Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 15:59, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Эффективное функционирование милиции зависит от многих факторов, наиболее значимым из которых является высокопрофессиональный, стабильный, нравственно и психологически устойчивый кадровый состав, способный качественно решать государственные задачи по обеспечению безопасности личности, выявлению и раскрытию преступлений, охране общественного порядка. В последние годы из милиции уходят опытные, квалифицированные кадры. Решение данной проблемы во многом зависит от активной деятельности кадровых аппаратов, к компетенции которых относятся комплектование, обучение и воспитание специалистов. В этой связи
Введение ……………………………………………….. 2
Глава 1 Становление и развитие советской милиции ………… 6
§ 1.1 Первые годы истории советской милиции …………… 6
§ 1.2 Формирование системы подготовки кадров: 1920-1930 годы ……………...………………………………………………………… 16
§ 1.3 Развитие милиции в 20-е годы ……………………….. 19
§ 1.4 Органы НКВД 1934-1941 гг. …………………………... 22
Глава 2 Военный и послевоенный периоды советской милиции …. 26
§ 2.1 Деятельность милиции в годы Великой Отечественной войны ……………………………………………………… 26
§ 2.2 Реформирование советской милиции в послевоенный период ….…………………………………………………………… 30
Заключение ………………………………………….. 33
Список использованной литературы……………… 35
Говоря о данном периоде истории милиции, нельзя не упомянуть о том, что в мае 1931 г. СНК СССР утвердил первое общесоюзное Положение о рабоче-крестьянской милиции, в котором содержались права и обязанности, которыми милиция наделялась в годы советской власти. К перечню вышеупомянутых функций добавились: обеспечение паспортного режима; приведение в исполнение приговоров судов о ссылке и высылке; сопровождение призывных компаний в армию и флот и другие. Вопросы кадровой политики также нашли в нем отражение.
1.3 Развитие милиции в 20-е годы
По окончании Гражданской войны, с переходом к новой экономической политике система органов советской милиции претерпела существенные изменения. В 1921 г. были ликвидированы железнодорожная и водная милиция, упразднена следственно-розыскная милиция, позднее прекратили существование промышленная, а затем и продовольственная милиция.
В целях экономии государственных средств, необходимых для скорейшего восстановления народного хозяйства, содержание милиции в 1922 году было передано на местный бюджет, что в большинстве случаев повлекло ухудшение материального положения сотрудников милиции и дальнейшее сокращение штатов. В Российской Федерации, например, к концу 1925 г. личный состав милиции сократился по сравнению с 1921 г. более чем в 6 раз. Сокращения коснулись даже такой приоритетной службы, как уголовный розыск. Если на 1 мая 1923 года сотрудников этих подразделений насчитывалось 10 500 человек, то на 1 октября 1935 г. — только 5151. Средняя зарплата милиционеров в городах составляла 25— 30 рублей, в сельских местностях 20—21 руб., а в Сибири вообще 12—15 рублей. Для сравнения: зарплата лесного объездчика составляла 45 руб., дворника — 45—50 руб., стрелка военизированной охраны — 60 руб.
Если численность общей (уездно-городской) милиции в восстановительный период резко сократилась, то службы ведомственной милиции, наоборот, значительно пополнились новыми сотрудниками и расширились структурно. Продиктовано это было экономическими и социальными причинами. Губернские исполкомы стали активно формировать подразделения фабрично-заводской, горно-приисковой, промысловой, торгово-промышленной и других видов ведомственной милиции. Опыт работы на местах был обобщен. 6 февраля 1924 г. Совет народных комиссаров РСФСР принял постановление о ведомственной милиции. Создавалась она на договорных началах с администрацией тех народнохозяйственных объектов, которые охраняла, и содержалась за их счет.
В структуре ведомственной милиции появились подразделения по обслуживанию отдельных отраслей экономики: торгово-промышленная, кредитно-финансовая, горно-приисковая, фабрично-заводская, рыночная, курортная милиция и др.
В период НЭПа чрезвычайные органы ликвидировались под лозунгом "революционной законности", усиления гарантий прав личности и имущества граждан. IX Всероссийский съезд Советов постановил: "Сузить круг деятельности ВЧК и ее органов, возложив борьбу с нарушением законов советских республик на судебные органы". 6 февраля 1922 г. ВЧК и ее местные органы были упразднены. Впредь все дела о преступлениях подлежали рассмотрению судами, административные органы судебных полномочий лишались.
Вместо ВЧК было образовано Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД под председательством наркома или его заместителя, назначаемого СНК. На местах создавались политотделы при губисполкомах, непосредственно подчиненные ГПУ. Декрет возложил на ГПУ борьбу с бандитизмом, шпионажем, подавление открытых контрреволюционных выступлений, охрану границ, железнодорожных и водных путей сообщения, борьбу с контрабандой. В распоряжении ГПУ были особые войска. ГПУ и его органам предоставлялось право обысков и арестов. Не позднее двух недель арестованному должно было быть предъявлено обвинение. Не позднее двух месяцев со дня ареста ГПУ дело должно было быть направлено в суд или арестованный должен быть освобожден. Вопрос о продлении срока ареста при особых обстоятельствах решал Президиум ВЦИК.
Также необходимо отметить проблему коррупции, которая была характерна для всех советских республик. Молодая советская власть с ней боролась все больше репрессиями, к стенке взяточников ставили безжалостно, невзирая на прошлые заслуги. В мае 1924 года Верховный суд рассматривал дело по обвинению во взяточничестве 42 следователей и судей Ленинградского губернского суда. 17 обвиняемых были приговорены к высшей мере. Вообще в годы нэпа было немало громких коррупционных судебных процессов: по Ленинградскому торговому порту, по хлебному отделу Госбанка, по Наркомату путей сообщения и другие, все они заканчивались расстрельными приговорами.
Надо полагать, жестокость возымела действие — коррупция пошла на убыль. В 1927 году смертная казнь за должностные и хозяйственные преступления была отменена. Но в целом положение вещей с коррупцией отнюдь не было радужным. Укоренившееся в годы нэпа взяточничество в аппарате управления отнюдь не исчезло, просто оно ушло в тень. Стало более скрытным и осторожным. Так что послабление наказаний было вызвано отчасти идеологическими факторами. Коррупция считалась буржуазным пережитком, которому в социалистическом обществе не место.
В соответствии с новой идеологией в 1929 году взяткой стал считаться популярный на деревне магарыч. В разгар кампании по раскулачиванию пленум Верховного суда определил: «Все случаи получения должностными лицами магарыча, то есть всякого рода угощения в каком бы то ни было виде, подлежат квалификации как получение взятки».
1.4 Органы НКВД 1934-1941 гг.
10 июля 1934 года произошла очередная реорганизация специальных служб. В целях объединения усилий и централизованного руководства в масштабах страны деятельностью органов, занимающихся охраной общественного порядка, защитой государственных границ, пожарной охраной, картографией, переселенческим делом, исправительно-трудовыми учреждениями, паспортной системой, записью актов гражданского состояния и др. Постановлением ЦК СССР был создан Народный комиссариат внутренних дел (НКВД). Этот союзно-республиканский наркомат включил в себя ОГПУ в качестве одного из структурных подразделений, которое после реорганизации стало называться Главным Управлением государственной безопасности (ГУГБ) НКВД СССР. Основу ГУГБ составили: 1-е Главное управление (внешняя разведка), 2-е Главное управление (контрразведка), 3-е управление (секретно-политическое), Главное экономическое управление, Главное транспортное управление, Управление особых отделов и др.
НКВД СССР также включало в себя Главное управление рабоче-крестьянской милиции (ГУМ), Главное управление пограничной и внутренней охраны, пожарную охрану, Главное управление лагерей (ГУЛАГ), Управление особого строительства, Главное управление государственной съемки и картографии, Главное управление мер и весов, Главное управление строительства шоссейных и железных дорог (ГУУШОСДОР и ГУЛЖДС) и др.
В 1934 году второй раз в истории Советского государства органы госбезопасности и внутренних дел были объединены в составе одного ведомства (напомним, что первый раз это было сделано в 1922-1923 гг., когда НКВД РСФСР и ГПУ возглавлял Ф.Э. Дзержинский)
10 июля 1934 года ЦИК СССР принял постановление "Об образовании общесоюзного Народного комиссариата внутренних дел", в составе которого были созданы Главные управления государственной безопасности, рабоче-крестьянской милиции, пограничной и внутренней охраны, пожарной охраны, исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений и некоторые другие службы.
НКВД СССР был создан как орган, объединявший в своем составе огромный аппарат принуждения, одним из звеньев которого являлась милиция. Главное управление милиции НКВД СССР сосредоточило в своих руках решение всех оперативных вопросов, причем в таком объеме, что нижестоящие органы без согласования с главком не могли решать ни одного сколько-нибудь значительного вопроса. Такая централизация в построении органов милиции привела к тому, что их работники на местах в значительной мере перестали проявлять инициативу, самостоятельность, ожидали директив от вышестоящих органов. Данное обстоятельство не могло не влиять отрицательно на качественный уровень работы милиции.
Тем не менее, во второй половине 30-х годов было немало и положительных моментов в развитии милиции.
Рост автомобильного транспорта, повышение интенсивности дорожного движения вызвали необходимость принятия более эффективных мер по обеспечению безопасности дорожного движения. В 1935 году в Центральном управлении шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (Цудотранс) была образована Государственная автомобильная инспекция (ГАИ). Функции и структура милиции расширялись (паспортный режим и ОВИР, "детские комнаты" и ОБХСС, военный учет и МПВО). Рос и численный состав: 87 тыс. сотрудников в 1931 г., 177 в 1932, 227 в 1941 г.
В 30-е годы существенно расширились возможности милиции в области внесудебной репрессии. 27 мая 1935 года приказом НКВД была объявлена подписанная Ягодой и Вышинским инструкция тройкам НКВД по рассмотрению дел об уголовных и деклассированных элементах и злостных нарушителях положения о паспортах. Инструкция предусматривала обязательное участие в заседании тройки прокурора и лица, привлекаемого к ответственности. Решение тройки приводилось в исполнение немедленно, а протокол направлялся на утверждение Особого совещания НКВД СССР.
В тройках рассматривались дела о следующих категориях лиц:
а) имеющих судимости или приводы за уголовные преступления и не порвавшие связи с уголовно-преступной средой;
б) не имеющих судимостей или приводов, но не занятых общественно полезным трудом, не имеющих определенного места жительства и связанных с уголовно-преступной средой;
в) воров-рецидивистов, уличенных в конкретных преступлениях;
г) хулиганов-рецидивистов, приговоренных ранее судом за хулиганство не менее двух раз к тюремному заключению или к принудительным работам на срок от года и более, в случае совершения ими хулиганства, вызывающего необходимость привлечения их снова в уголовном порядке;
д) нищих-профессионалов;
е) злостных нарушителей паспортного режима.
Эти меры повлияли на снижение уровня преступности. Так, 17 марта 1936 года НКВД СССР издал специальный приказ по итогам работы за 1935 год, в котором говорилось, что по сравнению с 1934 годом в СССР число вооруженных грабежей снизилось на 45 процентов, невооруженных грабежей – на 46 процентов, квалифицированных краж – на 32 процента, конокрадства – на 55 процентов.
Таким образом, на НКВД возлагалось обеспечение порядка и госбезопасности, охрана общественной собственности, запись актов гражданского состояния, пограничная охрана. В ведении НКВД были управление шоссейными и грунтовыми дорогами, картография, управление мер и весов, переселенческое и архивное дело. НКВД СССР превратился в крупнейшее хозяйственное и строительное ведомство (в 1937 г. он осваивал 6% всех средств на капитальное строительство). Он также отправлял заключенных на стройки и предприятия других ведомств. С 1938 г. в системе НКВД создаются даже закрытые НИИ и КБ, в которых работают заключенные ученые и конструкторы. Чрезмерное расширение функций и структуры НКВД делало его трудно управляемым. В феврале 1941 г. он был разделен на два наркомата: НКВД СССР и Наркомат госбезопасности СССР.
Глава 2 Военный и послевоенный периоды советской милиции
2.1 Деятельность милиции в годы Великой Отечественной войны
К Великой Отечественной войне войска Наркомата внутренних дел подошли составом в 173924 человека (на 1 июня 1941 г). Командующим всеми войсками НКВД являлся заместитель наркома НКВД СССР комдив И.И.Масленников. Помимо войск в структуру НКВД - Народного комиссариата внутренних дел СССР - входили: Главное управление государственной безопасности (НКГБ), Главное управление милиции (ГУМ), Управление пожарной охраны (УПО), Управление по делам военнопленных и интернированных, Главное управление лагерей (ГУЛАГ), Главное управление строительства шоссейных дорог (ГУСШОДОР), Управление картографии и геодезии.
В целях быстрой мобилизации всех сил народов Советского Союза для организации отпора врагу на основе решения Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР от 30 июня 1941 г. был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО). ГКО сосредоточил в своих руках всю полноту власти в государстве. Все граждане и все партийные, советские, комсомольские и военные органы были обязаны беспрекословно выполнять решения и распоряжения Государственного Комитета Обороны.
Вслед за передачей органов военной контрразведки из НКО СССР в НКВД СССР было признано целесообразным объединить НКВД и НКГБ в единый Народный комиссариат внутренних дел СССР, т. е. фактически вернуться к той системе органов госбезопасности и внутренних дел, которая существовала до 3 февраля 1941 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1941 года это объединение было осуществлено не только в центре, но и на местах, т. е. в союзных и автономных республиках, краях и областях.
Это позволило сконцентрировать все усилия по борьбе с вражеской агентурой и преступностью в одном органе, укрепить охрану общественной и государственной безопасности в стране.
В условиях начавшейся войны в дополнение к основным задачам по охране общественного порядка и борьбе с преступностью появилось много новых : борьба с нарушителями правил военного учета, с дезертирами и лицами, уклоняющимися от призыва и службы в армии, с мародерами, паникерами и распространителями всякого рода провокационных слухов, выявление вражеских агентов, провокаторов и прочих преступных элементов, борьба с хищениями военных грузов. В качестве первоочередных задач органов внутренних дел применительно к условиям военного времени определялись задачи обеспечения организованной эвакуации населения, промышленных предприятий и контроля грузов. Осуществляя все эти мероприятия, государство добивалось наведения твердого правопорядка в стране. В вечернее и ночное время устанавливалось патрулирование на улицах, усиливалась охрана предприятий и жилых домов, периодически проводилась проверка документов. В местностях, объявленных на военном положении, устанавливался комендантский час, усиливался паспортный режим, ограничивалось свободное передвижение граждан, вводился строгий порядок командировок.