Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 09:38, контрольная работа
Осужденные являются гражданами РФ и не теряют данного статуса в процессе отбывания наказания. В свое время еще К. Маркс заметил: «Государство должно видеть в преступнике человека, живую частицу государства, в которой бьется кровь его сердца, солдата, который должен защищать родину, свидетеля, к голосу которого должен прислушиваться суд, члена общины, исполняющего общественные функции, главу семьи, существование которой священно, и, наконец, самое главное – гражданина государства…»1.
Введение
Образование в современном
мире рассматривается как
Осужденные являются гражданами
РФ и не теряют данного статуса
в процессе отбывания наказания.
В свое время еще К. Маркс заметил:
«Государство должно видеть в преступнике
человека, живую частицу государства,
в которой бьется кровь его
сердца, солдата, который должен защищать
родину, свидетеля, к голосу которого
должен прислушиваться суд, члена общины,
исполняющего общественные функции, главу
семьи, существование которой
В последние годы в российском обществе возросло значение социально-правовых ценностей, среди которых на первое место ставятся права и свободы человека и гражданина. Среди них особое место занимают социально-экономические права и свободы. Реализация этих прав особенно злободневна в местах лишения свободы, где предусмотрен значительный среди всех наказаний объем правоограничений граждан.
Право на образование является
конституционным социально-
Вопросы правового положения осужденных к лишению свободы были предметом научной разработки в ряде диссертаций, монографий, других трудов советских и российских ученых – Ю.М. Антоняна, А.А. Беляева, А.И. Зубкова, Г.Л. Минакова, В.Н. Селиверстова и других ученых.
В последние годы ученые часто обращаются к исследованию прав осужденных. Но тема образования осужденных затрагивается в работах фрагментарно.
Исследованием вопросов получения
образования осужденными к
Сложность возникающих при организации образовательного процесса в местах лишения свободы проблем вызывают необходимость их всестороннего изучения на основе исторического и зарубежного опыта, а также с учетом сложившейся в настоящее время практики.
Образование является одним из факторов получения человеком систематизированных знаний, представляя собой одну из важнейших сфер жизнедеятельности. Оно выступает необходимым условием формирования и становления как личности отдельно, так и общества в целом. Образование является стимулятором развития личности.
В настоящее время в литературе категорию « образование» принято воспринимать в различных значениях.
Под образованием в Советском
энциклопедическом словаре
В преамбуле Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)2.
Д.И. Ивашин считает, что под
образованием следует понимать именно
юридическое обеспечение и
В ст. 26 Всеобщей декларации прав человека сказано: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам».
Ст. 43 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на образование».
М.В. Смирнова говорит о триединой сущности конституционного права на получение образования. По ее мнению, данное право по своему комплексному характеру может быть отнесено и к социальным, и к культурным правам, а также содержит экономическую составляющую4.
Законодательство РФ различает
несколько уровней образования.
Конституция РФ гарантирует общедоступность
и бесплатность дошкольного, основного
общего и среднего профессионального
образования в государственных
и муниципальных
Право на образование, кроме Конституции РФ, реализуется на основании Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» и иных нормативных актов.
Действующее законодательство предусматривает единую систему получения образования, которая состоит из двух элементов: общеобразовательных и профессиональных образовательных программ.
Первая подсистема включает
в себя дошкольное, начальное, основное
и среднее (полное) общее образование.
Вторая состоит из начального, среднего,
высшего и послевузовского
В первой подсистеме выделяются три ступени: первая ступень (начальное общее образование) – 4 года; вторая ступень (основное общее образование) – 5-6 лет; третья ступень (среднее (полное) общее образование) – 2 года.
Несмотря на то, что право осужденных к лишению свободы на образование определенным образом ограничивается, но эти ограничения не распространяются на получение основного общего образования.
Получение основного общего образования для граждан РФ является их конституционной обязанностью.
Основное общее образование в настоящее время – это 9 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней другого общеобразовательного учреждения.
В соответствии с
ч. 4 ст. 43 Конституции РФ основное
общее образование является
Далее закрепленное в Конституции РФ положение находит развитие в ст. 112 УИК РФ, где указывается, что обязанность получить общее образование распространяется на осужденных, не достигших 30 лет.
Вместе с тем, государство в необходимых случаях создает лицам, не имеющим основного общего образования, условия для получения ими профессиональной подготовки. Данное положение касается, прежде всего, тех осужденных, которые достигли указанного возраста (30 лет), но в силу различных причин не желают получать общее образование.
Следует отметить, что в последнее время лица, направляемые по приговору суда в места лишения свободы, не умеют элементарно считать и писать, в связи с чем остро стоит вопрос относительно получения осужденными не основного общего образования, а, сначала – начального общего образования.
«Мы имеем систему школьного
образования и буквально
Процесс регулирования уголовно-
Социально-экономические изменения, происходящие в России, обусловили внимание юридической науки к обеспечению прав человека и гражданина. Особое место в этом процессе занимает обеспечение прав человека в местах лишения свободы. Вопрос соблюдения законности прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы приобретает все большую значимость по мере демократизации нашего общества, интеграции его в международное сообщество, расширение международных связей.
Обеспечение общего образования в соответствии с Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в идее лишения свободы» является одной из задач уголовно-исполнительной системы и входит в обязанность учреждений, исполняющих наказания.
В соответствии со ст. 112 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования6.
Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию.
Возможность продолжить обучение
по собственному желанию приобретает
для осужденных характер законного
интереса, удовлетворение которого зависит
от усмотрения администрации и имеющихся
условий. Вместе с тем законом
поощряется получение осужденными
общего и среднего (полного) общего
образования, что учитывается при
определении степени их исправления
при представлении к условно-
Для лиц, на которых распространяется обязательность получения основного общего образования, обучение является специфической обязанностью, невыполнение которой, проявляющееся в отказе от учебы или в пропуске занятий без уважительных причин, влечет за собой наложение взысканий.
Процесс получения основного общего образования организуется в исправительных учреждениях всех видов режима, за исключением учреждений, где отбывают наказание осужденные к пожизненному лишению свободы. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.
В большинстве исправительных учреждений созданы общеобразовательные средние (вечерние) школы или учебно-консультационные пункты. Они находятся в ведении департаментов образования органов местного самоуправления и финансируются ими. Школа в исправительном учреждении является важнейшим центром учебно-воспитательной работы с осужденными7.
С учетом условий работы
воспитательной колонии в школе
организуется и проводится кружковая,
внеклассная и внешкольная
Количество классов
Несовершеннолетним
Прием в школу осужденных, не достигших возраста 30 лет и не имеющих основного общего образования, производится по представлению администрации учреждения, а остальных осужденных – по их личному заявлению.
Зачисление осужденных в школу оформляется приказом за подписью директора школы по согласованию с начальником учреждения. Обязанности обучающихся определяются уставом и правилами внутреннего распорядка школы с учетом особенностей режима отбывания наказания.
Обучающиеся, успешно выполняющие учебный план, на период проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации освобождаются от работы с сохранением заработной платы по месту работы, не привлекаются в дни занятий к сверхурочным работам, связанным с отрывом от учебных занятий, имеют право на сокращенную рабочую неделю.
В период учебного года не допускается
перевод обучающихся из одного учреждения
в другое, если это не вызвано
требованиями оперативного и режимного
характера или другими
Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX и XII классов осуществляется в соответствии с положением, утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации8.
Обучающиеся, водворенные в штрафной изолятор, переведенные в помещение камерного типа, единое помещение камерного типа, одиночную камеру в исправительных колониях особого режима, на строгие условия отбывания наказания, осваивают образовательные программы по заочной форме.
Информация о работе Общее образование осужденных к лишению свободы