Организация оперативно-розыскной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 00:56, реферат

Описание работы

Выявление и расследование преступлений - это деятельность специально уполномоченных государственных органов по получению сведений о действии или бездействии , могущих иметь признаки преступления, установлению события и состава преступления , изобличению виновных в его совершении лиц , принятию мер по возмещению причиненного преступлением ущерба, выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Содержание

Введение

§1. Органы , осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

§2.Оперативно-розыскная деятельность(понятие,субъекты).Функции ор-

ганов выявления и расследования преступлений

§3. Виды оперативно розыскных мероприятий и использование резуль-

татов оперативно-розыскных действий

§4.Органы предварительного расследования

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Вопрос 1.docx

— 36.62 Кб (Скачать)
 

  CОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение…………………………………………………………………………...2

§1. Органы , осуществляющие оперативно-розыскную деятельность……….4

§2.Оперативно-розыскная деятельность(понятие,субъекты).Функции ор-

ганов выявления и расследования преступлений………………………………7

§3. Виды оперативно розыскных мероприятий и использование резуль-

татов оперативно-розыскных действий…………………………………………9

§4.Органы предварительного расследования……………………………….....11

Заключение……………………………………………………………………….14

Список  используемой литературы……………………………………………...15 
 
 
 
 
 
 
 

               ВВЕДЕНИЕ 

Выявление и расследование преступлений - это  деятельность специально уполномоченных государственных органов по получению  сведений о действии или бездействии , могущих иметь признаки преступления, установлению события и состава преступления , изобличению виновных в его совершении лиц , принятию мер по возмещению причиненного преступлением ущерба, выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления .

Указанная деятельность осуществляется в  строгом соответствии с законом. 
Выявление преступления может произойти в ходе оперативно-розыскных мероприятий, производства дознания, предварительного следствия, иной деятельности , по расследование преступлений может производиться только в формах дознания или предварительного следствия и в строгом соответствии   
Оперативно-розыскная деятельность - это деятельность, осуществляемая гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в иелях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

  Оперативно - розыскная деятельность призвана помогать деятельности по расследованию преступлений . Собранные в ходе оперативно - розыскной деятельности сведения не являются доказательствами по уголовному делу. Оперативно - розыскная деятельность лишь помогает определять направления, в которых возможен поиск доказательств. 
Задачами дознания и предварительного следствия являются установление обстоятельств совершения преступления и изобличение виновных лиц, то есть сбор доказательств для последующего рассмотрения уголовного дела в суде. Между собой указанные виды деятельности различаются органами, их осуществляющими, сроками производства, набором процессуальных полномочий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§1.ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 

Статья 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной  деятельности" определяет перечень субъектов оперативно-розыскной  деятельности и в общей форме  закрепляет их полномочия в сфере  ОРД. Из содержания статьи следует, что правом на осуществление оперативно-розыскной деятельности, наделены:

     1) органы внутренних дел Российской  Федерации; 

     2) органы Федеральной службы безопасности;

     3) органы Федеральной службы налоговой  полиции; 

     4) органы пограничной службы Российской  Федерации; 

     5) таможенные органы Российской  Федерации; 

     6) Служба внешней разведки Российской  Федерации и др.

В частности, в МВД России правом проведения ОРМ  наделены оперативные подразделения  криминальной милиции, в которую  входят подразделения: уголовного розыска; по борьбе с экономическими преступлениями; по налоговым преступлениям; по борьбе с организованной преступностью; оперативно-поисковые; специальных технических мероприятий; собственной безопасности; оперативно-розыскной  информации. В криминальную милицию  также входят Национальное центральное  бюро Интерпола и его территориальные  подразделения.

В структуре  Федеральной службы исполнения наказаний  правом проведения ОРМ наделены: оперативное  управление и подчиненные ему  подразделения территориальных  органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, управление следственных изоляторов и тюрем и оперативные подразделения  СИЗО и тюрем, оперативно-техническое  и поисковое управление и подчиненные  им подразделения территориальных  органов.

В ФСКН России осуществлять ОРД уполномочены подразделения Оперативно-розыскного департамента, собственной безопасности, Оперативно-технического управления, Оперативно-поискового управления Департамента оперативного обеспечения и подчиненные  им подразделения территориальных  органов.

Законодатель  определил, что только оперативные  подразделения перечисленных в  ч.1 статьи 13 наделены правом на осуществление ОРД. Перечень таких органов может быть изменен или дополнен только федеральным законом, а именно самим Законом об ОРД либо федеральным законом, который вносит в него изменения и дополнения.

Руководители, уполномоченные на принятие юридически значимых решений в сфере ОРД, но не входящие в штат оперативных  подразделений, не вправе осуществлять ОРД, а лишь наделены полномочиями по контролю за ее осуществлением. Должностные лица органов, контролирующих оперативно-розыскную деятельность и надзирающие за ней (прокуратуры), осуществляющие финансовый контроль, судьи и лица, привлекаемые к проведению ОРД, не относятся к органам, осуществляющим ОРД (оперативным подразделениям). И хотя они могут быть участниками оперативно-розыскных отношений, тем не менее не наделены правом осуществления ОРД даже в ограниченном объеме. В частности, уполномоченные прокуроры осуществляют надзор за ОРД, судьи

санкционируют проведение отдельных ОРМ, но сами не вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия.

Физические  лица, являющиеся объектами ОРД, наделены субъективными правами, предусмотренными комментируемым Законом, являются участниками  оперативно-розыскных отношений, но к субъектам ОРД не относятся. Это же можно сказать и о  лицах, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, как гласно, так  и конфиденциально.

В Федеральном  законе "Об оперативно-розыскной  деятельности" упоминаются такие  участники оперативно-розыскных  отношений, как специалисты, операторы  связи, следователи, дознаватели и  др. Указанные категории лиц не входят в штат оперативных подразделений  и поэтому не наделены правом осуществления  ОРД.

Так, согласно законодательному предписанию органы, осуществляющие оперативно-розыскную  деятельность, решают определенные Законом  об ОРД задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§2.ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПОНЯТИЕ, СУБЪЕКТЫ).

ОСНОВНЫЕ  ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ

ПРЕСТУПЛЕНИЙ. 

Оперативно-розыскная  деятельность - это осуществляемая гласно или негласно оперативными подразделениями  государственных органов деятельность направленная на проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья.

Субъектом выступает участник оперативно-розыскной  деятельности , на которого законодатель возложил обязанности в оперативно-розыскной деятельности, которому представил для их выполнения соответствующие права и который подлежит ответственности в случае их ненадлежащего исполнения.

Система субъектов оперативно-розыскной деятельности может быть представлена с учетом трех основных критериев:

1. Функционального , который в свою очередь классифицируется на четыре основных группы:

1)  непосредственно осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (ч.1ст.13 Федерального Закона об ОРД);

2)  изучаемые лица (гл. 9);

3)  лица, подлежащие оперативно-розыскной защите (гл.10);

4)  лица, осуществляющие контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью (Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, судьи, уполномоченные прокуроры

2. По  отношению к государству различают  две основных группы:

1) являющихся  его представителями (область  собственно оперативно-розыскной  деятельности);

2) не  являющихся (Область частной сыскной  деятельности в аспекте оказания  услуг оперативно-розыскного характера)

3. Все  субъекты оперативно-розыскной деятельности  могут быть также классифицированы  на две группы с учетом их  деления на:

1)  на физических лиц (например: оперативник, прокурор, лицо, оказывающее содействие в осуществлении ОРД и др.);

2)  юридических лиц (например, оперативно-розыскной орган).

     Основными функциями данных государственных  органов являются:

  • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  • розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также без вести пропавших;
  • добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§3.ВИДЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ  И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ  ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ ДЕЙСТВИЙ. 
 

Тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий  зависит от складывающейся ситуации, опыта оперативного работника, наличия  необходимых сил и средств, дефицита времени и множества других факторов, существенно влияющих на выбор как  самого оперативно-розыскного мероприятия, так и тактики его проведения.

Оперативно-розыскные  мероприятия — это составной  структурный элемент оперативно-розыскной  деятельности, состоящий из системы  взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических  задач.

Согласно  ст. 6 Федерального Закона об ОРД, к оперативно-розыскным  мероприятиям относятся: опрос граждан; наведение справок; изъятие образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; съем информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперименты.

     Полученные  в ходе проведения оперативно-розыскных  мероприятий данные могут быть использованы для подготовки и осуществления  следственных и судебных действий; выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений; выявления  и установления лиц, их подготавливающих или совершивших; розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и  суда, уклоняющихся от исполнения наказания  и без вести пропавших, если они  проводились с соблюдением принципа законности . Кроме этого полученные результаты могут служить основанием для возбуждения уголовного дела и использоваться в качестве доказательств по уголовным делам в соответствии с предусмотренных законом правил, в частности с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

     В соответствии со ст. 151 УПК РФ  предварительное следствие производится следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел РФ. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов прокуратуры.

Предварительное расследование представляет собой  регламентированную уголовно-процессуальным законодательством деятельность уполномоченных на то органов по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях  раскрытия преступлений, привлечению  лиц, их совершивших, к уголовной  ответственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступлением.

Предварительное следствие по уголовным делам  производится следователями Комитета национальной безопасности, органов  внутренних дел и финансовой полиции. Все следователи, независимо от ведомственной  подчиненности имеют единые полномочия и действуют на основе единых процессуальных норм. Предварительное следствие производится только после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. Предварительное следствие по уголовным делам должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок со дня возбуждения уголовного дела. 
 

Информация о работе Организация оперативно-розыскной деятельности