Лишение права занимать определенные должности как вид наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Целью контрольной работы является рассмотрение темы: «Лишение права занимать определенные должности как вид наказания».
Основной целью настоящей работы является комплексное и всестороннее исследование вопросов наказания в виде лишения права занимать определенные должности в российском уголовном праве.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы наказания в Российском уголовном праве 5
1.1 Понятие и содержание наказания по Российскому уголовному праву 5
1.2. Система и виды наказаний 7
1.3. Основные цели наказания 9
Глава 2. Исполнение наказания в виде лишение права занимать определенные должности 12
2.1. Лишение права занимать определенные должности 12
2.2 Порядок исполнения наказания в виде лишения занимать определенную должность 19
Заключение 23
Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

НОУ ВПО «НИЖЕГОРОДСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ» (ИНСТИТУТ)

 

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УГОЛОВНОЕ ПРАВО»

 

НА ТЕМУ «Лишение права занимать определенные должности  как вид наказания»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 4 курса гр. 28.02

Дивеева Надежда Ренатовна

Проверила:

 Бокова Ирина Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2012

 

Содержание:

 

 

Введение

 

Целью контрольной работы является рассмотрение темы: «Лишение права занимать определенные должности как вид наказания».

В системе мер, осуществляемых Российским государством по укреплению законности и правопорядка, усилению борьбы с преступностью, важное место отводится совершенствованию системы уголовных наказаний, повышению эффективности ее функционирования. Уголовное наказание является одним из важнейших институтов уголовного права, интерес к которому проявляют не только профессиональные исследователи, но и широкие слои населения. Проблема уголовного наказания является одной из наиболее сложных и многогранных в уголовно-правовой науке. Ее значение определяется тем, что уголовное право реализует себя, прежде всего угрозой и применением наказания.

Наказание в уголовном праве – явление социально-правовое. Социальное назначение наказания состоит в том, что оно на протяжении многих лет рассматривается как одно из средств борьбы с преступностью, специфический и весьма жесткий регулятор поведения людей, вступающих в конфликт с уголовным законом. На различных этапах развития человеческой цивилизации государство с помощью уголовного наказания пытается решить по сути одно и ту же задачу – защитить общество от преступных посягательств на наиболее важные социальные ценности, охраняемые уголовным законом.

Проблемы, связанные с  понятием и определением меры уголовного наказания, были подвергнуты серьезной  разработке в трудах русских дореволюционных  правоведов (С.И. Баршев, М.Н. Гернет, А.И. Жижиленко, С.П. Мокринский, С.В. Познышев, Н.Д. Сергеевский, Н.С. Таганцев, И.Я. Фойницкий и другие). Но в теории советского, а затем и российского уголовного права отсутствуют какие-либо специальные исследования о мере наказания.

Большинство работ последних лет посвящены либо отдельным аспектам назначения наказания, в частности, исследованию смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств (О.А. Мясников и другие), принципов назначения наказания (А.В. Бриллиантов, С.А. Велиев, А.А. Мамедов и др.), специальных правил назначения наказания (Р.Н. Хамитов, Л.В. Иногамова-Хегай и др.), либо отдельным видам наказаний (Ю.В. Голик, М.Г. Детков, А.П. Детков, О.В. Филимонов и другие ученые).

Основной целью настоящей  работы является комплексное и всестороннее исследование вопросов наказания в виде лишения права занимать определенные должности в российском уголовном праве.

Методологической основой  исследования явились сравнительный, исторический, логико-юридический и  системный методы познания.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, уголовное и уголовно-исполнительное законодательств, федеральные законы РФ.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

Глава 1. Теоретические основы наказания в Российском уголовном праве

1.1 Понятие и содержание наказания  по Российскому уголовному праву

 

Наказание по действующему уголовному законодательству есть мера государственного принуждения, назначаемая  по приговору суда лицу, признанному  виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных Уголовным кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица (ст. 43 УК РФ)1.

Все правовые нормы о  наказании, содержащиеся в разделе III УК РФ, основаны на Конституции Российской Федерации. При назначении и применении наказания Суд должен строго следовать требованиям главы 2 Конституции РФ о необходимости соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Наказание применяется, когда иные средства воздействия на субъект оказались или могут заведомо оказаться неэффективными. Меры наказания имеют государственный характер. Это означает, что наказание может быть назначено только от имени государства, с позиции государства деяние оценивается как преступное, а лицо обязано претерпеть это государственное принуждение2.

Уголовное наказание — наиболее острая форма государственного принуждения, правовое основание которого, заключается в его необходимости поддерживать правовой порядок, а эта необходимость выводится из общего понятия о праве как о хранителе интересов. Для осуществления своей деятельности, для обеспечения повиновения его предписаниям и нормам право нуждается в силе. Эту силу дает ему государственная власть.

Иными словами, уголовно-правовое принуждение есть содержательная мера уголовной ответственности, закрепляемая уголовным законом в конкретном виде наказания. Уголовное правоохранительное отношение при этом включает в себя уголовно-правовое принуждение, функционально выражающееся в осуждении лица, совершившего преступление, и в назначении ему уголовного наказания.

Критерием отнесения тех или иных мер государственного принуждения к уголовным наказаниям является объективная значимость, ценность тех или иных благ и интересов. Государственное принуждение не только обеспечивает соблюдение норм уголовного права, но и раскрывает социальную сущность уголовного наказания, поскольку уголовное наказание — это такая мера государственного принуждения, которая содержится лишь в уголовно-правовой норме3.

Таким образом, уголовное  наказание — это мера государственного принуждения, которая содержится в уголовно-правовой норме и может быть применена судом только к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Если лицо совершило не преступление, а какие-либо иное нарушение, к нему соответственно должны применяться другие меры правового воздействия. Уголовное наказание является естественным последствием совершенного преступления и должно, по общему правилу, соответствовать тяжести преступления и его общественной опасности. Исключение составляют случаи привлечения лица к уголовной ответственности с последующим освобождением от уголовного наказания, например вследствие болезни или истечения срока давности обвинительного приговора суда4.

Наказание всегда носит  личный характер. Оно применяется  только к самому преступнику и  ни в коем случае не должно затрагивать интересы других лиц.

1.2. Система и виды наказаний

 

Если обратить внимание на историю уголовного права, то станет очевидно, что даже в самых первых памятниках права (Законы Ману, Законы царя Хаммурапи и т.п.) можно выделить определенную систему наказаний, хотя авторы этих сводов законов не знали такого понятия и не пытались составить строго определенный перечень возможных видов наказаний. Из этого можно сделать вывод, что система наказаний объективно существует независимо от степени ее формальной определенности в источнике уголовного права и теоретического обоснования в юридической науке.

Вопрос об определении  системы наказаний является, наверное, единственным в данной области, который  не вызывает серьезных разногласий  у теоретиков уголовного права. Под системой наказания обычно понимают установленный в уголовном законе исчерпывающий и обязательный для судов перечень видов наказаний, расположенных в определенной последовательности с учетом их сравнительной тяжести.

В связи с изменением характера, сущности общественных отношений в нашей стране, представлений о необходимости или, наоборот, ненужности различных видов наказаний, гуманности и справедливости, система наказаний в отечественном уголовном праве на протяжении веков претерпевала различные изменения.

В действующем  российском уголовном законодательстве система наказаний носит гуманистический  характер. Она основывается на Конституции  РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права, принципах уголовного закона и права, разумном сочетании гуманизма и социальной справедливости. Уголовный Кодекс предусматривает две системы наказаний:

1) основную, или полную — для взрослых;

2) дополнительную, или усеченную — для несовершеннолетних.

Основная, или  полная, система наказаний (ст. 44 УК) состоит из 12 видов:

1) штраф;

2) лишение права  занимать определенные должности  или заниматься определенной  деятельностью; 

3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных  наград;

4) обязательные  работы;

5) исправительные работы;

6) ограничение  по военной службе;

7) ограничение  свободы; 

8) арест; 

9) содержание  в дисциплинарной воинской части; 

10) лишение свободы  на определенный срок;

11) пожизненное  лишение свободы; 

12) смертная  казнь. 

Перечень входящих в эту систему наказаний является исчерпывающим. Это означает, что суд не вправе использовать виды уголовных наказаний, не вошедшие в указанный перечень.

Система наказаний  внутренне упорядочена. Она построена  по принципу: от наиболее мягкого к  наиболее строгому виду наказания. Такой подход имеет важное практическое значение. Во-первых, он предполагает необходимость применения того же принципа при конструировании альтернативных санкций за конкретное общественно опасное деяние (они должны располагаться в той же последовательности: от наиболее мягкой — к более жесткой). Во-вторых, исходя из рассматриваемого принципа, суды обязаны сначала рассматривать возможность применения наиболее мягкого, а затем — более строгого наказания.

Дополнительная, или усеченная  система наказаний для несовершеннолетних состоит из шести видов (ст. 88 УК):

1) штраф; 

2) лишение права заниматься  определенной деятельностью; 

3) обязательные работы;

4) исправительные работы;

5) арест; 

6) лишение свободы  на определенный срок.

В сравнении с основной системой здесь, во-первых, отсутствует шесть видов наказаний, в том числе пожизненное лишение свободы и смертная казнь, во-вторых, вместо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотрено наказание только в виде лишения права заниматься определенной деятельностью5.

Исходя из гуманного  отношения к несовершеннолетним правонарушителям, размеры и сроки  указанных (кроме лишения права  заниматься определенной деятельностью) видов наказаний по сравнению с размерами и сроками тех же наказаний для взрослых преступников существенно уменьшены.

1.3. Основные цели наказания

 

Под целями наказания  в уголовном праве понимаются конечные социальные результаты, достижение которых преследуется установлением  наказаний в уголовном законе.

В соответствии с ч.2 ст.43 УК "наказание применяется в  целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления  осужденного и предупреждения совершения новых преступлений". Таким образом, УК предусматривает три цели наказания:

а) восстановление социальной справедливости;

б) исправление осужденного;

в) предупреждение совершения нового преступления6.

Преступление нарушает сложившийся в соответствии с  господствующими в обществе моральными ценностями общественный порядок, воспринимаемый общественным сознанием как справедливый, позволяющий людям реализовывать свои права и свободы, а также исполнять возложенные на них обязанности. И в этом смысле преступление есть не только нарушение уголовно-правовых запретов, но и нарушение социальной справедливости. На уровне общественного сознания, в том числе и на уровне индивидуального сознания большинства людей, преступление всегда воспринимается как деяние, отрицающее справедливое устройство общественной жизни. Поскольку государственная реакция на преступление в уголовном законодательстве приобретает форму наказания, перед последним ставится цель - восстановить нарушенную преступным деянием социальную справедливость. Эта цель предполагает восстановление нарушенных в результате совершения преступления прав и свобод человека, общественного порядка, восстановление пошатнувшейся в результате совершения преступления убежденности граждан в способностях государства бороться с преступностью и защищать их права. Наконец, восстановление социальной справедливости как цель наказания предполагает удовлетворение свойственного людям чувства негодования, вызванного совершением преступления7.

Восстановление социальной справедливости достигается путем  реализации в уголовном законодательстве принципа справедливости в его уравнительном и распределительном аспектах.8.

В качестве второй цели уголовного наказания в ч.2 ст.43 УК называется исправление осужденного. Цель исправления  осужденного заключается в том, чтобы с помощью карательных  элементов наказания попытаться заставить изменить отрицательные качества личности осужденного, под влиянием которых было совершено преступное деяние, и привить ему уважительное отношение к закону, установленному правопорядку, правам и интересам других граждан. Под исправлением осужденного понимается достижение путем наказания такого результата, чтобы лицо после отбытия наказания не совершило нового преступления. Речь в данном случае идет о так называемом юридическом исправлении осужденного. Добиться юридического исправления осужденного - это тот максимально возможный результат, на который способно уголовное наказание9.

Информация о работе Лишение права занимать определенные должности как вид наказания