Общее образование осужденных к лишению свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 09:38, контрольная работа

Описание работы

Осужденные являются гражданами РФ и не теряют данного статуса в процессе отбывания наказания. В свое время еще К. Маркс заметил: «Государство должно видеть в преступнике человека, живую частицу государства, в которой бьется кровь его сердца, солдата, который должен защищать родину, свидетеля, к голосу которого должен прислушиваться суд, члена общины, исполняющего общественные функции, главу семьи, существование которой священно, и, наконец, самое главное – гражданина государства…»1.

Работа содержит 1 файл

Образование.docx

— 39.20 Кб (Скачать)

Образовательный стандарт применительно к осужденным должен включать в себя три норматива (компонента): минимальное количество учебных предметов, которые должен освоить обучающийся; обязательные знания и умения по каждому из них (стандарт обученности); уровень нравственности (степень исправления).

Акцент в таких программах необходимо делать на формирование личности, развитие ее сознания, повышение культурного  уровня с учетом национальных традиций и обычаев, на воспитание культуры общения, что в конечном итоге стимулирует  исправление осужденных.

В то же время законодатель возлагает на администрацию исправительного учреждения обязанности по созданию необходимых условий для обучения осужденных. Эти условия предусматривают предоставление осужденным возможности приобретать и пользоваться учебниками, учебно-письменными принадлежностями. Администрации учреждений следует воздерживаться от отвлечения осужденных в часы их учебы на выполнение сверхурочных и иных работ, содействовать самообразованию осужденных и т.п.

Для сдачи экзаменов учащиеся осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Получение осужденными основного  общего и среднего (полного) общего образования поощряется и учитывается  при определении степени их исправления.

Стремление к получению  образования и добросовестное отношение  осужденных всех категорий, независимо от их возраста и состояния здоровья, должно поощряться. Это дает значительный воспитательный эффект влечет за собой  изменение правового статуса  осужденного.

Педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают помощь администрации  исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными9. Это требование вполне обоснованно. Учителя, как правило, обладают опытом психолого-педагогического воздействия на лиц нередко с крайне негативными психическими отклонениями, а потому способны благотворно влиять на организацию воспитательного процесса в исправительных учреждениях.

Осужденные, отбывающие пожизненное  лишение свободы, к общему образованию не привлекаются. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.

Организация получения осужденными  основного общего и среднего (полного) общего образования, создание, реорганизация  и ликвидация образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы (школ и учебно-консультационных пунктов) осуществляются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Общеизвестно, что без современного качественного  образования человек не может занять достойное место в обществе, законными способами удовлетворить свои социальные потребности. П. Рубин, рассматривая экономическую теорию преступности, отмечает, что альтернативные издержки от занятия преступной деятельностью у более образованных людей выше10. Следовательно, таким людям с точки зрения затрат и выгод более рационально вести законопослушный образ жизни. И, наоборот, отсутствие минимально допустимого образования вытесняет гражданина на обочину жизни. Нередко становится причиной преступной деятельности и осуждения.

Задача пенитенциарной системы состоит в том, чтобы в процессе исправления осужденных наделить их, востребованным в социуме, образованием. Не аттестатом или дипломом, а именно образованием – результатом усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Только оно предоставит осужденному шанс при всех прочих отрицательных компонентах его личности, связанных с осуждением и лишением свободы, начать новую, законопослушную жизнь.

О значении пенитенциарного  образования говорится и пишется  немало, но, как правило, акцент делается на его воспитательной стороне. В результате мы имеем не образование ради получения полезной информации, а процедуру образования в качестве индикатора правопослушного поведения осужденных.

Общеобразовательные программы обучения направлены не только на получение обучающимися определенной суммы знаний, но и на их воспитание и развитие, поэтому они в наибольшей мере подходят для выполнения основной задачи исправительных учреждений – исправление осужденных. Образовательные стандарты исправления осужденных разрабатываются педагогическими коллективами учебных заведений при исправительных учреждениях с учетом личностных особенностей различных категорий осужденных, их образовательного, профессионального и культурного уровня; при этом правовой основой разработки таких программ являются государственные образовательные стандарты.

Образование является одним из средств  воспитательного воздействия на различные категории осужденных (а для лиц, не достигших 30 лет, в силу ст. 112 УИК РФ – обязательным средством).

Российское законодательство не только закрепляет, но и гарантирует  осуществление осужденными прав на образование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

    1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008)
    2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 29.02.2012)
    3. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 28.02.2012)
    4. Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ред. от 03.12.2011)
    5. Приказ Минюста РФ № 61, Минобрнауки РФ № 70 от 27.03.2006 «Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы»
    6. Бутенко Т.П. Образование осужденных к лишению свободы: уголовно-исполнительный аспект: монография. – Благовещенск, Изд-во Амурского гос. ун-та, 2010. – 169 с.
    7. Зубарев С.М.  Уголовно-исполнительное право. – М.: КНОРУС, 2011. – 398 с.
    8. Малинин В.Б. Уголовно-исполнительное право. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Межрегиональный институт экономики и права, Юридическая фирма «КОНТРАКТ», ООО «ВОЛТЕРС КЛУВЕР», 2011. – 478 с.
    9. Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право Учебник. – М.: Высшее образование, 2010. – 422 с.
    10. Селиверстова В.И. Уголовно-исполнительное право. – М.: Проспект, 2011. – 400 с.
    11. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX — начала XXI века: Учебник для вузов / Под ред. д. ю. н., проф. А. И. Зубкова. – М.: Норма, 2009. – 720 с.
    12. Уголовно-исполнительное право / Под общ. ред. В.П. Сальникова. – СПб.: Фонд «Университет», 2003. – 264 с.
    13. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. И. Л. Трунова. – М.: Изд-во Эксмо, 2011. – 768 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Бутенко Т.П. Образование осужденных к лишению свободы: уголовно-исполнительный аспект: монография. – Благовещенск, Изд-во Амурского гос. ун-та, 2010. – С. 4.

2 Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 28.02.2012)

3 Бутенко Т.П. Образование осужденных к лишению свободы: уголовно-исполнительный аспект: монография. – Благовещенск, Изд-во Амурского гос. ун-та, 2010. – С. 10.

4 Бутенко Т.П. Образование осужденных к лишению свободы: уголовно-исполнительный аспект: монография. – Благовещенск, Изд-во Амурского гос. ун-та, 2010. – С. 15.

5 Бутенко Т.П. Образование осужденных к лишению свободы: уголовно-исполнительный аспект: монография. – Благовещенск, Изд-во Амурского гос. ун-та, 2010. – С. 17.

6 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 29.02.2012)

7 Малинин В.Б. Уголовно-исполнительное право. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Межрегиональный институт экономики и права, Юридическая фирма «КОНТРАКТ», ООО «ВОЛТЕРС КЛУВЕР», 2011. – С. 112.

8 Приказ Минюста РФ № 61, Минобрнауки РФ № 70 от 27.03.2006 «Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы»

9 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 29.02.2012)

10 Бутенко Т.П. Образование осужденных к лишению свободы: уголовно-исполнительный аспект: монография. – Благовещенск, Изд-во Амурского гос. ун-та, 2010. – С. 18.


Информация о работе Общее образование осужденных к лишению свободы