Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:59, курсовая работа
Франция третьей в мире и второй в Европе создала в 1791 г. писаную конституцию. Это можно утверждать, если отвлечься от Декларации прав человека и гражданина 1789 г., составляющей и поныне часть французской юридической конституции. Но Декларация хотя и урегулировала важнейшую часть конституционной материи, однако не затронула организации публичной власти, ограничившись провозглашением принципа разделения властей. Поэтому мы не можем считать Декларацию конституцией. Вместе с тем есть все основания полагать, что Франция держит в Европе рекорд по числу разработанных и действовавших в ней конституций со времени Великой революции конца XVIII в.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3
1. Разработка Конституции от 4 октября 1958 г.
4
2. Общая характеристика действующей Конституции
7
3. Современное состояние конституции V республики во
Франции (проблемы реформы конституции)
12
Заключение
19
Список литературы
Конституция запрещает начинать или продолжать процедуру пересмотра при наличии посягательств на целостность территории страны, а также устанавливает, что республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра.
Нельзя не вспомнить в связи с этим, что в 1962 г. Президент де Голль вынес непосредственно на референдум проект изменения ст. 6 и 7 Конституции, регулирующих порядок выборов Президента. Несоблюдение при этом норм ст. 89 Конституции он обосновал ссылкой на ее ст. 11, согласно которой Президент по предложению Правительства во время сессий Парламента или по совместному предложению обеих палат, опубликованному в «Журналь офисьель де ла Репюблик Франсэз», может передать на референдум любой законопроект, касающийся организации публичных властей. Поскольку Парламент выступил против такого решения, де Голль распустил Национальное собрание и получил для своего проекта необходимое большинство на референдуме. Правда, повторная попытка действовать таким же образом в 1969 г. успеха не имела. Ш. де Голль вынес на референдум новый проект пересмотра Конституции, который отменял или изменял 23 ее статьи — ровно четвертую в то время часть, не говоря уже о полной или частичной отмене или замене ряда органических и обычных законов и многих статей Избирательного кодекса. Реформа предполагала упразднить оппозиционный в то время Сенат, вместо которого создавалась верхняя палата, построенная на корпоративной основе по примеру Экономического и социального совета; кроме того, учреждались крупные территориальные единицы — регионы. Проект Ш. де Голля на референдуме был отклонен, а сам он ушел в отставку. Последующие президенты к такому способу изменения Конституции не прибегали.
3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КОНСТИТУЦИИ V РЕСПУБЛИКИ ВО ФРАНЦИИ (ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМЫ КОНСТИТУЦИИ)
За весьма короткий срок к Основному закону V республики было принято значительное количество поправок, которые определенным образом изменили его облик.
Итогом процесса внесения поправок и дополнений в Конституцию Франции явился Конституционный закон № 95-880 от 4 августа 1995 г., который, кроме внесений очередных поправок, основательно "почистил" документ, избавив его от устарелых и недействующих положений.
Прежде всего этой участи подверглись все упоминания о Сообществе, в том числе и целый раздел (по последней нумерации - XIII), касающийся данного института. Термин "Сообщество" пришел на смену "Французскому Союзу" (Конституция IV республики) и Империи, обозначавших связь Франции-метрополии со своими колониями. Реформа Конституции 4 июня 1960 г., которая позволила французским колониям обрести независимость без выхода из Сообщества, привела к образованию 12 новых государств на Африканском континенте, что фактически привело к исчезновению Сообщества. Отношения между Францией и ее бывшими колониями стали строиться в соответствии с международным правом. Остатки былой колониальной империи носят статус заморских департаментов (Гвиана, Гваделупа, Мартиника, Реюньон), заморских территорий (Новая Каледония, Французская Полинезия, Уоллис и Футуна, Южные и Антарктические территории) или особых территориальных коллективов (Сен-Пьер и Микелон, Майотта).
Отмена раздела XIII Конституции Франции повлекла исчезновение 11 статей; кроме того. Конституционным законом от 4 августа 1995 г. была отменена ст. 76, в которой говорилось о возможности превращения заморской территории в заморский департамент или государство - член Сообщества.
Конституционным законом от 4 августа 1995 г. был отменен также раздел XVII Конституции - "Переходные положения". Необходимость данного раздела была обусловлена переходом от IV к V республике и, естественно, исчезла после создания всех институтов государственной власти. С отменой данного раздела из Конституции исчезли четыре статьи.
На сегодняшний день Конституция Франции состоит из 15 разделов и 85 статей. Два раздела, X (Об уголовной ответственности членов Правительства) и XV (О европейских сообществах и Европейском союзе), включены в Конституцию конституционными законами соответственно от 27 июля 1993 г. и 25 июня 1992 г., после чего дважды была изменена нумерация разделов. Остальные 13 разделов находились в Конституции с момента ее принятия.
Из 85 статей Основного закона восемь имеют двойную нумерацию (три статьи X раздела (68-1- 68-3), четыре статьи XV раздела (88-1-88-4), а также ст. 53-1, внесенная Конституционным законом от 25 ноября 1993 г.). 75 статей Конституции идут в последовательном арифметическом порядке, затем, после отмены XIII раздела, данный порядок нарушается и после 75-й статьи идет 88-я. Французские законодатели, изменяя в случае необходимости нумерацию разделов, не меняют нумерацию статей.
Из 85 ныне действующих статей Конституции V республики 19 были изменены в результате принятия восьми конституционных законов в период с 6 ноября 1962 г. по 4 августа 1995 г. Статьи 7 и 28 были изменены дважды: соответственно конституционными законами от 6 ноября 1962 г. и 18 июня 1976 г. и конституционными законами от 30 декабря 1963 г. и 4 августа 1995г.
Всего одно изменение Конституции Франции было принято на референдуме: Конституционный закон от 6 ноября 1962 г., остальные - Конгрессом (одновременным созывом обеих палат Парламента - ст. 89 Конституции), за исключением Конституционного закона от 4 июня 1960 г., принятого в соответствии с уже отмененной 85-й статьей Конституции. Данный закон, который, как уже говорилось выше, позволили странам Сообщества обрести независимость, был принят путем одновременного голосования в Парламенте Республики и в Сенате Сообщества. Как утверждает М. Дюверже, данная процедура была осуществлена с нарушением Конституции, так как ее проведение было возможно исключительно по вопросам, "касающимся деятельности совместных институтов" (абз. первый ст. 85), к которым возможность обретения независимости государством - членом Сообщества, естественно, не относилась.
Восемь изменений Конституции V республики (изменение от 4 июня 1960 г. не рассматривается в связи с отменой измененных статей Конституции) можно разделить на две группы: изменения, принятые до 1992 г., и изменения, принятые после 1992 г. К первой группе необходимо отнести четыре изменения, принятые в течение 34 лет (1958-1992), среди которых можно выделить такие важные, как введение прямых президентских выборов (6 ноября 1962 г.) или получение полномочий группами из 60 депутатов или 60 сенаторов на передачу в Конституционный совет законопроекта до его опубликования. Два других конституционных закона касались изменения срока парламентских сессий (20 декабря 1963 г.) и незначительных изменений в порядок избрания президента, касающихся случаев кончины или возникновения препятствий у одного из кандидатов на пост главы государства (14 июня 1976 г.).
Ко второй группе изменений Конституции Франции необходимо отнести конституционные законы, принятые в первой половине 90-х гг. После того как в период с 1976 по 1992 г. было предпринято несколько безуспешных попыток реформирования Конституции (речь об этом пойдет ниже), появилось мнение, что Конституция V республики больше не будет изменяться, поскольку это невыгодно политическим партиям. Однако в течение трех лет (1992-1995) было принято четыре конституционных закона, которые внесли серьезные изменения в Основной закон V республики.
После того как на референдуме 1992 г. во Франции был одобрен Маастрихтский договор, в Конституцию был внесен новый раздел - "О Европейских сообществах и Европейском союзе", состоящий из четырех статей (Конституционный закон от 25 июня 1992 г.). Не исключено, что в связи с продолжающимся процессом общеевропейской интеграции в Конституцию Франции будут вноситься дальнейшие изменения по созданию единой Европы.
Кроме того, Конституционным законом от 25 июня 1992 г. была изменена 54-я статья, в которой к субъектам, имеющим право обращаться в Конституционный совет по поводу несоответствия международного соглашения Конституции, прибавились 60 депутатов и 60 сенаторов. Также во 2-ю статью Основного закона V республики было внесено положение, что "французский язык является языком Республики".
Конституционным законом от 19 июля 1993 г. были внесены изменения, касающиеся высших судебных органов государства. Был реформирован Высший совет магистратуры (ст. 65), а также учрежден Суд Республики, которому стали подсудны члены правительства. Для Суда Республики был создан специальный раздел в Конституции ("Об уголовной ответственности членов Правительства"), состоящий на сегодняшний момент из трех статей, в которых содержатся принципы формирования и функционирования данного института.
25 ноября 1993 г. был принят новый Конституционный закон, который касался возможности предоставления политического убежища "любому иностранцу, преследуемому за свои действия на благо свободы или ходатайствующему о покровительстве Франции вследствие какого-либо еще основания", даже если между Францией и другим государством не заключено соглашение об обязанности изучать просьбы о предоставлении убежища (ст. 53-1). Данная статья Основного закона V республики примечательна тем, что является едва ли не единственным положением в тексте Конституции Франции, говорящим о правах человека (не считая, конечно. Декларации прав человека и гражданина, а также Преамбулы к Конституции 1946 г., являющихся составной частью Конституции V республики).
«Последний Конституционный закон, принятый 4 августа 1995 г., как уже говорилось выше, существенно "почистил" Конституцию, отменив устаревшие разделы и статьи. Кроме того, серьезные изменения были внесены в некоторые статьи Основного закона. Был значительно расширен предмет референдума. Отныне Президент Франции "может передать на референдум не только любой законопроект, касающийся организации публичных властей ...или одобряющий ратификацию международного договора, который, не противореча Конституции, влияет на функционирование государственных институтов", но и "реформ в экономической или социальной политике нации и публичных служб, которые к этой политике имеют отношение" (ст. 11)»[3].
Были изменены некоторые статьи Конституции, касающиеся режима работы парламента. Две очередные сессии были заменены на одну, "которая открывается в первый рабочий день октября и заканчивается в последний рабочий день июля" (ст. 28). Всего в связи с введением единой сессии было изменено пять статей Конституции.
Кроме того, были внесены изменения в правила, касающиеся парламентской неприкосновенности, и заменены три последних абзаца 26-й статьи Основного закона.
Одной из основных причин того, что Конституция Франции начала активно обновляться, является выступление Президента Франции Франсуа Миттерана, которое он сделал 10 ноября 1991 г. в своем интервью пятому каналу французского телевидения. Руководитель государства объявил о необходимости провести серьезную реформу Конституции. В частности, по мнению президента, необходимо было сократить длительность президентского мандата, увеличить полномочия парламента и Конституционного совета, провести избирательную реформу.
Данное предложение было поддержано лидерами правых партий Ж. Шираком и Э. Балладюром. Неслучайно одно из направлений предполагаемой конституционной реформы - расширение предмета референдума - было включено в Конституционный закон от 4 августа 1995 г., который был принят по инициативе именно правых партий.
До своего выступления Ф. Миттеран дважды пытался изменить Конституцию: по вопросам расширения предмета референдума (1984 г.) и возможности непосредственного обращения граждан в Конституционный совет (1990 г.). Оба раза его проекты не были приняты из-за противодействия сената.
Необходимо отметить, что и до Ф. Миттерана все президенты V республики предпринимали неудачные попытки изменения Конституции.
В 1969 г. Шарль де Голль вынес на референдум проект реформы Верхней палаты Парламента Франции - Сената, а также региональных структур. В соответствии с данным проектом Сенат превращался в консультативный и безвластный орган. После получения отрицательного ответа на референдуме президент был вынужден подать в отставку.
В 1973 г. Жорж Помпиду предложил сократить срок президентского мандата с семи до пяти лет. Обе палаты поддержали данный проект несущественным большинством, и возможность получить три пятых голосов на совместном заседании палат была невелика. Президент не стал выносить законопроект на заседание Конгресса, а вскоре смерть Ж. Помпиду не позволила осуществить данную идею.
В такое же положение попал и Валери Жискар д'Эстен, который попытался предложить проект реформы о статусе заместителей депутатов и сенаторов. Палаты незначительным большинством одобрили данный законопроект, и президент не стал выносить его на заседание Конгресса.
В заключение необходимо сказать, что Конституция V республики вышла на новый этап своего существования. Значительное количество изменений, отмененные разделы и статьи, статьи с двойной нумерацией - все это свидетельствует о том, что текст Основного закона уже не вполне соответствует сложившимся политическим реалиям и необходима серьезная реформа Конституции. В 1995 г. Президентом Франции стал Жак Ширак, который в свое время поддержал идею широкомасштабной реформы Конституции, и можно предположить, что именно Ж. Ширак станет инициатором процесса внесения необходимых изменений в Основной закон государства или, что не исключено, возьмет курс на создание новой Конституции Франции - Конституции VI республики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из государств Западной Европы, принявших в первые годы после второй мировой войны новые конституции, Франция оказалась единственной, которая уже через двенадцать лет снова сменила Основной закон страны. В силу социально-политических условий, при которых принималась Конституция 1958 г., и положенных в ее основу политических идеологических установок голлизма она выглядит значительно более авторитарной, чем ее предшественница 1946 г. Эволюция Пятой республика несколько смягчила авторитарные черты полупрезидентского режима. В постголлистский период укрепилось де-факто политические позиции Парламента и правительства, опирающегося на парламентской большинство. Однако изменение реалий политической жизни почти не затронуло конституцию, тем более что она относится к числу жестких и внесение в нее поправок требует достаточно сложной процедуры.