Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 18:47, курсовая работа
В настоящее время в Российской Федерации в местах лишения свободы находится около семи ста тысяч осуждённых. Если принять во внимание, что в следственных изоляторах содержится примерно сто пятидесяти тысяч подследственных, то цифра возрастёт почти до одного миллиона, в связи с чем государство не в состоянии обеспечить этим людям достойные условия содержания, так как вынужденно нести значительные затраты на обеспечение работы мест принудительного содержания.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика наказаний не связанных с ограничением или лишением свободы 6
1.1 Общая характеристика 6
1.2 История возникновения института наказаний 8
Глава 2. Классификация наказаний не связанных с ограничением или лишением свободы 11
2.1 Штраф 11
2.2 Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью 14
2.3 Лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград 17
2.4 Обязательные работы 20
2.5 Исправительные работы 22
2.6 Ограничение по военной службе 25
Заключение 28
Список литературы 30
Сущность штрафа состоит
в ущемлении имущественных
Штраф оказывает эффективное воздействие на лиц, совершивших менее опасные преступления, поэтому его применение целесообразно тогда, когда исправление осужденного возможно без применения мер наказания, связанных с ограничением свободы. Карательные свойства штрафа заключаются в лишении осужденного определённой части его имущества. В соответствии с принципом справедливости размер штрафа определяется судом с учётом тяжести преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учётом возможности получения, осужденным заработной платы или иного дохода. С учётом этих же обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определёнными частями на срок до трёх лет. По общим правилам, осужденный обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора в законную силу. Штрафы в размере от 500 тыс.руб. или дохода за период более 3 лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления.
В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется в пределах санкций предусмотренной соответствующей статьёй особенной части уголовного кодекса.
Штраф применяется в качестве основного
или дополнительного наказания.
Как основное он может быть назначен
за преступление, предусмотренные статьями,
санкция которых содержит данный
вид наказания, а также при
назначении наказания более мягкого,
чем определённое законом. Как дополнительное
штраф может назначаться только
в случаях, предусмотренных
Рассмотрим пример из практики применения штрафа. В 2010 году Челябинским Областным Судом было рассмотрено дело мэра города Карабаш Дзугаева М.Д.. Суд признал вину Дзугаева в совершении преступления предусмотренного ст.290 ч.4 п. «г» УК РФ, получение взятки, то есть, получение должностным лицом лично взятки в виде денег за действия в пользу взяткодателя, если такие действия входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям, совершенные главой органа местного самоуправления, в крупном размере. С учетом характера, степени общественной опасности и обстоятельств преступления, в совершении которого Дзугаев М.Д. признается виновным, с учетом того, что в силу ст.43 УК РФ наказание применяется не только в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений, но и в целях восстановления социальной справедливости, а также с учетом того, что умышленными и корыстными действиями Дзугаева М.Д., бесспорно, был дискредитирован авторитет самого статуса главы органа местного самоуправления, суд не усматривает оснований для неприменения к Дзугаеву М.Д. дополнительного наказания в виде штрафа , предусмотренного санкцией ст.290 ч.4 п."г" УК РФ. Причем, с учетом общего размера взятки, в получении которой Дзугаев М.Д. признается виновным настоящим приговором, суд считает, что, несмотря на признание судом наличия у Дзугаева М.Д. смягчающего его наказание обстоятельства, Дзугаеву М.Д. должно быть назначено дополнительное наказание в виде штрафа в максимальном размере, установленном санкцией части 4 статьи 290 УК РФ. Суд приговорил Дзугаева М.Д. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного п."г" ч.4 ст.290 УК РФ, за которое с применением ст.47 УК РФ назначить ему наказание в виде восьми лет лишения свободы со штрафом в размере одного миллиона рублей и с лишением права занимать должности представителя власти в органах местного самоуправления сроком на два года шести месяцев, с отбыванием наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
2.2 Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью
Лишение право занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, органах местного самоуправления, либо заниматься определённой профессиональной или иной деятельностью6.
Лишение права занимать определённое должности или заниматься определённой деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трёх лет в качестве дополнительного вида наказания.
Эти наказания заключаются в запрещение выполнять конкретный вид профессиональной (юридической, врачебной) или иной деятельности (например, рыбный промысел, торговля и т.д.). Запрещение занимать должность лишает лицо субъективного права на свободный выбор деятельности в течение указанного приговором времени, может привести к утрате связанных с этой должностью льгот и преимуществ, понижения заработной платы, деквалификации лица.
При применении санкции к несовершеннолетним преступникам используется только лишение права заниматься определённой деятельностью.
Согласно с Федеральным
законом «О государственной гражданской
службе Российской Федерации» под государственной
службой понимается профессиональная
деятельность по обеспечению исполнения
полномочий государственных органов.
Под государственной службой
понимается должность в федеральных
органах государственной
В соответствие с ФЗ «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в РФ» органами
местного самоуправления признаются выборные
и другие органы, наделённые полномочиями
на решение вопросов местного значения
и не входящие в систему органов
государственной власти. При этом
вопросам местного значения законом
признаются вопросы непосредственного
обеспечения жизнедеятельности
населения муниципального образования,
отнесённые к таковым его уставом.
Под муниципальной службой
В качестве дополнительного
или основного наказания
Законом предусмотрено два способа
исчисления сроков данного наказания.
Если оно применяется в качестве
основного или дополнительного
к обязательным, исправительным работам
или же при условном осуждении, срок
исчисляется с момента вступления приговора
в силу. Иной порядок предусмотрен при
назначении в качестве дополнительного
к наказаниям, ограничивающим свободу.
В этом случае срок исчисляется с момента
отбытия основного наказания.
2.3 Лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград
При осуждении за совершение
тяжкого или особо тяжкого
преступления с учётом личности виновного
суд может лишить его специального,
воинского или почётного
Это наказание применяется
лишь в качестве дополнительного. Оно
связано с моральным
Учёт личности виновного
включает анализ различных его характеристик:
социально-демографической (пол, возраст,
семейное положение, состояние здоровья,
наличие постоянного места
По содержанию наказание
состоит в аннулировании
Воинские звания – звания, принятые в Вооружённых Силах РФ, других войсках, органах внешней разведки, федеральных органах службы безопасности. Они установлены Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (рядовой, сержант, прапорщик, лейтенант и т.д.).
Специальные звания устанавливаются в различных ведомствах, реализующих свои полномочия в рамках государственной службы, например, такие звания, присваиваются работникам внутренних дел, дипломатической, таможенной, налоговой службы.
Почётные звания, установлены Указом Президента, присваиваются за большие заслуги в искусстве, науке и других социально полезных сферах деятельности. В качестве примера можно привести следующие почётные звания: заслуженный артист РФ, заслуженный юрист РФ и иные.
Классные чины присваиваются государственным служащим, занимающим государственные должности, государственным советникам, сотрудникам прокуратуры, судьям.
К государственным наградам относятся: звание Героя Российской Федерации, ордена «За заслуги перед Отечеством», «За военные заслуги», Мужества, Жукова, Почёта, Дружбы, военные ордена Святого Георгия, Суворова, Ушакова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова и другие ордена, медали и знаки отличая.
Данный вид наказаний не включен ни в одну из санкций, предусмотренных за конкретное общественно опасное деяние. Отсюда следует, что в каждом случае совершения тяжкого либо особо тяжкого преступления суд обязан рассматривать вопрос о целесообразности применения рассматриваемого дополнительного наказания. Применение такой санкции к виновному является правом суда. Также суд вправе лишить одновременно всех званий, чинов и наград либо ограничится лишением отдельного8.
Суд, вынесший приговор о лишении
осужденного звания, чина или награды,
обязан направить его копию должностному
лицу, присвоившему виновному звание.
Должностное лицо в установленном
порядке вносит в соответствующие
документы запись о лишении чина, а также
принимает меры по лишению его прав и льгот,
предусмотренных для служащих.
2.4 Обязательные работы
Обязательные работы заключаются в том, что осужденным в свободное от основной работы или учёбы время выполняются бесплатные общественно полезные работы, вид которых и объект, где они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Обязательные работы это
новый для Российского
Рассмотрим принципы данного
наказания: обязательность, выполнение
работ в свободное время, безвозмездность,
определение работ органом
Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырёх часов в день. Данное определение порядка проведения не даёт возможности концентрированно, быстро отработать назначенный срок. Это повышает репрессивность наказания, делая его эффективным в достижении целей.
Данный вид наказаний применяется только в качестве основного наказания. Он назначается за совершение преступления небольшой тяжести. К работам не привлекаются лица признанные инвалидами I группы, беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до трёх лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву либо по контракту в должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы.
Так же предусмотрено положение, которое подкрепляет силу наказания к исполнению. В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы, арестом или лишением свободы. Так виновный под страхом более сурового наказания принуждён к выполнению работ. При определении срока ограничения свободы, ареста или лишения свободы замена осуществляется из расчёта восемь часов не отбытого срока обязательных работ за один день ограничения свободы.
Злостно уклоняющимися признаются
лица: более двух раз в месяц
не выходившие на работу без уважительных
причин, более двух раз в месяц
нарушивших трудовую дисциплину, скрывшиеся
в целях уклонения от отбывания
наказания.
2.5 Исправительные работы
Исправительные работы состоят в принудительном привлечении осужденного, не имеющего основного места работы, к труду в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органами, исполняющими наказание в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного на определённый срок с удержанием в доход государства установленной судом доли заработка.
Информация о работе Классификация наказаний не связанных с ограничением или лишением свободы