Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 22:27, реферат
В условиях продолжающегося реформирования российского общества одна из приоритетных задач государства - построение гражданского общества и его институтов. Они важны тем, что конструктивно обеспечивают, во-первых, взаимопроникновение и взаимообогащение культур, во-вторых, активное общение на личностном уровне, в-третьих, поддерживают исторически сложившиеся традиции совместной жизни и развития отдельных народов, входя¬щих в состав российского государства.
БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ И ЭКСТРЕМИЗМОМ
Экстремизм в современной России: направления и формы
Противодействия
В условиях продолжающегося реформирования российского общества одна из приоритетных задач государства - построение гражданского общества и его институтов. Они важны тем, что конструктивно обеспечивают, во-первых, взаимопроникновение и взаимообогащение культур, во-вторых, активное общение на личностном уровне, в-третьих, поддерживают исторически сложившиеся традиции совместной жизни и развития отдельных народов, входящих в состав российского государства. Главным условием согласия и мира в полиэтническом обществе является равенство всех наций, народов и этнографических групп, проживающих на территории Российской Федерации, перед законом, гарантирующим им равные и реальные возможности развития их культуры.
Решение этой задачи зависит от многих факторов - умения общества и государства поддерживать мир в социальном пространстве, контролировать социальные процессы, не допускать развития опасных экстремистских и деструктивных тенденций, не ущемляя при этом конституционных прав граждан страны. Поэтому общество, стремящееся к стабильности и гражданскому миру, должно следить за собственным развитием и ограждать себя от всякого рода опасностей.
Выработать комплекс действенных мер борьбы с экстремизмом возможно только на основе анализа состава населения страны, культурологической, религиозной и иных составляющих.
Некоторые источники утверждают, что в процессе реформирования российского общества значительно изменилась этно-конфессио-нальная составляющая, что, как представляется, не в полной мере соответствует действительности. Исследования института этнологии и антропологии РАН свидетельствуют, что этно-конфессиональный состав страны мало изменился с начала XX века. Действительно, в последнее десятилетие наблюдался более высокий естественный прирост населения у так называемых мусульманских народов России. В то же время миграционный прирост населения Российской Федерации в основном обеспечивался русскоязычным населением, въезжающим из стран СНГ.
Нельзя оставить без внимания тот факт, что радикальные преобразования в 90-е годы прошлого столетия значительно изменили мировоззренческие ориентации в российском обществе. В частности, социологические исследования российского независимого института соци-
альных и национальных проблем свидетельствуют, что в современной России наблюдаются самоидентификация по национальному и конфессиональному признакам, а также совпадение религиозного и национального самосознания, что является угрозой стабильности ее поликонфессионального общества.
Таким образом, национальное возрождение в России можно оценивать не только в позитивном, но и негативном плане. При этом национально-религиозная нетерпимость наиболее проявляется у молодежи, что является тревожным симптомом для общества переходного периода. Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что именно молодежь наиболее восприимчива к идеям радикализма и экстремизма.
Духовно-идеологический
вакуум в совре
менном обществе очень быстро заполняется
идеями экстремистских организаций, марги
нальных слоев населения, представителей
на
циональных и религиозных движений и недо
вольной существующим порядком социально
активной части общества (в том числе и
моло
дежи). :'*•?,-?,&-■
Проявления политического, религиозного и националистического экстремизма в России представляют единое целое, что зачастую не позволяет отличить религиозный экстремизм от акций националистических, политических и криминальных структур.
Современному обществу необходимо осознать опасность, которую таят в себе экстремистские организации, имеющие, как правило, мощное финансирование и стремящиеся дестабилизировать, а затем разрушить существующие общественные структуры для достижения своих целей.
Проблема экстремизма многогранна, имеет идеологическую, политическую, социально-экономическую составляющие. Противопоставить экстремизму следует систематическую профилактическую работу с привлечением всех здоровых сил общества, но главную координирующую функцию противодействия должно взять на себя государство. Местные власти в субъектах Российской Федерации, где обострена проблема экстремизма, должны полностью контролировать ситуацию. Только при актив-
ном взаимодействии правоохранительных органов с органами государственной власти и общественными организациями возможно поставить заслон экстремизму.
Стабильность современного
общества зави
сит от мировоззренческого единства населения
(когда совпадают экономические, нравствен
ные и правовые способы миропонимания
лю
дей, существующих в одну эпоху и в одном
со
циальном пространстве). г'.хр&.ии?
Наличие экстремистских проявлений в современной жизни обуславливает дальнейшее совершенствование соответствующей правовой базы. .1. -^-':"1% ^^ ;•"■••. . ч - ;.'.; т»- ч|.>| л>*5,
Решение этой задачи невозможно без всестороннего изучения экстремизма как целостного социального явления.
Следует отметить, что оппозиция существовала в любом обществе. К тому же она может быть как деструктивной, так и конструктивной. Поэтому на законодательном уровне важно дать четкие определения экстремизму и оппозиции. Наличие экстремистских проявлений характерно для общества переходного типа. Экстремизм по своей сути представляет собой ' одну из форм радикального отрицания существующих в государстве общественных норм и правил как отдельными личностями, так и группами. Можно согласиться с тем, что причины экстремизма кроются в социальной дезориентации части граждан, их недостаточном образовании, кризисном состоянии общества, слабых институтах общественного контроля и неэффективной правовой системе.
Современный экстремизм характеризуется масштабностью, наращиванием потенциала, превращением экстремистских группировок во влиятельные политические структуры, жестокостью действий экстремистов, многообразием форм деятельности, использованием последних достижений науки и техники, стремлением вызвать широкий общественный резонанс.
За последнее десятилетие значительно укрепилось информационное, тактико-стратегическое, идеологическое и ресурсное взаимодействие экстремистских объединений в отдельных странах и в мире в целом. На территории бывшего СССР и стран Восточной Европы активизировали свою деятельность националис-
тические и религиозные организации, заметно обострились территориальные споры. В России таковым является Северо-Кавказский регион, представляющий, по мнению ученых, так называемый «евразийский перекресток». р Эффективная государственная политика защиты личности и общества от экстремизма должна основываться на его концептуальном осмыслении, знании разновидностей и перспектив развития. В связи с этим необходимо познать специфику социального экстремизма, глубину его воздействия на общество, спрогнозировать направления влияния, а также формы проявления на различных уровнях. Решение этих проблем обеспечит эффективное социальное управление и выбор оптимальных средств противодействия.
Предупреждение и пресечение экстремистских проявлений предполагает системный сбор и анализ первичной информации для своевременного реагирования на осложнения оперативной обстановки, объективной оценки деятельности ОВД в целом и служб, подразделений и сотрудников.
В общем виде под эффективностью деятельности принято понимать ее результативность, определяемую в зависимости от степени достижения соответствующей цели. Но это всего лишь общая формула, механическое применение которой может привести к серьезным ошибкам при оценке эффективности деятельности органов внутренних дел. Применение данной формулы предполагает обоснованное определение содержания, вкладываемого в понятия «цель» и «результат». Каждая система (организация) имеет свое назначение. Назначение органов внутренних дел заключается в выполнении тех функций, которые на них возложены в рамках соответствующих полномочий и подведомственности. Целью же управления является обеспечение соответствия организации системы органов внутренних дел и их функционирования своему назначению.
В системе ОВД в первую очередь своевременно реагировать на криминальные проявления должны ГРОВД. Хотя на них функция и задачи по противодействию экстремизму непосредственно не возложена. В предупреждении и пресечении экстремистских действий они прини-
мают участие, хотя масштабы такой угрозы могут быть и международными. На таком уровне и причины, как правило, общие: ухудшение условий жизни, усиление миграционных процессов, а также конфликт культур и этносов, упадок нравственности и т.д.
Эффективная организация управления деятельностью ГРОВД зависит от ряда принципиальных вопросов. И первым в их ряду является разграничение полномочий и ответственности в системе ОВД по уровням и соответствующая оценка их деятельности. Имеется в виду, что МВД России, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Федерации, ГРОВД (в зависимости от федерального, регионального или местного уровней) имеют принципиальные различия в полномочиях, реализуемых на своих уровнях в зависимости от функций и задач. Следовательно, и оценка должна быть различной. Существующая система оценки деятельности ОВД по-прежнему основывается на формальных цифровых показателях обобщенных результатов деятельности ГРОВД. Пока данная система оценки сохраняется, невозможно разграничение полномочий в зависимости от уровня, в том числе и в противостоянии различным проявлениям'экст-ремизма.
Эффективность деятельности органов внутренних дел в ее социальном понимании зависит от содержания цели, ее соответствия объективным правоохранительным потребностям общества, в удовлетворении которых состоит назначение органов внутренних дел в пределах их компетенции. Достижение ложно или ошибочно представляемых целей не может свидетельствовать об эффективности правоохранительной деятельности. Не может, в частности, поощряться стремление любой ценой быстро раскрыть террористический акт. Для оценки эффективности деятельности не меньшее значение имеют используемые средства и методы, а также сам процесс достижения цели. По таким аспектам деятельности видно: соответствует она своему подлинному назначению или нет.
Важно разграничить оценки ОВД на две составляющие: идеологическую и технологическую. Идеология оценки эффективности функционирования системы ОВД неотъемлема от установок и целей управления системой ОВД и
определяется в зависимости от социальных ценностей правоохраны. Если это не учитывать, то стремление к «возвращению доверия населения» останется только провозглашенным, потому что противоречит установке на «гармонизацию взаимоотношений населения и милиции». А, следовательно, не будет «удовлетворения объективных потребностей развивающегося общества», хотя это приоритетное направление реформирования правоохранительной системы и системы ОВД в частности. Но и полностью нельзя отказываться от старой системы оценки, потому что она является основой технологии оценки, ее открытой стороной. Поэтому следует не замыкаться на формальной части ведомственной статистической отчетности, а «вдохнуть» в нее социально ориентированную идеологию, соответствующую современному ее пониманию.
Так, к примеру, считает профессор А.П. Ипа-кян. Одним из вопросов он рассматривает разграничение количественного и качественного результата деятельности служб и подразделений ГРОВД. Действующая система оценки деятельности ОВД, утвержденная приказом МВД России от 5 августа 2005 г. № 650, в основном учитывает количественный результат в том виде, как для уровня ГРОВД, хотя не меньшего внимания заслуживают такие показатели, как уровень организации управления, создаваемые условия труда, резерв времени и другие. Кроме того, необходима дифференциация количественных результатов на уровне служб и подразделений ГРОВД в зависимости от их функциональности. В частности, оперативные подразделения следует оценивать не по количеству раскрытых преступлений, а по качеству и своевременности проведения оперативно-розыскных мероприятий. При оценке деятельности служб охраны общественного порядка должны учитываться степень позитивного влияния на правопорядок и уровень профилактической работы. Эффективность организации управления необходимо оценивать не столько по формальным признакам проведения аналитической работы и планированию мероприятий, сколько по их качеству и своевременности, по обоснованности принятых управленческих решений, по внедрению научных разработок и
передового опыта, по
созданию благоприятных
условий для решения поставленных задач,
в
том числе по предупреждению и пресечению
различных проявлений экстремизма. ?
Как показывает практика деятельности правоохранительных органов, сведения об осложнении криминогенной, оперативной или социально-политической обстановки на почве экстремизма как в отдельных местностях, так и на территории нескольких районов зачастую начинают поступать в МВД, ФСБ и другие органы из гласных источников информации (СМИ, сообщения и письма населения и т.д.), а также из конфиденциальных источников. Речь в таких случаях, как правило, идет о различных преступлениях террористической направленности, захвате заложников, похищении людей, бандитизме, массовых беспорядках, различных экстремистских и националистических выступлениях.
Все названные правонарушения или уголовно наказуемые деяния являются действиями повышенной опасности и угрожают жизни и здоровью многих людей, дезорганизуют нормальное функционирование органов власти и управления, объектов жизнеобеспечения. По масштабу эти действия могут носить как локальный, так и региональный характер.
Из-за нехватки полной и
объективной оперативно-
Информация о работе Экстремизм в современной России: направления и формы