Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 23:21, курсовая работа
Целью контрольной работы является рассмотрение темы: «Лишение права занимать определенные должности как вид наказания».
Основной целью настоящей работы является комплексное и всестороннее исследование вопросов наказания в виде лишения права занимать определенные должности в российском уголовном праве.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы наказания в Российском уголовном праве 5
1.1 Понятие и содержание наказания по Российскому уголовному праву 5
1.2. Система и виды наказаний 7
1.3. Основные цели наказания 9
Глава 2. Исполнение наказания в виде лишение права занимать определенные должности 12
2.1. Лишение права занимать определенные должности 12
2.2 Порядок исполнения наказания в виде лишения занимать определенную должность 19
Заключение 23
Список литературы 25
НОУ ВПО «НИЖЕГОРОДСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ» (ИНСТИТУТ)
КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УГОЛОВНОЕ ПРАВО»
НА ТЕМУ «Лишение права занимать определенные должности как вид наказания»
Выполнила: студентка 4 курса гр. 28.02
Дивеева Надежда Ренатовна
Проверила:
Бокова Ирина Николаевна
Нижний Новгород
2012
Содержание:
Целью контрольной работы является рассмотрение темы: «Лишение права занимать определенные должности как вид наказания».
В системе мер, осуществляемых Российским государством по укреплению законности и правопорядка, усилению борьбы с преступностью, важное место отводится совершенствованию системы уголовных наказаний, повышению эффективности ее функционирования. Уголовное наказание является одним из важнейших институтов уголовного права, интерес к которому проявляют не только профессиональные исследователи, но и широкие слои населения. Проблема уголовного наказания является одной из наиболее сложных и многогранных в уголовно-правовой науке. Ее значение определяется тем, что уголовное право реализует себя, прежде всего угрозой и применением наказания.
Наказание в уголовном праве – явление социально-правовое. Социальное назначение наказания состоит в том, что оно на протяжении многих лет рассматривается как одно из средств борьбы с преступностью, специфический и весьма жесткий регулятор поведения людей, вступающих в конфликт с уголовным законом. На различных этапах развития человеческой цивилизации государство с помощью уголовного наказания пытается решить по сути одно и ту же задачу – защитить общество от преступных посягательств на наиболее важные социальные ценности, охраняемые уголовным законом.
Проблемы, связанные с понятием и определением меры уголовного наказания, были подвергнуты серьезной разработке в трудах русских дореволюционных правоведов (С.И. Баршев, М.Н. Гернет, А.И. Жижиленко, С.П. Мокринский, С.В. Познышев, Н.Д. Сергеевский, Н.С. Таганцев, И.Я. Фойницкий и другие). Но в теории советского, а затем и российского уголовного права отсутствуют какие-либо специальные исследования о мере наказания.
Большинство работ последних лет посвящены либо отдельным аспектам назначения наказания, в частности, исследованию смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств (О.А. Мясников и другие), принципов назначения наказания (А.В. Бриллиантов, С.А. Велиев, А.А. Мамедов и др.), специальных правил назначения наказания (Р.Н. Хамитов, Л.В. Иногамова-Хегай и др.), либо отдельным видам наказаний (Ю.В. Голик, М.Г. Детков, А.П. Детков, О.В. Филимонов и другие ученые).
Основной целью настоящей работы является комплексное и всестороннее исследование вопросов наказания в виде лишения права занимать определенные должности в российском уголовном праве.
Методологической основой исследования явились сравнительный, исторический, логико-юридический и системный методы познания.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, уголовное и уголовно-исполнительное законодательств, федеральные законы РФ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1.1 Понятие и содержание
Наказание по действующему уголовному законодательству есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных Уголовным кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица (ст. 43 УК РФ)1.
Все правовые нормы о наказании, содержащиеся в разделе III УК РФ, основаны на Конституции Российской Федерации. При назначении и применении наказания Суд должен строго следовать требованиям главы 2 Конституции РФ о необходимости соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Наказание применяется, когда иные средства воздействия на субъект оказались или могут заведомо оказаться неэффективными. Меры наказания имеют государственный характер. Это означает, что наказание может быть назначено только от имени государства, с позиции государства деяние оценивается как преступное, а лицо обязано претерпеть это государственное принуждение2.
Уголовное наказание — наиболее острая форма государственного принуждения, правовое основание которого, заключается в его необходимости поддерживать правовой порядок, а эта необходимость выводится из общего понятия о праве как о хранителе интересов. Для осуществления своей деятельности, для обеспечения повиновения его предписаниям и нормам право нуждается в силе. Эту силу дает ему государственная власть.
Иными словами, уголовно-правовое принуждение есть содержательная мера уголовной ответственности, закрепляемая уголовным законом в конкретном виде наказания. Уголовное правоохранительное отношение при этом включает в себя уголовно-правовое принуждение, функционально выражающееся в осуждении лица, совершившего преступление, и в назначении ему уголовного наказания.
Критерием отнесения тех или иных мер государственного принуждения к уголовным наказаниям является объективная значимость, ценность тех или иных благ и интересов. Государственное принуждение не только обеспечивает соблюдение норм уголовного права, но и раскрывает социальную сущность уголовного наказания, поскольку уголовное наказание — это такая мера государственного принуждения, которая содержится лишь в уголовно-правовой норме3.
Таким образом, уголовное наказание — это мера государственного принуждения, которая содержится в уголовно-правовой норме и может быть применена судом только к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Если лицо совершило не преступление, а какие-либо иное нарушение, к нему соответственно должны применяться другие меры правового воздействия. Уголовное наказание является естественным последствием совершенного преступления и должно, по общему правилу, соответствовать тяжести преступления и его общественной опасности. Исключение составляют случаи привлечения лица к уголовной ответственности с последующим освобождением от уголовного наказания, например вследствие болезни или истечения срока давности обвинительного приговора суда4.
Наказание всегда носит личный характер. Оно применяется только к самому преступнику и ни в коем случае не должно затрагивать интересы других лиц.
1.2. Система и виды наказаний
Если обратить внимание на историю уголовного права, то станет очевидно, что даже в самых первых памятниках права (Законы Ману, Законы царя Хаммурапи и т.п.) можно выделить определенную систему наказаний, хотя авторы этих сводов законов не знали такого понятия и не пытались составить строго определенный перечень возможных видов наказаний. Из этого можно сделать вывод, что система наказаний объективно существует независимо от степени ее формальной определенности в источнике уголовного права и теоретического обоснования в юридической науке.
Вопрос об определении системы наказаний является, наверное, единственным в данной области, который не вызывает серьезных разногласий у теоретиков уголовного права. Под системой наказания обычно понимают установленный в уголовном законе исчерпывающий и обязательный для судов перечень видов наказаний, расположенных в определенной последовательности с учетом их сравнительной тяжести.
В связи с изменением характера, сущности общественных отношений в нашей стране, представлений о необходимости или, наоборот, ненужности различных видов наказаний, гуманности и справедливости, система наказаний в отечественном уголовном праве на протяжении веков претерпевала различные изменения.
В действующем
российском уголовном законодательстве
система наказаний носит
1) основную, или полную — для взрослых;
2) дополнительную,
или усеченную — для
Основная, или полная, система наказаний (ст. 44 УК) состоит из 12 видов:
1) штраф;
2) лишение права
занимать определенные
3) лишение специального,
воинского или почетного
4) обязательные работы;
5) исправительные работы;
6) ограничение по военной службе;
7) ограничение свободы;
8) арест;
9) содержание
в дисциплинарной воинской
10) лишение свободы на определенный срок;
11) пожизненное лишение свободы;
12) смертная казнь.
Перечень входящих в эту систему наказаний является исчерпывающим. Это означает, что суд не вправе использовать виды уголовных наказаний, не вошедшие в указанный перечень.
Система наказаний внутренне упорядочена. Она построена по принципу: от наиболее мягкого к наиболее строгому виду наказания. Такой подход имеет важное практическое значение. Во-первых, он предполагает необходимость применения того же принципа при конструировании альтернативных санкций за конкретное общественно опасное деяние (они должны располагаться в той же последовательности: от наиболее мягкой — к более жесткой). Во-вторых, исходя из рассматриваемого принципа, суды обязаны сначала рассматривать возможность применения наиболее мягкого, а затем — более строгого наказания.
Дополнительная, или усеченная система наказаний для несовершеннолетних состоит из шести видов (ст. 88 УК):
1) штраф;
2) лишение права заниматься определенной деятельностью;
3) обязательные работы;
4) исправительные работы;
5) арест;
6) лишение свободы на определенный срок.
В сравнении с основной системой здесь, во-первых, отсутствует шесть видов наказаний, в том числе пожизненное лишение свободы и смертная казнь, во-вторых, вместо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотрено наказание только в виде лишения права заниматься определенной деятельностью5.
Исходя из гуманного отношения к несовершеннолетним правонарушителям, размеры и сроки указанных (кроме лишения права заниматься определенной деятельностью) видов наказаний по сравнению с размерами и сроками тех же наказаний для взрослых преступников существенно уменьшены.
1.3. Основные цели наказания
Под целями наказания в уголовном праве понимаются конечные социальные результаты, достижение которых преследуется установлением наказаний в уголовном законе.
В соответствии с ч.2 ст.43 УК "наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений". Таким образом, УК предусматривает три цели наказания:
а) восстановление социальной справедливости;
б) исправление осужденного;
в) предупреждение совершения нового преступления6.
Преступление нарушает сложившийся в соответствии с господствующими в обществе моральными ценностями общественный порядок, воспринимаемый общественным сознанием как справедливый, позволяющий людям реализовывать свои права и свободы, а также исполнять возложенные на них обязанности. И в этом смысле преступление есть не только нарушение уголовно-правовых запретов, но и нарушение социальной справедливости. На уровне общественного сознания, в том числе и на уровне индивидуального сознания большинства людей, преступление всегда воспринимается как деяние, отрицающее справедливое устройство общественной жизни. Поскольку государственная реакция на преступление в уголовном законодательстве приобретает форму наказания, перед последним ставится цель - восстановить нарушенную преступным деянием социальную справедливость. Эта цель предполагает восстановление нарушенных в результате совершения преступления прав и свобод человека, общественного порядка, восстановление пошатнувшейся в результате совершения преступления убежденности граждан в способностях государства бороться с преступностью и защищать их права. Наконец, восстановление социальной справедливости как цель наказания предполагает удовлетворение свойственного людям чувства негодования, вызванного совершением преступления7.
Восстановление социальной справедливости достигается путем реализации в уголовном законодательстве принципа справедливости в его уравнительном и распределительном аспектах.8.
В качестве второй цели уголовного наказания в ч.2 ст.43 УК называется исправление осужденного. Цель исправления осужденного заключается в том, чтобы с помощью карательных элементов наказания попытаться заставить изменить отрицательные качества личности осужденного, под влиянием которых было совершено преступное деяние, и привить ему уважительное отношение к закону, установленному правопорядку, правам и интересам других граждан. Под исправлением осужденного понимается достижение путем наказания такого результата, чтобы лицо после отбытия наказания не совершило нового преступления. Речь в данном случае идет о так называемом юридическом исправлении осужденного. Добиться юридического исправления осужденного - это тот максимально возможный результат, на который способно уголовное наказание9.
Информация о работе Лишение права занимать определенные должности как вид наказания