Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:51, курсовая работа
Целью моей работы является: наиболее полное и подробное изучение в рамках данной работы, понятия и значения наказания в виде лишения свободы, целей и задач лишения свободы и видов лишения свободы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие и значение лишения свободы.
2. Изучить и проанализировать лишение свободы как вид наказания.
3. Рассмотреть проблему актуальности совершенствования уголовно-правовой регламентации лишения свободы.
Введение……………………………………………………………………….......3
1. Лишение свободы: общая характеристика…………………………………5
2.Лишение свободы как вид наказания в законодательстве……………………………………….…………………………………………17
3. Проблема актуальности совершенствования уголовно-правовой регламентации лишения свободы ……………………………..………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….37
Список используемой литературы………………………………………….......39
Государственное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ
ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
КАФЕДРА
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
К
У Р С О
В А Я Р
А Б О Т
А
по
дисциплине «Уголовное
право»
на
тему: «Лишение
свободы»
Выполнила: студентка 2-го курса
очной формы обучения
юридического факультета
группа
221 Некрасова Е.Б.
"___"____________2009
г.
Проверил: В.В.Лихацкий,
ст.преподаватель
Оценка___________________
Подпись__________________
"___"
_______________ 2009 г.
Санкт-Петербург
2009
План
Введение…………………………………………………………
1. Лишение свободы: общая характеристика…………………………………5
2.Лишение
свободы как вид наказания в законодательстве……………………………………
3. Проблема актуальности совершенствования уголовно-правовой регламентации лишения свободы ……………………………..………………………..33
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы…………………………………………....
Введение
В современных условиях при переходе к рыночным отношениям, на фоне экономического кризиса особенно ярко проявляется преступность. Борьба с ней – одна из сложнейших задач, которую приходиться решать Российскому государству.
Уголовное наказание – важное средство в борьбе с преступностью. Поэтому в российской уголовно-правовой науке уделяется большое внимание институту наказания. Сложным в этом вопросе является вопрос о сущности и целях наказания, а также попытка через изучение и освоение проблемы осмыслить, сложившиеся на данный момент в РФ состояние применение в качестве меры наказания лишение свободы?
Наказание в виде лишения свободы на определенный срок наиболее часто применяется в судебной практике по уголовным делам, потому что считается наиболее действенным наказанием в отношении лиц, совершивших преступления различной степени тяжести. Хотя предупредительное воздействие лишения свободы на определенный срок в частности зависит от многих причин, в том числе и от содержания нормы, справедливого и правильного ее применения, состояния правовой пропаганды, деятельности правоохранительных органов, общественных организаций и от ряда социальных факторов. Едва ли можно среди всех обстоятельств, влияющих на состояние преступности, точно определить вклад, который непосредственно вносит такое наказание как, лишение свободы на определенный срок. Но практика показывает, что оно носит наиболее результативный фактор в борьбе с преступностью, так как имеет самое высокое карательное содержание среди иных видов уголовного наказания (исключая смертную казнь).
В России на современном этапе наказание в виде лишения свободы на определенный срок относится к числу наиболее часто применяемых в судебной практике. Его составляющая от общего числа осужденных, достигнув в 1985 г. 45,2 %, в последующие годы колебалась в диапазоне 36—39 %, а в 1996 г. упала до 33,9 %. Впрочем, в абсолютном значении число осужденных к этому виду наказания в 1990—1996 гг. непрерывно росло (с 203 359 до 373519).
Применение лишения свободы за совершение отдельных видов преступлений, наиболее часто встречающихся в следственной и судебной практике, еще выше. Так, в 1996 г. к указанному наказанию было приговорено 38,2 % осужденных за преступления, связанные с наркотиками и сильнодействующими веществами, 39 % — за получение взятки без отягчающих обстоятельств, 50 % — за присвоение вверенного имущества при отягчающих обстоятельствах, 79,9 % — за кражу при отягчающих обстоятельствах.
Так анализируя отдельные виды лишения свободы можно сказать, что им уделяется в отдельной научной литературе большое внимание. Это предопределяется тем, что лишение свободы обладает наибольшим числом правоограничений для осужденного, а, следовательно, повышенной по отношению к другим видам наказания репрессивностью.
Учитывая вышеизложенное, следует сказать об актуальности выбранной темы. Актуальность состоит в том, что лишение свободы это наиболее часто применяемая мера наказания, и поэтому необходимо, чтобы законодательство о лишении свободы соответствовало высоким требованиям законности и справедливости, так как Российская Федерация провозгласила себя правовым государством.
Целью моей работы является: наиболее
полное и подробное изучение
в рамках данной работы, понятия
и значения наказания в виде
лишения свободы, целей и
1. Определить понятие и значение лишения свободы.
2. Изучить и проанализировать лишение свободы как вид наказания.
3. Рассмотреть проблему актуальности совершенствования уголовно-правовой регламентации лишения свободы.
Глава 1. Лишение свободы: общая характеристика
Понятие и значение лишения свободы
Лишение свободы представляет собой одно из более распространённых наказаний, которое должно отвечать задачам общего и специального предупреждения. В качестве меры специального предупреждения лишение свободы, как известно, имеет противоречивый характер: ставя перед собой задачу, максимально приспособить человека к жизни в обществе, его отделяют от этого общества, желая заменить в сознании человека вредные привычки и представления правильными, его помещают в среду, где опасность «заражения» отрицательными взглядами наиболее велика.
Лишение свободы представлено в УК РФ тремя видами наказания: арестом, лишением свободы на определённый срок и пожизненным лишением свободы.1 По содержанию все они состоят в изоляции осуждённого от общества, одинаковом ограничении свободы передвижения и выбора места жительства, а также свободы выбора профессии, места и характера работы, бытовых условий и другие. Различаются же между собой эти три вида наказания по двум признакам:
По режиму отбывания: арест отбывается в строгой изоляции от общества – в арестных домах; лишение свободы на определённый срок – в колониях-поселениях, воспитательных колониях, лечебном исправительном учреждении, исправительных колониях общего, строго и особого режимов или в тюрьме; пожизненное лишение свободы – в исправительной колонии особого режима или в тюрьме;
По срокам: арест назначается на срок от одного до шести месяцев; лишение свободы с определённым сроком – на срок от двух месяцев до двадцати лет; а пожизненное лишение свободы, как видно из его наименования, - пожизненно, т.е. без определённого срока.2
Ввиду общности содержания трёх видов наказания, охватываемых общим понятием лишение свободы, представляется целесообразным вначале рассмотреть их в общем плане, после чего подвергнуть анализу каждый из в отдельности.
Лишение свободы наиболее распространённый в судебной практике вид наказания – состоит в изоляции осуждённого от общества в специальных учреждениях, где он находится под постоянными вооружённой охраной и наблюдением, в условиях жёсткой регламентации всей жизни осуждённых установленных для этих учреждений режимом.
Во
время отбывания наказания
Лишение
свободы наиболее тяжкое наказание
из тех, что не лишают человека права
на жизнь. Кроме основного
Наказание в виде лишения свободы содержит в себе ряд противоречий, из которых можно указать на наиболее существенные:
Стремясь с помощью определённых лишений и страданий принудить человека к законопослушному поведению, государство причиняет ему одновременно излишние страдания, отвращающие осуждённого от стремления к исправлению;
Стремясь к ресоциализации преступившего закон, т.е. к восстановлению его социально полезных связей, его помещают в такие условия, которые способствуют ослаблению и разрыву этих связей;
Стремясь приучить оступившегося человека нормально общаться с социально здоровыми законопослушными людьми, его помещают в общество людей, также или в ещё большей степени отклонившихся от социальной нормы, под влияние которых он может легко попасть;
Стремясь создать у человека уверенность в себе, умение самостоятельно ориентироваться в меняющихся условиях окружающей жизни, самостоятельно решать вопросы своего устройства в этой жизни, его помещают в условия, где от него не требуется никакой самостоятельности: в столовую, на работу его поведут строем по команде, уложат спать и разбудят утром по команде, определят, когда что надо делать и чего делать вообще нельзя, и т.д.
С учётом тяжести этого наказания и его внутренних противоречий и следует решать вопросы его применения (назначения и исполнения). С одной стороны, обойтись без него в течение ещё весьма продолжительного времени не удастся, потому что при всех недостатках и противоречиях лишение свободы представляет собой действенное, эффективное средство предупреждения преступлений. Следовательно, продолжая пользоваться им для этой цели, необходимо принимать меры для смягчения его недостатков и сглаживания противоречий. Здесь, как ни в одном случае применения других наказаний, необходимо постоянно помнить об экономии репрессии. Лишение свободы должно применяться лишь тогда, когда с помощью других наказаний не представляется возможным достичь желаемого эффекта; его применение требует наиболее взвешенного учёта личности осуждённого человека. Вместе с тем, отказаться от применения лишения свободы — уголовного наказания — человечество пока не имеет возможности. Следовательно, постоянной необходимостью является ослабление негативных свойств этого наказания, повышение его эффективности. Во всех случаях по содержанию оно должно ограничиваться теми основными требованиями, о которых говорилось выше, - лишение свободы передвижения и выбора места жительства, но не лишением нормальных гигиенических условий, нормальной пищи, возможностей интеллектуальных и эстетического развития. Из этого наказания должны быть устранены излишние правоограничения, в том числе относящиеся к связям с внешним миром – переписки, свиданий, телефонных переговоров и т.п. Должны быть полностью изжиты случаи жестокого обращения с осуждёнными, равнодушия сотрудников исправительных учреждений к судьбам людей, оказавшихся в их власти, унижения и расправ с осуждёнными со стороны других осуждённых.