Ограниченная вменяемость в уголовном праве РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, можно выделить несколько целей данной работы: 1.) Рассмотреть концепцию уменьшенной вменяемости и различные взгляды на нее, что становится довольно важным, поскольку в УК 1996 года была введена новая норма: статья 22 УК "Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости" закрепляющая именно институт уменьшенной вменяемости.

2.) Изучить ограниченную вменяемость как признак субьекта преступления.
3.) Рассмотреть медицинский аспект ограниченной вменяемости, дать краткую медицинскую характеристику наиболее распространенным явлениям, вызывающих ограниченную вменяемость.
4.) Проведя анализ судебной практики, изучить основные концепции в практике применения ст. 22 УК РФ.

Содержание

Введение ---------------------------------------------------------------------------- 3
I. Вменяемость как признак субъекта преступления. --------------------- 5



1.1 Понятие и значение ограниченной вменяемости. -------------------- 5

1.2 Ограниченной вменяемости: историко-правовой и сравнительно-правовой анализ.------------------------------------------------------------------ 10


II. Институт ограниченной вменяемости в уголовном праве России --15


2.1Краткая медицинская характеристика психических аномалий, вызывающих ограниченную вменяемость ----------------------------------15

2.2 Практика применения ст. 22 УК РФ в уголовном судопроизводстве. ---------------------------------------------------------------22


Заключение.------------------------------------------------------------------------29

Список источников и литературы. ------------------------------------------------- 30

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК1.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

    Подобное  состояние может быть при нарушениях интеллекта как способности человека применять знания и опыт в практической деятельности, в частности, ставить задачи, вытекающие из реальной действительности, и успешно решать их4.

    Расстройства  эмоциональной сферы могут выражаться в безмотивном изменении настроения, в неадекватном эмоциональном резонансе. При этом они не всегда достигают той степени, которая полностью исключает способность человека руководить своими действиями. Такие нарушения интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы не исключают способность контролировать, обдумывать свои действия, руководить ими5.

    В силу многообразия аномальных процессов и состояний, являющихся причиной возникновения ограниченно-вменяемого состояния,  законодатель отказался от их перечневого метода, однако он приемлем для описания медицинского критерия невменяемости. Болезненные состояния, характеризующие невменяемость, вполне конкретны и численно ограничены известными в психиатрии болезнями. Психические аномалии могут быть вызваны различными обстоятельствами, отчего их законодательная регламентация была бы заведомо неполной.

    Главным, отличительным признаком ограниченной вменяемости является возможность лица осознавать свои действия, руководить ими, но в силу психического заболевания ограничена способность к полноценной психической деятельности. Наличие медицинского критерия как психического заболевания и юридического критерия как способности хоть и не в полной мере, но осознавать свои действия (бездействие), руководить ими обуславливает возможность привлечения лица к уголовной ответственности. Медицинский критерий невменяемости выступает в виде конкретного болезненного состояния психики, которое, в момент совершения общественно опасного деяния, полностью блокирует процесс осознания общественной опасности действий либо процесс руководства ими. При ограниченной же вменяемости,  психические отклонения лишь частично лишают лицо возможности осознания фактического характера своих действий.        

    Эти критерии могут служить как критерием  ограниченной вменяемости, так и  невменяемости. Шизофрения, которая  относится к хроническим психическим  расстройствам, не всегда  полностью лишает человека возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, то есть эта возможность может быть не утрачена, а только ослаблена.

    Ограниченная  вменяемость не является промежуточной  стадией между вменяемостью и невменяемостью. Она устанавливается в рамках вменяемости, так как у ограниченно вменяемого лица сохраняется возможность осознания общественной опасности своих действий и возможность руководить ими.

    Ограниченная  вменяемость устанавливается только судом на основании судебной психолого-психиатрической экспертизы. Психические расстройства, не исключающие вменяемости, не являются основанием для освобождения от уголовной ответственности.

    После долгих и напряженных дискуссий  решено было включить ограниченную вменяемость в уголовное законодательство. В 1991г. были приняты Основы уголовного законодательства СССР. Ст. 15 этого так и не вступившего в силу закона озаглавленная «ограниченная вменяемость», гласила: «лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии ограниченной вменяемости, то есть не могло в полной мере осознавать фактический характер своих действий или руководить ими, вследствие болезненного психического расстройства, подлежит уголовной ответственности.6

    Состояние ограниченной вменяемости может  учитываться при назначении наказания  и служить основанием для применения мер медицинского характера.

    Из  этих законодательных положений  следует, что ограниченная вменяемость  является состоянием вменяемости и  не исключает уголовной ответственности. Однако ограниченная вменяемость может учитываться судом при назначении наказания и может также служить основанием для применения мер медицинского характера.  

    Криминологическая значимость олигофрении с каждым годом возрастает, поскольку в России (как и во всем мире) отмечается ежегодный прирост детей, подлежащих обучению в специализированных учебных заведениях для лиц с умственной отсталостью. Распространенность умственной отсталости среди населения в возрасте до 19 лет составляет 20-30 человек на тысячу. По мнению специалистов, тенденция роста умственной отсталости, особенно в легкой степени, сохранится и

    Наблюдаются некоторые зависимости между  характером общественно опасных  деяний и формами психических  заболеваний. Так, хронические алкоголики чаще всего представлены среди лиц, совершающих насильственные действия против личности. Аналогичная закономерность наблюдается между действиями вменяемых и невменяемых эпилептиков, что проявляется в агрессии, направленной против жизни других лиц. Несколько отличаются по своему характеру действия вменяемых и невменяемых олигофренов. Первые чаще всего совершают изнасилования, невменяемые в большинстве своем посягают на чужую собственность. Данное отличие обусловлено тем, что для олигофренов в степени дебильности наиболее актуальной и вместе с тем труднорешаемой проблемой является удовлетворение половой потребности, в то время как для невменяемых олигофренов наиболее привлекательной является чужая собственность. Вместе с тем тяга к чужой собственности характерна и для вменяемых олигофренов7.

    Отмеченное  сходство между деяниями вменяемых  и невменяемых лиц подтверждает наличие определенной связи между  характером поведения психически больного лица и формой расстройства его психики. Однако наличие внешнего сходства общественно опасных деяний невменяемых лиц с преступными деяниями вменяемых субъектов не должно рассматриваться как отождествление их поведения и закономерностей его формирования. В первом случае общественно опасное поведение и его характер обусловлены особенностями патологии, а во втором – сохранной частью психики, ее дефектами и влияниями среды, которые обуславливают

    Некоторые авторы однако не соглашаются с тем, что определенная форма психопатии соотносится с характером правонарушения. Они полагают, что прямой зависимости между характером криминального акта и особенностями психопатической структуры личности нет8.

    Один  из них в результате изучения 1980 амбулаторно-обследованных несовершеннолетних правонарушителей обнаружил, что структура преступного поведения при разных формах психической патологии довольно однообразна, и пришел к выводу, что изучение психических аномалий у подростков не дает оснований полагать об особой предрасположенности лиц с определенными видами психических отклонений к совершению строго определенных видов действий9.

    Эти авторы отрицают не криминогенность  психических аномалий и психопатий в том числе, сколько наличие  жесткой зависимости между видами психических отклонений и конкретными  видами преступлений. Отсутствие строго фиксированной связи между нормами психических отклонений и видами преступного поведения свидетельствуют о том, что наряду с психическими аномалиями на характер преступного поведения субъекта влияют многочисленные факторы социально-психологического характера, в частности, влияние соучастников, род деятельности преступной группы, окружающая обстановка, конкретная ситуация и многое другое. Характер влияния различных видов психопатий на совершение конкретных преступных действий также не является однозначным в силу того, что преступное поведение определяется многими дополнительными факторами. Однако утверждать, что подобного влияния не существует вовсе, было бы ошибочно, так как конкретным видам психопатий соответствует конкретное типичное поведение. Пусть это поведение нельзя считать абсолютным и главным фактором, влияющим на характер преступного деяния, однако отрицать его как важный аспект поведения, во многом обуславливающий поступки психопата нельзя.                                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  1.2 История ограниченной вменяемости.

    Впервые об ограниченной вменяемости говорится  в кодексах германских государств: Брауншвейгский 1840, Саксен-Альтенбургский 1841, Гессенский 1841, Баденский 1845 и др. В числе обусловливающих ограниченную вменяемость факторов считались слабоумие, недостаточное развитие, старческая дряхлость, опьянение, полное отсутствие воспитания, крайне неблагоприятная и развращающая обстановка в детстве. Последствия - смягчение наказания.10

    Русскому уголовному законодательству термин «ограниченная вменяемость» известен не был, но в п.4 ст. 146 Уложения о наказаниях уголовного и исправительного свода законов в числе обстоятельств, «уменьшающих вину», было указано: “если преступление учинено им (виновным) по легкомыслию или же слабоумию, глупости и крайнему невежеству, которым воспользовались другие для вовлечения его в преступление”.

    Впоследствии  ограниченная вменяемость получила закрепление в Шведском УК 1864, Датском 1886 и Финляндском 1889. Последствия признания ограниченной вменяемости - также смягчение наказания.

    Впервые термин был произнесен Калем на Инсбрукском  съезде юристов в 1904 г. В его редакции суть термина сводилась к формуле  “ограниченная вменяемость - ограниченная вина - ограниченная ответственность”.

    Позиция сторонников классической школы  права. Представители - А.Фейербах, И.Бентам. Неразрывно связывали вменяемость  и вину, считая, что, кто несет  на себе меньше субъективной вины, тот  должен нести и меньшее наказание. Эту связь они усматривали на основе идеи о том, что психически неполноценное лицо обладает меньшей злой волей, и, следовательно, вина его меньше и он должен нести меньшее наказание. Они считали, что источник преступления - злая воля, выступающая как самостоятельное духовное начало. При совершении деяния лицо, проявляя злую волю в результате болезни, оказывается менее свободным. Что касается невменяемых, то их злая воля не есть проявление свободной воли, поэтому они вообще не несут ответственности.

    Российские  юристы выступили против признания ограниченно вменяемости. Из-за этого она не была включена в проект Уложения 1903, и там отразилась только невменяемость, но зато и с медицинским и с юридическим критерием.

    Они считали, что представляется не только излишним, ввиду общего права, суда признавать подсудимого заслуживающим снисхождения, но и нежелательным, по своей неопределенности и односторонности. С одной стороны, глупость, опьянение, душевная неуравновешенность и так далее имеют так много степеней и оттенков, что самые пределы ограниченной вменяемости  представляются слишком слабо очерченными, а с другой стороны, далеко не всегда в подобных состояниях можно приискать основания для уменьшения наказания. Нравственное притупление, психическая неуравновешенность, психическое вырождение могут проявляться в таких кровавых злодеяниях, что даже самые крайние сторонники антрополого-психиатрических воззрений на преступность не решаются рекомендовать, в таких случаях, снисходительности, а применяют к ним более или менее крутые меры.

      Они полагали, что нет среднего состояния вменяемости и невменяемости, так как ограниченная вменяемость есть все же вменяемость.

    Сербский  ссылался на невозможность совмещения наказания и лечения, на отсутствие какой-либо правильной мерки для  определения критерия ограниченной вменяемости, которую стали бы применять и к тем случаям, где резко нарушена способность понимания и руководства своими поступками если отказать от идеи возмездия в отношении субъектов с ослабленной психикой, то с точки зрения предупреждения преступлений вряд ли можно найти основание для безусловного смягчения или уменьшения им наказания.

    Позиция сторонников социологической школы  права в 1889 организовали Международный  союз криминалистов, который существовал  до 1914 и провел 12 съездов. Особое внимание они уделили причинам преступности, “опасному состоянию” преступника и мерам безопасности. Все преступники делятся на: а) случайных, совершающие преступление под воздействием внешних условий, и б) хронические (привычные), совершающие преступления в силу внутренних свойств, как правило, психических аномалий. Прямая зависимость преступности от психических аномалий предопределили особое понимание ограниченной вменяемости. Сначала они пришли к некому компромиссу с классической школой по формуле: ограниченная вменяемость = ограниченная  вина (здесь наблюдается схожесть с Итальянским Уложением 1889, где при ограниченной вменяемости лицо подвергалось уменьшенному наказанию, при этом лишение свободы могло заменяться на пребывание в особом убежище до тех пор, пока это решение не будет отменено). Все лица, совершившие преступление в состоянии ограниченной вменяемости, делятся на “опасных” и “менее опасных”. Для опасных Лист предлагал не только особый тюремных режим, но и меры безопасности еще до совершения преступления. На Брюссельском (1910) и Копенгагенском (1913) съездах Международного союза вопрос об ограниченной вменяемости был тесно увязан с проблемой “опасного состояния”. Для опасных преступников предлагалась идея неопределенных приговоров и тезис о необходимости продления срока после отбытия наказания. Им возражали Познышев и Фойницкий.

      Представители антропологической  школы (Ломброзо, Ферри, Гарофалло)  считали, что преступность - патологическое  явление биологического характера,  постоянная спутница человечества, преступление - результат болезни, нравственного помешательства, выражение атавизма. Поэтому Ферри признавал “физическую” вменяемость, выражающуюся в самом деянии преступника, которое он совершил. Следовательно, все, душевнобольные, должны нести ответственность. Гарофалло предлагал профилактическую смертную казнь прирожденных преступников и душевнобольных, определяемых судом по биосоциальной классификации11. 

Информация о работе Ограниченная вменяемость в уголовном праве РФ