Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:07, курсовая работа
Цель данной работы - провести анализ уголовного законодательства рассматриваемого периода, коснувшихся его изменений, а также выявить истинные причины и цели, повлиявшие на развитие уголовного права России 30-х гг
Введение.
Глава I. Общая характеристика уголовного права СССР 30-х гг.
§1.1. Развитие уголовного законодательства в отношении основ государственности.
§1.2. Развитие уголовного законодательства в отношении кулачества и иных капиталистических элементов.
§1.3. Развитие уголовного законодательства в отношении несовершеннолетних.
§ 1.4. Развитие системы наказаний
§ 1.4.1. Исправительно-трудовые учреждения
§ 1.4.2. Тюрьмы
§ 1.4.3. Применение штрафов и конфискация имущества
§ 1.4.4. Поражение прав
Глава II. Характеристика отдельных видов преступлений
§ 2.1. Государственные преступления
§ 2.2. Должностные преступления
§ 2.3. Преступления в области трудовых отношений
§ 2.4. Преступления против жизни, здоровья и достоинства личности.
§ 2.5. Имущественные преступления
§ 2.6. Воинские преступления
Заключение.
Библиография.
В отношении же трудящихся такой неплатеж налогов влек лишь взыскание в размере платежей.
4) Невыполнение
повинностей,
Против кулацких
и капиталистических элементов
вообще, а также деклассированных
был направлен также закон 10 января
1930 г. «О высылке и ссылке, применяемым
по судебным приговорам». Этим законом,
в частности, установлено, что «...при определении
в отдельных случаях сроков высылки и
ссылки в пределах, установленных настоящим
постановлением, суд руководствуется
исключительно оценкой социальной опасности
осужденного и не связан сроками лишения
свободы, установленными в соответствующих
статьях УК» (ст. 9 УК РСФСР редакции 1926г.).
§ 1.3.
Развитие уголовного
законодательства в
отношении несовершеннолетних.
До середины десятилетия в общесоюзном уголовном законодательстве мало, что меняется в отношении несовершеннолетних. Однако уже в 1935 году, в целях быстрейшей ликвидации преступности среди несовершеннолетних, принимается закон от 7 апреля. По этому закону несовершеннолетние, начиная с 12-летнего возраста, уличенные в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, увечий, в убийствах или в попытках к убийству, привлекаются к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания, в том числе и расстрелу. Однако свидетельств применения высшей меры к двенадцатилетним подросткам нет. В данном случае возникла коллизия с общей нормой о расстреле, по которой эта мера уголовного наказания могла применяться к правонарушителям, достигшим 14 лет. Позже этот спор был разрешен на Циркуляре прокуратуры СССР подтверждением о неприменении смертной казни к несовершеннолетним.
Вместе с тем
закон установил суровое
Закон 7 апреля 1935 г. отменил ст. 8 «Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» (Далее «Основные начала»), согласно которой меры наказания к несовершеннолетним подлежали применению лишь в случаях, когда соответственными органами будет признано невозможным применение к ним мер медико-педагогического характера. По ст. 8 «Основных начал», определение возраста, по достижении которого наступала уголовная ответственность для несовершеннолетних, определение случаев обязательного применения к ним мер наказания в случае совершения преступления, а также определение пределов смягчения для них мер наказания предоставлялось законодательству союзных республик, причем в этом вопросе нормы уголовных кодексов союзных республик существенно различались между собой.11 Так, в частности, ст. 50 Уголовного кодекса РСФСР, сохранявшая силу до издания закона 7 апреля 1935 г., устанавливала, что в отношении несовершеннолетних в возрасте от 16—18 лет срочные меры наказания обязательно снижаются судом на одну треть и при этом не должны превышать половины высшего предела санкции, предусмотренной той статьей Уголовного кодекса, по которой квалифицируется преступление обвиняемого. В ряде других союзных республик был установлен иной, чем в РСФСР, низший возраст для возможности привлечения к уголовной ответственности и иные пределы снижения наказания.
Столь низким возраст
наступления уголовной ответственности
для несовершеннолетних продолжает оставаться
вплоть до 31 мая 1941г., когда указом Президиума
Верховного Совета СССР было установлено,
что несовершеннолетние привлекаются
к уголовной ответственности во всех случаях,
начиная с 14-летнего возраста .12
§ 1.4.
Развитие системы
наказаний.
§ 1.4.1. Исправительно-трудовые учреждения
В конце двадцатых,
начале тридцатых годов перед
советским уголовным
В начале десятилетия наркомат юстиции установил следующие типы мест лишения свободы:
а) учреждения для следственных (следственные изоляторы);
б) учреждения для пересыльных лишенных свободы (пересыльные пункты);
в) учреждения для осужденных лишенных свободы:
г) учреждения для
больных, лишенных свободы и
для медицинской экспертизы (больницы,
институты психиатрической
д) учреждения для несовершеннолетних правонарушителей.14
Изменение ст. 19 «Основных начал», произведенное законом 28 мая 1935г., которым эта статья дополнена вторым абзацем, увеличивало эффективность исправительно-трудовых (принудительных) работ без лишения свободы, в особенности по месту работы осужденного, как меры уголовного наказания. Новый абзац ст. 19 устанавливает, что время отбывания исправительно-трудовых работ, в том числе по месту работы осужденного, не засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для определения квалификации, а также в стаж работы, дающий право на получение пенсий, надбавок к заработной плате за выслугу лет и других льгот и преимуществ; во время отбывания исправительно-трудовых работ приостанавливается выплата надбавок к ставкам заработной платы за выслугу лет.
Повышая эффективность исправительно-трудовых работ — меры уголовного наказания, не соединенной с лишением свободы, закон 28 мая 1935 г. вместе с тем более глубоко отграничил исправительно-трудовые работы по месту службы от штрафа, видом которого иногда эта мера неосновательно считалась.
Введенные законом
элементы отбывания исправительно-
§ 1.4.2.
Тюрьмы
Закон 8 августа 1936 г. изменил статьи 13 и 18 «Основных начал», которые различали два вида лишения свободы — в исправительно-трудовых лагерях в отдаленных местностях и в общих местах заключения, установив в качестве третьего вида лишения свободы заключение в тюрьму как наиболее суровый вид лишения свободы.
Заключение в тюрьму
в силу закона 8 августа 1936 г. может
применяться в качестве меры уголовного
наказания в отношении
Еще до издания этого закона в санкциях некоторых общесоюзных законов, в частности закона 7 апреля 1935 г., в отношении лиц, подстрекающих или вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений или побуждающих их к занятию спекуляцией, проституцией, нищенством, предусматривалась санкция в виде тюремного заключения. Закон 8 августа 1936 г. установил тюремное заключение как вид лишения свободы, введя общую норму в «Основные начала».
Поскольку тюремное заключение может применяться в отношении осужденных за наиболее опасные преступления, закон предоставил право определения этой меры наказания лишь некоторым категориям судов: Верховному суду СССР, верховным судам союзных республик, краевым и областным судам, железнодорожным и воднотранспортным судам и военным трибуналам. По смыслу закона следует заключить, что такое же право имеют верховные суды автономных республик и суды автономных областей. Не имеют права вынесения приговоров к тюремному заключению народные суды.
Суды, которым предоставлено законом право определять лишение свободы в виде заключения в тюрьму, в случае признания ими необходимым применить именно эту меру уголовного наказания, должны были сделать об этом специальное указание в приговоре. Лишь при наличии такого указания в приговоре осужденный мог быть заключен в тюрьму после вынесения приговора.15
Закон 8 августа 1936 г., помимо заключения в тюрьму по судебному приговору, предоставил также право перевода в тюрьму в дисциплинарном порядке лиц, которые, отбывая лишение свободы в исправительно-трудовых лагерях и исправительно-трудовых колониях, систематически нарушают в местах лишения свободы правила внутреннего распорядка – совершают побеги и т. п.
В то время как заключение в тюрьму по судебному приговору назначается на срок лишения свободы, определенный судом в пределах санкции статьи Уголовного кодекса, по которой осужденный признан виновным, перевод в тюрьму в дисциплинарном порядке закон допустил по постановлению начальника республиканского, краевого или областного управления НКВД СССР с санкции прокурора соответствующего лагеря лишь на срок до одного года, по постановлению начальника Главного управления лагерями НКВД СССР с санкции Прокурора Союза ССР на срок до двух лет.
Закон предоставил
прокуратуре право
Таким образом, рассматривая
процедуру заключения осужденного
в тюрьму, можно сделать вывод
о том, что тюремное заключение стало
одним из наиболее строгих видов
уголовного наказания. Введение этой меры
уголовного наказания, наравне с увеличением
максимального срока лишения свободы
до 25 лет, стало альтернативой высшей мере
наказания, чем повлияло на снижение количества
осужденных, приговариваемых к расстрелу.
§ 1.4.3.
Применение штрафов
и конфискация имущества
Постановление ЦИК и СНК СССР от 11 апреля 1937 г. «Об отмене административного порядка и установлении судебного порядка изъятия имущества в покрытие недоимок по государственным и местным налогам, обязательному окладному страхованию, обязательным натуральным поставкам и штрафам с колхозов, кустарно-промысловых артелей и отдельных граждан» хотя и не изменяло текста «Основных начал», но внесло изменения в существо норм «Основных начал», определяющих применение штрафа, а частично и конфискации имущества в качестве мер уголовного наказания.
Закон 11 апреля 1937 г. дал точный перечень имущества, которое не может быть изъято по судебным решениям у отдельных граждан для покрытия их недоимок по государственным и местным налогам, обязательному окладному страхованию, обязательным натуральным поставкам и штрафам.
Названный закон о предельной точностью установил конкретные виды такого имущества, что создавало дополнительные реальные гарантии строжайшего соблюдения социалистической законности при взыскании штрафов.
Закон 11 апреля 1937 г.
не содержал прямого указания, что
он относится и к области
Очевидно, что и
при применении штрафа в качестве
меры уголовного наказания, поскольку
в законе 11 апреля 1937г. нет специального
изъятия, взыскание штрафа не может быть
обращено на предметы, перечисленные в
этом законе.
§ 1.4.4.
Поражение прав
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 13 февраля 1930 г., вновь изменившим ст. 20 «Основных начал», в число видов поражения прав включено лишение прав на пенсии, выдаваемые в порядке социального страхования и государственного обеспечения.
Закон строго ограничивает применение этой меры наказания, предусматривая назначение лишения прав на пенсию лишь за преступления, особо указанные законодательством Союза ССР и союзных республик.
Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 31 мая 1930 г., изданным в соответствии с законом 13 февраля 1930 г., предоставлено судом право применять лишение права на пенсии по всем государственным преступлениям, а постановлением ЦИК и СНК от 2 сентября 1930 г. - -по некоторым точно перечисленным в этом законе воинским преступлениям — в мирное время и по всем воинским преступлениям в военное время.
Законодательство
РСФСР в соответствии со ст. 20 «Основных
начал» допускает лишение права
на пенсии также в случае осуждения
за совершение корыстных преступлений
к лишению свободы или к высылке с обязательным
поселением в других местностях в качестве
основной меры наказания или в случае
назначения в качестве дополнительной
меры наказания конфискации всего имущества
(ст. 31 УК РСФСР редакции 1926г.). Законодательство
УССР допускает применение этой меры в
случае осуждения к лишению свободы на
срок не ниже 3 лет или высылке с обязательным
поселением в других местностях в качестве
основной меры наказания или при применении
конфискации всего имущества в качестве
дополнительной меры наказания (ст. 29 УК
УССР) и т.д.
Информация о работе История уголовного права СССР в 30-е годы