Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 19:45, курсовая работа
Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», «запущенные» подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов.
1.Проблема несовершеннолетних преступников в юридической психологии……………3
2.Подросток и преступление…………………………………………
3.Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних преступников.......................................................................................
4.Правосознание подростка…………………………………………………
5.Особенности допроса несовершеннолетних преступников…………………
6.Профилактика преступлений несовершеннолетних…………
7.Заключение……………………………………………………………………..
Подготовленный с глубоким знанием всех материалов дела и проведенный с учетом всех личностных особенностей допрос, несомненно, убеждает допрашиваемого не только в бесперспективности запирательства, но и наглядно показывает истинную цену его преступного поведения, неизбежность разоблачения и грядущего наказания со всеми вытекающими последствиями как для самого виновного, так и для его близких.
Для достижения намеченной цели следователю необходимо наряду с материалами уголовного дела анализировать сведения, полученные о несовершеннолетнем в соответствии с изложенной в данном разделе программой.
В процессе подготовки к допросу следователь должен не только планировать последовательность и формулировку вопросов, но и прогнозировать возможные варианты ответов и в зависимости от этого, основываясь на имеющейся у него информации и анализе всех обстоятельств, заранее подготовить необходимые дела.
В зависимости от материалов дела следователь должен определить линию взаимоотношений с допрашиваемым. Если преступление было совершено вследствие неблагоприятно сложившейся ситуации и допрашиваемый тяжело переживает, подавлен случившимся, следует помочь ему не только в выборе линии поведения на следствии, но и в дальнейшей повседневной жизни. Для этого следователю необходимо собрать материалы, которые дали бы возможность подвести несовершеннолетнего к правильной оценке не только совершенного им преступления, но и иных негативных поступков.
Когда из материалов дела или в процессе непосредственного общения следователь видит, что несовершеннолетний пренебрегает совершенным преступлением, недостойно ведет себя, необходимо сразу же пресечь такое поведение.
На допросе
следователь должен избрать такую
тактику общения с
Следователю необходимо самому допросить родителей (или лиц, их заменявших), педагогов, товарищей по учебе, по совместному провождению свободного времени, а работникам органов дознания поручить проведение действий, не требующих обязательного участия следователя.
Добытая до допроса информация о личностных особенностях несовершеннолетнего (правдивость, лживость, жестокость, доброта, агрессивность и т. д.), несомненно, поможет следователю выбрать правильную тактику допроса.
Изучая личность несовершеннолетнего, следователь должен установить, в первую очередь, его положительные качества, время, когда его поведение стало меняться в худшую сторону, выяснить причины этих изменений. Они могут быть вызваны неурядицами в семье, другими неблагоприятно сложившимися обстоятельствами, болезнью или смертью одного из родителей и т. д. Собранные данные позволят следователю создать правильное представление о положительных и отрицательных качествах личности несовершеннолетнего, об условиях жизни, учебы, о микроклимате среды, где вращается несовершеннолетний, о его склонностях и т. д. Все это вместе взятое необходимо следователю не только для получения правдивых показаний, но в первую очередь для надежного воздействия на несовершеннолетнего в плане критического осмысления, как совершенного преступления, так и негативного поведения в целом.
Наибольшую общественную опасность по делам о преступлениях несовершеннолетних представляет организатор, «главарь» преступной группы, поэтому еще на стадии подготовки к допросу несовершеннолетнего следователю надо учесть необходимость выявления такого «главаря» и установления его действительной роли. Следует помнить, что несовершеннолетние по самым разным причинам стараются скрыть действительных организаторов, «главарей» группировок и нередко их вину берут на себя.
В роли организаторов преступных групп несовершеннолетних в подавляющем большинстве выступают ранее судимые взрослые или близкие к совершеннолетию люди, которые, как правило, уже привлекались к уголовной или административной ответственности. Они обычно опытнее и физически сильнее остальных. Пренебрегая «уголовным прошлым», превосходством в физической силе, «главари» подчиняют других несовершеннолетних членов группы своей воле, нередко терроризируют их.
Успешность проводимого
допроса во многом зависит от выбора
места и обстановки его проведения.
Недопустимо дружеское отношение с
допрашиваемым - с самого начала встречи
с несовершеннолетним необходимо, чтобы
последний понял, что он попал в очень
серьезную жизненную ситуацию и что от
его правдивости, честности зависит его
будущее. Однако, обстановка допроса не
может быть запугивающей; между допрашиваемым
и следователем должны быть серьезные,
подчеркивающие ответственность происходящего,
отношения. Допрашивая несовершеннолетнего
об условиях жизни семьи, об учебе в школе,
техникуме, ПТУ, об отношении членов семьи
к нему и т. д., следователю необходимо
вести допрос тактично, помня, что несовершеннолетние,
особенно из неблагополучных семей, стыдятся
поведения близких и не всегда в связи
с этим дают правдивые показания. Нарушение
этого требования может привести к потере
психологического контакта, к затруднению
при допросе.
6. Профилактика преступлений несовершеннолетних.
В настоящее время, в силу различных причин отсутствует четкая система работы с несовершеннолетними правонарушителями:
1) комиссии по делам несовершеннолетних не выполняют функций координационного центра по борьбе с преступностью несовершеннолетних;
2) совершенно
ненормальным является
3) отсутствуют
научно обоснованные
4) органы образования, здравоохранения, социального обеспечения по существу самоустранились от оказания помощи семье в воспитании трудных подростков и разработке соответствующих рекомендаций.
Для исправления сложившегося положения дел необходимо применить ряд мер, таких как:
- создать специализированные службы для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
- образовать специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа для несовершеннолетних, совершивших правонарушения;
- создать специальные (коррекционные) учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно опасные деяния;
- реорганизовать приемники-распределители для несовершеннолетних, создав на их основе центры временной изоляции, для помещения в них несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния.