Контрольная работа по "Уголовному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:20, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1 Необходимая оборона как обстоятельство, исключающее преступность деяния. Отличие от крайней необходимости.
Согласно статьи 37 УК РФ не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества и государства от общественно опасного посягательства, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны.

Содержание

1. Вопрос 1 (Общая часть) ……………………………………………………….3
2. Вопрос 2 (Особенная часть)……………………………………………….....7
3. Вопрос 3. Практическое задание………………………………………………9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…17

Работа содержит 1 файл

контрольная раб уголовное право.docx

— 44.82 Кб (Скачать)

            Судебная практика говорит о том, что различные психические расстройства, не исключающие вменяемости, могут способствовать совершению убийства с особой жестокостью.

            Вменяемость означает способность нести ответственность перед законом за свои действия, предпосылка к конкретного вида юридической ответственности – уголовной. Она – исходный пункт принципа субъективного вменения, важнейшего принципа уголовного права и уголовной политики. Только при наличии вменяемости могут быть поставлены и разрешены вопросы: о субъекте уголовной ответственности и личности преступника; о виновности субъекта; степень его вины; наличии самого основания уголовной ответственности – состава преступления

          Вменяемость является обязательным юридическим признаком основания уголовной ответственности (состав преступления), характеризующим субъекта преступления. Способность понимать фактическую сторону и социальную значимость своих поступков и при этом сознательно руководить своими действиями отличает вменяемого человека от невменяемого.

         К лицам, совершившим общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, по назначению суда могут быть применены принудительные меры медицинского характера в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц. Это особые меры, которые не являются наказанием, а имеют целью излечение указанных лиц или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК. Что примечательно, к невменяемым, не представляющим опасности для общества, принудительные меры медицинского характера не применяются. Однако суд вправе своим определением направить такое лицо на амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра (ст.100 УК РФ, ст.406 , 412 УПК РФ).

           Во всех случаях, когда у суда или органа следствия возникает сомнение относительно вменяемости, обязательно проводится судебно-психиатрическая экспертиза. На основании заключения экспертизы окончательное решение о признании человека вменяемым или невменяемым выносит суд.

Так что в рассматриваемом  случае о том, что  Соколов страдает хроническим психическим расстройством в форме шизофрении, и при совершении общественно-опасного деяния он не осознавал фактического характера и общественной опасности своих действий может решить только суд после соответствующих экспертиз.

           Критерий невменяемости является одним из оснований для освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших преступление.  Юридический критерий определяется судом, когда тот даёт оценку лицу, совершившему общественно-опасное деяние, как не способному осознавать характер своих действий и руководить ими. Данный критерий состоит в отсутствии у лица способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или бездействия (интеллектуальный признак) и руководить ими (волевой признак).

          Юридический критерий невменяемости заключается в отсутствии у лица способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) – это интеллектуальный момент, либо руководить своими поступками – волевой момент. Содержание интеллектуального момента свидетельствует о том, что лицо не понимает опасности своего поведения для общества. Это качество психики означает отсутствие у лица способности понимать как физическую сторону совершаемого деяния, так и его социальный смысл. Непонимание лицом содержания фактической стороны своего действия или бездействия обычно означает непонимание им причинной связи между совершенным деянием и наступившими последствиями. Однако главное в содержании интеллектуального признака заключается в непонимании лицом социального смысла своего деяния, т. е. в отсутствии понимания его общественно опасного характера.

          Медицинский критерий раскрывает причины неспособности осознавать опасность своего действия (бездействия): болезненное состояние психики человека или отставание в психическом развитии лица, совершившего общественно-опасное деяние. При этом не всякое болезненное состояние психики позволяет признать его невменяемым, а только то, которое мешало ему правильно оценивать свои поступки. Вменяемость может присутствовать при наличии любого из психических расстройств, перечисленных в законе.

          Медицинский критерий невменяемости в ст. 21 УК представляет собой обобщенный перечень психических расстройств, включающих четыре их вида:

а) хроническое психическое расстройство;

б) временное психическое расстройство;

в) слабоумие;

г) иное болезненное состояние психики.

Для наличия медицинского критерия достаточно одного из упомянутых видов психических расстройств.

            Невменяемость устанавливается только на момент совершения общественно-опасного деяния. Предшествующие времени совершения преступления, а также последующие отклонения в психическом состоянии лица для квалификации преступления особого значения не имеют. Последующее выздоровление лица не является основанием привлечения его к уголовной ответственности. Но, например, лицо, страдающее хроническим расстройством психики, обычно не отдающее отчета своим поступкам, в случае совершения преступления в момент временного просветления рассудка привлекается к уголовной ответственности за умышленное преступление. При многих психических заболеваниях у человека сохраняется до известных пределов правильная ориентировка в окружающем мире, он обладает определенным запасом знаний. Для признания лица невменяемым нужно установить его неспособность осознавать именно те общественно опасные деяния, которые он совершил, будучи психически больным. При этом необходимо, чтобы лицо осознавало не только фактическую сторону деяния, но и его социальную значимость, общественно опасный характер.

 Вопрос о вменяемости  (невменяемости) всегда решается  в отношении конкретного деяния. Никто не может быть признан  невменяемым вообще, безотносительно  к содеянному.

          Хронические психические расстройства представляют наличие у лица хронической душевной болезни, то есть длительно протекающего расстройства психики. Иногда они могут протекать приступообразно (то есть с улучшением или ухудшением психического состояния). К таким болезням относятся: шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз, паранойя, прогрессивный паралич, как последствие сифилиса мозга, прогрессирующее старческое слабоумие и другие болезни.

          При решении вопроса о признании лица невменяемым суд прибегает к помощи судебно-психиатрической экспертизы, которая в соответствии с уголовно-процессуальным законом устанавливает характер болезненного расстройства психики лица и определяет его тяжесть. Однако окончательное решение этого вопроса принадлежит суду. К лицу, признанному судом невменяемым нельзя применить наказание. К нему могут быть применены лишь принудительные меры медицинского характера.

           Невменяемость устанавливается только на момент совершения преступления. К лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания, так же применяются принудительные меры медицинского характера.

           В соответствии с ч. 1 ст. 99 УК РФ суд может назначить четыре вида принудительных мер медицинского характера:

          Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра. Данная мера может быть назначена при наличии оснований для применения принудительных мер, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар. Применяя эту меру суд должен быть убежден, что лицо не представляет опасности для общества как по характеру совершенного деяния, так и по характеру психического расстройства. Кроме того, должно быть заключение судебно-психиатрической экспертизы о том, что амбулаторного наблюдения для этого больного достаточно для осуществления необходимых лечебных мероприятий. Суд обязан так же установить, что больной в состоянии самостоятельно либо с помощью родственников удовлетворять свои основные жизненные потребности.

          Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа (ч.2 ст.101). Для применения принудительных мер в психиатрическом стационаре любого типа требуется наличие оснований, предусмотренных ст. 97, а так же необходимость по характеру психического расстройства лица таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в условиях психиатрического стационара..

           Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа (ч.3 ст. 101). В этом виде стационара должны находится лица, которые по своему психическому состоянию нуждаются в стационарном лечении и постоянном наблюдении. Представляется, что здесь больные должны постоянно находится в поле зрения медицинского персонала.

            Уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости

Статья 22 Уголовного кодекса  РФ впервые в российском законодательстве регулирует вопрос об ответственности  лиц с психическими аномалиями, не исключающими вменяемости:

          1. Вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности.

         2. Психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера.

          Обсуждая данный вопрос можно предположить, что дальнейшее развитие уголовного законодательства приведет к созданию специальных видов наказаний, ориентированных на лиц с психическими и физическими аномалиями. Пока же суд руководствуется общим перечнем видов наказаний. Индивидуальный подход при этом может выражаться только в мере наказания. Единственное существенное отличие - это возможность применения к лицам с психическими аномалиями наряду с наказанием принудительных мер медицинского характера. Содержание этих мер раскрывается в ч. 2 ст. 99 УК РФ: "Лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении от алкоголизма, наркомании либо в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, суд наряду с наказанием может назначить принудительную меру медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра". В соответствии с ч. 8 ст. 74 УИК РФ указанные лица отбывают наказание в лечебных исправительных учреждениях.

     Вывод: 

 Решением суда Соколов  будет осужден по ч.1 ст.105 УК  РФ и направлен на принудительное  лечение в специализированные  учреждения.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1 Конституция Российской Федерация. – М., 1993; 2004.

2 Уголовный кодекс Российской Федерации. – М., 2004.

3 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.1999 « 1 (ред. от 06.02.2007) «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» // Российская газета. 1999. № 24.

4 ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995г. // СЗ РФ. – 1995. - № 31. – Ст. 2990.

5 ФЗ  «Об оружии» от 13 декабря 1996г. // СЗ РФ. – 1996. - № 51. – Ст. 5681.

6 Комментарий к уголовному кодексу РФ (постатейный) издание третье, переработанное и дополненное / Под ред. А.А. Чекалина, В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. М., 2006. 912 с.

7 Особенности дифференциации и квалификации убийств, совершаемых с отягчающими обстоятельствами / Э.В. Кабурнеев // Юридический мир. 2007. № 2.

8 Уголовное право России. Часть особенная: Учебник для вузов / Под ред. Л.Л. Кругликова. - М., 2006. - 620 с.

9 Агаджанян А.В. Эффективность нормы о необходимой обороне//Законность, 2007, №1. С. 38-38.

10 Гарбатович Д.А. Необходимая оборона при защите чести и достоинства//Уголовное право, 2008, №5. С. 14-17.

11 Ефимович А.А. О реальном обеспечении права на необходимую оборону//Российская юстиция, 2008, №10. С. 45-46.

12 Зуев В.Л. Необходимая оборона и крайняя необходимость. Вопросы квалификации и судебно-следственной практики. – М.: КРОСНА-ЛЕКС, 1996.

13 Музлов А.В. Возникновение и развитие института необходимой обороны//Государство и право, 2008, №10. С. 101-105.

14 Пархоменко С.В. Уголовно-правовое значение обстоятельств, исключающих преступность деяния//Законность, 2004, №1. С. 39-41.

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Уголовному праву"