Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 09:38, контрольная работа
Осужденные являются гражданами РФ и не теряют данного статуса в процессе отбывания наказания. В свое время еще К. Маркс заметил: «Государство должно видеть в преступнике человека, живую частицу государства, в которой бьется кровь его сердца, солдата, который должен защищать родину, свидетеля, к голосу которого должен прислушиваться суд, члена общины, исполняющего общественные функции, главу семьи, существование которой священно, и, наконец, самое главное – гражданина государства…»1.
Образовательный стандарт применительно к осужденным должен включать в себя три норматива (компонента): минимальное количество учебных предметов, которые должен освоить обучающийся; обязательные знания и умения по каждому из них (стандарт обученности); уровень нравственности (степень исправления).
Акцент в таких программах необходимо делать на формирование личности, развитие ее сознания, повышение культурного уровня с учетом национальных традиций и обычаев, на воспитание культуры общения, что в конечном итоге стимулирует исправление осужденных.
В то же время законодатель возлагает на администрацию исправительного учреждения обязанности по созданию необходимых условий для обучения осужденных. Эти условия предусматривают предоставление осужденным возможности приобретать и пользоваться учебниками, учебно-письменными принадлежностями. Администрации учреждений следует воздерживаться от отвлечения осужденных в часы их учебы на выполнение сверхурочных и иных работ, содействовать самообразованию осужденных и т.п.
Для сдачи экзаменов учащиеся осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления.
Стремление к получению образования и добросовестное отношение осужденных всех категорий, независимо от их возраста и состояния здоровья, должно поощряться. Это дает значительный воспитательный эффект влечет за собой изменение правового статуса осужденного.
Педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными9. Это требование вполне обоснованно. Учителя, как правило, обладают опытом психолого-педагогического воздействия на лиц нередко с крайне негативными психическими отклонениями, а потому способны благотворно влиять на организацию воспитательного процесса в исправительных учреждениях.
Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, к общему образованию не привлекаются. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.
Организация получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования, создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы (школ и учебно-консультационных пунктов) осуществляются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Заключение
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Общеизвестно, что без современного качественного образования человек не может занять достойное место в обществе, законными способами удовлетворить свои социальные потребности. П. Рубин, рассматривая экономическую теорию преступности, отмечает, что альтернативные издержки от занятия преступной деятельностью у более образованных людей выше10. Следовательно, таким людям с точки зрения затрат и выгод более рационально вести законопослушный образ жизни. И, наоборот, отсутствие минимально допустимого образования вытесняет гражданина на обочину жизни. Нередко становится причиной преступной деятельности и осуждения.
Задача пенитенциарной системы состоит в том, чтобы в процессе исправления осужденных наделить их, востребованным в социуме, образованием. Не аттестатом или дипломом, а именно образованием – результатом усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Только оно предоставит осужденному шанс при всех прочих отрицательных компонентах его личности, связанных с осуждением и лишением свободы, начать новую, законопослушную жизнь.
О значении пенитенциарного
образования говорится и
Общеобразовательные программы обучения направлены не только на получение обучающимися определенной суммы знаний, но и на их воспитание и развитие, поэтому они в наибольшей мере подходят для выполнения основной задачи исправительных учреждений – исправление осужденных. Образовательные стандарты исправления осужденных разрабатываются педагогическими коллективами учебных заведений при исправительных учреждениях с учетом личностных особенностей различных категорий осужденных, их образовательного, профессионального и культурного уровня; при этом правовой основой разработки таких программ являются государственные образовательные стандарты.
Образование является одним из средств воспитательного воздействия на различные категории осужденных (а для лиц, не достигших 30 лет, в силу ст. 112 УИК РФ – обязательным средством).
Российское законодательство не только закрепляет, но и гарантирует осуществление осужденными прав на образование.
Список использованной литературы:
1 Бутенко Т.П. Образование осужденных к лишению свободы: уголовно-исполнительный аспект: монография. – Благовещенск, Изд-во Амурского гос. ун-та, 2010. – С. 4.
2 Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 28.02.2012)
3 Бутенко Т.П. Образование осужденных к лишению свободы: уголовно-исполнительный аспект: монография. – Благовещенск, Изд-во Амурского гос. ун-та, 2010. – С. 10.
4 Бутенко Т.П. Образование осужденных к лишению свободы: уголовно-исполнительный аспект: монография. – Благовещенск, Изд-во Амурского гос. ун-та, 2010. – С. 15.
5 Бутенко Т.П. Образование осужденных к лишению свободы: уголовно-исполнительный аспект: монография. – Благовещенск, Изд-во Амурского гос. ун-та, 2010. – С. 17.
6 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 29.02.2012)
7 Малинин В.Б. Уголовно-исполнительное право. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Межрегиональный институт экономики и права, Юридическая фирма «КОНТРАКТ», ООО «ВОЛТЕРС КЛУВЕР», 2011. – С. 112.
8 Приказ Минюста РФ № 61, Минобрнауки РФ № 70 от 27.03.2006 «Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы»
9 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 29.02.2012)
10 Бутенко Т.П. Образование осужденных к лишению свободы: уголовно-исполнительный аспект: монография. – Благовещенск, Изд-во Амурского гос. ун-та, 2010. – С. 18.
Информация о работе Общее образование осужденных к лишению свободы