Основные теории происхождения государства

Автор: m***********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будут рассмотрены теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Основные причины многообразия теорий о происхождении государства………………………………………………………………………..5
Глава 2. Основные теории происхождения государства: ……………………10
§ 1. Теологическая теория;…………………………………………….. 10
§ 2. Патриархальная теория;……………………………………………17
§ 3. Договорная теория;…………………………………………………18
§ 4. Теория насилия;……………………………………………………. 29
§ 5. Классовая теория;………………………………………………….. 37
§ 6. Психологическая теория;………………………………………….. 41
§7. Органическая теория. ……………………………………………….43
Заключение…………………………………………………………………….…45
Библиография…………………………………………………………………….47

Работа содержит 1 файл

курсовая тгп1.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

     Согласно  теории насилия наряду с данными  процессами развития общества и государства  протекает также процесс дальнейшей эволюции частной собственности. Она  рассматривается Л. Гумпловичем и его последователями не иначе, как некое орудие или средство в руках государственной власти.

     Не  оспаривая процесс эволюции общества, государства и собственности, следует  обратить внимание на спорность решения  вопроса о соотношении собственности и власти. Исторический опыт не подтверждает тезиса, выдвигаемого сторонниками теории насилия, о том, что государственная власть порождает частную собственность, а не наоборот. Не подтверждается тезис и о том, что собственность является орудием государственной власти. Все обстоит как раз наоборот. Собственность, в конечном счете, обусловливает как само появление государственной власти, так и ее характер. Собственность в основном определяет и ее служебную роль.

     Можно по-разному относиться к научным исследованиям К. Маркса и Ф. Энгельса, а также к их философским обобщениям и выводам. Но не подлежит ни какому сомнению многократно подтвержденный самой жизнью их вывод, сделанный на примере Англии, о том, что собственность “правит аристократией”. Именно она “дает возможность купцам и фабрикантам намечать депутатов для больших, а частью и для мелких городов; собственность дает им возможность усиливать свое влияние с помощью подкупа” . Почему это происходит? Потому, что “народ еще не осознал ясно существо собственности, потому, что он вообще еще, - по крайней мере в деревне, - духовно мертв и потому мириться с тиранией собственности” . Частично данные выводы справедливы и для современной России.

     Говоря  о теории насилия вообще и об учении Л. Гумпловича, в частности, следует заметить, что ее сторонники по разному характеризуют исторически первые и современные государство и право. Если раннее государство и право Л. Гумплович считал инструментами насилия, господства одних над другими, закабаления и угнетения, то более поздние и современные ему капиталистические он, во многом противореча самому себе, не считал таковыми.

     Развитие, по Гумпловичу, идет по направлению  все более возрастающего “равноправия низших слоев с высшими, подвластных с властвующими”. Все больше смягчаются формы и методы властвования. Постепенно образуется “современное культурное государство” . Складываются такие его черты и особенности, как режим парламентаризма и законности, равноправие граждан, доступ их к управлению делами общества и государства и др. Исходными причинами и условиями становления такого либерального государства считается, однако, насилие.

     Теория  насилия, равно как ранее рассмотренная  естественно правовая теория, отражают взгляды лишь некоторых слоев  общества и их представителей на природу государства и на его происхождение.

     Наряду  с ними в мире всегда существовали и существуют другие довольно известные  теории. Среди них можно назвать, в частности, патриархальную теорию, основателем которой по праву  считается древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.). Согласно учению аристотеля государство, являясь продуктом естественного развития, возникает р результате появления и разразстания семьи. В основе образования государств лежит естественное стремление людей к взаимному общению.

     Последнее приводит к тому, что из нескольких семей складывается селение или  род, а из всех селений или родов  образуется государство. Государство, по Аристотелю, является высшей формой общения, обнимающей собой все другие образования и формы общения. Оно “появляется лишь тогда, когда образуется общение ме6жду семьями и родами ради благой жизни”.

     Отвергать полностью теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на основании исторического  опыта, который подтверждает, что  завоевание одних народов другими являлось реальным фактором существования государственности исторически длительное время (например Золотая Орда). Элемент насилия, как внутреннего, так и внешность, объективно присутствовали ми сопровождали процесс любого государства (римское, древнегерманское государство, Киевская Русь). В более позднее время непосредственное насилие сыграло решающую роль в образовании американского государства: борьба между Севером и рабовладельческим Югом в итоге привела к образованию США. Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют игнорировать ее научные положения.

     Абсолютизируя роль насилия в истории, данная теория не учитывает того, что очень многие государства и правовые системы раньше и сейчас создаются и развиваются отнюдь не в результате завоевания извне или иным насильственным путем.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     § 5. Материалистическая (классовая) теория 

     Материалистическая (классовая) теория исходит из того, что государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.

     Суть  теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право - обычаям. В материалистической теории государство не навязывается обществу из вне, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственности и социальным расслоением общества по имущественному признаку(с появлением богатых и бедных) интересы различных социальных групп стали противоречить друг другу. В складывающихся новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом. Появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Поэтому общество, состоящее из экономически неравных социальных слоев, порождает особую организацию, которая поддерживая интересы имущих, сдерживает противоборство зависимой части общества. Такой особой организацией стало государство.

     По  утверждению представителей материалистической теории оно является исторически  преходящим, временным явлением и отомрет с исчезновением классовых различий.

     Материалистическая  теория выделяет три основные формы  возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.

     Афинская  форма - классическая. Государство возникает  непосредственно и преимущественно из классовых противоречий формирующихся внутри общества.

     Римская форма отличается тем, что родовое  общество превращается в замкнутую  аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах которого возникает государство.

     Германская  форма - государство возникает как  результат завоевания обширных территорий для государства над которыми родовой строй не дает ни каких  средств.

     Основные  положения материалистической теории представлены представлены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса.

     Классовость и экономическая обусловленность  права является важнейшим принципиальным положением марксистской теории. Основным содержанием этой теории является представление  о том, что право является продуктом классового общества; выражением и закреплением воли экономически господствующего класса. При данных отношениях “господствующие индивиды... должны конституировать свою силу в виде государства и придать своей воле... всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона”. То есть, возникновение и существование права объясняется необходимостью закрепления воли экономически господствующего класса в виде законов и нормативным регулированием общественных отношений в интересах этого класса. “Право есть лишь возведенная в закон воля”.

     Впоследствии  положения марксисткой теории прочно вошли в отечественное право. На основе классового признака права  делался вывод, что в обществе, где отсутствуют антагонистические  классы, в праве выражается воля всех дружественных классов и слоев общества, руководимых рабочим классом.

     Право полностью только тогда, когда общество осуществит правило: “от каждого  по способности, каждому по потребностям” , то есть когда люди настолько привыкнут  к соблюдением основных правил общежития, что они добровольно будут трудиться по способностям.

     Материалистическая  теория ограничивает жизнь права  историческими рамками классового общества. Она считает, что право - исторически преходящее явление, которое  необходимо обществу лишь на определенном этапе его развития. С исчезновением классов, оно утратит полностью свою социальную ценность. Марксистско-ленинская теория утверждает, в полной мере определяемое его волей.

     Заслугой  марксизма являются постулаты о  том, что право - это необходимый инструмент обеспечения экономической свободы индивида, являющийся “беспристрастным” регулятором отношений производства и потребления. Его нравственные основы в цивилизованном мире учитывают и реализуют объективные потребности общественного развития в рамках дозволенного и запрещенного поведения участников общественных отношений.

     Представители других концепций и теорий происхождения  государства считают положения  материалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитывают  психологических, биологический, нравственных, этнический и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение государства. Тем не менее, считает Шершеневич, огромная заслуга экономического материализма состоит в доказательстве выдающегося значения экономического фактора, благодаря которому “в конечном счете” можно увязать “даже высокие и благородные чувства человека с материальной стороной его существования”. “Во всяком случае, - продолжает Шершеневич, - экономический материализм представляет одну из самых крупных гипотез в учении об обществе, способную лучше всего объяснить массу общественных явлений”.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     § 6. Психологическая теория 

     Психологическая теория государства и права возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX первой половине XX века. Ее наиболее крупный представитель русский государствовед и правовед Л. Петражитский (1867 - 1931 гг.).

     Ее  сторонники определяют общество и государство  как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.

     В действительности же объяснить причины  возникновения и функционирования государства только с психологической точки зрения вряд ли возможно. Понятно, что все общественные явления разрешаются на основе психических актов людей и вне их нет ничего общественного. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической теорий. Однако попытка свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии - такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве.

     Государство - явление чрезвычайно многогранное. Причины его возникновения объясняются  многими объективными факторами: биологическими, психологическими, экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими. Их общее научное осмысление вряд ли возможно в рамках какой-то одной универсальной теории, хотя в истории человеческой мысли такие попытки делались, и довольно успешно (Платон, Аристотель, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель, Марке, Плеханов, Бердяев).

     Суть  психологической теории заключается  в том, что она пытается объяснить  возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями  людей.

     Какие это переживания и потребности? Это потребность властвования у одних и потребность подчинения у других. Это осознание необходимости потребность послушания, повиновения определённым лицами в обществе. Потребность следовать их указаниям.

<

Информация о работе Основные теории происхождения государства