Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 16:41, курсовая работа
Целью этой курсовой работы является анализ становления и совершенствования института уголовной ответственности, системы отграничения видов преступлений против собственности а также предупреждение и профилактика преступлений против собственности.
Основной задачей видится раскрытие смысла понятий ответственности, преступлений против собственности и разграничение видов преступлений согласно норм действующего уголовного кодекса Республики Беларусь и совершенствование системы мер предупреждения и борьбы с хищениями на пути формирования правового государства в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
ГЛАВА 1 История развития и современные тенденции ответственности……………………………………...................................8
ГЛАВА 2 Общая характеристика хищения (ст.ст. 205-212 УК Республики Беларусь)…………………………………………….…..….17
2.1. Общее понятие хищения……………………………………………………17
2.2. Уголовно-правовое разграничение форм хищения собственности……...22
ГЛАВА 3 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И БОРЬБЫ С ХИЩЕНИЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………..................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..................34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………................36
Злоупотребление служебными полномочиями, которое хотя и было совершено по корыстным мотивам и причинило имущественный вред, однако не связано с безвозмездным завладением имуществом (например, сокрытие путем запутывания учета недостачи, образовавшейся в результате служебной халатности, временное пользование имуществом без намерения обратить его в свою собственность, расходование денег на устройство банкетов, приемов и т.п.), не образует состава преступления, предусмотренного ст. 210 УК Республики Беларусь.
Хищение имущества путем присвоения или растраты (ст. 211 УК Республики Беларусь) может быть совершено только лицом, которому это имущество вверено. По этой же статье УК Республики Беларусь наступает ответственность должностного лица, не использовавшего своих служебных полномочий для завладения вверенным ему имуществом. Вверенным является имущество, в отношении которого лицо в силу трудовых, гражданско-правовых или иных отношений наделено полномочиями владения, пользования или распоряжения.
Присвоение выражается в обращении виновным в свою пользу вверенного ему имущества, а растрата - в отчуждении такого имущества или в потреблении его самим виновным. Растрата ранее уже присвоенного имущества не меняет способа хищения с присвоения на растрату.
Если вверенное имущество отчуждено незаконно и безвозмездно, то при отсутствии корыстной цели действия не должны рассматриваться как хищение.
Лица, непосредственно
участвовавшие в похищении
Также необходимо отметить, что хищение путем использования компьютерной техники (ст. 212 УК Республики Беларусь) возможно лишь посредством компьютерных манипуляций, заключающихся в обмане потерпевшего или лица, которому имущество вверено или под охраной которого оно находится, с использованием системы обработки информации. Данное хищение может быть совершено как путем изменения информации, обрабатываемой в компьютерной системе, хранящейся на машинных носителях или передаваемой по сетям передачи данных, так и путем введения в компьютерную систему ложной информации.
Несанкционированным при хищении с использованием компьютерной техники (ч. 2 ст. 212 УК Республики Беларусь) считается доступ к компьютерной информации лица, не имеющего права на доступ к этой информации либо имеющего такое право, но осуществляющего его помимо установленного порядка.
В отличие от
мошенничества при хищении
ГЛАВА 3 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И БОРЬБЫ С ХИЩЕНИЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Законодательство Республики Беларусь в области профилактики и борьбы с хищениями основывается на Конституции Республики Беларусь, уголовном кодексе Республики Беларусь, уголовно-процессуальном и иными кодексами Республики Беларусь, государственных программах по борьбе с преступностью, утверждаемые указами Президента Республики Беларусь, региональными программами по борьбе с преступностью, ежегодно утверждаемыми решениями областных, Минского городского исполнительных комитетов, и другими актами законодательства, в том числе международных договорах Республики Беларусь.
Деятельность по профилактике хищений основывается на принципах законности; гуманизма; демократизма; плановости и системности; защиты и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан; индивидуального подхода к гражданам, в отношении которых имеются основания для принятия мер общей и (или) индивидуальной профилактики; скоординированности действий и оперативного взаимодействия субъектов профилактики правонарушений, других государственных органов (организаций), иных организаций; государственной поддержки участия граждан и их объединений в деятельности по профилактике преступлений; ответственности должностных лиц субъектов профилактики преступлений, иных организаций за нарушение законодательства Республики Беларусь в области профилактики преступлений.
На сегодняшний день в Республике субъектами профилактики преступлений являются: органы внутренних дел; органы прокуратуры; органы государственной безопасности; органы пограничной службы; таможенные органы; орган государственной охраны; комитет государственного контроля Республики Беларусь; органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям; местные исполнительные и распорядительные органы; органы управления здравоохранением и государственные организации здравоохранения; органы управления образованием и государственные учреждения образования; органы по труду, занятости и социальной защите; органы опеки и попечительства; органы юстиции (Министерство юстиции Республики Беларусь и входящие в его систему подразделения (организации)), и иные органы и организации, а также государственные средства массовой информации (далее - средства массовой информации); советы общественных пунктов охраны порядка (далее - советы общественных пунктов); добровольные дружины; иные субъекты, определенные законодательными актами Республики Беларусь [7, ст.3-7].
Координация деятельности субъектов профилактики правонарушений, других государственных органов (организаций), иных организаций в области профилактики правонарушений осуществляется координационными совещаниями по борьбе с преступностью и коррупцией, действующими в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.
На сегодняшний
день в нашем государстве
органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь, другими государственными органами (организациями), осуществляющими проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, проводятся в установленном порядке проверки расходования бюджетных средств, а также мероприятия, направленные на предупреждение правонарушений в реальном секторе экономики и социальной сфере;
органами Комитета
государственного контроля Республики
Беларусь принимаются меры по совершенствованию
методики проведения проверок (ревизий)
финансово-хозяйственной
органами внутренних дел во взаимодействии с жилищно-эксплуатационными службами, средствами массовой информации осуществляется информирование организаций и граждан о необходимости оборудования помещений средствами охраны и безопасности, входных дверей в подъезды домов домофонами, кодовыми замками и средствами видеонаблюдения;
местными исполнительными и распорядительными органами принимаются меры по строительству охраняемых стоянок транспортных средств и созданию гаражно-строительных кооперативов, оборудованию и поддержанию в технически исправном состоянии систем электроосвещения в гаражных массивах, на стоянках транспортных средств, выделению при проектировании и строительстве в жилых комплексах мест под гаражи и стоянки для транспортных средств граждан из расчета одно транспортное средство на одну квартиру.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках настоящей курсовой работы было раскрыто понятие уголовной ответственности, дано четкое определение института преступлений против собственности, а также разграничены виды преступлений против собственности согласно норм действующего уголовного кодекса Республики Беларусь. Помимо этого, в настоящей работе был дан анализ совершенствования системы мер предупреждения и борьбы с хищениями на пути формирования правового государства в Республике Беларусь.
Подводя итог работы,
хочется отметить, что на сегодняшний
день в Республике Беларусь на практике
институты уголовно-правовой ответственности
и преступления против собственности
создают необходимые
Введение института уголовной ответственности с принятием уголовного кодекса Республики Беларусь дало четкое отграничение понятия уголовного преступления и правонарушения в целом и разработало систему мер уголовного наказания за совершенные преступления.
Под хищением понимается умышленное противоправное безвозмездное завладение чужим имуществом или правом на имущество с корыстной целью. В зависимости от умысла виновного хищение может быть совершено путем кражи, грабежа, разбоя, вымогательства, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения, растраты или использования компьютерной техники.
В целях оптимизации мер уголовной ответственности и порядка их исполнения, повышения эффективности исправительного и предупредительного воздействия мер уголовной ответственности была принята Концепция совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ