Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:13, контрольная работа
Многообразие противоправных проявлений, сложность процесса их выявления и пересечения предполагает не только повсеместное и непрерывное совершенствование законодательной базы, но и использование в борьбе с ними возможностей различных государственных органов, специальным предназначением которых является осуществление правоохранительной деятельности.
Это был первый в истории российской прокуратуры нормативный акт, специально посвященный регламентированию организации и деятельности органов прокурорского надзора. В юридической литературе по вопросам прокурорского надзора советского периода принято считать, что принципы организации и деятельности органов прокуратуры были выработаны В.И.Лениным в письме «О «двойном» подчинении и законности» от 20 мая 1922г. Письмо было направлено Сталину для Политбюро в связи с тем, что большинство комиссии ВЦИК, разрабатывавшей проект «Положения», признало необходимым подчинить местных прокуроров не только центральной прокурорской власти, но и местным губисполкомам. Предлагалось лишить прокуроров права опротестовывать с точки зрения законности любые решения местных властей.
Государственная
прокуратура была учреждена не в
качестве самостоятельного органа, а
в составе Народного
Определенные трудности
До 1933 г. прокуратура не была самостоятельным органом и длительное
время находилась в системе органов юстиции. С образованием Союза ССР, наряду с другими общесоюзными государственными органами, были учреждены Верховный Суд СССР и Прокуратура Верховного Суда СССР.
После
обретения автономного
«Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 г. «Об образовании Народного Комиссариата Юстиции Союза ССР» органы прокуратуры были окончательно выделены из системы народных комиссариатов юстиции союзных и автономных республик и полностью подчинены непосредственно Прокурору Союза ССР.
С созданием в 1938 году усовершенствованной
системы органов прокуратуры,
прокуроры союзных республик,
областей стали назначаться
Законы «О прокуратуре СССР»
Отказом от сталинской уголовной политики в период так называемой «хрущевской оттепели» было новое «Положение о прокурорском надзоре в СССР», утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1955 г. Значение этого нормативного акта состоит в том, что в нем получили четкое нормативное определение задачи, принципы прокурорского надзора и его содержание; дан перечень основных направлений (отраслей) полномочий прокуроров в сфере общего надзора, надзора за соблюдением законов органами дознания и предварительного следствия, надзора за законностью и обоснованностью приговоров, решений, определений и постановлений судебных органов, надзора за законностью исполнения приговоров, надзора за соблюдением законности содержания в местах лишения свободы. Впервые в истории законодательства о прокуратуре в «Положении» были предусмотрены требования к образовательному и возрастному цензам для прокуроров. Ими могли быть лица, имеющие высшее юридическое образование и не моложе 25 лет. Исключение делалось для лиц, обучающихся в высших учебных заведениях юридического профиля. Они могли быть назначены на прокурорские должности только с согласия Генерального прокурора СССР. Указанные требования преследовали цель обеспечить высококвалифицированный кадровый состав органов прокуратуры. В 60-80-е годы в органах прокуратуры были не только достижения. Административно-командная система руководства страной вобравшая в себя волюнтаристские методы организации и деятельности не обошла вниманием и прокуратуру. Многим работникам прокуратуры и правоохранительных органов не хватило принципиальности, чтобы противостоять незаконному давлению и необоснованному вмешательству в их деятельность. Этим в основном и объясняются появившиеся в тот период факты привлечения к уголовной ответственности и арестов лиц, не совершавших преступлений, а позволивших себе сигнализировать о негативных фактах против должностных лиц. Также в 70-х и 80-х годах на органы прокуратуры было возложено множество не свойственных прокурорскому надзору обязанностей, которые в значительной степени отодвинули на второй план ее главные функции по надзору за законностью.
В 1979г. принимается Закон «О прокуратуре СССР», заменивший Положение о прокурорском надзоре 1955 г. Нормы законодательства о прокуратуре необходимо было привести в соответствие с отраслевым общесоюзным и республиканским законодательством, принятым в ходе правовой реформы конца 60-х и начала 70-х гг. Закон «О прокуратуре СССР» расширил сферу действия принципа коллегиальности, предусмотрел создание коллегий в Главной военной прокуратуре, прокуратурах автономных республик, краев, областей, городов (на правах прокуратур областей).
В
1987 г. Закон «О прокуратуре СССР»
был дополнен нормами, которые предусматривали
право прокуроров использовать предписания
и предостережения в качестве средств
реагирования на нарушения законов. Последним
общесоюзным законодательным актом, относящимся
к сфере регулирования организации и деятельности
прокуратуры, стал Указ Президиума Верховного
Совета СССР от 6 февраля 1989 г. «О структуре
прокуратуры Союза ССР». На базе Управления
общего надзора было создано несколько
самостоятельных управлений и отделов.
Кроме того, в структуре центрального
аппарата Прокуратуры СССР появилось
Управление по надзору за исполнением
законодательства о государственной безопасности
и по межнациональным и международно-правовым
вопросам.
После того, как распался СССР, эти изменения были восприняты при формировании структуры центрального аппарата Генеральной прокуратуры РФ. С этого момента заканчивается советский этап истории российской прокуратуры и начинается новый, современный этап, который знаменуется принятием 17 января 1992 г. Верховным Советом РФ Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации»3, внесшего существенные коррективы в правовое регламентирование содержания надзора, определение его направлений, полномочий прокуроров. Впервые на уровне закона получили решение вопросы материального и социального обеспечения прокурорских работников, порядок их (а также следователей прокуратуры) привлечения к уголовной и административной ответственности. Закон содержал специальный раздел, предусматривавший нормы об особенностях организации и обеспечения деятельности военной прокуратуры как составной части прокурорской системы. Однако вскоре после принятия указанного закона сложившаяся система органов прокуратуры оказалась под угрозой кардинального реформирования в связи с разработкой проекта Конституции РФ. В юридической литературе стали активно отстаивать идею ограничения функции прокуратуры уголовным преследованием, надзором за дознанием и предварительным следствием, а также поддержанием обвинения в судах. Раздавались голоса даже за ликвидацию прокуратуры как самостоятельной системы надзорных органов и вхождение их в структуру Министерства юстиции РФ. Эта позиция не нашла поддержки у законодателя. Но ее отголоски сказались на содержании конституционных норм, касавшихся прокуратуры. В Конституции РФ 1993 г. речь идет о прокуратуре лишь в одной статье, причем помещенной в гл. 7 «Судебная власть». Основной закон России провозгласил, что «прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации». Однако принцип независимости прокуроров от местных властей был ограничен, поскольку Конституция установила, что прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором по согласованию с ее субъектами. Согласно ч. 4 ст. 129 Конституции РФ полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом. В связи с Конституцией РФ 1993 г. Государственная Дума 8 октября 1995 г. приняла Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации».
В 1993—1994 гг. была разработана Концепция развития прокуратуры на переходный период4, преследовавшая цель сохранения и развития российской прокуратуры как многофункционального органа надзора за исполнением законов. Эта концепция в основном реализована в новой редакции Закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. Актуальность такого подхода обусловлена трудностями переходного периода в России, характеризующегося ослаблением контрольных механизмов государства, что повлекло серьезные негативные последствия в обеспечении законности и правопорядка, рост преступности и социальной напряженности. В основу реформирования российской прокуратуры на современном этапе положены следующие идеи: реформирование прокуратуры должно происходить в соответствии с задачами и параметрами строительства в России правового демократического государства; усиление влияния прокуратуры на состояние законности, правопорядка, защиты прав личности, интересов общества и государства, безусловно, находится в рамках обеспечения этих задач; задачей огромной политической важности является также реальная защита органами прокуратуры прав и свобод человека и гражданина, т.е. охраняя права и свободы граждан, прокуратура одновременно защищает общественные и государственные интересы и наоборот. Такова диалектика жизни в демократическом обществе. Все это обусловливает необходимость дальнейшего развития демократических принципов в деятельности органов российской прокуратуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С учетом изложенного, оценивая исторические этапы развития российской прокуратуры, можно определить ее место в системе государственно-правовых институтов, что имеет принципиальное значение для выяснения сущности прокурорского надзора, его организационно-правовых основ, форм и методов деятельности. В теоретических исследованиях последних лет просматривается два направления подходов, уточняющих правовой статус современной прокуратуры: 1) связано с идеей создания новой самостоятельной ветви власти. 2) реанимирует идею Петра I о подчинении прокуратуры главе государства - Президенту РФ.
Феномен прокуратуры любого государства следует оценивать в контексте социально-политических условий его функционирования, национальных традиций, особенностей правовой культуры народа и т.п. К такому выводу, в частности, пришли участники многосторонней встречи, организованной Советом Европы совместно с Генеральной прокуратурой РФ (8—9 января 1997 г.).5 Российская прокуратура рассматривалась ими как орган прокоммунистический, не подлежащий реформированию. При этом особенно ожесточенным нападкам подвергалась главная функция прокуратуры - функция надзора за законностью. Известно, что реформы в России проводятся под патронажем западных экспертов.
В
связи с этим уместно привести
слова А.И. Солженицына по поводу
поспешного перенимания западных форм
жизни в современной России: «...Уклад
чужой жизни невозможно скопировать, не
перерождаясь болезненно: он должен органически
вытекать из традиций страны».2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. ст. 129 п.1 – 5.
2) Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202 – 1 «О прокуратуре Российской Федерации»
3) Воронцов С.А. Правоохранительные органы и специальные службы Российской Федерации: история и современность. Ростов – на – Дону, 1999
4) Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Око государево. М., 1993
5) Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. В эпоху потрясений и реформ. Российские прокуроры. 1906—1917. М., 1996
6) Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Распятые революцией. Российские прокуроры XX века. 1922—1936. М., 1998
7) Казанцев С.М. История царской прокуратуры СПб, 1993
8) Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник для высших юридических учебных заведений / Под ред. В.П. Божьева, М., 2000
9) Прокуратура Российской Федерации. Концепция развития на переходный период. / Отв. ред. проф. Ю.И. Скуратов, М., 1994
10) Прокуратура в правовом государстве (Колл. авт.) М., 1997
11) Советская прокуратура: Сборник документов. М.: Юрид. лит., 1981.
12) Советская прокуратура. История и современность / Гл. ред. Р.А. Руденко. М.: Юрид. лит., 1977
13) Солженицын А. Россия в обвале. М., 1998
14) http://www.5ballov.ru/
Информация о работе Основные исторические этапы развития российской прокуратуры