Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 21:08, отчет по практике
Целью прохождения практики было:
закрепление и углубление теоретических знаний, полученных мной в ходе изучения учебных дисциплин;
практически ознакомиться с работой военно-следственного отдела Следственного Комитета при Прокуратуре РФ по Североморскому гарнизону СФ в целом и следователя военно-следственного отдела в частности;
собрать статистический материал для будущей дипломной работы.
В настоящий момент в Российской Федерации действуют не процессуальные правовые нормы, в той или иной степени отражающие специфику ОРД при регламентации взаимодействия следственных и оперативных органов на стадии доследственной проверки.
Итак, действующее законодательство не предусматривает для следователя возможности влиять на ход ОРД на стадии доследственной проверки (такие полномочия у него появляются только после возбуждения уголовного дела).
Вместе
с тем, следователь, возбуждая уголовное
дело в отношении конкретного
лица, обязан в ходе предварительного
следствия получить доказательства,
гарантирующие привлечение
Независимо от результатов, полученных оперативным подразделением, следователь стремится возбудить уголовное дело только в том случае, если совокупность имеющейся у него информации отвечает его, следователя, видению дальнейшего процесса работы по данному делу.
Со
своей стороны, оперативное подразделение,
имея в наличии материал, по которому
принято решение о его «
Пути решения, существующие в настоящий момент:
I вариант. Оперативно-розыскной орган, работая по делу оперативного учета и прогнозируя возможность его дальнейшей реализации уголовно-процессуальным путем, не направляя в орган предварительного следствия результаты ОРД официально в соответствии с упомянутой Инструкцией, предварительно консультируется со следователем, который в дальнейшем будет возбуждать и расследовать соответствующее уголовное дело. Следователь высказывает свои рекомендации относительно проведения ОРМ таким образом, что бы получить достаточно информации для принятия решения о возбуждении им, следователем, уголовного дела. Должностные лица оперативного подразделения выполняют данные рекомендации и затем, получив согласие следователя, официально представляют ему результаты ОРД, имея от следователя гарантию, что уголовное дело будет возбуждено.
II вариант. Оперативно-розыскной орган официально представляет следователю результаты ОРД, после чего в ходе доследственной проверки выполняет просьбы следователя о производстве ОРМ в целях дополнения имеющихся сведений.
III
вариант представляет собой комбинацию
из первых двух. При этом оперативное подразделение
и следователь контактируют как до официального
направления последнему результатов ОРД,
так и после этого.
Проблема 1 заключается в том, что складывающиеся в практической деятельности (и доказавшие свою эффективность) отношения и регулирующие их нормы подзаконных актов не соответствуют требованиям уголовно-процессуального законодательства.
В результате следователи и оперативные работники, не имеющие достаточного опыта, вообще не контактируют на стадии доследственной проверки, что не лучшим образом сказывается на результатах правоохранительной деятельности.
Сотрудники
же, имеющие необходимый опыт и
творчески подходящие к выполнению
служебных задач вырабатывают новые,
не предусмотренные действующим
законодательством формы
Пути
решения: Попытка решения проблемы только
путем издания (корректировки) имеющихся
ведомственных и межведомственных нормативных
правовых актов, на наш взгляд, только
усугубит данную проблему. Без реформирования
уголовно-процессуального законодательства
нормы подзаконных актов будут входить
в противоречия с УПК, имеющим большую
юридическую силу, а кроме этого создавать
проблему «ведомственности», когда сотрудники
одного федерального органа располагают
большими полномочиями по сравнению с
аналогичными должностными лицами другого
ведомства.
Предложения по совершенствованию законодательства: при реформировании УПК РФ необходимо предусмотреть проверку по сообщению органа, осуществляющего ОРД, как особую разновидность проверки, при проведении которой следователь должен быть уполномочен направлять в соответствующее оперативное подразделение письменные поручения о проведении ОРМ. Кроме того, следует предоставить следователю право запрашивать в данном органе необходимую дополнительную информацию, касающуюся проверки. Если данная информация является секретной, ее предоставление следователю должно осуществляться с соблюдение законодательства о государственной тайне.
В
содержание Инструкции о представлении
результатов ОРД необходимо внести
пункт, предусматривающий возможность
направления в следственный орган
сообщения о признаках преступления, до
представления в данный орган всех результатов
ОРД. После направления данного сообщения
(которое будет поводом к проведению доследственной
проверки) руководитель оперативного
подразделения должен быть уполномочен
знакомить следователя с любыми запрашиваемыми
им материалами, за исключением тех, разглашение
которых может нанести ущерб интересам
ОРД.
Проблема 2. Одним из условий успешного доказывания по уголовным делам о получении взятки является безупречная уголовно-процессуальная фиксация наличия предмета взятки, к примеру, в одежде взяткополучателя.
Однако для этого недостаточно проведения осмотра места происшествия или освидетельствования. Правила проведения осмотра места происшествия не позволяют зафиксировать наличие каких-либо предметов в одежде (на теле) человека, а именно это, как правило. является самым главным. Между тем, в арсенале следователя на стадии доследственной проверке отсутствуют какие-либо процессуальные возможности.
Органы внутренних дел в данной ситуации используют право на проведение личного досмотра, которое им предоставлено в соответствии с положениями ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" и ст. 27.7 КоАП РФ. Применение личного досмотра как способ процессуальной фиксации вызывает неодобрение со стороны органов судебной власти и может повлечь исключение протокола личного досмотра из перечня доказательств1.
Более того, органы ФСБ России не имеют права даже на проведение личного досмотра, а именно с данными подразделениями в большинстве случаев приходится взаимодействовать военным следственным органам.
Итак, в настоящий момент до возбуждения уголовного дела невозможно зафиксировать наличие у какого-либо лица запрещенных к обороту предметов и при этом избежать их так называемой «добровольной выдачи», исключающей уголовную ответственность. Возбуждение же уголовного дела без проведения предварительного исследования данных предметов с участием специалистов может повлечь в дальнейшем его прекращение на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, то есть за отсутствием в деянии состава преступления.
Безусловно,
такая ситуации очень выгодна
гражданам, задействованным в коррупции,
представителям организованной преступности
и иным лицам, незаинтересованным в
укреплении законности и правопорядка.
Путь
решения: Устранить названные пробелы
в законодательстве и тем самым повысить
эффективность взаимодействия и в целом
всей деятельности по борьбе с преступностью
возможно путем установления права следователя
проводить личный обыск до возбуждения
уголовного дела.
Мнения ученых-правоведов на указанную проблему.
Так,
Н.М. Поповым отмечается стремление
подавляющего большинства следователей
максимально расширить
По мнению Д.И. Беднякова, участие следователя в рассмотрении оперативных материалов особенно необходимо для оценки их готовности к реализации, определения тактического приема и момента реализации, для выбора и квалифицированного проведения первоначальных следственных действий с учетом не только процессуальных, но и оперативно-розыскных возможностей3.
В.И. Пархоменко также отмечает, что по делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, основным принципом взаимодействия, является необходимость его начала еще до возбуждения уголовного дела4.
Нами разделяется также позиция О.В. Кривобокова, который считает, что успешное раскрытие преступлений, сбор и закрепление доказательств достигается только в результате грамотного сотрудничества следователей с оперативными подразделениями, в том числе до возбуждения уголовного дела, то есть на стадии проверки материалов в порядке ст. 144 УПК РФ. На указанной стадии необходимо дать правильную юридическую оценку поступившей информации с точки зрения квалификации преступного деяния и последовательности дальнейшего поиска доказательств; исходя из этого необходимо планировать оперативно-розыскные мероприятия (в дальнейшем – ОРМ)5.
С.В. Слинько, анализируя материалы уголовных дел, обращает внимание на большое количество случаев, когда следователи, получив материалы от органа дознания, направляли последние своим постановлением для дополнительной проверки либо давали поручение о производстве дополнительных проверочных действий или указаний о производстве ОРМ. По мнению Слинько такая практика является целесообразной, но не основана на законе6.
Таким
образом, можно подвести итоги
и сделать выводы.
В ходе стажировки я участвовала в расследовании преступлений по нескольким уголовным делам, кроме того, в проведении доследственных проверок, по окончанию которых подготовила постановления об отказе в возбуждении уголовного дела: по сообщению о противоправных действиях военнослужащего.
По
итогам следственной
стажировки я сделала
для себя ряд выводов.
Специфика
деятельности следователя военно-следственного
отдела Следственного Комитета при Прокуратуре
РФ заключаться в том,
что зачастую ему
необходимо осуществлять
уголовное преследование,
даже если потерпевший
против этого возражает. Насильственные
воинские преступления посягают не только
на личность потерпевшего, но и на установленный
порядок прохождения военной службы.
В
ходе стажировки мне довольно часто
приходилось быть свидетелем работы
следователя с потерпевшим, а также непосредственно
работать с пострадавшими от неуставных
взаимоотношений военнослужащими. Я
на личном опыте убедилась,
такая работа требует
настоящего искусства
в установлении психологического
контакта с потерпевшим,
получении от него правдивых,
изобличающих преступника
показаний. Следователю необходимо
в совершенстве владеть методами преодоления
"круговой поруки" в воинском подразделении.
По
итогам работы с потерпевшими я
сделала вывод, зачастую, чтобы
добиться от них правды
необходимо первоначально
перевести их в другую
войсковую часть. По-иному
преодолеть "круговую
поруку" и "обет
молчания" очень проблематично. Федеральным
законом "О государственной защите
потерпевших и свидетелей" предусмотрена
возможность такого перевода.
Таким образом, я пришла к мнению, что наиболее эффективный способ преодоления "круговой поруки" - перевод военнослужащего-потерпевшего в другую часть. Другой способ - изоляция военнослужащего-преступника, например, заключение его под стражу. Однако для этого необходимы серьезные основания, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом. Кроме того, у преступника всегда найдутся "сочувствующие", готовые осложнить жизнь потерпевшему и свидетелям.
Информация о работе Оnxtn о проведённой следственной стажировке