Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:03, курсовая работа
Цель исследования заключается в анализе актуальных вопросов, связанных с незаконным оборотом оружия и формулировании предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в данной сфере. Для достижения поставленной цели решались следующие основные задачи: 1. Анализ действующего законодательства, предусматривающего ответственность за незаконный оборот оружия; 2. Исследование исторических предпосылок развития уголовного законодательства в сфере незаконного оборота оружия;
Эти уголовно-правовые нормы выполняют важную роль в превенции преступлений, совершаемых с применением оружия, позволяют привлечь виновных к уголовной ответственности уже на ранних стадиях проявления преступного умысла, поскольку названные преступления нередко предшествуют, создают благоприятные условия преступлениям с использованием оружия. Особенностью названных преступлений является то, что, посягая на общественную безопасность, они объективно причиняют существенный вред широкому кругу общественных отношений – безопасным условиям жизнедеятельности общества в целом, а не только законным интересам отдельного человека и гражданина.
Особенность уголовно-правовой охраны общественной безопасности применительно к обороту огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств заключается в том, что с учетом особо опасных свойств этих предметов и веществ, возможности их использования для причинения вреда общественным интересам, уголовно-правовые отношения возникают не в результате причинения фактического вреда, а вследствие лишь создания такой опасности. Исключения составляют деяния, предусмотренные статьями 224-225 УК РФ, сконструированные по типу материальных, то есть требующих наступления определенных последствий, в частности для квалификации деяния по ст. 224 УК РФ требуется наступление тяжких последствий, ст. 225 УК РФ – хищение или уничтожение либо наступление иных тяжких последствий.
Оружие является древнейшим
предметом материальной культуры, во
многом определившим направления исторического
развития человечества. Историко-
Система преступлений против общественной безопасности складывалась в течение длительного периода развития российского государства и права. В Древнерусском государстве, в силу неразвитости общественных отношений и уголовного права, законы (Русская Правда, Псковская судная грамота, Нов городская судная грамота и др.) не рассматривали общественную безопасность в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны. В памятниках российского уголовного законодательства отсутствовали такие термины, однако имелись отдельные предписания, согласно которым уголовно-наказуемым признавались деяния, которые причиняли вред имущественным и личным интересам граждан и одновременно нарушали общественное спокойствие, порядок функционирования социальных институтов – церкви, суда и др.9
Первые упоминания об огнестрельном оружие «арматы» встречаются уже в 1383 г. в Голицынской летописи и являются отправным моментом разви тия российского законодательства об оружии. Поначалу нормативные акты об оружии не представляли собой определенной системы, охватывавшей всю территорию страны, а устанавливали правила оборота оружия при опреде ленных конкретных ситуациях или в отношении отдельных лиц.
Судебник 1497 г. не предусматривал уголовной ответственности за не законный оборот оружия, что косвенно свидетельствует о невысокой оценке его общественной опасности. Есть лишь общие положения о тать бе (разбое) без выделения его вооруженной разновидности. Специальные исследования истории огнестрельного оружия в Российском государстве за период до XVI в. не приводят ни одного правового источника, регла ментирующего его оборот.
Соборное уложение 1649 г. установило ответственность за недозволенное ношение, обнажение или применение оружия при царском дворе или в присутствии самого царя с достаточно суровыми наказаниями (смертная казнь). Других преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, Уложение 1649 г. не содержало. Вероятно, это был первый законодательный акт в России о незаконном обороте оружия.
Во второй половине XVII века русское законодательство уже содержит
указание на оружие как предмет правонарушений. Постепенно складывают ся ограничения в его гражданском обороте. Так, царский Указ от 25 октября 1682 г. запретил в Москве хождение с оружием всем лицам, которые в данный момент не исполняли соответствующих обязанностей по охране правопорядка. Однако ответственность за нарушение этого правила наступала лишь в случае «учинения ссор, поединков и произнесения грубых слов».
Согласно Указу, данному Стрелецкому приказу «О наказании за стрельбу из ружей и бросание ракет в городе» от 30 августа 1699 г. лиц, стреляющих днем или ночью в городах пулями или пыжами или пущающих ракеты, повелевалось имать в Стрелецкий приказ и за первый раз битьбатогами. Во второй раз бить кнутом и ссылать с женами и детьми в Азов на вечное житье.
Дальнейшее развитие отечественного законодательства об уголовной ответственно сти за незаконный оборот оружия получило в начале XVIII в. в так называемом военном законодательстве Петра I. Это было связано с бурным развитием общества и новыми задачами, которые ставило перед со
бой государство: мобилизации всех возможностей для борьбы с внешними врагами, установление жесткой дисциплины, формирование профессиональной армии. Наиболее показательными в этом отношении правовыми нормативными актами являются Артикул воинский и Морской устав от 13 января 1720 г., которые совмещают в себе дисциплинарные, уголовные и административные нормы.10
Группе преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, посвящена глава VI Артикула воинского (артикулы 56–59). В соответствии с данными артикулами наказывался солдат за ненадлежащий уход за оружием, утеря оружия или его выбрасывание, порча или поломка оружия, проигрыш, продажа или заклад ружья, а также приобретение вышеуказанным образом промотанного имущества.
В России «послепетровского» периода действовали три значительных уголовно правовых акта: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.4, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г.5, Уголовное Уложение 1903 г.6, а также ряд уголовно-правовых норм, содержащихся в других законах.
Уголовное законодательство Российской империи второй половины XIX – начала ХХ в., в частности, Уложение о наказанииях уголовных и исправительных 1845 г. в редакции 1885 г. и Уголовное уложение 1903 г., в отличие от уголовно-правовых систем Германии, Голландии и некоторых других стран, не выделяло самостоятельного раздела или главы, где были бы сосредоточены нормы об ответственности за деяния, аналогичные тем, которые предусмотрены ст. 222–226 УК РФ 1996 г. Однако это не означает, что уголовное законодательство Российской империи не содержало ответственности за преступления, предусматривающие уголовную ответственность за незаконный оборот оружия.
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных вступило в силу с 1 мая 1846 г. Оно было создано на основе Свода законов Российской Империи и действовало с изменениями (редакции 1866 и 1885 гг.) до октября 1917 г. Уложение в различных разделах, главах и отделениях предусматривало достаточно большое число норм о деяниях, относимых в настоящее время к числу преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, так называемые общеопасные преступления.
Незаконный оборот оружия в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. также являлся признаком объективной стороны и иных преступлений, в частности, против государства.
Первоначально Уложение о наказаниях уголовных и исправительных в редакции 1866 и 1885 гг. содержало 2 224 статьи, после принятия устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, из него был исключен ряд статей о малозначительных преступлениях, в конечном счете, в Уложении осталось 1 711 статей. В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных редакции 1866 и 1885 гг. ст. 1457 главы «О смертоубийстве» предусматривала ответственность за приготовленные для совершения убийства меры: «приобретение или приготовление нужных для того оружия, или иных орудий и снарядов».
Анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что к запрещенному оружию также относилось и боевое оружие, состоявшее на вооружении армии, за исключением тех случаев, кода оружие положено по службе или входило в состав обмундирования. В рассматриваемый период придавалось большое значение обеспечению безопасности при проведении публичных мероприятий, все чаще сопровождавшихся революционными выступлениями.11
Принятое 22 ноября 1903 г. Уголовное уложение Николаем II существенно отличалось от предыдущих законодательных актов не только по технико-юридическому изложению, но и по содержательной стороне. В нем предусматривались отдельные нормы, регламентирующие ответственность за
незаконный оборот оружия. Основная часть норм, предусматривавших ответственность за незаконный оборот оружия и боеприпасов, содержалась в главе десятой Уголовного уложения «О нарушении постановлений, ограждающих общественную и личную безопасность». Отдельная норма Уголовного уложения предусматривала ответственность за незаконное изготовление оружия и боеприпасов, как самодельным способом, так и в заводских условиях. Этой же нормой устанавливалась ответственность за открытие без надлежащего разрешения завода или иного заведения для изготовления взрывчатых веществ, огнестрельных или взрывчатых боеприпасов или их частей.
В Уголовном уложении 1903 г., также как в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных, отдельно была установлена ответственность торговцев взрывчатыми веществами и боеприпасами, содержателей складов с данными предметами. Статья 320 Уголовного уложения устанавливала ответственность: за хранение или ношение запрещенного оружия (п. 1), хранение или ношение оружия в местах, где это запрещено законодательством (п. 2), стрельбу из огнестрельного или иного опасного оружия в запрещенных местах (п. 3). Ответственности за незаконный оборот
оружия был посвящен и ряд других статей Уголовного уложения.
Уголовное уложение 1903 г. не знало специальной нормы о хищении оружия: ответственность за совершение данных преступлений наступала по статьям об иных преступлениях.
После революции 1905 г. началось изъятие огнестрельного оружия, коснувшееся, однако, только мощных пистолетов и военных образцов. Поголовная вооруженность русских времен конца Первой мировой и Гражданской войны способствовала не только кровопролитию, но и самообороне жителей России от многочисленных банд, а также, например, изгнанию интервентов. В 1906 г. началась практика разрешительной системы. Указом «О временных правилах о собраниях» от 4 марта 1906г. устанавливалась ответственность для лиц, явившихся в публичное собрание вооруженными, ЕС ли им оружие не присвоено законом. Данная норма в дальнейшем была введена в Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Революционный период 1917 г. повлек за собой коренную перемену всего уклада жизни российского общества. Оружейная сфера также неизбежно была затронута. Контроль за оборотом оружия приобрел особое значение, обладание оружием являлось одним из необходимых в тот период условий обеспечения успеха в борьбе за власть. Уголовное законодательство было одним из факторов, пресекающих неконтролируемый, а, следовательно, и незаконный оборот оружия. В ходе Февральской революции в 1917 г. большое количество оружия оказалось на руках у рабочих Петрограда. Под предлогом его использования в действующей армии на фронтах Первой мировой войны, Временное правительство своим постановлением о реквизиции оружия у населения Петрограда и его окрестностей от 12 июля 1917 г. предписывало сдать все холодное и огнестрельное оружие казенного образца и боеприпасы в течение определенного срока. Указывалось, что лица, добровольно сдавшие в указанный срок оружие, не подлежат ни переписи, ни опросам. Те же, у которых оружие казенного образца будет обнаружено после определенного в постановлении срока, подлежат ответственности как виновные в похищении казенного имущества.
В период Октябрьской революции 1917 г. прежнее законодательство, регулировавшее оборот оружия в стране, прекратило свое существование, уголовно-правовая охрана общественной безопасности осуществлялась с помощью отдельных декретов, а затем – кодифицированного уголовного законодательства. 12
В 1920-е гг. внутреннее положение нашей страны продолжало оставаться крайне тяжелым. Народное хозяйство было разорено гражданской войной и военной интервенцией. Воспользовавшись трудностями перехода страны к мирному строительству, контрреволюционные силы активизировали свою деятельность. В ряде субъектов страны вспыхнули кулацкие и иные контрреволюционные восстания, на территории страны действовали банды, вооруженные различными видами оружия. Совет народных комиссаров 12 июля 1920 г. принял декрет «О выдаче и хранении огнестрельного оружия и обращении с ним». В данном документе подчеркивалось, что «хранить и пользоваться огнестрельным оружием могут только лица, которым по роду службы присвоено оружие (военные, состоящие в частях войск, милиция и т. п.), и лица, которым данное право предоставлено постановлением Совета народных комиссаров» (декрет от 10 декабря 1918 г. «О сдаче оружия»)». Во всех остальных случаях оружие могло быть выдано только по решению чрезвычайных комиссий, в порядке исключения. В соответствии с декретом СНК РСФСР от 12 июля 1920 г. «О выдаче и хранении огнестрельного оружия и обращения с ним» на милицию совместно с ВЧК возлагаются функции по контролю за порядком приобретения, хранения и использования оружия. Декретом СНК РСФСР от 28 июля 1920 г. «Об охоте» было установлено право владения охотничьим ружьем лишь тем лицам, которым органом Народного комиссариата был выдан охотничий билет. Данный декрет можно рассматривать как первую попытку построения в послереволюционной России системы правового регулирования оборота охотничьего, а значит, гражданского, оружия. Узаконив государственный контроль за оборотом оружия, власть жестко преследовала его незаконный оборот, который представлял опасность как для существующего режима, так и для безопасности самих граждан. Ответственность за незаконное приобретение и хранение оружия была весьма сурова. Декретом ВЦИК от 17 ноября 1921 г. «О порядке реквизиции и конфискации имущества частных лиц и обществ» устанавливалось, что наряду с другими перечисленными предметами оружие «при отсутствии надлежащего разрешения на хранение подлежит обязательной безвозмездной сдаче государству и в случае обнаружения конфискуется с привлечением их хранителей к уголовной ответственности».
Как видим, в период с 1917–1920 гг., с одной стороны, существовала «разрозненная» регламентация оборота оружия, существовало большое количество норм, затрагивающих рассматриваемую сферу. С другой стороны, в ходе нестабильной ситуации в стране возрос уровень преступности, который необходимо было каким-либо способом приостановить. Существовала некая хаотичная взаимосвязь между государственной властью и преступностью в сфере незаконного оборота оружия, которой необходимо было подчиниться в любом случае воле первой. Вследствие этого преступные элементы общества, несмотря на все издаваемые запреты, продолжали «количественно» и «качественно» повышать уровень преступности в сфере незаконного оборота оружия в виде протеста на устранение классовой сущности и устанавливаемые «порядки» со стороны государственной власти. На смену законодательного многообразия (постановления, декреты, декларации) пришло кодифицированное уголовное законодательство, где были попытки очередной систематизации норм, регулирующих оборот оружия. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г., как первый кодифицированный уголовно-правовой акт советского государства, предусмотрел специальную главу 8 «Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок». В статьях данной главы предусматривалась ответственность, в том числе за хранение огнестрельного оружия без надлежащего разрешения (ст. 220). Некоторые виды преступлений, посягающих на общественную безопасность, предусматривались и в других главах Кодекса.13