Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 09:22, контрольная работа
Природа есть объективная реальность, которая изменяется вследствии сознательной деятельности человеческого общества. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.
Введение.
Нарушение правил экологической безопасности при осуществлении определенных видов деятельности. 3
Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ. 3
Нарушение правил обращения с экологически опасных веществ и отходов. 5
Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами. 7
Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений. 8
Юридическая ответственность за нарушения экологического законодательства 9
Экологические преступления общего характера. 11
Специальные экологические преступления. 11
Заключение. 14
Используемая литература. 16
В соответствии со ст.ст.4 Закона “Об охране окружающей природной среды” охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения на территории Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации подлежат следующие объекты природопользования:
естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;
земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух,
леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд,
природные ландшафты.
Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.
В комплексном виде законодательное закрепление ответственности по экологическому праву регламентируется в ст. 81 Закона РСФСР “Об охране окружающей природной среды”:
За экологические правонарушения, то есть виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения, организации — административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с настоящим Законом, иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Данное определение, содержащее основные отличительные признаки экологического правонарушения, но имеет ряд недостатков. Так, в нем указаны не все признаки правонарушения; перечислены не все социальные ценности, составляющие предмет экологических правоотношений, которым причиняется вред; в качестве систематизирующего признака взяты последствия, а не объект правонарушения.
Более удачным представляется определение экологического правонарушения как общественно опасного, виновного, запрещенного законодательством под угрозой наказания деяния (действия или бездействия), направленного на причинение вреда отношениям в сфере экологии.[11]
Состав экологического правонарушения включает в себя четыре элемента: объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект.
Объект представляет собой совокупность общественных отношений по охране окружающей природной среды, рациональному использованию ее ресурсов и обеспечению экологической безопасности. Природная среда в целом и ее отдельные компоненты) являются предметом правонарушения.
Для объективной стороны экологического правонарушения характерно нарушение путем действия или бездействия общеобязательных правил природопользования и охраны окружающей природной среды; причинение вреда экологическим интересам личности, общества или государства либо создание реальной опасности причинения такого вреда; наличие причинной связи между экологически опасным деянием и причиненным вредом.
С субъективной стороны могут иметь место обе формы вины: умышленная и неосторожная.
Умысел может быть прямым и косвенным, а неосторожность — в виде небрежности или самонадеянности (легкомыслия).
Субъектами экологического правонарушения могут быть как физические, так и юридически лица, включая хозяйствующих субъектов различных форм собственности и подчиненности, а также иностранные организации и граждане.
Как видно из ст.81 Закона РСФСР “Об охране окружающей природной среды” ответственность, предусмотренная за экологические правонарушения, по отраслям права делится на:
административную,
дисциплинарную,
уголовную,
гражданско-правовую.
Все экологические правонарушения разделяются на проступки и преступления. Проступки влекут за собой дисциплинарную, материальную или административную ответственность, а преступления уголовную.
Гражданско-правовая ответственность может быть возложена наряду с дисциплинарной, материальной, административной или уголовной. Привлечение к этим видам ответственности не освобождает субъекта от обязанности возмещения вреда, если таковой имеется. Это объясняется тем, что взыскания, применяемые при реализации указанных видов ответственности, являются мерами наказания, а не возмещением вреда, хотя зачастую (лишение премии, штраф, конфискация) носят материальный характер. Взыскиваемые в виде наказания суммы не идут потерпевшему в счет возмещения вреда, а перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов в бюджет.[12]
Наиболее тяжким видом экологических правонарушений являются преступления, которые можно классифицировать по различным основаниям:
— нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);
— нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами (ст. 247);
— нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);
— нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253);
— нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).
1) преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны и рационального использования земли, недр и обеспечения экологической безопасности:
— порча земли (ст. 254);
— нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);
2) преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны и рационального использования животного мира(фауны):
— незаконная добыча водных животных (ст. 256);
— нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);
— незаконная охота(ст. 258);
— нарушение ветеринарных правил (ч. 1 ст. 249);
— уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259);
3) преступления, посягающие на общественные отношения по охране и рациональному использованию растительного мира (флоры):
— незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260);
— уничтожение или повреждение лесов (ст. 261);
— нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ч. 2 ст. 249);
— незаконная добыча водных растений (ст. 256).
4) преступления, посягающие на объективные отношения по охране и рациональному использованию вод и атмосферы, а также обеспечению экологической безопасности:
— загрязнение вод (ст. 250);
— загрязнение морской среды (ст. 252);
—загрязнение атмосферы (ст. 251).
По характеру экологические преступления можно разделить на:
1) преступления, связанные с незаконным захватом (завладением) природных ресурсов (ст. 253, 256, 258, 260);
2) преступления, связанные с негативным воздействием на природную среду, ухудшением ее качества (ст. 246, 247, 248, 249, 250, 251, 252, 254, 255, 257, 259, 261, 262).[13]
Административная ответственность за экологические правонарушения применяется компетентным органом исполнительной власти государства, должностным лицом соответствующего государственного органа или судом.
Административно-наказуемые экологические нарушения по видам составляют одиннадцать групп:
1. загрязнение окружающей природной среды;
2. превышение предельно допустимых биологических, радиационных, физических и иных вредных воздействий;
3. нарушение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании, размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов;
4. несоблюдение экологических требований при складировании, переработке, уничтожении, захоронении промышленных и бытовых отходов, радиоактивных, химических и иных вредных веществ;
5. нарушение правил транспортировки, хранения, применения химических средств;
6. нарушение установленного порядка добывания, сбора, заготовки, продажи, приобретения, ввоза и вывоза за границу объектов животного и растительного мира, природного сырья. ботанических, зоологических и минералогических коллекций:
7. порча, повреждение, уничтожение природоохранных территорий и комплексов, а также естественных экологических систем;
8. невыполнение обязательных мер по восстановлению окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов:
9. невыполнение требований государственной экологической экспертизы и предписаний специальных государственных органов экологического контроля;
10. незаконное расходование бюджетных средств государственных экологических фондов на цели, не связанные с охраной природной среды;
11. нарушение правил охраны природно-заповедных объектов и особо охраняемых территорий.
За совершение экологических административных правонарушений могут применяться: предупреждение, штраф, конфискация орудий совершения правонарушения; лишение специального права (охоты, рыболовства, управления транспортными средствами); возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения.
Дисциплинарную ответственность несут работники предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности.
Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной службе, иными нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов, трудовыми соглашениями (контрактами), уставами и положениями о предприятии, организации, учреждении.
Общие положения о возможности применения к нарушителю экологического законодательства материальной ответственности содержатся в ст. 83 Закона РСФСР “Об охране окружающей природной среды”. Порядок ее применения регулируется трудовым законодательством. Материальная ответственность заключается в возложении на причинителя вреда обязанности возместить расходы, которые по его вине понесло учреждение, организация, предприятие или иной хозяйствующий субъект, с которым виновный находится в трудовых отношениях. В соответствии с трудовым законодательством причинитель вреда несет ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего месячного заработка (ст. 119 КЗОТ РСФСР).
В заключении можно отметить, что с каждым годом число экологических преступлений и иных правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации. Экологические преступления причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека.
Всё это диктует необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека. Повседневная практика свидетельствует о том, что только силами природоохранных и контролирующих органов остановить разрушительный экологический беспредел невозможно.
Эти органы снизу доверху замыкаются на исполнительную власть, принимающую окончательные экономические и экологические решения. В силу зависимого положения они часто вынуждены идти на компромиссы, потакать местническим и ведомственным интересам, а принципиальная позиция отдельных контролеров нередко властями просто игнорируется. В самих этих органах в последнее время происходит процесс коммерциализации, сращивания с теневой экономикой, укрытия злоупотреблений должностных лиц.
В сложившихся экстремальных условиях с охраной природы крайне негативно следует расценивать любые шаги, направленные на ослабление прокурорского надзора в сфере экологии. Обобщение опыта работы природоохранных прокуратур позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования их деятельности, укреплении высококвалифицированными кадрами, владеющими экологическими, правовыми и экономическими знаниями, о надлежащем техническом оснащении.
Сегодня, как никогда раньше, необходимы: укрепление авторитета природоохранных прокуратур; создание стабильных правовых основ деятельности и взаимодействия их с территориальными прокуратурами и другими право- и природоохранными и контролирующими органами в сфере экологии; активное участие природоохранных прокуратур в законопроектной работе в области экологии.
Надзор природоохранных прокуратур необходимо распространить также на исполнение международных договоров России в области охраны окружающей природной среды, ратифицированных в установленном порядке и имеющих прямое действие, без внесения соответствующих изменений и дополнений в законы и другие нормативно-правовые акты.
Осуществление наиболее эффективного надзора за исполнением действующих в сфере экологии (включая природопользование, охрану окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности) нескольких сотен законов и указов нормативного характера Президента РФ, оказание прокуратурой действенной помощи различным ветвям власти в их деятельности в сфере экологии представляются возможными только специализированными природоохранными прокуратурами.