Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:51, курсовая работа
Целью моей работы является: наиболее полное и подробное изучение в рамках данной работы, понятия и значения наказания в виде лишения свободы, целей и задач лишения свободы и видов лишения свободы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие и значение лишения свободы.
2. Изучить и проанализировать лишение свободы как вид наказания.
3. Рассмотреть проблему актуальности совершенствования уголовно-правовой регламентации лишения свободы.
Введение……………………………………………………………………….......3
1. Лишение свободы: общая характеристика…………………………………5
2.Лишение свободы как вид наказания в законодательстве……………………………………….…………………………………………17
3. Проблема актуальности совершенствования уголовно-правовой регламентации лишения свободы ……………………………..………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….37
Список используемой литературы………………………………………….......39
Новый Уголовный кодекс установил, что в случаях полного или частичного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может превышать двадцати пяти лет, а по совокупности приговоров — тридцати лет (ч.4 ст. 56 УК).
Уголовный закон лишь определяет срок лишения свободы, виды мест отбывания этого наказания, категории осужденных, которые должны отбывать его в том или ином учреждении, и условия направления в определенный вид места лишения свободы.
Порядок
исполнения лишения свободы применительно
к каждому учреждению, где оно отбывается,
режимные требования, и условия содержания
осужденных определяются Уголовно-исполнительным
кодексом. Этим же нормативным актом устанавливается
изменение вида исправительного учреждения,
назначенного приговором (ч.3 ст. 58 УК).
Глава 3. Проблема актуальности совершенствования уголовно-правовой регламентации лишения свободы
Уголовно-правовое воздействие на преступление осуществляется, главным образом, через систему наказаний, которая главным образом впитала в себя исторический опыт и современные методологические разработки. Однако наказание нуждается в постоянном совершенствовании как в плане его применения и использования, так и в плане установления санкций за те или иные преступления.
По словам Ткачевского Ю. М., УИК РФ существенным образом изменил порядок и условия исполнения лишения свободы и содержания в дисциплинарной воинской части, построив их по развернутой прогрессивной системе.
Суть
прогрессивной системы
Механизм
созданной прогрессивной
В соответствии со ст.120 УИК РФ осужденные, поступающие в колонию общего режима, направляются на общие условия содержания не менее чем на шесть месяцев. Это испытательная ступень. Если осужденный не имеет нарушений режима и добросовестно относится к труду, то он поощряется переводом на облегченные условия содержания. Те же, кто признаются злостными нарушителями режима, подлежат переводу с обычных на строгие условия содержания, в соответствии с которыми они должны находиться не менее шести месяцев в запираемых помещениях. При отсутствии нарушения режима и добросовестном отношении к труду таких осужденных вновь переводят на общие условия. Лица, признанные злостными нарушителями режима при облегченных условиях содержания, подлежат переводу на общие или даже строгие условия. Как видим, возможно "перепрыгивание" через одну ступень содержания.
Осужденные, отбывающие наказание на облегченных условиях, в целях успешной социальной адаптации могут заслужить за шесть месяцев до окончания срока перевод на полусвободные условия содержания вне места лишения свободы без охраны, но под надзором администрации (ч.3 ст.121 УИК РФ). Это, по сути, четвертая ступень исполнения наказания.
УК РФ и УИК РФ регламентировали развернутую прогрессивную систему исполнения уголовных наказаний. Это прежде всего изменение условий содержания в процессе исполнения лишения свободы и содержания осужденного в дисциплинарной воинской части.
В ст.73 УИК РФ предусмотрены: замена одного вида исправительного учреждения другим; досрочный перевод из тюрьмы в колонию (и наоборот - из колонии в тюрьму); перевод осужденных из колонии общего или строгого режимов в колонию-поселение (и наоборот, из колонии-поселения в колонию общего или усиленного режимов). Как уже отмечалось, необходимость таких переводов стала значительно меньше в связи с широкими возможностями изменения условий содержания осужденных в рамках одного и того же места лишения свободы.
В соответствии с предписаниями УК РФ осужденным в случаях злостного уклонения от уплаты штрафа (ст.46); отбывания исправительных работ (ст.50); обязательных работ (ст.49) и от ограничения свободы (ст.53) эти наказания заменяются более тяжкими. В ст.80 УК РФ установлена возможность замены неотбытой части срока лишения свободы другим, более мягким, наказанием. Перечисленные замены одного наказания другим в процессе их исполнения предопределяются поведением осужденного, что характерно для прогрессивной системы исполнения уголовных наказаний. В нее входит также осуждение лиц, совершивших в процессе исполнения наказания новые преступления.
С другой стороны Милюков С. Ф в своей работе «Российская система наказаний» в результате анализа режима, установленного в колониях-поселениях, пришел к выводу, что они фактически не являются местом лишения свободы, поскольку не обеспечивают реализацию важнейшего конструктивного признака этого наказания — изоляцию осужденного от общества (ч. I ст. 56 УК РФ).19
В
соответствии со ст. 129 УИК РФ в колониях-поселениях
осужденные содержатся без охраны,
хотя и под надзором администрации
колонии. В часы от подъема до отбоя они
пользуются правом свободного передвижения
в пределах колонии. С разрешения администрации
могут передвигаться без надзора вне границ
колонии-поселения (но в пределах административно-
Тем самым отбывание наказания в колонии-поселении по своим важнейшим характеристикам совпадает с наказанием, не связанным с изоляцией от общества,— ограничением свободы, предусмотренным ст. 53 УК РФ. Оставление первого из названных наказаний в рамках лишения свободы противоречит реальному правовому статусу отбывающих его лиц.
Поэтому
целесообразно осуществить
В
ходе уголовно-правовой реформы российские
юристы с большим интересом обращаются
к опыту зарубежного законодательства
и практике борьбы с преступностью.
Завершая работу, следует отметить, что в последнее время суды стали чаще применять лишение свободы как наиболее строгий вид наказания членам организованных преступных групп и сообществ. Однако размер наказания зачастую не соответствует тяжести совершенных ими преступлений. При его назначении необходимо руководствоваться проверенным веками принципом: наказание должно быть достаточно строгим, чтобы удержать самого преступника от рецидива, а также других неустойчивых членов общества от подобного нарушения уголовного закона. Должно быть обеспечено жесткое репрессивное воздействие на лиц, виновных в совершении тяжких преступлений, и одновременно широкое применение более мягких видов наказания за совершение преступлений небольшой тяжести и, в частности, по неосторожности.
Роль уголовно-правовой санкции как юридической гарантии достижения целей предупреждения преступлений, прежде всего, проявляется в ее сдерживающей функции. Угроза применения репрессивных мер удерживает потенциального правонарушителя от совершения преступления, порождает в его сознании борьбу мотивов. Естественно, чем более строгое наказание устанавливает уголовный закон за конкретное деяние, тем больший психологический барьер предстоит преодолеть лицу, вынашивающему замысел совершить преступление.
Лишение
свободы должно применятся лишь тогда,
когда с помощью других наказаний
не предоставляется возможным
Лишение свободы во всех случаях должно быть лишением свободы, т.е. лишением свободы передвижения и выбора места жительства, но не лишением нормальных гигиенических условий, нормальной пищи, возможностей интеллектуального и эстетического развития. Из этого наказания должны быть полностью устранены излишние правоограничения, в том числе излишние ограничения связи с внешним миром; должны быть полностью изжиты случаи жестокого обращения с подозреваемыми и осужденными.
Действующее
законодательство, касающееся лишения
свободы, нуждается в совершенствовании.
В настоящей работе, в частности, предложено
осуществить реконструкцию ст. 53 и п. "а"
ч. 1 ст. 58 УК РФ, а также соответствующих
статей УИК РФ, направленную на слияние
закрепленных в них институтов в одно
наказание. При этом следует, конечно,
отказаться от запретов, установленных
в ч. 5 ст. 53 УК РФ.
Список используемой литературы
Нормативно-правовая база:
Учебная литература:
Статьи и монографии:
Судебная практика: