Конституция Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Франция третьей в мире и второй в Европе создала в 1791 г. писаную конституцию. Это можно утверждать, если отвлечься от Декларации прав че­ловека и гражданина 1789 г., составляющей и поныне часть французской юридической конституции. Но Декларация хотя и урегулировала важнейшую часть конституционной мате­рии, однако не затронула организации публичной власти, ог­раничившись провозглашением принципа разделения влас­тей. Поэтому мы не можем считать Декларацию конститу­цией. Вместе с тем есть все основания полагать, что Франция держит в Европе рекорд по числу разработанных и действо­вавших в ней конституций со времени Великой революции конца XVIII в.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
3
1. Разработка Конституции от 4 октября 1958 г.
4
2. Общая характеристика действующей Конституции
7
3. Современное состояние конституции V республики во
Франции (проблемы реформы конституции)
12
Заключение
19
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Конституция_Франции.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

Конституция запрещает начинать или продолжать процедуру пересмотра при наличии посягательств на целостность террито­рии страны, а также устанавливает, что республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра.

Нельзя не вспомнить в связи с этим, что в 1962 г. Президент де Голль вынес непосредственно на референдум проект изменения ст. 6 и 7 Конституции, регулирующих порядок выборов Президента. Несоблюдение при этом норм ст. 89 Конституции он обосновал ссылкой на ее ст. 11, согласно которой Президент по предложению Правительства во время сессий Парламента или по совместному предложению обеих палат, опубликованному в «Журналь офисьель де ла Репюблик Франсэз», может передать на референдум любой законопроект, касающийся организации публичных властей. Поскольку Парламент выступил против та­кого решения, де Голль распустил Национальное собрание и получил для своего проекта необходимое большинство на рефе­рендуме. Правда, повторная попытка действовать таким же об­разом в 1969 г. успеха не имела. Ш. де Голль вынес на рефе­рендум новый проект пересмотра Конституции, который отме­нял или изменял 23 ее статьи — ровно четвертую в то время часть, не говоря уже о полной или частичной отмене или замене ряда органических и обычных законов и многих статей Избира­тельного кодекса. Реформа предполагала упразднить оппозици­онный в то время Сенат, вместо которого создавалась верхняя палата, построенная на корпоративной основе по примеру Эко­номического и социального совета; кроме того, учреждались крупные территориальные единицы — регионы. Проект Ш. де Голля на референдуме был отклонен, а сам он ушел в отставку. Последующие президенты к такому способу изменения Консти­туции не прибегали.


3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КОНСТИТУЦИИ V РЕСПУБЛИКИ ВО ФРАНЦИИ (ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМЫ КОНСТИТУЦИИ)

 

За весьма короткий срок к Основному закону V рес­публики было принято значительное количество поправок, которые определенным образом изме­нили его облик.

Итогом процесса внесения поправок и допол­нений в Конституцию Франции явился Конститу­ционный закон № 95-880 от 4 августа 1995 г., ко­торый, кроме внесений очередных поправок, ос­новательно "почистил" документ, избавив его от устарелых и недействующих положений.

Прежде всего этой участи подверглись все упоминания о Сообществе, в том числе и целый раздел (по последней нумерации - XIII), касаю­щийся данного института. Термин "Сообщество" пришел на смену "Французскому Союзу" (Кон­ституция IV республики) и Империи, обозначав­ших связь Франции-метрополии со своими коло­ниями. Реформа Конституции 4 июня 1960 г., ко­торая позволила французским колониям обрести независимость без выхода из Сообщества, приве­ла к образованию 12 новых государств на Афри­канском континенте, что фактически привело к исчезновению Сообщества. Отношения между Францией и ее бывшими колониями стали стро­иться в соответствии с международным правом. Остатки былой колониальной империи носят ста­тус заморских департаментов (Гвиана, Гваделупа, Мартиника, Реюньон), заморских территорий (Новая Каледония, Французская Полинезия, Уоллис и Футуна, Южные и Антарктические терри­тории) или особых территориальных коллекти­вов (Сен-Пьер и Микелон, Майотта).

Отмена раздела XIII Конституции Франции повлекла исчезновение 11 статей; кроме того. Конституционным законом от 4 августа 1995 г. была отменена ст. 76, в которой говорилось о воз­можности превращения заморской территории в заморский департамент или государство - член Сообщества.

Конституционным законом от 4 августа 1995 г. был отменен также раздел XVII Конституции - "Переходные положения". Необходимость дан­ного раздела была обусловлена переходом от IV к V республике и, естественно, исчезла после со­здания всех институтов государственной власти. С отменой данного раздела из Конституции ис­чезли четыре статьи.

На сегодняшний день Конституция Франции состоит из 15 разделов и 85 статей. Два раздела, X (Об уголовной ответственности членов Прави­тельства) и XV (О европейских сообществах и Европейском союзе), включены в Конституцию конституционными законами соответственно от 27 июля 1993 г. и 25 июня 1992 г., после чего дважды была изменена нумерация разделов. Ос­тальные 13 разделов находились в Конституции с момента ее принятия.

Из 85 статей Основного закона восемь имеют двойную нумерацию (три статьи X раздела (68-1- 68-3), четыре статьи XV раздела (88-1-88-4), а также ст. 53-1, внесенная Конституционным законом от 25 ноября 1993 г.). 75 статей Конституции идут в последовательном арифметическом порядке, затем, после отмены XIII раздела, дан­ный порядок нарушается и после 75-й статьи идет 88-я. Французские законодатели, изменяя в случае необходимости нумерацию разделов, не меняют нумерацию статей.

Из 85 ныне действующих статей Конституции V республики 19 были изменены в результате принятия восьми конституционных законов в пери­од с 6 ноября 1962 г. по 4 августа 1995 г. Статьи 7 и 28 были изменены дважды: соответственно кон­ституционными законами от 6 ноября 1962 г. и 18 июня 1976 г. и конституционными законами от 30 декабря 1963 г. и 4 августа 1995г.

Всего одно изменение Конституции Франции было принято на референдуме: Конституцион­ный закон от 6 ноября 1962 г., остальные - Кон­грессом (одновременным созывом обеих палат Парламента - ст. 89 Конституции), за исключени­ем Конституционного закона от 4 июня 1960 г., принятого в соответствии с уже отмененной 85-й статьей Конституции. Данный закон, который, как уже говорилось выше, позволили странам Сообщества обрести независимость, был принят путем одновременного голосования в Парламенте Республики и в Сенате Сообщества. Как ут­верждает М. Дюверже, данная процедура была осуществлена с нарушением Конституции, так как ее проведение было возможно исключитель­но по вопросам, "касающимся деятельности сов­местных институтов" (абз. первый ст. 85), к кото­рым возможность обретения независимости госу­дарством - членом Сообщества, естественно, не относилась.

Восемь изменений Конституции V республики (изменение от 4 июня 1960 г. не рассматривается в связи с отменой измененных статей Конститу­ции) можно разделить на две группы: изменения, принятые до 1992 г., и изменения, принятые после 1992 г. К первой группе необходимо отнести че­тыре изменения, принятые в течение 34 лет (1958-1992), среди которых можно выделить та­кие важные, как введение прямых президентских выборов (6 ноября 1962 г.) или получение полно­мочий группами из 60 депутатов или 60 сенаторов на передачу в Конституционный совет законо­проекта до его опубликования. Два других кон­ституционных закона касались изменения срока парламентских сессий (20 декабря 1963 г.) и не­значительных изменений в порядок избрания президента, касающихся случаев кончины или возникновения препятствий у одного из кандида­тов на пост главы государства (14 июня 1976 г.).

Ко второй группе изменений Конституции Франции необходимо отнести конституционные законы, принятые в первой половине 90-х гг. По­сле того как в период с 1976 по 1992 г. было предпринято несколько безуспешных попыток реформирования Конституции (речь об этом пойдет ниже), появилось мнение, что Конститу­ция V республики больше не будет изменяться, поскольку это невыгодно политическим партиям. Однако в течение трех лет (1992-1995) было принято четыре конституционных за­кона, которые внесли серьезные изменения в Ос­новной закон V республики.

После того как на референдуме 1992 г. во Франции был одобрен Маастрихтский договор, в Конституцию был внесен новый раздел - "О Ев­ропейских сообществах и Европейском союзе", состоящий из четырех статей (Конституционный закон от 25 июня 1992 г.). Не исключено, что в связи с продолжающимся процессом общеевро­пейской интеграции в Конституцию Франции бу­дут вноситься дальнейшие изменения по созда­нию единой Европы.

Кроме того, Конституционным законом от 25 июня 1992 г. была изменена 54-я статья, в ко­торой к субъектам, имеющим право обращаться в Конституционный совет по поводу несоответст­вия международного соглашения Конституции, прибавились 60 депутатов и 60 сенаторов. Также во 2-ю статью Основного закона V республики было внесено положение, что "французский язык является языком Республики".

Конституционным законом от 19 июля 1993 г. были внесены изменения, касающиеся высших судебных органов государства. Был реформиро­ван Высший совет магистратуры (ст. 65), а также учрежден Суд Республики, которому стали подсудны члены правительства. Для Суда Республи­ки был создан специальный раздел в Конститу­ции ("Об уголовной ответственности членов Пра­вительства"), состоящий на сегодняшний момент из трех статей, в которых содержатся принципы формирования и функционирования данного ин­ститута.

25 ноября 1993 г. был принят новый Конститу­ционный закон, который касался возможности предоставления политического убежища "любо­му иностранцу, преследуемому за свои действия на благо свободы или ходатайствующему о покро­вительстве Франции вследствие какого-либо еще основания", даже если между Францией и другим государством не заключено соглашение об обя­занности изучать просьбы о предоставлении убе­жища (ст. 53-1). Данная статья Основного закона V республики примечательна тем, что является едва ли не единственным положением в тексте Конституции Франции, говорящим о правах чело­века (не считая, конечно. Декларации прав чело­века и гражданина, а также Преамбулы к Консти­туции 1946 г., являющихся составной частью Конституции V республики).

«Последний Конституционный закон, приня­тый 4 августа 1995 г., как уже говорилось выше, существенно "почистил" Конституцию, отменив устаревшие разделы и статьи. Кроме того, серьезные изменения были внесены в некоторые статьи Основного закона. Был значительно рас­ширен предмет референдума. Отныне Президент Франции "может передать на референдум не только любой законопроект, касающийся орга­низации публичных властей ...или одобряющий ратификацию международного договора, кото­рый, не противореча Конституции, влияет на функционирование государственных институ­тов", но и "реформ в экономической или социаль­ной политике нации и публичных служб, которые к этой политике имеют отношение" (ст. 11)»[3].

Были изменены некоторые статьи Конститу­ции, касающиеся режима работы парламента. Две очередные сессии были заменены на одну, "которая открывается в первый рабочий день ок­тября и заканчивается в последний рабочий день июля" (ст. 28). Всего в связи с введением единой сессии было изменено пять статей Конституции.

Кроме того, были внесены изменения в правила, касающиеся парламентской неприкосновеннос­ти, и заменены три последних абзаца 26-й статьи Основного закона.

Одной из основных причин того, что Консти­туция Франции начала активно обновляться, яв­ляется выступление Президента Франции Франсуа Миттерана, которое он сделал 10 ноября 1991 г. в своем интервью пятому каналу французского телевидения. Руководитель государства объявил о необходимости провести серьезную реформу Конституции. В частности, по мнению президен­та, необходимо было сократить длительность президентского мандата, увеличить полномочия парламента и Конституционного совета, провес­ти избирательную реформу.

Данное предложение было поддержано лиде­рами правых партий Ж. Шираком и Э. Балладюром. Неслучайно одно из направлений предпола­гаемой конституционной реформы - расширение предмета референдума - было включено в Кон­ституционный закон от 4 августа 1995 г., кото­рый был принят по инициативе именно правых партий.

До своего выступления Ф. Миттеран дважды пытался изменить Конституцию: по вопросам расширения предмета референдума (1984 г.) и возможности непосредственного обращения граждан в Конституционный совет (1990 г.). Оба раза его проекты не были приняты из-за проти­водействия сената.

Необходимо отметить, что и до Ф. Миттерана все президенты V республики предпринимали неудачные попытки изменения Конституции.

В 1969 г. Шарль де Голль вынес на референдум проект реформы Верхней палаты Парламента Франции - Сената, а также региональных струк­тур. В соответствии с данным проектом Сенат превращался в консультативный и безвластный орган. После получения отрицательного ответа на референдуме президент был вынужден подать в отставку.

В 1973 г. Жорж Помпиду предложил сокра­тить срок президентского мандата с семи до пяти лет. Обе палаты поддержали данный проект не­существенным большинством, и возможность по­лучить три пятых голосов на совместном заседа­нии палат была невелика. Президент не стал вы­носить законопроект на заседание Конгресса, а вскоре смерть Ж. Помпиду не позволила осуще­ствить данную идею.

В такое же положение попал и Валери Жискар д'Эстен, который попытался предложить проект реформы о статусе заместителей депутатов и се­наторов. Палаты незначительным большинством одобрили данный законопроект, и президент не стал выносить его на заседание Конгресса.

В заключение необходимо сказать, что Кон­ституция V республики вышла на новый этап сво­его существования. Значительное количество из­менений, отмененные разделы и статьи, статьи с двойной нумерацией - все это свидетельствует о том, что текст Основного закона уже не вполне соответствует сложившимся политическим реа­лиям и необходима серьезная реформа Конститу­ции. В 1995 г. Президентом Франции стал Жак Ширак, который в свое время поддержал идею широкомасштабной реформы Конституции, и можно предположить, что именно Ж. Ширак ста­нет инициатором процесса внесения необходи­мых изменений в Основной закон государства или, что не исключено, возьмет курс на создание новой Конституции Франции - Конституции VI республики.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Из государств Западной Европы, принявших в первые годы после второй мировой войны новые конституции, Франция оказалась единственной, которая уже через двенадцать лет снова сменила Основной закон страны. В силу социально-политических условий, при которых принималась Конституция 1958 г., и положенных в ее основу политических идеологических установок голлизма она выглядит значительно более авторитарной, чем ее предшественница 1946 г. Эволюция Пятой республика несколько смягчила авторитарные черты полупрезидентского режима. В постголлистский период укрепилось де-факто политические позиции Парламента и правительства, опирающегося на парламентской большинство. Однако изменение реалий политической жизни почти не затронуло конституцию, тем более что она относится к числу жестких и внесение в нее поправок требует достаточно сложной процедуры.

Информация о работе Конституция Франции