Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:14, лекция
Понятие конституционного контроля и его основные задачи, место в государственно-правовом механизме. Становление и развитие органов конституционного контроля. Законодательство о конституционном контроле, организации и деятельности Конституционного суда РФ.
Полномочия Конституционного суда Российской Федерации, его место в судебной системе. Состав суда. Особенности наделения полномочиями судей.
Основные права и обязанности судьи Конституционного суда. Председатель Конституционного суда, его заместитель, судья, секретарь: порядок наделения полномочиями, основные права и обязанности.
Решения Конституционного суда, их виды, содержание и форма, порядок принятия, юридическое значение.
25 октября 2011года.
Лекция
4. Конституционный Суд Российской Федерации.
Конституционные (уставные) суды субъектов
Российской Федерации.
Вопросы:
1.Полномочия Конституционного суда Российской Федерации, его место в судебной системе. Состав суда. Особенности наделения полномочиями судей.
2.
Конституционные (уставные) суды
субъектов РФ и их назначение.
Предмет ведения органов
НПА:
Из программы
Понятие конституционного контроля и его основные задачи, место в государственно-правовом механизме. Становление и развитие органов конституционного контроля. Законодательство о конституционном контроле, организации и деятельности Конституционного суда РФ.
Полномочия Конституционного суда Российской Федерации, его место в судебной системе. Состав суда. Особенности наделения полномочиями судей.
Основные права и обязанности судьи Конституционного суда. Председатель Конституционного суда, его заместитель, судья, секретарь: порядок наделения полномочиями, основные права и обязанности.
Решения Конституционного суда, их виды, содержание и форма, порядок принятия, юридическое значение.
Секретариат Конституционного суда, его основные функции.
Конституционные
(уставные) суды субъектов
РФ и их назначение.
Предмет ведения
органов конституционного
правосудия субъектов
РФ.
1-в
Конституционный Суд
Конституционный Суд РФ был создан в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.
Структура,
организация, деятельность и полномочия
КС РФ регламентируются Конституцией
РФ и ФКЗ «О Конституционном Суде Российской
Федерации».
История Конституционного Суда Российской Федерации
День рождения Конституционного Суда России отмечают в конце октября. 30 октября 1991 года конституционные судьи провели свое первое рабочее совещание. Но до сих пор ведутся споры о том, какую же дату следует считать подлинным днем рождения Суда – день принятия первого закона о Конституционном Суде, день выборов судей или день первого заседания нового судебного органа?
Предыстория
Идею создания специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного закона страны, приписывают М.С. Горбачеву. Именно он предложил создать Комитет конституционного надзора СССР.
Законодательно эта идея была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения. Устанавливалось, что Комитет конституционного надзора (ККН СССР) будет состоять из 23 высококвалифицированных специалистов – юристов и политологов; что в его состав будут входить представители от каждой из 15 союзных республик; и что избираться ККН СССР будет Съездом народных депутатов СССР.
21–23 декабря 1989 года Второй Съезд народных депутатов СССР принял закон «О конституционном надзоре в СССР» и избрал председателя ККН и его заместителя, соответственно С.С. Алексеева и Б.М. Лазарева.
Остальных 25 членов комитета (по сравнению с первоначальными планами численность ККН была увеличена) съезд поручил избрать Верховному Совету.
26 апреля 1990 года Верховный Совет избрал 19 членов ККН.
Комитет Конституционного надзора СССР должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР и еще ряд других нормативных актов.
За
время своего существования
– с мая 1990 года по декабрь 1991
года – ККН СССР принял 23
решения. Среди них были
такие поистине смелые
и по сей день актуальные
решения, как признание
неконституционности
разрешительного порядка
прописки и неконституционности
порядка применения
неопубликованных нормативных
актов.
ККН мужественно повел себя во время попытки государственного переворота 19 августа 1991 года. Все члены ККН, находившиеся в тот момент в Москве (к сожалению, их было только пятеро) собрались на заседание. Для принятия решения ККН было необходимо как минимум 11 человек, и поэтому решено было, что каждый из них выступит в личном качестве и обратится в Верховный Совет СССР с достаточно резким запросом, в котором они выражали озабоченность сложившимся положением. Однако функционирующие в тот период СМИ сократили и исказили позицию членов ККН настолько, что сложилось впечатление, будто ККН почти либо одобряет действия ГКЧП, либо как минимум не возражает против них.
В тот же день родилось несправедливое, но крайне прилипчивое прозвище «Комитет конституционного позора», который потом пришлось долго опровергать членам и аппарату ККН.
В
декабре 1991 года Комитет
конституционного надзора
СССР по собственной
инициативе прекратил
свое существование.
Недавняя история
15 декабря 1990 года в Конституции РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном Суде. В поправке, которая была одобрена Вторым Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный Суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом.
Четвертый Съезд народных депутатов РСФСР обсудил проект Закона о Конституционном Суде РФ, однако во время голосования закон не добрал более 100 голосов.
Закон был утвержден только следующим, Пятым Съездом 12 июля 1991 года и несколько в иной редакции.
29–30 октября 1991 года по представлению вновь избранного Председателя Верховного Совета Р.И. Хасбулатова были выбраны 13 из 15 судей Конституционного Суда.
30 октября 1991 года состоялось первое рабочее совещание Конституционного Суда РСФСР, а 14 января 1992 года – первое заседание.
На первом заседании Конституционный Суд рассмотрел дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел.
Конституционный Суд признал этот Указ не соответствующим Конституции. Суд указал на то, что Президент, подписав этот Указ, превысил свои полномочия. Также в постановлении Конституционного Суда говорилось о том, что деятельность правоохранительных органов связана с реальными ограничениями прав и свобод граждан, в том числе права на неприкосновенность личности, личной жизни, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров. Разделение и взаимное сдерживание служб государственной безопасности и внутренних дел призвано обеспечить демократический строй и является одной из гарантий против узурпации власти.
Самым долгим делом за всю историю Конституционного Суда, слушания которого длились почти полгода, и самым громким и массовым стало дело о проверке конституционности указов Президента РФ, которыми он в августе 1991 года приостановил, а затем и прекратил деятельность Коммунистической партии и фактически объявил ее вне закона. В рамках этого же дела Конституционный Суд проверял конституционность самих партий – КПСС и КП РСФСР.
Многие исследователи считают, что это дело оказалось самым недооцененным и непонятым. Вероятно, так случилось потому, что оно пришлось на разгар политического противостояния и раскола в обществе. И противоборствующие силы хотели радикального, крайне левого или крайне правого (в зависимости оттого, левый или правый фланг они представляли) уклона.
Конституционный Суд принял миротворческое решение. Он признал, что сращивание партийных структур с государственной властью недопустимо, однако вывел из-под удара рядовых членов партии. Конституционный Суд указал на то, что запрета на идеологию в демократическом государстве быть не может, соответственно невозможен и запрет на объединение в организацию людям с теми или иными убеждениями.
В результате и те, кто защищал КПСС и КП РСФСР, и те, кто хотел от Конституционного Суда «благословения» люстрации и наказания всех бывших коммунистов, оказались страшно разочарованы.
И,
наконец, решением, повлекшим
за собой самые
драматические последствия,
было то, которым
Конституционный
Суд признал противоречащим
Конституции Указ
Президента № 1400 о
роспуске Съезда народных
депутатов. Произошло
это 5 октября 1993 года.
А спустя два дня
Президент Ельцин приостановил
деятельность Конституционного
Суда.
Новая история
12 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята новая Конституция РФ. Статья 125 новой Конституции заложила новые правовые основы деятельности Конституционного Суда.
«1.
Конституционный
Суд Российской Федерации
состоит из 19 судей.
2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
А) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
Б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
В) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
Г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
А) между федеральными органами государственной власти;
Б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
В) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.