Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 15:03, курсовая работа
Представляется, что одной из причин низкой результативности применения уголовной ответственности за легализацию (отмывание) преступных доходов является технико-юридическое несовершенство уголовного закона.
В данной работе мною были поставлены следующие цели:
1. Раскрыть понятие легализации; показать особую важность по усилению борьбы с данным преступлением на мировом уровне
2. Проанализировать состав данного преступления.
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие легализации денежных средств…………………………………………….4
Глава 2. Состав преступлений, предусмотренных статьями 174, 174. Квалифицированный состав……………………………………………………………………………………………10
Глава 3. Нововведения. Их причины и последствия………………………………………....23
Заключение……………………………………………………………………………………..28
За два последних
года в тех регионах, которые выборочно
исследовались в Главном
Например,
в одной из областей в суд направлено
28 дел, где в числе прочих обвиняемым
вменялась и ст. 174 УК РФ. По сообщению
прокурора этой области, во всех случаях
следствием обвинения по ст. 174 УК РФ
предъявлены без должных
Для решения вопроса о наличии состава преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ, необходимо установить, что лицо совершило указанные финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом10.
Однако
в отличие от легализации, предусмотренной
ст. 174 УК РФ, при легализации (отмывании)
денежных средств или иного имущества,
приобретенных лицом в
В связи с этим, по мнению Б.В. Волженкина, ошибочной представляется позиция законодателя в том плане, что в диспозиции ст. 174' УК РФ о цели совершенных в ней действий ничего не говорится.
Если названная цель отсутствует, совершенные субъектом финансовые операции и другие сделки с приобретенным как им самим, так и другим лицом преступным путем имуществом (денежными средствами), а также использование этого имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности состава легализации (отмывания) преступных доходов не образуют.
Согласно
другой позиции для вменения лицу
состава преступления, предусмотренного
ст. 174' УК РФ, достаточно того, чтобы
виновный осознавал общественную опасность
совершения финансовых операций и других
сделок с денежными средствами или
иным имуществом, приобретенными им в
результате совершения преступления,
а равно использования
Отсутствие
единогласия по поводу субъективной
стороны такого состава преступления,
как легализация (отмывание) денежных
средств или иного имущества,
приобретенных лицом в
Ответственность
за совершение финансовых операций и
других сделок с денежными средствами
или иным имуществом, приобретенными
лицом в результате совершения им
преступления (за исключением преступлений,
предусмотренных ст. ст. 193, 194, 198, 199,
199.1 и 199.2 УК), либо использование указанных
средств или иного имущества
для осуществления
Кроме того, в отличие от ст. 174 УК в диспозиции ст. 174.1 УК указывается, что ответственность за легализацию денежных средств и иного имущества, приобретенного лицом в результате совершения им преступления, наступает в случаях, когда финансовые операции и другие сделки совершаются в целях "осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности".
Пленум Верховного Суда РФ в упомянутом выше Постановлении разъяснил, что в тех случаях, когда лицо приобрело денежные средства или иное имущество в результате совершения преступления и использовало эти денежные средства или иное имущество для совершения финансовых операций и других сделок, содеянное этим лицом подлежит квалификации по совокупности преступлений (например, как получение взятки, кража, мошенничество и как легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества).
Квалифицирующие признаки ст. 174.1 УК совпадают с квалифицирующими признаками ст. 174 УК.
В
п. 25 Постановления от 18 ноября 2004 г.
Пленум отграничил легализацию (отмывание)
денежных средств или имущества,
приобретенных преступным путем, от
такого "классического" преступления,
как приобретение или сбыт имущества,
добытого заведомо преступным путем. Различаются
указанные преступления по цели совершения
сделок с этим имуществом. В связи
с изложенным при квалификации финансовых
операций и других сделок по ст. 174 УК
необходимо устанавливать наличие
у лица, участвующего в этих операциях
и сделках, цели придания правомерного
вида владению, пользованию и распоряжению
денежными средствами или иным имуществом.
Глава 3. Нововведения. Их причины и последствия.
Федеральным законом от 07.04.2010 N 60-ФЗ внесены важные изменения, касающиеся, прежде всего, правового регулирования ответственности за экономические преступления. В частности, увеличены санкции за совершение одних преступлений и одновременно смягчена ответственность за другие деяния, вплоть до их декриминализации. Помимо этого, изменены отдельные нормы уголовно-процессуального законодательства, в результате чего существенно улучшено положение подозреваемых и обвиняемых в части применения к ним таких мер пресечения, как залог и заключение под стражу.
Изменения,
внесенные Законом от 07.04.2010 N 60-ФЗ,
коснулись гл. 22 УК РФ ("Преступления
в сфере экономической
Изменения коснулись ст. ст. 174, 174.1 УК РФ о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем либо в результате совершения ими преступления.
В соответствии
с примечанием к ст. 174 УК РФ
в новой редакции финансовыми
операциями и другими сделками
с денежными средствами или
иным имуществом, совершенными в
целях легализации в крупном
размере, признаются указанные
операции и сделки, которые совершены
на сумму свыше 6 000 000 руб., что
в шесть раз больше, чем сумма,
предусмотренная данной
Статья 174.1
УК РФ изложена в новой
Таким
образом, в отношении
Согласно
ст. 13 Федерального закона "О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию
терроризма" "лица, виновные в
нарушении настоящего Федерального
закона, несут административную, гражданскую
и уголовную ответственность
в соответствии с законодательством
Российской Федерации". Сравнительный
анализ действующего законодательства
показывает, что в действительности ресурс
административных мер воздействия на
правонарушителей в этой области законодателем
вообще не использован, хотя декриминализация
легализации (отмывания) имущества, совершенной
на сумму, не превышающую 250 тыс. руб., соответствовала
бы современным тенденциям уголовного
законодательства в части отказа от уголовного
преследования за совершение незначительных
правонарушений.11
В юридической литературе вопрос о легализации как оконченном преступлении рассматривается без дискуссии, а неоконченные составы легализации вообще не исследуются. Исключение составляет замечание профессора Б.В. Волженкина в отношении прежней редакции ст. 174 УК РФ, согласно которой покушение на легализацию в крупном размере имеет место, если виновный по не зависящим от него обстоятельствам совершил финансовую операцию или сделку в меньшем размере. 12В связи с изменением законодательства в отношении деяний, запрещенных ст. 174 и 174.1 УК РФ, такой подход к неоконченной преступной деятельности в сфере легализации неприменим. Новая редакция ст. 174 и 174.1 УК РФ дает возможность считать покушением на легализацию следующие действия:
1)
начало исполнения финансовой
операции с денежными
2)
начало действий, направленных на
заключение сделки, с которой
закон связывает возникновение,
3)
введение в оборот части
4)
частичное использование
При
этом действия, которые охватываются
умыслом легализатора, не доводятся
до конца по не зависящим от него
обстоятельствам. Покушение на легализацию
денежных средств или иного имущества,
добытых преступным путем, надлежит
квалифицировать по ч. 3 ст. 30 и ст.
174 или 174.1 и соответствующей статье
Особенной части УК РФ, предусматривающей
ответственность за предваряющее легализацию
оконченное преступление.
В 2005 году правоохранительными органами Дальневосточного федерального округа выявлено 303 преступления, связанных с отмыванием денежных средств, из них 82 – совершенных в крупных и особо крупных размерах.
Размер материального ущерба, причиненного преступниками, составил около 410 миллионов рублей. В настоящий момент уже наложен арест на имущество, изъято предметов, имеющих отношение к преступной деятельности, на сумму около 41 миллиона рублей (процент возмещения ущерба по ДФО составил 9,9%, тогда как по России - 1,3%).
Окончено расследование
уголовных дел по 263 преступлениям,
квалифицированным по ст.ст. 174, 174.1.
УК РФ («Легализация (отмывание) денежных
средств или иного имущества,
приобретенных другими лицами преступным
путем» и «Легализация (отмывание) денежных
средств или иного имущества,
приобретенных лицом в
В суд направлены уголовные дела по 260 таким преступлениям. Уже привлечено к уголовной ответственности 35 преступников, что составляет одну седьмую часть от всех лиц, привлеченных по данным статьям в России (238). В том числе по ст. 174 УК РФ на территории ДФО привлечено 7 лиц, что составляет пятую часть от числа лиц, привлеченных в РФ (33). Наиболее эффективно по раскрытию данного вида преступлений работают органы внутренних дел Хабаровского и Приморского краев, Республике Саха (Якутия).
ГУ МВД РФ
по ДФО проведены организационные
и практические мероприятия, направленные
на повышение раскрываемости данного
вида преступлений: из числа наиболее
опытных сотрудников