2.3
Расследования на высшем уровне
Стратегии проведения
расследований на высшем уровне
направлена на отдельных лиц
и организации, ответственные
за производство, ввоз в распространение
больших количеств наркотических
веществ. Этот подход, в основном,
используется правоохранительными
агентствами на федеральном уровне
и на уровне штатов, а также
крупными полицейскими департаментами.
Поскольку это крупные операции,
занимающие много времени, требующие
перемещения по стране и специальной
экспертизы, они недоступны большинству
местных правоохранительных органов.
Однако при формировании целевых
рабочих групп, в состав которых
входят представители различных
ведомств, у местной полиции появляется
возможность принять участие
в крупных расследованиях.
Большое число
крупных расследований зависит
от тайных агентов или информаторов,
предоставляющих доказательства. Большое
жюри, решающее вопрос о предании
суду, часто используется для
оказания нажима на подозреваемых,
а электронные устройства - для
сбора данных, обычно недоступных
для тех, кто проводит расследование.
Все более обычным является
уделение особого внимания банковским
счетам и налоговой документации,
использованию законов о конспирации
и отправлению правосудия в соответствии
с могучими федеральными законами о рэкете,
организованной преступности и рецидивизме.
Стратегия проведения
крупных расследований является,
вероятно, наиболее эффективной,
когда она направлена на строго
централизованные структуры, занимающиеся
торговлей наркотиками. Эти организации
достаточно крупны, чтобы оправдать
использование огромных следственных
ресурсов, а успешное судебное
преследование руководителей этих
организаций может иметь влияние
на наличие наркотиков. Однако
опыт показал, что как и в
случае с расследованиями среднего
уровня, многие руководители наркосетей
продолжают свою деятельность
и в заключении, другие тотчас
же замещаются. В связи с этим
при проведении крупных расследований
основное внимание уделяется
двум тактикам: нацеленность на
всю сеть торговли наркотиками,
а не только на ее руководителей;
конфискация всего имущества/активов
этой сети, а не только произведение
арестов и изъятий. Использование
этих тактик скорее приведет
к ослаблению наркобизнеса в
нарушит приток незаконных наркотиков,
чей проведение ряда арестов
в изъятий.
Стратегия уничтожения
посевов проводится в жизнь
правоохранительными агентствами
различных уровней, но с существенными
различиями. Агентства штатов и
местные агентства в основном,
ограничиваются уничтожением посевов
конопли, поскольку именно она
по большей части культивируется
в США. Федеральные агентства
заняты участием в Международных
договорах и соглашениях, направленных
на сокращение культивирования
растении, на основе которых производится
героин и кокаин, в других частях
света. 5
Очевидным преимуществом
данной стратегия является то,
что производство и торговля
наркотиками пресекается в самом
начале, в принципе, этот подход
должен иметь наибольшее потенциальное
значение для поставки незаконных
наркотиков. Серьезные проблемы
практического плана мешают осуществлению
этой стратегии. Посевы подобных культур,
как правило, располагаются в удаленных
труднодоступных районах, а фермеры обычно
хотят переключаться на выращивание других
культур, поскольку это невыгодно. Обнаружение
и физическое уничтожение посевов сложно,
трудоемко, занимает много времени и может
быть опасным. Уничтожение же этих посевов
химическим путем часто имеет опасные
последствия для людей, животных, растений
и водных ресурсов. И даже когда в одном
конкретном месте удается уничтожить
подобные посевы, они тут же возобновляются
в другом.
Несмотря на
массовое уничтожение посевов
конопли в США и усилия, направленные
на уничтожение коки и опиумного
мака в Латинской Америке и
других странах, доказательств
того, что стратегия уничтожения
посевов привела к сокращению
употребления наркотиков или
их поставок, немного. Общий объем
поставок наркотиков, по-видимому, достаточен
для того,чтобы уничтожение посевов не
имело особого значения. Кроме того, успешное
уничтожение одной культуры может просто
заставить правонарушителей переключиться
на выращивание какой-либо другой.
Основная ответственность
за борьбу с контрабандой наркотиков
лежит на таких федеральных
агентствах как Администрация
по борьбе о наркотиками, Таможенная
служба, Береговая охрана и Пограничная
служба, хотя в действительности
большая роль отведена и многочисленным
правоохранительным агентствам
штатов и на местном уровне.
Кроме правоохранительных агентств,
осуществляющих этот вид деятельности
на всем протяжения границ
государства, в ней принимают
активное участие международные
аэропорты, а также небольшие
аэропорты, легкодоступные для
контрабандистов.
Ответственным
за борьбу в контрабандой наркотиков
приходится решать непростую
проблему: 12 тысяч миль международных
границ, более 270 миллионов человек,
пересекающих эти границы каждый
год, и более 420 биллионов тонн
грузов, ввозимых и вывозимых
ежегодно.
Люди, занимающиеся
контрабандой наркотиков, да и
сами эти наркотики просто
теряется на таком фоне, что
чрезвычайно затрудняет их обнаружение.
Такие методы как бортовой
радар, электронный контроль границ,
обнаружение наркотиков с помощью
собак, а также использование
"психологического профиля"
контрабандистов дает правильное
направление усилиям правоохранительных
агентств, однако не обеспечивает
эффективной охраны границ. Это
особенно верно для кокаина
и героина, которые менее громоздки,
чем конопля, и перевозятся в меньших объемах.
Пять традиционных
стратегий, используемых американскими
правоохранительными агентствами,
привели к многочисленным арестам,
осуждениям и изъятиям наркотиков,
однако вряд ли имела большое
или длительное влияние на
поставки незаконных наркотиков
или уровень их потребления.
Последние исследования показали,
что эти традиционные стратегии
следует дополнить пятью другими:
проблемно-ориентированной и общественно-ориентированной
полицейскими стратегиями, финансово-ориентированными
расследованиями в области наркотиков,
усилением международного сотрудничества
и сокращением спроса на наркотики. 6
Глава III Ориентация
полицейской деятельности в борьбе с оборотом
наркотиков
3.1 Проблемно
-ориентированная полицейская деятельность
В течение последнего
десятилетия отдельные полицейские
департаменты в CША приняли
на вооружение проблемно-ориентированный
подход к полицейской деятельности.
Эта стратегия предполагает сосредоточить
внимание на основных причинах,
порождающих преступность, инциденты
и беспорядок, а не на разборе
этих инцидентов как отвлеченных,
ни с чем не связанных событий.
Методология проблемно-ориентированной
полицейской деятельности заключается
в поиске этих основных причин,проблем,
их детальном анализе, приложении к ним
решений, а также оценке эффективности
этих решений. Относящиеся к делу причины
и проблемы включают страх, беспорядок,
ухудшение физического состояния окружающей
среды и неадекватное выполнение социальных
услуг, также как и более традиционные
и непосредственно связанные с преступностью
аспекты. Решение этих проблем может потребовать
помощи от других государственных и частных
агентств, а также весь диапазон полицейского
вмешательства.
Полицейские департаменты
в Атланте (Джорджия), Тампе (Флорида),
Филадельфии (Пенсильвания), Талсе
(Оклахома) и Сан Диего (Калифорния)
проводят эксперимент, по использованию
проблемно-ориентированной методологии
для решения таких специфических
задач как наркотики и жилищные
проблемы, наркотики и подростки,
существование притонов в заброшенных
зданиях.
Проблемно-ориентированный
подход можно считать особо
многообещающим, поскольку он требует
тщательного анализа перед осуществлением
каких-либо действий. Причем к
процессу решения проблемы рекомендуется
привлекать другие государственные
и частные организации. Тщательный
анализ дает правоохранительным
органам большие преимущества, поскольку
проблемы каждой конкретной общины
имеют свои отличительные черты и поскольку
характер употребления, розничной и оптовой
продажи, транспортировки, контрабанды
и производства различается в зависимости
от региона и типа используемого наркотика.
Полицейская Ассоциация проводит время
два эксперимента с использованием проблемно-ориентированного
подхода (в Окленде, Калифорния и Бирмингеме,
Алабама). Тактика, пригодная в одном регионе,
не обязательно годится в другие, а стратегии,
разработанные для борьбы с одним наркотиком,
могут оказаться бессильными в отношении
к другим. Стратегия и тактика должны быть
ориентированы на пользователя, ресурсы
целенаправленны, а вся работа должна
базироваться на тщательном проблемном
анализе. 7
Полицейскому
контролю за наркотиками может
существенно способствовать помощь
различных государственных и
частных агентств, включая различные
органы и отделы, занимающиеся
жилищными вопросами, отдыхом
и развлечениями, предприятия
общественного пользования школы,
телефонные компании, квартирные
агентства, судоходные компании
и т.д. После тщательного анализа
связанных с наркотиками проблем
полиции следует рассмотреть
широкий круг возможных решений,
а не ограничиваться только
традиционными и полицейскими
методами.
Параллельно с проблемно-ориентированной
деятельностью разрабатывались
и модели общественно-ориентированной
полицейской деятельности. Различные
действия в области взаимоотношений
между полицией и обществом, командно-групповой
подход и программирование деятельности
по предупреждению преступности переросли
в общественно-ориентированную деятельность
полиции. Исследование полицейских
проектов (например, во Флинте, Мичиган
и Нью-Йорке, Нью-Джерси) продемонстрировал
уменьшение страха перед преступностью
и рост удовлетворенности как
граждан, так и полицейских, хотя
влияние на преступность в целом было
менее явным. Полицейская деятельность
в отдельных общинах рассматривается
некоторыми исследователями как основополагающая,
хотя другие в этом и сомневаются.
3.2
Общественно-ориентированная полицейская
деятельность
Общественно-ориентированная
полицейская деятельность - это и
философия, и набор методов.
Философия предполагает, что полиция
должна находиться в тесном
контакте с обществом и обеспечивать
полицейское обслуживание в соответствии
с его пожеланиями. Методы включают
в себя пешее патрулирование,
полицейские мини-станции в магазинах
и других местах, непосредственный
контакт с гражданами по месту
жительства, деятельность по организации
членов общины, по разбору жалоб, обеспечению
социальных услуг и проблемно-ориентированную
полицейскую деятельность.
Ориентированная
на общину деятельность полиции
может внести серьезный вклад
в дело контроля за наркотиками.
Пешее патрулирование и проблемно-ориентированная
деятельность могут предотвратить
открытую торговлю наркотиками
на уличном уровне. Успешная полицейская
деятельность в отношении общины
может усилить поддержку полиции
со стороны граждан. Увеличить
их готовность сообщать о нарушениях,
связанных с наркотиками, и
идентифицировать торговцев наркотиками.
Организационные методы в применении
к общине могут помочь сопротивлению
граждан внедрению торговцев
наркотиками и наркоманов в
их повседневную жизнь. Совершенствование
социального обслуживания, независимо
от того, обеспечивается ли оно
полицейскими или осуществляется
через лиц, занимающихся защитой
прав граждан и разбором жалоб
(омбудсманов), может помочь отдельным
лицам преодолеть соблазны, связанные
с наркотиками.
Финансово-ориентированные расследования
Расследования
торговли наркотиками среднего
и высшего уровней все больше
сосредотачиваются на финансовых
трансакциях, которые затрагивают
самую сущность наркобизнеса, и
изъятия имущества отдельных
лиц и организаций, занимающихся
наркотиками. Поскольку выгода, является
основной целью лиц, занимающихся
наркобизнесом, логично изымать
у осужденных максимальное количество
денег, имущества и другой собственности.
Поскольку одной
из важнейших задач, стоящих
перед торговцами наркотиков, является
сокрытие или "отмывание"
денег, разумно, чтобы лица, ведущие
следствие, сосредоточили свое
внимание на банковских и других
денежных операциях.
В этой связи
следует отметить, что при расследовании
преступлений, связанных с наркотиками,
можно использовать наиболее
эффективные методы расследования
организованной и беловоротничковой
преступности (особое ударение делается
на сбор и анализ информации,
финансовые операции, а также
на использование особого стратегического
подхода, нацеливающего на противозаконные
организации и подпольную "индустрию"
в целом, а не на отдельных
индивидуумах и отдельные хорошо
разрекламированные операции по
изъятию наркотиков). Учитывая ограниченные
ресурсы расследования, имеющиеся
у правоохранительных агентств,
стратегическое планирование является
абсолютно необходимым.