Основные теории происхождения государства

Автор: m***********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будут рассмотрены теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Основные причины многообразия теорий о происхождении государства………………………………………………………………………..5
Глава 2. Основные теории происхождения государства: ……………………10
§ 1. Теологическая теория;…………………………………………….. 10
§ 2. Патриархальная теория;……………………………………………17
§ 3. Договорная теория;…………………………………………………18
§ 4. Теория насилия;……………………………………………………. 29
§ 5. Классовая теория;………………………………………………….. 37
§ 6. Психологическая теория;………………………………………….. 41
§7. Органическая теория. ……………………………………………….43
Заключение…………………………………………………………………….…45
Библиография…………………………………………………………………….47

Работа содержит 1 файл

курсовая тгп1.doc

— 199.00 Кб (Скачать)
p align="justify">     Психологическая теория государства и права рассматривала  народ как пассивную инертную массу, ищущую подчинения.

     В своих работах по теории государства  и права Петражицкий подразделяет право на автономное (или интуитивное) и на позитивное (гетерономное) . Автономное право образует переживания, исполняющиеся  по зову внутреннего “голоса” совести. Позитивное правовое представление имеет место тогда, когда оно основано на чужом авторитете, на внешнем нормативном акте.

     По  Петражицкому, право выполняет распределительную  и организационную общественные функции. Содержание распределительной функции выражается в том, что правовая психика наделяет граждан материальными и идеальными благами: неприкосновенностью личности, свободой совести, свободой слова и другими. Организационная функция права состоит в наделении субъектов властными полномочиями.

     Несмотря  на известную теоретическую сложность  и “замкнутость” на психологической  стороне правовых явлений общественной жизни, многие принципиальные положения  теории Петражицкого, в том числе  и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются современной теорией государства и права.  
 

     § 7. Органическая теория 

     Представления о государстве как своеобразном подобии человеческого организма  были сформулированы первоначально  ещё древнегреческими мыслителями. Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека как существа изолированного. Образно свои взгляды он аргументировал следующим сравнением: как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства.

     Суть  органической теории такова: общество и государство представлены как организм, и поэтому их сущность, возможно, понять из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено, но аналогии с закономерностями анатомии и физиологии.

     Органическая  теория, видным представителем которой  является Герберт Спенсер, в окончательном  виде была сформулирована в XIX веке. По мнению Г. Спенсера, государство есть некий общественный организм, состоящий  из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Важной стороной данной теории является утверждение о том, что государство образуется одновременно со своими составными частями - людьми - и будет существовать, пока существует человеческое общество. Государственная власть - это господство целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия своего народа. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности, составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма. * Такое представление о государстве с первого взгляда может показаться наивным и ненаучным. Однако в нем есть существенное рациональное зерно, к которому нашей науке, возможно, придется возвратиться. Утверждение Спенсера о том, что теория государства станет научной лишь при условии, если она воспримет методологию и понятия естественных наук, не лишено объективного смысла. Во-первых, законы социальной жизни предопределяются законами естественными. Человек становится существом общественным, будучи уже биологически сформированным индивидом обладающим волей и сознанием. Первично он являлся творцом природы, затем членом общества, а затем гражданином государства. Понятно, что исчезновение человека как биологического вида одновременно будет означать гибель и общества, и государства. Следовательно, в общественной жизни необходима гармония естественных и социальных законов человеческого развития.

     Во-вторых, органическая теория довольно четко вводит в понятие об обществе и государстве системный признак. Подавляющее большинство ее сторонников считает, что общество и его государственная организация - это сложная система, состоящая из взаимодействующих и взаимообусловленных элементов.

     В-третьих, органической теорией обосновывается (Спенсер) дифференциация и интеграция общественной жизни. Одно из важных ее положений состоит в том, что разделение труда ведет к дифференциации общества. С другой стороны, интеграция объединяет людей в государство, посредством которого они могут удовлетворять и защищать свои интересы.

     В настоящее время органическая теория, хотя и не пользуется прежней популярностью, но, однако, имеет до сих пор хождение на Западе.  
 
 

     Заключение 

     Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

     Государство явление многогранное. Рассмотренные  нами теории по разному объясняют  причины происхождения государства. Попытка их обобщение и осмысления в рамках одной универсальной теории вряд ли возможно, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства.

     История цивилизации знает десятки, сотни  правовых теорий. Глубокие умы человечества в течении веков бились над разгадкой феномена права, раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием человеческой культуры, стремлением научной мысли проникнуть в самую сердцевину человеческих отношений.

     В наиболее общем виде все разнообразие взглядов на разнообразие права и государства может быть сведено к противостояний двух исходных принципиальных позиций. Одна из них заключается в объяснение государства и права как средств силы, средств преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка прежде всего путем насилия, путем принуждения. С этой точки зрения государство и право является орудиями и средствами в руках одной части общества для провидения своей воли, для подчинения этой воли других членов общества. Суть государства и права составляет силу принуждения, подавления. Наиболее четко и последовательно эта позиция обоснована теорией насилия. Вторая точка зрения состоит в том, что государство и право обеспечивает порядок в обществе путем снятия противоречия, достижения социальных компромиссов. С этой позиции в деятельности государства, функционирование права выражается общие скоординированные интересы различных групп общества. Суть государства и права составляет общественное согласие, компромисс. Наиболее четко эта позиция обоснована теорией общественного договора.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиография

Нормативный материал

Национальные  акты:

  1. Конституция Российской Федерации [ Текст].- М.: Приор, 2001.- 32 с.
 

Специальная литература 

Книги одного или двух авторов:

  1. Алексеев С. С. Государство и право.- М., 1993. - 325 с.
  2. Лазарев В. В. Общая теория права и государства - М.: Юрист, 1994. - 360 с.
  3. Лившиц Р. З. Теория права - М.: БЕК, 1994. - 224 С.
  4. Марченко М. Н. Теория государства и права. - М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.- 476 с.
  5. Новицкий И. Б. Римское право. М., 1993. – 236 с.
  6. Храпанюк В. Н. Теория государства и права М., 1993.-532 с.
  7. Советский Энциклопедический словарь - М.: Советская энциклопедия, 1989. - 1632 С.
 

Отдельный том:

  1. Алексеев С. С. Общая теория права. В 2 т, т. 1.- М., 1981 г. -435 с.
 
 
 
 

    

Информация о работе Основные теории происхождения государства