ОТЧЕТ
О ПРОВЕДЕННОЙ
СЛЕДСТВЕННОЙ СТАЖИРОВКЕ.
Следственная
стажировка проходила с «1» февраля
2010 года по 2 марта 2010 года в военно-следственном
отделе Следственного Комитета при Прокуратуре
РФ по Североморскому гарнизону СФ. Я был
назначен стажером к руководителю – старшему
следователю капитану юстиции Иусу
Николаю Николаевичу.
Целью
прохождения практики было:
- закрепление
и углубление теоретических знаний, полученных
мной в ходе изучения учебных дисциплин;
- практически
ознакомиться с работой военно-следственного
отдела Следственного Комитета при Прокуратуре
РФ по Североморскому гарнизону СФ в целом
и следователя военно-следственного отдела
в частности;
- собрать статистический
материал для будущей дипломной работы.
Задачами
были:
- Изучение
системы локальных нормативно-правовых
актов.
- Получение
наиболее полного представления о деятельности
военно-следственного отдела Следственного
Комитета при Прокуратуре РФ по Североморскому
гарнизону как учреждения в целом, и следователя,
как должностного лица данного учреждения
в частности.
- Углубление
и детальное изучение отдельных отраслей
права, статистических и научных данных,
необходимых для сбора материала дипломной
работы.
При
прохождении преддипломной практики
я придерживался личного плана
работы.
ЛИЧНЫЙ
ПЛАН РАБОТЫ НА ПЕРИОД СЛЕДСТВЕННОЙ СТАЖИРОВКИ
№
п.п. |
Наименование
мероприятий |
Отметка
о выполнении |
1. |
Составление плана
следствия по уголовному делу. |
Выполнено. |
2. |
Получение практических
навыков в оформлении материалов
уголовных дел и доследственных
проверок. |
Выполнено. |
3. |
Получение навыков
проведения допросов потерпевшего и
свидетелей в конфликтной ситуации. |
Выполнено. |
4.
|
Изучение организации
работы военного следственного отдела:
ведение делопроизводства, планирование
работы, распределение обязанностей |
Выполнено. |
5.
|
Изучение приказов
и указаний Генерального прокурора
РФ, Главного военного прокурора, Председателя
следственного комитета при прокуратуре
РФ. |
Выполнено. |
6.
|
Ознакомление
с практикой взаимодействия следователя
военного следственного отдела с
органами дознания |
Выполнено. |
7.
|
Получение практических
навыков работы следователя военного
следственного отдела по отказу в
возбуждении уголовного дела. |
Выполнено. |
8. |
Получение практических
навыков работы следователя военного
следственного отдела по приостановленным
уголовным делам. |
Выполнено. |
9.
|
Получение навыков
проведения допроса подозреваемого
в конфликтной (бесконфликтной) ситуации. |
Выполнено. |
10. |
Получение навыков
проведения осмотра предметов и
документов. |
Выполнено. |
11. |
Получение навыков
назначения и производства выемки.
|
Выполнено. |
12. |
Получение навыков
назначения судебной экспертизы. |
Выполнено. |
13. |
Получение навыков
предъявления обвинения.
|
Выполнено.
|
14. |
Получение навыков
ознакомления участников процесса с
материалами уголовного дела
|
Выполнено. |
15. |
Получение навыков
оформления результатов следственных
действий.
|
Выполнено. |
16. |
Овладение умением
разрабатывать следственные версии
и планировать работу по раскрытию
преступлений в условиях неочевидности. |
Выполнено. |
17. |
Приобретение
навыков психологического анализа
преступного поведения и личности обвиняемого. |
Выполнено. |
18. |
Овладение практическими
навыками по выявлению по расследуемым
делам обстоятельств, способствовавших
совершению преступления и внесению
представления для принятия мер
по их устранению. |
Выполнено. |
|
План составлен
«1» февраля 2010 г. студентом Агеевым
М. Д.
План
окончательно заполнен 3 марта 2010 г.
Студент
Агеев М. Д.
Нормативным
источником для деятельности органов
прокуратуры до 1992 года являлся во всех
союзных республиках общесоюзный закон
о прокуратуре СССР, в союзных республиках
в силу строгой централизации органов
прокуратуры не было своих республиканских
законов о прокуратуре. С принятием Закона
Российской Федерации «О прокуратуре
Российской Федерации» (1992г.) Генеральная
прокуратура Российской Федерации и подчиненные
ей прокуратуры приобрели ряд прерогатив,
ранее им не свойственных. Практическая
необходимость принятия этого Закона
обусловлена и тем, что в условиях катастрофического
роста преступности в РФ, в том числе преступности
организованной и коррумпированной, а
также ухудшающейся её криминогенной
характеристики, возрастает роль органов
прокуратуры в раскрытии и расследовании
каждого совершенного преступления, в
обеспечении одного из основополагающих
принципов уголовного судопроизводства
- неотвратимости наказания за совершенное
преступление.
Конституция
РФ и Закон «О прокуратуре Российской
Федерации» содержат основополагающие
принципы организации и деятельности
органов прокуратуры, содержание актов
прокурорского реагирования на установленные
нарушения, а также средств прокурорского
воздействия, как на устранение, так и
на предупреждение нарушений закона, дана
классификация этих процессуальных документов,
предъявляемые к ним требования и необходимые
реквизиты.
Закон
«О прокуратуре Российской Федерации»
сохранил традиционно сложившиеся
отрасли прокурорского надзора
и основные направления деятельности
органов прокуратуры, тем не менее,
каждое из них претерпело определённые
изменения.
Прокурорский
надзор за точным и единообразным
исполнением законов в Российской
Федерации рассматривается как
одна из самостоятельных форм государственной
деятельности, обеспечивающая успешную
реализацию задач по укреплению законности
и правопорядка в Российской Федерации,
осуществление принципов социальной
справедливости. Важно отметить, что прокурорский
надзор рассматривается как одна из наиболее
существенных гарантий по охране прав
и законных интересов граждан.
В
период прохождения преддипломной
практики я имел возможность ознакомиться
с рядом нормативных актов.
Нормативные
правовые акты:
- ФЗ «О прокуратуре
РФ»;
- Конституция
Российской Федерации (КРФ);
- Уголовный
кодекс Российской Федерации (УК РФ);
- Уголовный
процессуальный кодекс Российской Федерации
(УПК РФ);
- Гражданский
кодекс Российской Федерации (ГК РФ);
- Гражданский
процессуальный кодекс Российской Федерации
(ГПК РФ);
- Кодекс об
административных правонарушениях Российской
Федерации (КоАП РФ);
- Приказ председателя
Следственного Комитета от 19.09.2007 г. №
17 «О введение в действие Инструкции
о порядке рассмотрения обращений и приёма
граждан в системе Следственного Комитета
при прокуратуре РФ»;
- Инструкция
«О порядке рассмотрения обращений и приёма
граждан в системе Следственного Комитета
при прокуратуре РФ»;
- Приказ Врио
ВСУ СК при прокуратуре РФ от 30.01.2007 г. №
27 «О введение в действие Инструкции об
организации контроля в военных следственных
органах»;
- Инструкция
«Об организации контроля в военных следственных
органах»;
- Инструкция
«Об организации контроля в организационно-аналитическом
управлении Главной Военной Прокуратуры»;
- Приказ председателя
Следственного Комитета от 07.09.2007 г. №
13 «О порядке представления специальных
донесений о преступлениях и чрезвычайных
происшествиях, а также иной обязательной
информации в Следственный Комитет при
прокуратуре РФ»;
- Приказ председателя
Следственного Комитета «О порядке приёма,
регистрации и проверке сообщений о преступлениях
в системе Следственного Комитета при
прокуратуре РФ»;
- Инструкция
«О едином порядке приёма, регистрации
и проверке сообщений о преступлениях
в системе Следственного Комитета при
прокуратуре РФ»;
- Приказ Врио
ВСУ СК при прокуратуре РФ от 20.09.2007 №10
«О порядке представления специальных
донесений о преступлениях, чрезвычайных
происшествиях и другой обязательной
информации в систему органов Следственного
Комитета при прокуратуре РФ»;
- Приказ Председателя
Следственного Комитета при прокуратуре
РФ от 07.09.2007 г. № 6 «О мерах по организации
предварительного следствия»
Кроме
этого, мной были изучены не
процессуальные правовые
нормы, в той или иной
степени отражающие
специфику ОРД при регламентации
взаимодействия следственных
и оперативных органов.
Инструкция
о порядке представления результатов
оперативно-розыскной деятельности дознавателю,
органу дознания, следователю, прокурору
или в суд, утвержденная приказом МВД РФ,
Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной
службы охраны РФ, Федеральной таможенной
службы, Службы внешней разведки РФ, Федеральной
службы исполнения наказаний, Федеральной
службы РФ по контролю за оборотом наркотиков
и Минобороны РФ от 17 апреля 2007 г. N 368/185/164/481/32/184/97/147
(в дальнейшем – Инструкция о порядке
представления результатов ОРД, Инструкция),
определяет перечень и порядок подготовки
оперативным подразделением документов
при направлении результатов ОРД субъектам
уголовно-процессуальной деятельности,
а также правила относительно фактической
передачи указанных материалов.
Согласно
Инструкции результаты ОРД могут быть
направлены следователю только в случаях
наличия в них достаточных данных, указывающих
на признаки преступления, и выполнения
поручения следователя о проведении ОРМ
по уголовным делам, находящимся в их производстве.
П.
4. Инструкции устанавливает, что следователю
представляются результаты ОРД, которые
могут служить поводом и основанием для
возбуждения уголовного дела, быть использованы
для подготовки и осуществления следственных
действий, использоваться в доказывании
по уголовным делам в соответствии с требованиями
уголовно-процессуального законодательства,
регламентирующими собирание, проверку
и оценку доказательств.
Кроме
этого п. 19 Инструкции устанавливает
требования к результатам ОРД, представляемым
для решения вопроса о возбуждении
уголовного дела. Названные материалы
должны содержать достаточные данные,
указывающие на признаки преступления,
а именно: сведения о том, где, когда, какие
признаки и какого именно преступления
обнаружены; при каких обстоятельствах
имело место их обнаружение; сведения
о лице (лицах), его совершившем (если оно
известно), и очевидцах преступления (если
они известны); о местонахождении предметов
и документов, которые могут стать вещественными
доказательствами; о любых других фактах
и обстоятельствах, имеющих значение для
решения вопроса о возбуждении уголовного
дела.
Но,
несмотря на наличие выше перечисленных
нормативных актов и не процессуальных
норм, существует ряд проблем взаимодействия
следственных и оперативных органов.
Проблемы
взаимодействия органов
предварительного следствия
с органами, осуществляющими
оперативно-розыскную
деятельность, на стадии
доследственной проверки.
Согласно
ст. ст. 144 - 145 УПК РФ возбуждению уголовного
дела предшествует проверка, в ходе
которой следователь уполномочен
требовать производства документальных
проверок, ревизий и привлекать к их участию
специалистов. В ходе проверки, по сообщению
о преступлении, распространенному в средствах
массовой информации, следователь имеет
право требовать у редакции, главного
редактора соответствующего средства
массовой информации передачи имеющихся
в распоряжении соответствующего средства
массовой информации документов и материалов,
подтверждающих сообщение о преступлении,
а также данных о лице, предоставившем
указанную информацию, за исключением
случаев, когда это лицо поставило условие
о сохранении в тайне источника информации.
Также, в соответствии с ч. 2 ст. 176 УПК РФ,
в случаях, не терпящих отлагательства,
до возбуждения уголовного дела может
быть произведен осмотр места происшествия.
Уголовно-процессуальный закон (в редакции
Федерального закона от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ)
прямо не указывает на какие-либо еще полномочия
следователя в ходе данной стадии уголовного
судопроизводства.
Очевидно,
что эффективность уголовного преследования
и всей правоохранительной деятельности
во многом зависит от качества и полноты
проведения проверок в порядке ст. 144 –
145 УПК РФ (в дальнейшем - доследственных
проверок).
По
объективным причинам значительная
доля взаимосвязанной работы следственных
органов и органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность (в дальнейшем – ОРД), приходится
на эту стадию досудебного производства.
До
сих пор в УПК РФ отсутствуют
правовые нормы, регламентирующие взаимодействие
органов предварительного следствия
и оперативных подразделений на стадии
доследственной проверки.
Точнее,
на указанной стадии между названными
органами возникают уголовно-процессуальные
правоотношения, в которых оперативно-розыскной
орган имеет статус заявителя, то
есть субъекта, заинтересованного в возбуждении
уголовного дела и направившего соответствующее
сообщение в орган предварительного
следствия. Оперативное подразделение
в данной ситуации обладает таким же уголовно-процессуальным
статусом, каким обладает гражданин или
организация, заявившие в орган предварительного
следствия о признаках преступления. Данное
правоотношение никак не учитывает специфики
ОРД. (Инструкция о порядке представления
результатов оперативно-розыскной деятельности
дознавателю, органу дознания, следователю,
прокурору или в суд, утвержденная приказом
МВД, ФСБ, ФСО, ФТС, СВР, ФСИН, ФСКН, МО)