Несовершеннолетние преступники

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», «запущенные» подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов.

Содержание

1.Проблема несовершеннолетних преступников в юридической психологии……………3
2.Подросток и преступление…………………………………………
3.Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних преступников.......................................................................................
4.Правосознание подростка…………………………………………………
5.Особенности допроса несовершеннолетних преступников…………………
6.Профилактика преступлений несовершеннолетних…………
7.Заключение……………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая моя.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

Подготовленный  с глубоким знанием всех материалов дела и проведенный с учетом всех личностных особенностей допрос, несомненно, убеждает допрашиваемого не только в бесперспективности запирательства, но и наглядно показывает истинную цену его преступного поведения, неизбежность разоблачения и грядущего наказания со всеми вытекающими последствиями как для самого виновного, так и для его близких.

Для достижения намеченной цели следователю необходимо наряду с материалами уголовного дела анализировать сведения, полученные о несовершеннолетнем в соответствии с изложенной в данном разделе  программой.

В процессе подготовки к допросу следователь должен не только планировать последовательность и формулировку вопросов, но и прогнозировать возможные варианты ответов и  в зависимости от этого, основываясь  на имеющейся у него информации и  анализе всех обстоятельств, заранее подготовить необходимые дела.

В зависимости  от материалов дела следователь должен определить линию взаимоотношений  с допрашиваемым. Если преступление было совершено вследствие неблагоприятно сложившейся ситуации и допрашиваемый  тяжело переживает, подавлен случившимся, следует помочь ему не только в выборе линии поведения на следствии, но и в дальнейшей повседневной жизни. Для этого следователю необходимо собрать материалы, которые дали бы возможность подвести несовершеннолетнего к правильной оценке не только совершенного им преступления, но и иных негативных поступков.

Когда из материалов дела или в процессе непосредственного  общения следователь видит, что несовершеннолетний пренебрегает совершенным преступлением, недостойно ведет себя, необходимо сразу же пресечь такое поведение.

На допросе  следователь должен избрать такую  тактику общения с допрашиваемым, чтобы тот убедился в объективности и беспристрастности следователя.

Следователю необходимо самому допросить родителей (или  лиц, их заменявших), педагогов, товарищей по учебе, по совместному провождению свободного времени, а работникам органов дознания поручить проведение действий, не требующих обязательного участия следователя.

Добытая до допроса  информация о личностных особенностях несовершеннолетнего (правдивость, лживость, жестокость, доброта, агрессивность и т. д.), несомненно, поможет следователю выбрать правильную тактику допроса.

Изучая личность несовершеннолетнего, следователь  должен установить, в первую очередь, его положительные качества, время, когда его поведение стало меняться в худшую сторону, выяснить причины этих изменений. Они могут быть вызваны неурядицами в семье, другими неблагоприятно сложившимися обстоятельствами, болезнью или смертью одного из родителей и т. д. Собранные данные позволят следователю создать правильное представление о положительных и отрицательных качествах личности несовершеннолетнего, об условиях жизни, учебы, о микроклимате среды, где вращается несовершеннолетний, о его склонностях и т. д. Все это вместе взятое необходимо следователю не только для получения правдивых показаний, но в первую очередь для надежного воздействия на несовершеннолетнего в плане критического осмысления, как совершенного преступления, так и негативного поведения в целом.

Наибольшую общественную опасность по делам о преступлениях несовершеннолетних представляет организатор, «главарь» преступной группы, поэтому еще на стадии подготовки к допросу несовершеннолетнего следователю надо учесть необходимость выявления такого «главаря» и установления его действительной роли. Следует помнить, что несовершеннолетние по самым разным причинам стараются скрыть действительных организаторов, «главарей» группировок и нередко их вину берут на себя.

В роли организаторов  преступных групп несовершеннолетних в подавляющем большинстве выступают ранее судимые взрослые или близкие к совершеннолетию люди, которые, как правило, уже привлекались к уголовной или административной ответственности. Они обычно опытнее и физически сильнее остальных. Пренебрегая «уголовным прошлым», превосходством в физической силе, «главари» подчиняют других несовершеннолетних членов группы своей воле, нередко терроризируют их.

Успешность проводимого  допроса во многом зависит от выбора места и обстановки его проведения. Недопустимо дружеское отношение с допрашиваемым - с самого начала встречи с несовершеннолетним необходимо, чтобы последний понял, что он попал в очень серьезную жизненную ситуацию и что от его правдивости, честности зависит его будущее. Однако, обстановка допроса не может быть запугивающей; между допрашиваемым и следователем должны быть серьезные, подчеркивающие ответственность происходящего, отношения. Допрашивая несовершеннолетнего об условиях жизни семьи, об учебе в школе, техникуме, ПТУ, об отношении членов семьи к нему и т. д., следователю необходимо вести допрос тактично, помня, что несовершеннолетние, особенно из неблагополучных семей, стыдятся поведения близких и не всегда в связи с этим дают правдивые показания. Нарушение этого требования может привести к потере психологического контакта, к затруднению при допросе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Профилактика преступлений несовершеннолетних.

В настоящее  время, в силу различных причин отсутствует четкая система работы с несовершеннолетними правонарушителями:

1) комиссии по  делам несовершеннолетних не выполняют функций координационного центра по борьбе с преступностью несовершеннолетних;

2) совершенно  ненормальным является положение,  когда основную тяжесть профилактической  и воспитательной работы с  несовершеннолетними правонарушителями несут органы внутренних дел, прокуратура и суд, т.е. организации, осуществляющие принуждение и карательное воздействие;

3) отсутствуют  научно обоснованные рекомендации  по осуществлению профилактической  и воспитательной работы;

4) органы образования, здравоохранения, социального обеспечения по существу самоустранились от оказания помощи семье в воспитании трудных подростков и разработке соответствующих рекомендаций.

Для исправления  сложившегося положения дел необходимо применить ряд мер, таких как:

    - создать специализированные службы для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

    - образовать специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа для несовершеннолетних, совершивших правонарушения;

    - создать специальные (коррекционные) учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно опасные деяния;

    - реорганизовать приемники-распределители для несовершеннолетних, создав на их основе центры временной изоляции, для помещения в них несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния.

 

 
 

Информация о работе Несовершеннолетние преступники