Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 07:51, контрольная работа
Целью настоящей работы является рассмотрение и анализ незаконного оборота наркотиков.
Для достижения намеченной цели ставились и последовательно решались следующие задачи:
· проанализировать положения статьи о нарушении правил оборота наркотических средств или психотропных веществ, а также проблем, возникающих в этой сфере;
Введение…………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 228-2 УК РФ «НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ИЛИ ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ»………………………………………………...4
1.1 ОБЪЕКТ И ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ …………….4
1.2 СУБЪЕКТ И СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ………...12
Глава2. ПРОФИЛАКТИКА, ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ И ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ СЛУЖБ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ………….. 13
Глава 3 ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОРГАНОВ КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ………………………………………………………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….................................................................................................19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 228-2 УК РФ «НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ИЛИ ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ»………………………………………………...4
1.1 ОБЪЕКТ И ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ …………….4
1.2 СУБЪЕКТ И СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ………...12
Глава2. ПРОФИЛАКТИКА, ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ И ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ СЛУЖБ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ………….. 13
Глава 3 ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОРГАНОВ КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...................
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...20
20
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что наркомания - одна из самых главных и острых проблем, с которыми в плотную сталкивается наше общество. По поводу столь стремительного распространения наркомании в России постсоветского и современного периодов существует различные точки зрения. Одни из них говорят о том, что наркомания захлестнула нашу страну в связи с развалом СССР и резким падением нравственности и морали, иные утверждают, что проблема появилась задолго до событий 1991 года и попросту замалчивалась из идеологических и иных соображений. Еще никогда в истории проблема немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ не становилась такой актуальной для всего мира и для России в частности. Не смотря на это у мирового сообщества до сих пор нет единой политики и общих взглядов на данную проблему. Различные страны, каждая по своему определяет политику в отношении тех или иных наркотиков. Достаточно будет привести пример довольно развитых европейских стран, где так называемые "слабые" наркотики не исключены из свободного оборота.
Целью настоящей работы является рассмотрение и анализ незаконного оборота наркотиков.
Для достижения намеченной цели ставились и последовательно решались следующие задачи:
· проанализировать положения статьи о нарушении правил оборота наркотических средств или психотропных веществ, а также проблем, возникающих в этой сфере;
· проанализировать положения статьи о хищении либо вымогательстве наркотических средств или психотропных веществ.
Предметом данного исследования являются нормы уголовного законодательства, регламентирующие ответственность за незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ.
Объектом данного исследования является система общественных отношений в сфере обеспечения уголовно-правовой охраны безопасности здоровья населения.
20
ГЛАВА I.
АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 228-2 УК РФ «НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ИЛИ ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ»
1.1. Объект и объективная сторона преступления
Согласно статье 228-2 УК РФ:
1. Нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ либо веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, а также культивирования растений, используемых для производства наркотических средств или психотропных веществ, повлекшее их утрату, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил, - наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. Те же деяния, совершенные из корыстной заинтересованности либо повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека или иные тяжкие последствия, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.».
Статья 228-2 касается нарушений правил законного оборота работниками соответствующих производств (ныне это часть пятая статьи 228). Состав преступления в данном случае расширен за счет включения нарушений условий культивирования растений, используемых для производства наркотических средств или психотропных веществ. Однако в диспозицию статьи 228-2 включено существенное дополнение: в отличие от действующей части пятой статьи 228, нарушение правил производства, изготовления и других действий с наркотиками, совершенные лицом, в обязанности которого входит соблюдение таких правил, признается преступлением, только если это повлекло их утрату.[1]Кроме того, для указанных действий установлены отягчающие обстоятельства (совершение нарушений из корыстных побуждений, либо если оно повлекло причинение вреда здоровью или иные тяжкие последствия). Только при наличии таких признаков нарушения законного оборота наказываются лишением свободы до 3 лет. В иных случаях предусмотрены штраф с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо без такового. Сегодня трехлетний срок лишения свободы прописан за любые нарушения правил производства, хранения, учета и других предписаний, касающихся наркотиков, инструментов и оборудования, используемых для их изготовления и находящихся под специальным контролем, независимо от того, к каким последствиям это привело.
Рассматриваемое преступление посягает на нормальную деятельность государственных предприятий и учреждений, занимающихся производством и другими операциями с наркотическими средствами и психотропными веществами, а в конечном счете - на безопасность здоровья населения. Предметом преступления являются наркотические средства и психотропные вещества, а также находящиеся под специальным контролем вещества, инструменты и оборудование, используемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ. К последним относятся: заводские или кустарно изготовленные машины или приспособления для таблетирования указанных веществ; автоматические и ручные мешалки субстанций, веществ, не отнесенных к изделиям, входящим в кухонные наборы; полуфабрикаты, пустые ампулы, шприц - тюбики и разных объемов капсулы; приспособления для маркировки ампул, шприц - тюбиков, капсул; устройства кустарные или заводские для охлаждения жидкостей при экстракции и перегонке (за исключением бытовых холодильников), а также устройства для экстракции и перегонки; устройства для фильтрации жидкостей под вакуумом.
Объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 228-2 УК РФ выражается в нарушении специальных правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ, а также веществ, инструментов либо оборудования, находящихся под специальным контролем Ковалев М.И. Проблемы учения об объективной стороне состава..
Следует также отметить, что статья 228-2 может быть нарушена действием и бездействием, совершенным с прямым или косвенным умыслом. Оно может, например, выражаться в отсутствии инструктажа работников соответствующего предприятия, учреждения, в несоблюдении правил санитарии при производстве, упаковке и хранении наркотических препаратов, в пренебрежительном отношении к выполнению обязанностей руководителей при осуществлении надзора за соблюдением порядка изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска указанных средств, неосуществлении необходимого контроля за выдачей наркотических веществ, что может привести к их использованию в преступных целях и т.п.
Диспозиция данной статьи - бланкетная, что предполагает необходимость обращения к нормативным актам, регулирующим правила производства и оборота наркотических средств. Речь идет, например, о правилах учета, хранения, прописывания и использования наркотических лекарственных средств, утвержденных приказами Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ, и т.д.
Для оконченного состава данного преступления не требуется наступления общественно опасных последствий. Достаточно самого факта нарушения правил обращения с наркотиками. Нарушение указанных правил осуществляется путем как действия, так и бездействия. Опасность данного преступления заключается в том, что оно создает условия для выхода наркотических средств и психотропных веществ из под контроля.
Что же касается веществ, инструментов и оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ и находящихся под специальным контролем, то на сегодня такой контроль существует лишь в отношении веществ.
Правительство России устанавливает порядок допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами. Перечень инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, включая ввоз и вывоз с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статьи о лицензировании, содержащиеся в Федеральном законе 1998 г., были в основном отменены на 10 января 2003 г. в связи с принятием Федерального Закона «О лицензировании» 2002 г. Лицензии необходимо получать ежегодно на использование каждого объекта и помещения, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Следует отметить, что существует большое разнообразие правил, положений, инструкций и других документов, принятых и утвержденных различными государственными органами, призванными выполнять положения ст.228-2 УК РФ. Необходимо сослаться на Федеральный закон 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах», где содержится полный список видов оборота, которые предполагают наступление уголовной ответственности. Результатом этого является то, что лицо не может знать о его или ее возможной уголовной ответственности, только читая УК РФ и не обращаясь к Федеральному закону 1998 г. и к другим подзаконным нормативно-правовым актам. Уголовная ответственность может наступить за совершение действия (приобретение или отпуск наркотических средств без разрешения или соблюдения необходимых формальностей, отпуск без рецепта, нарушение правил уничтожения наркотических средств и т.д.) или бездействия (несоблюдение технологии изготовления, упаковки и т.д.)[2]. Министерство здравоохранения постоянно издавало приказы и инструкции, направленные на обеспечение сохранности и учета указанных веществ, среди которых можно назвать: типовые требования по технической укрепленности и оснащению средствами охранно - пожарной сигнализации помещений с хранением наркотических средств; Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности от 19.09.96 г. № 346 «О номенклатуре некоторых наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ». Положение о выдаче лицензий на использование объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ и другие.
Юридические лица могут принимать участие в обороте наркотических средств и психотропных веществ при условии, что в состав руководителей такой организации входит специалист, имеющий профессиональную подготовку, соответствующую конкретному виду деятельности, на который выдается лицензия. Такой специалист несет персональную ответственность за соблюдение Федерального закона. Юридическое лицо должно предусмотреть физические условия для обеспечения учета и сохранности, а также обеспечения безопасности деятельности, связанной с оборотом наркотиков, а также получить необходимые сертификаты, справки и заключения соответствующих органов.
В настоящее время частнопрактикующим врачам не разрешается использовать наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в Списки II и III в своей медицинской деятельности. Кроме того, наркомания может не подлежать лечению наркотическими средствами и психотропными веществами, внесенными в Список II (бупренорфин). В виде исключения Министерство здравоохранения может предусматривать специальное разрешение, которое позволяет лицам, ответственным за хранение и использование наркотических средств и психотропных веществ, иметь вещества, внесенные в Списки II и III, в ограниченных количествах среди препаратов первой помощи на морских и воздушных судах международного сообщения или в поездах международных линий. Использование наркотических средств и психотропных веществ в ветеринарии разрешается Министерствами здравоохранения и сельского хозяйства в соответствии с Перечнем, который они утверждают. Использование наркотических средств и психотропных веществ в научных и учебных целях может быть разрешено юридическим лицам при наличии лицензии на указанный вид деятельности; физические лица не могут иметь таких лицензий. Лицензии не требуются для применения наркотических средств и психотропных веществ в экспертной деятельности, проводимой Генеральной прокуратурой, Министерством внутренних дел, Государственным таможенным комитетом, Федеральной службой безопасности или судебно-экспертными организациями в Министерстве юстиции, так же как они не требуются для осуществления контролируемых поставок или проверочных закупок, оперативных экспериментов, сбора образцов для сравнительного исследования и так далее. Отчеты о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, вместе с отчетами о запасах во исполнение конвенций ООН, должны представляться юридическими лицами, имеющими соответствующие лицензии[3]. То же самое относится к культивированию растений, производству, изготовлению, ввозу или вывозу, реализации и использованию наркотических средств и психотропных веществ в пределах квот, установленных государством. Ежемесячные инвентаризации и бухгалтерский баланс должны представляться юридическими лицами, владеющими соответствующими лицензиями, и сведения о расхождениях в балансе или несоответствии данных баланса результатам проведенной инвентаризации доводятся до сведения органов внутренних дел в трехдневный срок после их обнаружения. Любые изменения в количестве и состоянии наркотических средств и психотропных веществ в результате операций должны быть зарегистрированы в специальных журналах.