Характеристика института помилования в уголовном праве России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Следует отметить, что амнистия и помилование, являясь важной частью механизма развития демократии, вместе с тем имеют большое криминологическое значение. При вынесении акта амнистии или помилования следует в максимальной степени стремиться к тому, чтобы не допустить рецидива преступления. Применение амнистии и помилования призвано служить достижению целей наказания: восстановлению социальной справедливости, исправлению осужденного и предупреждению совершения новых преступлений.
Рассматриваемые институты регламентируются различными отраслями законодательства – конституционным, уголовным, уголовно-исполнительным и т.д. В научной литературе и практике существует широкая палитра мнений по определению правовой природы, отраслевой принадлежности амнистии и помилования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-4
Глава 1. История возникновения и развития института амнистии и помилования в России.
§ 1. Становление института амнистии и помилования…………………….5-11
§2. Юридическая природа амнистии и помилования……………………11-13
Глава 2. Характеристика института амнистии в уголовном праве России.
§1. Понятие и сущность амнистии………………………………………..14-20
§2. Применение амнистии и ее роль в правовом государстве…………..20-24
Глава 3. Характеристика института помилования в уголовном праве России.
§1. Понятие и сущность помилования……………………………………25-32
§2. Процедура помилования………………………………………………32-34
Заключение…………………………………………………………………35
Литература………………………………………………………………….36-37

Работа содержит 1 файл

Уголовное право-Курсовая работа.docx

— 81.25 Кб (Скачать)

Главная цель амнистии политической направленности — восстановление  и  укрепление  мира  и  согласия  в  обществе,  примирение  враждующих сторон.

Вторая группа амнистий —  амнистии уголовно-правовой направленности. Как правило, такие амнистии объявляются  в связи с государственными праздниками  и касаются лиц, совершивших преступления, не представляющих большой общественной опасности.14

Амнистия как государственно-правовой акт имеет следующие признаки:

  • она при всех обстоятельствах носит нормативный характер, т. е. распространяется на индивидуально неопределенный круг лиц, на неопределенное количество уголовных дел, независимо от того, на какой процессуальной стадии они находятся;
  • издание акта об амнистии – исключительная прерогатива высшего органа государственной власти;
  • акты амнистии имеют общеобязательный характер как для правоохранительных органов, которые призваны применять акты амнистии, так и для тех лиц, которые подпадают под амнистию;
  • амнистия не отменяет и не изменяет нормы уголовного законодательства, а действует в течение незначительного периода параллельно с другими уголовными законами;15

Юридическим же основанием освобождения от уголовной ответственности  служит индивидуально определенный акт применения норм права: постановление  об отказе в возбуждении уголовного дела, постановление о прекращении  уголовного дела, определение суда о прекращении дела, обвинительный  приговор суда с освобождением от наказания, постановление начальника исправительного учреждения, санкционированное  прокурором, либо постановление специальной  комиссии по применению освобождения из мест лишения свободы и т. п.16

Подводя итог всему вышесказанному, мы можем сделать вывод о том, что   амнистия представляет собой  акт милосердия высшей законодательной  власти, применяемый к определенным категориям граждан, совершивших преступление.

 

§2. Применение амнистии и ее роль в правовом государстве.

Амнистия объявляется  Государственной Думой РФ путем  принятия постановления об объявлении амнистии и постановления о порядке применения постановления об объявлении амнистии. Эти документы содержат взаимосвязанные положения, и применение одного постановления без другого невозможно. В постановлении об амнистии указываются лица, к которым амнистия применяется, условия ее применения, а также лица, на которых она не распространяется. В постановлении о порядке применения амнистии, указываются органы, на которые возлагается исполнение акта об амнистии, разъясняются некоторые положения и термины первого документа.17

В преамбуле постановления  об объявлении амнистии в качестве обоснования ее объявления указывается, как правило, принцип гуманизма. 
В уголовном законе не установлены критерии применения (неприменения) амнистии ни по категориям преступлений, ни по кругу лиц. Поэтому в каждом акте об амнистии предусматриваются свои критерии, т.е. признаки, по которым выделяются категории виновных лиц, на которых распространяется действие амнистии.

Во второй части постановления  об объявлении амнистии путем установления некоторых ограничений определяются категории лиц, на которых не распространяется действие амнистии. Данные ограничения связываются с характеристикой личности (злостные нарушители установленного порядка отбывания наказания) или с характером совершенного преступления (так называемые постатейные ограничения).

Именно эти ограничения  позволяют характеризовать амнистию как средство корректировки уголовной политики, они показывают, какие преступления на момент объявления амнистии рассматриваются как наиболее общественно опасные и какие преступники не могут рассчитывать на прощение со стороны государства.

Амнистия объявляется  в отношении индивидуально неопределенного  круга лиц, акт амнистии рассчитан на неоднократное применение (неопределенное число случаев).

Решение о применении амнистии принимается соответствующим органом в отношении каждого лица индивидуально. Эти правоприменительные акты (постановления, определения), кроме решений судов, утверждаются прокурором. Это позволяет говорить о нормативном характере акта об амнистии. Принятие Государственной Думой РФ постановлений об амнистии предусмотрено самой Конституцией РФ, что отличает эти постановления от других нормативных актов, включая большинство законов, и, таким образом, они имеют особую конституционную природу.

Сроки исполнения амнистии, указываемые в постановлении  об объявлении амнистии (как правило, шесть месяцев), не определяют пределов ее действия во времени. Указание на срок исполнения амнистии только ориентирует уполномоченные органы в сроках исполнения содержащихся в акте об амнистии предписаний в отношении лиц, уже привлеченных к уголовной ответственности или осужденных. Амнистия является актом бессрочным, в сферу ее действия подпадают все лица, совершившие преступления до вступления акта в силу, независимо от времени привлечения этих лиц к уголовной ответственности.

Поскольку акт об амнистии является бессрочным, возможны случаи, когда деяние виновного лица подпадает под действие нескольких актов об амнистии. В таких случаях следует руководствоваться не положениями ст. 10 УК РФ об обратной силе уголовного закона, а принципом справедливости. При наличии конкурирующих предписаний должны применяться предписания того акта об амнистии, момент вступления в силу которого наиболее близок к моменту совершения преступления. 18

Амнистия – это правовой акт и принимается в соответствии с нормами уголовного законодательства. Так как целями уголовного наказания являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений как самим осужденным, так и другими лицами, то амнистия должна способствовать реализации названных целей.

Освобождать по амнистии можно  только тех лиц, в отношении которых  нет сомнения в том, что при  применении амнистии будут достигнуты цели наказания, и исправление осужденного  возможно без применения к нему уголовно-правовых мер.

Амнистия, в отличие от помилования, применяется без учета обстоятельств совершения преступления, без индивидуального подхода к оценке личности виновного, от освобождаемого не требуется раскаяния, не принимается во внимание его отношение к содеянному, не учитывается характеристика о его поведении, о его отношении к учебе и труду, а также не учитывается мнение администрации исправительного учреждения и уголовно-исполнительных инспекций о возможности применения амнистии к конкретному осужденному.

Амнистия устанавливает  категории преступлений и группы преступников, подпадающие под признаки, указанные в акте, и распространяется на всех лиц, подпадающих под эти  признаки. Этим государство гарантирует  амнистируемым независимость от субъективного подхода к оценке их личности.

Поскольку амнистия служит принципам гуманизма и справедливости, постольку эти принципы должны реализовываться  по отношению ко всем членам общества. С одной стороны, должны быть обеспечены права лиц, совершивших преступление, а с другой – должна обеспечиваться безопасность членов общества от преступных посягательств.

Принцип гуманизма означает также экономию уголовной репрессии. Основная идея нового уголовно-исполнительного  законодательства состоит в том, чтобы добиться целей наказания с наименьшими ограничениями прав и свобод осужденного. Это означает, что наказание должно обеспечить его цели, но при этом быть минимально необходимым, если это не противоречит интересам охраны личности и общественной безопасности.

Принцип социальной справедливости реализуется при назначении наказания, которое должно соответствовать  степени общественной опасности  преступления, обстоятельствам его  совершения и личности виновного.

Лица, совершившие тяжкие или особо тяжкие преступления; особо  опасные рецидивисты или совершившие  преступление при особо опасном  рецидиве; лица, злостно нарушающие порядок исполнения наказаний, не должны освобождаться досрочно. Также не должны освобождаться по амнистии лица, которые ранее уже освобождались  актом помилования или амнистии и вновь совершившие преступление; лица, имеющие неснятые или непогашенные судимости за умышленные преступления, так как это свидетельствует  о нежелании исправиться. Таким  образом, именно поведение осужденного  является основным критерием, определяющим степень его исправления и  перевоспитания.19

  Однако, сложившаяся на сегодняшний день криминогенная обстановка в России, не дает сделать вывод о том, что амнистия оправдывает себя как средство восстановления социальной справедливости. Напротив, освобождая от наказания досрочно социально опасных лиц, государство создает условия для активизации неблагоприятных криминологический процессов.

Представляется, что было бы целесообразным не проводить амнистий в течение длительного времени, пока не будет достигнут коренной перелом в сфере борьбы с преступностью, а в отношении лиц, не представляющих общественной опасности, применять иные виды досрочного освобождения.20

Глава 3. Характеристика института помилования в уголовном  праве России.

§1. Понятие и  сущность помилования.

Также как и в случае с амнистией, институту помилования  в науке уголовного права отведено особое место. Представляется, что начать рассматривать данный институт необходимо с позиций разных ученых и деятелей науки уголовного права.

Следует отметить, что в российском законодательстве и научной литературе второй половины XIX – начала XX в. понятием «помилование» объединялись три  вида освобождения: амнистия; помилование  в собственном смысле слова, заключавшееся  в частичном или полном освобождении осужденного от назначенного наказания  после постановления приговора; освобождение после отбытия определенной части наказания или от невыгодных для преступника последствий  наказания. При этом помилование  имело личный, а амнистия – объективный  характер; первое основывалось на индивидуальных особенностях данного случая, вторая – на общественном значении известного рода деяния.21

«Последствия помилования, – писал Н.С. Таганцев, – зависят, с одной стороны, от его объема, устанавливаемого самим актом, с другой – процессуального положения дела, к которому этот акт относится. Акт помилования может: 1) устранить возбуждение уголовного дела; 2) прекратить начатое производство с определенными процессуальными ограничениями; 3) повлечь освобождение от наказания; 4) устранить или видоизменить назначенное в приговоре наказание; 5) прекратить или видоизменить отбываемое наказание; устранить последствия наказания».

С позиции познания правовой природы  помилования существенным является замечание Н.С. Таганцева об ограничениях действия помилования. Таковыми он считает следующие: а) помилование, устраняя наказуемость, не устраняет преступности, а поэтому деяние, прощенное виновному, может влиять на признание последующего деяния виновного повторением или служить основанием для признания наличности привычки или ремесла; б) последствия наказания, уже понесенного виновным, отменяются только в том случае, если в самом акте помилования об этом особо указано (это правило не относится к тем последствиям, которые уже установили какие-либо права третьих лиц, поэтому помилование не может восстановить расторгнутого брака, возвратить конфискованное имущество и т.п.).22

Ряд авторов относят помилование  к одному из видов освобождения от наказания. С.Г. Келина пишет: «Оно не устраняет  самого факта совершения преступления: если лицо после освобождения от наказания  по помилованию совершит новое преступление, оно будет основанием для признания  неоднократности и рецидива. Помилование  не освобождает лицо от исполнения обязательств по гражданскому иску; актом  помилования нельзя вернуть лицу конфискованное имущество или восстановить его в специальном, воинском или  почетном звании, если эти дополнительные наказания уже были исполнены».23

В Юридическом энциклопедическом  словаре отмечается, что в исключительных случаях в порядке помилования  «…возможно освобождение лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности». Я.М. Брайнин, считая помилование видом  освобождения от уголовной ответственности, утверждает, что его основанием является незначительная степень общественной опасности совершенного деяния или  полное ее отсутствие.

Стимулирующая роль помилования (как  и амнистии) заключается в том, что оно применяется чаще всего  в качестве поощрения за действия, одобряемые обществом (хотя может быть и просто прощением за содеянное).  Наказание за совершенное преступление – реализация метода принуждения предупредительной функции уголовного права. Амнистия и помилование, наряду с другими видами досрочного освобождения от наказания, есть проявление метода поощрения, который по отношению к методу принуждения играет вспомогательную функцию, так как сфера его применения носит ограниченный характер. Если метод принуждения осуществляет предупредительную функцию путем подавления воли лиц на совершение преступлений, то метод поощрения выполняет стоящую перед ним задачу посредством регулирования поведения с помощью прав и обязанностей лиц, совершающих или совершивших преступные действия.

Таким образом, помилование должно применяться к наиболее сложным  и нетипичным ситуациям, когда другие институты досрочного освобождения от наказания неприменимы.

Как недостаток в объяснении природы  рассматриваемого института можно  отметить то, что авторы изучают  его в основном с позиции юриспруденции, формального права. Однако помилование  появилось задолго до его закрепления  в формальных нормах права и применялось  в исключительных случаях. Изучение практики работы комиссий по вопросам помилования в субъектах Российской Федерации показывает, что в большинстве  случаев ходатайства о помиловании  поддерживаются в отношении осужденных, совершение преступлений которых имело  особый характер или было вызвано  нестандартными обстоятельствами. Причем многие из них вовсе не «доказали» или не «твердо встали на путь исправления».

Информация о работе Характеристика института помилования в уголовном праве России