского надзора входит законность следующих решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД:

  • о заведении, приостановлении и прекращении дел оперативного учета;
  • о проведении и прекращении оперативно-розыскных мероприятий;
  • о предоставлении документов оперативно-розыскных мероприятий органу дознания, следователю или в суд;
  • о рассекречивании сведений об использованных или используемых при проведении оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и документах ОРД, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о нештатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий;
  • об уничтожении материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения.

     В предмет прокурорского надзора  не входит решение судьи об удовлетворении ходатайства органа, осуществляющего ОРД, об обследовании жилища, о прослушивании телефонных переговоров, о снятии информации с технических каналов связи, о контроле почтово-телеграфной корреспонденции [2, с.435].

     В соответствии со ст.29 Закона о прокуратуре при осуществлении надзора за исполнением законодательства органами и должностными лицами, осуществляющими ОРД, Генеральный прокурор и уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции имеют право:

  • проверять дела оперативного учета, другие материалы и документы, связанные с ОРД, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступные организации, негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий,-
  • давать санкцию либо отказывать в даче санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий в случаях, определенных законом;
  • продлевать сроки проведения оперативно-розыскных мероприятий;
  • давать письменные указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам;
  • требовать письменные объяснения от должностных и иных лиц о нарушениях законодательства, допущенных при осуществлении ОРД;
  • знакомиться со сведениями о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступные организации, негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, только в случае их обращения с заявлениями и жалобами на незаконные действия работников органов, осуществляющих ОРД, или привлечения их к уголовной ответственности в порядке, предусмотренном законодательством;
  • отменять незаконные постановления о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
  • требовать от руководителей органов, осуществляющих ОРД, проведения проверок исполнения законодательства при осуществлении ОРД. О результатах проведения проверок руководители указанных органов письменно информируют прокурора [6].

     При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера Генеральный прокурор и уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции принимают следующие меры прокурорского реагирования:

  • опротестовывают противоречащие законодательству постановления, иные правовые акты органов и должностных лиц, осуществляющих ОРД;
  • в установленном порядке вносят представления, выносят предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения органами и должностными лицами, осуществляющими ОРД;
  • выносят постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении или дисциплинарного производства, привлечении к материальной ответственности;
  • выносят постановления о возбуждении уголовных дел [2, с.239].

     Прокурорская  проверка соблюдения законности при  осуществлении оперативно-розыскной деятельности всем оперативным подразделением проводится в случаях получения данных о распространенности нарушений закона при производстве оперативно-розыскных мероприятий или непринятии их по многим делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, оставшихся нераскрытыми. Эти данные могут появиться в результате проверки материалов конкретных дел оперативного учета; анализа статистических показателей, отражающих работу уголовного розыска, подразделений борьбы с экономическими преступлениями, налоговой полиции; изучения уголовных дел.

     Актами  прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, являются:

  • письменные указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
  • письменные требования об отмене незаконного постановления, принятого при проведении оперативно-розыскной деятельности;
  • представление об устранении выявленных нарушений закона;
  • протест, принесенный в связи с признанием противоречащим закону нормативного акта, изданного в сфере ОРД;
  • возбуждение уголовного дела в отношении должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, или сотрудничающих с ними на конфиденциальной основе при обнаружении признаков совершения ими преступления в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий [2, с.236].
  •  
  1. Оперативно-розыскное мероприятие «наблюдение»

Информация о работе Основы оперативно-розыскной деятельности