Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:59, курсовая работа
Наркотизм в настоящее время представляет собой одно из наиболее страшных и особо опасных социальных явлений. Миллионы загубленных жизней, тысячи преступлений, совершённых на почве наркомании или связанных с нелегальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, укрепление позиций отечественной наркомафии и упрочение её связей с международными наркокартелями – вот что стоит за этим негативным социальным явлением.
Введение
Глава 1. Проблемы юридической квалификации деяний, совершаемых под воздействием наркотических средств, и деяний, связанных с распределением наркотиков
1.2. Юридическая квалификация деяний, совершаемых под воздействием наркотических средств
2.2. Характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков
Глава 2. Профилактика наркотизма
2.1. Причины наркотизма
2.2.1. Социально-экономические причины
2.2.2. Политические причины
2.2.3. Идеологические причины
2.2.4.Морально-психологические причины
2.1. Правовая модель профилактики наркотизма
2.2. Психосоциальная и медицинская модели профилактики наркотизма
Заключение
Литература
Итак, мы назвали и рассмотрели причины наркотизма, т.е. факторы, способствующие возникновению и распространению данного негативного социального явления. Они многообразны и затрагивают различные сферы жизни общества. Для того, чтобы успешно проводить профилактику преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также девиантного поведения в этой области, необходимо прежде всего воздействовать на причины наркотизма. Теперь, когда мы знаем эти причины, мы попытаемся построить систему профилактических мер в данной области.
Общеизвестно, что болезнь (в том числе и социальную) легче предотвратить, чем излечить. Общество и государство должны предпринять все необходимые усилия для предотвращения преступных проявлений. Сдержать распространение наркотизма и хоть в какой-то мере сократить его уровень возможно лишь путем осуществления широкомасштабной научно-обоснованной программы профилактики, к разработке и реализации которой должны быть привлечены самые различные органы и организации (как государственные, так и негосударственные: общественные, религиозные, коммерческие и др.) и специалисты многих отраслей знаний, в частности, социологи, психологи, медики, юристы, педагоги.
Нам представляется более удачной система мер профилактики наркотизма, предлагаемая Прохоровой М.Л. Она выделяет три основных модели профилактики: правовую, медицинскую и психосоциальную[9].
Правовая модель доминирующую роль отводит законодательному регулированию проблем, связанных с преодолением наркотизма в нелегальном обороте наркотических средств и психотропных веществ.
Медицинская модель отдаёт предпочтение мерам медицинского характера, что является немаловажным, так как злоупотребление наркотиками представляет собой серьёзный болезненный процесс, а его распространение носит характер эпидемии.
Психосоциальная модель рассматривает потребителя наркотиков через призму разнообразных психологических процессов, происходящих в личности, во взаимодействии с окружающей средой, и, исходя из этого, предлагает меры профилактики наркотизма.
В теории профилактики наркотизма идут споры о том, следует ли отдавать предпочтение какой-либо одной из этих моделей и какие меры профилактики следует признать приоритетными. На наш взгляд, именно совокупность указанных мер является наиболее действенной в борьбе с наркоманией и наркотизмом, но в рамках нашей работы мы хотели бы уделить большее внимание правовой модели и психосоциальной, которая будет рассмотрена нами в одном разделе с медицинской моделью.
Нормативную базу формирования системы законодательных мер профилактики наркотизма составляют международно-правовые акты. Это обстоятельство обусловлено тем, что наркотизм давно перешагнул за национальные рамки и ныне представляет собой явление международного характера, нелегальный рынок наркотических средств и психотропных веществ интернационален, как и связи между представителями наркобизнеса, а проблема борьбы с этим явлением, грозящим мировой катастрофой, приобрела общечеловеческий характер.
К основным международно-правовым актам, регламентирующим подходы к определению стратегии борьбы с наркотизмом, ориентированной на интегрированные усилия государств-членов ООН, относятся три конвенции: Единая конвенция о наркотических средствах 1961г., Венская конвенция о психотропных веществах 1971г. и Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988г. Поскольку Россия является участником всех трех Конвенций, ее национальная система законодательных мер профилактики наркотизма должна соответствовать установлениям международно-правовых актов. Законодательные положения российской системы права в интересующей нас сфере в основном отвечают требованиям принципов международного права и положений международных договоров РФ. Так, законами РФ предусмотрен жесткий контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, установлен запрет на совершение с ними действий в целях, противоречащих правовым предписаниям, а также меры ответственности за его нарушения. В стране сформированы и действуют специализированные государственные структуры, призванные обеспечивать соблюдение антинаркотического законодательства и наделенные для этого соответствующими полномочиями. Государственная антинаркотическая политика должна строиться таким образом, чтобы острие уголовного закона было направлено в основном против наркоторговцев, а не против наркоманов. Следовательно, к наиболее строгой уголовной ответственности за деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков, должны привлекаться лица, занимающиеся наркоторговлей, извлекающие из этого сверхвысокие доходы и заинтересованные в увеличении числа потребителей. Нормы уголовного закона должны, с одной стороны, жестко карать торговцев, с другой - ориентировать на лечение больных наркоманией. Однако, как показывает практика последних лет, распространение наркотиков в стране продолжает идти по нарастающей; угрожающий характер приняла коррупция в органах, ответственных за противодействие незаконному обороту наркотиков. Потребители привлекаются не вместе со сбытчиками, а вместо них. Разворачивается гонка за количественными, а не качественными показателями результативности работы.
Государственная политика в области контроля за наркотиками и, соответственно, правовое регулирование борьбы с наркотизмом в разных государствах неодинаково. Существуют различные национальные модели борьбы с распространением и потреблением наркотиков, которые можно условно свести в 3 группы.
Первая группа – «группа жесткой политики», в которой борьба ведется самыми жесткими средствами, вплоть до смертной казни, и законодательство в отношении распространителей наркотиков максимально ужесточено. К этой группе относятся такие государства как Малайзия, Иран, Пакистан, Сингапур. Так, в Сингапуре за распространение наркотиков предусмотрено наказание в виде смертной казни, причем торговцем наркотиков признается человек, у которого обнаружено более 2 граммов героина, 3 граммов морфия или 15 граммов марихуаны.
Вторая группа – «группа жесткого контроля». Здесь осуществляется жесткий контроль над всеми видами наркотиков, идет активное противостояние наркомафии, но крайние меры не принимаются. К таким странам, в частности, относятся США, Великобритания, Франция. В США, например, в большинстве штатов существует наказание не только за хранение и употребление, но и даже за попытку приобретения наркотиков. В Англии и Франции наркоманов в судебном порядке отправляют на принудительное лечение. Однако надо отметить, что в последние годы в этих странах отмечается движение в сторону большего ужесточения. Одновременно в этой группе стран, прежде всего в США, борьба с наркотиками в сфере закона сочетается с мощнейшей информационно-пропагандистской кампанией, направленной прежде всего на наиболее уязвимые категории населения – безработных, учащихся школ и студентов.
Третья – «либеральная группа». Наиболее известными её представителями являются Голландия, Швеция и Польша. В Голландии действует сеть так называемых кофишопов, где наряду с чаем, кофе, прохладительными напитками можно без проблем приобрести порцию гашиша или марихуаны. Важной особенностью голландской политики в области наркотиков является широкая система оказания помощи наркоманам. Её формы разнообразны. Например, раздача метадона – синтетического вещества, содержащего опиум. Он менее сильный, чем героин, менее вредный и выдаётся по рецепту врача. Благодаря метадону наркоманы могут относительно нормально жить, иметь работу и не попадать в криминальную среду.
В связи с этим, ряд учёных высказывают мнение, что только легализация наркотиков способна уничтожить наркобизнес, так как в этом случае криминальные корпорации не смогут наживаться за счёт риска, без которого при нелегальном обороте не обойтись, и потерять свой контроль на рынке наркотиков. Мы хотим заметить, что это не совсем так. Вообще, легализация наркотика невозможна. Она способна привести к глобальной мировой катастрофе и гибели земной цивилизации. И это не просто громкие слова, так как справиться с теми последствиями, которые повлечёт за собой свободная продажа всех видов наркотических средств и психотропных веществ, причём по достаточно низкой цене (так как исчезнут все риски на неё влияющие), человечество не сможет.
Нельзя также забывать, что правовое регулирование борьбы с наркотизмом в разных государствах не может быть одинаковым. Различаются содержание и объём такого регулирования, круг отраслей законодательства, которыми оно осуществляется. Различия зависят от ряда факторов, основными из которых являются: историко-национальные особенности правовых систем государств: степень распространённости наркотизма среди населения конкретной страны; степень и своевременность осознания общественной опасности проявления наркотизма законодателем и его волеизъявление на их запрет, а также иные способы правового регулирования противодействия наркотизму; принятие государством международно-правовых предписаний путём присоединения к международным конвенциям и воспроизведение этих предписаний в национальном законодательстве. Имеет значение также то, что у людей в разных странах отличается менталитет, система ценностей, воспитание и т.д. Следовательно, нужно помнить, что те меры, которые привели к положительным результатам в одном государстве, не обязательно будут эффективными для другого.
Государственную политику России в области контроля за наркотиками можно отнести к группе жёсткого контроля, наряду с США, Великобританией, Францией. Но некоторые политики отмечают, что проводимая в РФ политика в этой области всё-таки должна отличатся относительным либерализмом в области социального контроля за наркотиками и основываться, в частности, на следующих утверждениях:
- лицо, злоупотребляющее наркотиками, является жертвой своего прошлого и поэтому не может быть наказано;
- злоупотребление наркотиками является самодеструктивным поведением, поэтому касается только самого индивида;
- наркотики менее опасны, чем вред, наносимый контролем в результате рестриктивной политики (грубое обращение со стороны милиции и неоправданные нарушения неприкосновенности жилища и личности);
- уголовно-правовые репрессии против тех участников незаконного оборота наркотиков, которые являются только потребителями, обходятся слишком дорого для общества; эти ресурсы следует направить на борьбу только против оптовых сбытчиков, контрабандистов и организаторов наркобизнеса;
- наркоманы не решаются обращаться за помощью и лечением до тех пор, пока общество относится к ним негативно.
Некоторые ученые и политики уже давно говорят о том, что закон в области борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ является несовершенным и что в него необходимо внести изменения. В основном предлагаемые изменения направлены на усиление ответственности за нарушения в сфере незаконного оборота наркотиков. Высказываются разные точки зрения на совершенствование законодательства в рассматриваемой области. Некоторые занимают крайне жесткие позиции, вплоть до того, что предлагают ввести уголовную ответственность за немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ.
Медицинская модель профилактики наркотизма, как видно из названия, основана на применении мер медицинского характера в отношении лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача. Употребление наркотика вызывает эйфорический эффект. Именно это обстоятельство и порождает желание испытать состояние «веселого забытья». Затем вырабатывается психическая и физическая зависимость от наркотика.
Психическая зависимость – это болезненное стремление систематически принимать наркотическое средство, чтобы испытать определенные ощущения либо снять явление психического дискомфорта. Психическая зависимость является основным фактором, способствующим хроническому отравлению организма наркотиками.
Физическая зависимость связана с перестройкой всей функциональной деятельности человеческого организма в ответ на хроническое употребление наркотических средств и психотропных веществ. Влечение к наркотикам становится неодолимым, а прекращение их приема вызывает серьезные физические и психические нарушения. Тяжелое состояние организма («ломка») можно облегчить лишь новым введением данного наркотика или сходного с ним[10].
Встает вопрос о том, излечима ли в принципе наркомания, существуют ли эффективные методики избавления от этого заболевания. По данным Всемирной организации здравоохранения ООН, в мире от наркомании излечивается 4-5% наркоманов[11]. Эта цифра ничтожно мала и свидетельствует о том, что все существующие методы лечения наркомании неэффективны.
Все дело в самой природе этого заболевания. Как мы уже сказали, наркомания представляет собой как бы совокупность двух видов зависимости от наркотического средства или психотропного вещества – физической и психической. Однако устранение физической зависимости от наркотика отнюдь не избавляет о человека от психической зависимости. В подсознании, в памяти бывшего наркомана остаются воспоминания о тех невероятных удовольствиях, которое дарило ему потребление наркотического вещества. В большинстве случаев рано или поздно это приводит к рецидиву заболевания, особенно, если провоцирующую роль сыграют определенные социальные и психологические обстоятельства.
Факторами, способствующими рецидиву заболевания являются главным образом психологическая неспособность определить свое место в жизни, свободной от наркотиков, восстановить утраченные в период потребления социальные связи (семейные, дружеские, профессиональные), научиться общению без наркотиков и получению жизненных удовольствий без их применения, т.е. сублимировать ощущения от потребления наркотиков в позитивные ощущения от иной социально одобряемой деятельности (творчества, науки, общественно-полезного труда, семейного общения, воспитания детей и т.д.). Серьезное влияние на еще хрупкое состояние свободы от наркотиков у прошедшего курс лечения оказывает девиантная среда наркоманов, которая не терпит поредения своих рядов; любая случайная встреча с кем-нибудь из потребителей может привести к рецидиву болезни. Таким образом, рецидив наркомании обуславливается главным образом не биологическими, не медицинскими факторами, а социально-психологическими обстоятельствами. Для того чтобы действительно излечить наркомана, необходимо сделать, как минимум, три шага: