История милиции 1917-2012

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Эффективное функционирование милиции зависит от многих факторов, наиболее значимым из которых является высокопрофессиональный, стабильный, нравственно и психологически устойчивый кадровый состав, способный качественно решать государственные задачи по обеспечению безопасности личности, выявлению и раскрытию преступлений, охране общественного порядка. В последние годы из милиции уходят опытные, квалифицированные кадры. Решение данной проблемы во многом зависит от активной деятельности кадровых аппаратов, к компетенции которых относятся комплектование, обучение и воспитание специалистов. В этой связи

Содержание

Введение ……………………………………………….. 2
Глава 1 Становление и развитие советской милиции ………… 6
§ 1.1 Первые годы истории советской милиции …………… 6
§ 1.2 Формирование системы подготовки кадров: 1920-1930 годы ……………...………………………………………………………… 16
§ 1.3 Развитие милиции в 20-е годы ……………………….. 19
§ 1.4 Органы НКВД 1934-1941 гг. …………………………... 22
Глава 2 Военный и послевоенный периоды советской милиции …. 26
§ 2.1 Деятельность милиции в годы Великой Отечественной войны ……………………………………………………… 26
§ 2.2 Реформирование советской милиции в послевоенный период ….…………………………………………………………… 30
Заключение ………………………………………….. 33
Список использованной литературы……………… 35

Работа содержит 1 файл

курсовая финал.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

Обязанности войск внутренних дел, в частности - милиции, значительно расширились.

На нее возлагалась:

-борьба с дезертирством;

-борьба с мародерством и с паникерами, распространителями провокационных слухов и измышлений;

-борьба с хищениями на транспорте эвакуируемых и военных грузов;

-очистка городов и оборонно-хозяйственных пунктов от преступных элементов;

-оперативная работа по выявлению на транспорте вражеских агентов, провокаторов и т.п., обеспечение организованной эвакуации населения, промышленных предприятий и различных хозяйственных грузов.

В пограничных районах органам милиции вместе с пограничниками и подразделениями Красной Армии пришлось вести бои с наступавшими фашистскими войсками. Милиция боролась с вражескими диверсантами, парашютистами, сигнальщиками-ракетчиками, которые во время налета гитлеровской авиации на города подавали световые сигналы, наводя самолеты противника на важные военные объекты.

Главное управление милиции НКВД СССР осуществило ряд организационных мер по перестройке работы основных подразделений милиции, прежде всего наружной службы, занятой охраной общественного порядка. На время войны отменялись все отпуска, принимались меры к укреплению бригад содействия милиции, организации групп содействия истребительным батальонам и групп охраны общественного порядка.

Уголовный розыск вел борьбу с убийствами, грабежами, разбоями, мародерством, кражами из квартир эвакуируемых, осуществлял изъятие оружия у преступных элементов и дезертиров, оказывал помощь органам государственной безопасности в выявлении вражеской агентуры. Государственная автомобильная инспекция все усилия направила на проведение мобилизации автомобильного транспорта, тракторов, мотоциклов для нужд Армии.

Много усилий потребовалось от органов милиции по поддержанию общественного порядка в городах и районах сосредоточения эвакуируемых учреждений и населения. Для ведения учета лиц, эвакуированных в тыл страны, в составе паспортного отдела Главного управления милиции было образовано Центральное справочное бюро, при котором создан справочный стол для розыска детей, утративших связь с родителями. Детские справочные столы имелись в каждом управлении милиции республик, краев, областей и крупных городов.

Вместе с частями Красной Армии работники милиции принимали участие в боях при защите Москвы и Ленинграда, в обороне Одессы, Севастополя, Киева, Тулы, Новгорода, в Сталинградской битве. В годы войны многих работников милиции - мужчин, ушедших на фронт, заменили женщины. Так, по решениям Московского городского комитета партии в милицию было направлено 1300 женщин, служивших в государственных учреждениях и организациях. Если до войны в московской милиции работали 138 женщин, то в годы войны их насчитывалось около четырех тысяч. В Сталинграде женщины составляли 20% всего личного состава[9].

Большую и напряженную работу подразделения милиции проводили в тылу, о чем, в частности, хорошо написано С.П. Шатиловым[10].

По мере освобождения районов и областей нашей Родины от немецко-фашистских захватчиков, органы НКВД принимали все меры по восстановлению общественного порядка. Под охрану милиции брались народнохозяйственные объекты, учреждения, выявлялись пособники врага, восстанавливалась паспортная система, учитывалось население, заменялись паспорта.

Важное значение для возрождения общественного порядка имела работа милиции по изъятию у населения оружия и взрывчатых веществ, которыми могли воспользоваться преступные элементы. Можно по - разному относиться к функциям и деятельности НКВД как карательного органа, однако никто не может умалить его роли в защите Отечества и борьбе с дестабилизацией общественной жизни в годы войны.

За самоотверженность милиции в период Великой Отечественной войны были награждены не только отдельные ее работники, но и целые гарнизоны. В 1944 г. Ленинградская и Московская городская милиция были удостоены Ордена Красного Знамени.

         2.2 Реформирование советской милиции в послевоенный период

Послевоенные десятилетия истории советской сопровождались дальнейшим организационно-правовым переустройством системы органов милиции, сопровождавшим весь период ее существования. Хронология послевоенных лет выглядит следующим образом.

В марте 1946 г. НКВД переименовывается в МВД. В 1949 г. милиция передается в подчинение Министерству государственной безопасности (МГБ), структура которого была представлена следующими управлениями: милицейской службы, уголовного розыска и борьбы с хищениями социалистической собственности.

В марте 1953 г. МВД и МГБ объединяются в единое министерство – МВД СССР.

После смерти Сталина перешли к выходу из "мобилизационного социализма" с помощью слома сначала его идеологической базы, а затем и организационной. Первым шагом, укрепившим позиции нового руководства, была очень популярная акция: были арестованы, осуждены и расстреляны министр внутренних дел Л.П.Берия и его подручные. Было проведено сокращение на 12% штатов МВД и большая чистка. 1342 бывших сотрудника были преданы суду и приговорены к разным мерам наказания. 2370 были наказаны в административном порядке. Было упразднено Особое совещание при министре внутренних дел СССР, которое использовалось для незаконных репрессий. В 1954 г. из МВД был выделен Комитет госбезопасности при СМ СССР (КГБ). В свете особого внимания к проблеме репрессий были внесены изменения в уголовное право. 

В 1958 г. были приняты важные общесоюзные уголовные законы об ответственности за государственные и воинские преступления. В январе 1960 г. МВД СССР ликвидируется, в союзных республиках создаются министерства охраны общественного порядка (МООП). В 1961 г. принимаются Указы о борьбе с особо опасными преступлениями, об усилении уголовной ответственности за изнасилование и за взяточничество, предусматривавшие при отягчающих обстоятельствах смертную казнь.

В 1968 г. МООП снова переименовываются в МВД, создается МВД СССР[11].

19 ноября 1968 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О серьезных недостатках в деятельности милиции и мерах по дальнейшему ее укреплению», в соответствии с которым органы милиции были преобразованы в органы внутренних дел. Им вменялось в обязанность выполнять функции милиции, следствия, пожарной и вневедомственной охраны, а также инспекции исправительных работ. Главное управление милиции МВД СССР было ликвидировано, на его базе созданы самостоятельные управления МВД СССР – уголовного розыска, БХСС, Госавтоинспекции и т.д., отвечающие за «собственный участок» деятельности.

В 1969 г. в МВД СССР появляются управления (отделы) административной службы милиции. В течение последующих лет выделяются подразделения по руководству участковыми инспекторами, дежурная служба. В 1976 г. вместо подразделений административной службы создаются управления (отделы) охраны общественного порядка.

Основы организации и деятельности милиции были регламентированы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1973 года "Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью".

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. МВД на короткий период отошло от советской практики борьбы с преступностью на основе плана раскрываемости. Реорганизация институтов государства проходила в обстановке жесткой идеологической кампании против КГБ, МВД и армии. Считая их наиболее консервативной частью советского государства, идеологи перестройки стремились их психологически разоружить. На деле проводилась акция по разрушению положительного образа всех вооруженных сил в общественном сознании и по подрыву самоуважения офицерского корпуса.

Реформирование системы органов милиции включало также создание и упразднение надзорно-профилактической службы, неоднократное переподчинение дежурных частей, подразделения дознания и экспертно-криминалистических подразделения и т.п.

Кроме организационно-функциональных изменений, постоянно менялся и административно-правовой статус милиции[12].

В связи с переходом к рыночной экономике стали создаваться новые органы, в которых не было необходимости при советской системе хозяйства.

В 1987 г. в составе УВД стали создаваться отряды милиции особого назначения (ОМОН), предназначенные для охраны общественного порядка во время митингов и демонстраций. В 1989 г. на вооружение милиции была принята резиновая дубинка, что имело большое символическое значение.

В 1989-1991 гг. произошло внешне малозаметное, но важное изменение всех правоохранительных органов (МВД, КГБ, суда и прокуратуры) - уход большой части квалифицированных кадров. К этому побуждали две причины: сильное давление прессы, которая дискредитировала эти органы, и быстрое относительное понижение зарплаты

Таким образом, период возникновения, становления и развития советской милиции, кроме бесспорных достижений этой структуры правоохранительных органов, сопровождался и организационно-функциональной нестабильностью, обусловленной, в том числе, идеологизацией и политизацией всех сторон жизни советского общества.

                                                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая разноаспектную характеристику советской милиции периода, ее структуры, задач, принципов и направлений деятельности, истории возникновения, развития и неоднократных реорганизаций, можно сделать следующие важные выводы:

1. Свой вид советская милиция приобрела далеко не сразу, хотя дату ее образования принято соотносить со временем возникновения Советского государства. В период с Февральской до Октябрьской революций 1917 г. функции охраны общественного порядка были возложены на милицию Временного правительства, при этом большевики делали все возможное, чтобы превратить ее в резерв революционных сил. Датой образования советской милиции считается 10 ноября 1917 г., когда НКВД издал постановление «О рабочей милиции». Оно не предусматривало каких-либо конкретных организационных форм милицейского аппарата, кроме того отсутствовал штат постоянных профессиональных работников. Эти недостатки были устранены после вступления в силу Положения ВЦИК и СНК РСФСР «О советской рабоче-крестьянской милиции» от 10 июня 1920 г.

2. В трудные для нашей страны годы гражданской и Великой отечественной войны многие сотрудники милиции героически сражались на фронтах. Те же, кто не был призван в армию, работал за себя и за товарищей, ушедших на фронт. В годы лихолетья многократно возросли задачи милиции. Ей надлежало бороться с дезертирством и мародерством; пресекать факты паникерства и саботажа; выявлять провокаторов; бороться с хищениями на транспорте; находить и обезвреживать убийц, грабителей, лиц, занимающихся разбоями, кражами из квартир, хозяева которых находились в эвакуации; заниматься розыском лиц, пропавших без вести и выполнять огромные объемы другой работы. В подавляющем большинстве случаев сотрудники милиции успешно с ней справлялись.

3. С первых лет существования милиции большое внимание уделялось обучению и воспитанию ее кадров. Первые учреждения (курсы, школы), где осуществлялась общеобразовательная и профессиональная подготовка руководящего и рядового состава, возникли в Москве и Петрограде еще в 1918 г. Со временем система образовательных учреждений МВД расширялась и совершенствовалась. Вузы системы МВД вели большую научно-исследовательскую работу, результаты научных разработок внедрялись в практику оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. В конце прошлого столетия многие милицейские вузы испытали реорганизацию, выразившуюся в смене названий, структуры учебных учреждений, появлении новых специальностей и совершенствовании образовательных программ.

4. Процесс реорганизации коснулся и самой милиции, и ее министерства. Он завершился принятием в 1991 г. Закона РСФСР «О милиции», который определил законодательную основу, правовой статус, основные задачи, права и обязанности милиции.

5. В целом, советская милиция обеспечивала решение возложенных на нее правоохранительных задач. Это выражалось в сокращении количества тяжких и особо тяжких преступлений; противодействии преступным проявлениям на всех территориальных и иерархических уровнях; пресечении деятельности преступных групп; осуществлении специальных оперативно-профилактических мероприятий и многом другом. По большому счету милиции удалось держать под контролем оперативную обстановку в стране.

СПИСОК ИСОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аврутин Ю.Е. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России: теория, история, перспективы. - СПб: Юрид. Центр ПРЕСС, 2003. – 499 с.

2. Биленко С.В. Из истории советской милиции в годы Великой Отечественной войны. – М., 1967. – 198 с.

3. Большой юридический словарь. – М.: Инфра, 1997. – 736 с.

4. Братко А.Г. Правоохранительная система. Вопросы теории. – М., 1991. – 216 с.

5. Журавлев М.И., Коваль И.Я. Очерки об участии органов НКВД и милиции Москвы и Московской области в битве за столицу. – М., 1975. – 302 с.

6. Иванов М.Н., Петрова Ф.Н. Правовое регулирование деятельности советской милиции в 1930-е годы //Следователь. – 2002. - №7. – С. 54-57.

7. Из истории органов госбезопасности НКВД СССР (1934  -  1938):  Сборник документов. М., 1995.

8. История советского государства и права. Книга 1. Становление Советского государства и права (1917-1920 гг.) /Отв. ред. А.П. Косицын. – М.: Наука, 1968. – 417 с.

9. История советской милиции /Под ред. Р.С. Мулукаева. - Т. 2. М., 1977. – 331 с.

10. Косицын А.П., Мулукаев Р.С. и др. Советская милиция: история и современность. 1917-1987. – М.: Юридическая литература, 1987. – 336 с.

11. Макеев А.А. Формирование системы профессиональной подготовки кадров милиции в 1930-е гг., обеспеченности кадровой политики в регионах (историко-правовой аспект) //Юридическая мысль. – 2002. - №3(9). – С. 9-21.

12. Милованова Л.В. Создание милиции в России в 1917 г.: результаты и уроки //История государства и права. – 2003. -№2. – С. 44-46.

13. Органы и войска МВД России: Краткий исторический опыт /Под ред. А.С. Прудникова. - М., 1996. – 256 с.

14. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 1234 с.

15. Тарасов А. Правоохранительная деятельность: ее понятие и сущность //Российский следователь. – 2002. - №4. – С. 34-38.

16. Шатилов С.П. Деятельность милиции районов тыла по обеспечению исполнения конституционных обязанностей гражданами СССР в годы Великой Отечественной войны //История государства и права. – 2005. - №3. – С. 44-45

Информация о работе История милиции 1917-2012