Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:20, курсовая работа
Следует отметить, что амнистия и помилование, являясь важной частью механизма развития демократии, вместе с тем имеют большое криминологическое значение. При вынесении акта амнистии или помилования следует в максимальной степени стремиться к тому, чтобы не допустить рецидива преступления. Применение амнистии и помилования призвано служить достижению целей наказания: восстановлению социальной справедливости, исправлению осужденного и предупреждению совершения новых преступлений.
Рассматриваемые институты регламентируются различными отраслями законодательства – конституционным, уголовным, уголовно-исполнительным и т.д. В научной литературе и практике существует широкая палитра мнений по определению правовой природы, отраслевой принадлежности амнистии и помилования.
Введение………………………………………………………………………3-4
Глава 1. История возникновения и развития института амнистии и помилования в России.
§ 1. Становление института амнистии и помилования…………………….5-11
§2. Юридическая природа амнистии и помилования……………………11-13
Глава 2. Характеристика института амнистии в уголовном праве России.
§1. Понятие и сущность амнистии………………………………………..14-20
§2. Применение амнистии и ее роль в правовом государстве…………..20-24
Глава 3. Характеристика института помилования в уголовном праве России.
§1. Понятие и сущность помилования……………………………………25-32
§2. Процедура помилования………………………………………………32-34
Заключение…………………………………………………………………35
Литература………………………………………………………………….36-37
Помилование не вносило каких-либо изменений в действие правовых норм, а только определяло их применение к единичным отношениям. Помилование выражалось в прекращении уголовного дела, в полном или частичном освобождении от наказания, снятии судимости. Помилование применялось к лицам, совершившим любые преступления, независимо от их характера и тяжести.6
Таким образом, становление
и развитие институтов амнистии и
помилования в России происходило
постепенно. На каждом этапе своего
развития законодательство того или
иного периода претерпевало существенные
изменения, что в дальней послужило
отграничением института
§2. Юридическая природа амнистии и помилования.
Анализ Конституции и Уголовного кодекса РФ позволяет сделать вывод, что объявление амнистии и осуществление помилования входит в компетенцию Государственной Думы Федерального Собрания и Президента Российской Федерации. Уголовный закон, развивая положения Конституции, детализирует их, придавая им уголовно - правовое значение. Амнистия и помилование, будучи специальными актами органов законодательной и исполнительной ветвей власти, бесспорно, вписываются в область изучения государственного права.
Однако одного обозначения этих органов в Конституции РФ оказывается явно недостаточно для реализации актов амнистии и помилования на практике. Следовательно, возникает необходимость для упорядочения этого процесса на правоприменительном уровне. Для этого используется уголовный закон, в нормах которого детализируются юридические основания и условия освобождения лица, виновного в совершении преступления, от уголовной ответственности, наказания либо дальнейшего его отбывания.
Применение акта амнистии
или помилования предполагает прекращение
либо изменение уголовного правоотношения,
обусловленного фактом совершения преступления,
регламентированного Уголовным
кодексом. Следовательно, определяя
компетенцию Государственной
Таким образом, амнистия и
помилование являются предметом
регулирования, одновременно двух отраслей
права – конституционного и уголовного.
При определении компетенции
органов государственной
Следовательно, анализируемые
институты в равной степени относятся
как к конституционному, так и
к уголовному праву, в зависимости
от аспекта (государственно – правового
или уголовно – правового), в котором
они рассматриваются. Сказанное
позволяет сделать вывод о
межотраслевой юридической
Амнистия и помилование представляют собой две разновидности актов, аннулирующих правовые последствия совершения преступления, которые принимаются в несудебном порядке органами законодательной и исполнительной власти. Указанные акты не вносят изменений в уголовный закон и не ставят под сомнение обоснованность приговора суда, а лишь облегчают участь лица, которое в силу присущих ему специфических особенностей оказалось выделенным из числа тех, кто нарушил уголовно – правовой запрет. Акцент внимания именно на этом субъекте может быть обусловлен категорией совершенного преступления, видом и размером назначенного наказания, становлением осужденного на путь исправления, его ресоциализацией в период отбывания наказания и т.п.
Глава 2. Характеристика института амнистии в уголовном праве России.
§1. Понятие и сущность амнистии.
Одним из эффективных средств устранения противоречий в сфере применения права и особенно уголовного права, является амнистия. Правильное и полное решение уголовно-правовых вопросов, касающихся амнистии во многом связано с уяснением содержания этого понятия и его основных составляющих. Прежде всего, следует иметь в виду многоплановость, междисциплинарный характер института амнистии, который является комплексом взаимообусловленных государственно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных и уголовно-правовых отношений, возникающих в связи с принятием высшим законодательным органом страны решения о прекращении или ограничении в строго определенных пределах применения уголовного закона к некоторым категориям граждан.
Законодательного определения понятия амнистии нет. В уголовном законе названы только субъект, принимающий акт об амнистии, лица, к которым она применяется, и последствия ее применения. Согласно ч.1 ст. 84 УК РФ амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.9
Из текста ст. 84 Уголовного кодекса Российской Федерации трудно установить содержание института амнистии. В силу этого обратимся к толковым словарям и определениям, приводимым в научной литературе.
Согласно толковому словарю, амнистия происходит от греческого amnestia — прощение, забвение; осуществляемое верховной властью полное или частичное освобождение от наказания осужденных судом лиц.
Многие видные ученые уголовного права
в своих исследованиях
«Амнистия, – писал П.И. Люблинский, – есть акт верховно-государственной власти, предусматривающий прекращение судебных и административных действий, направленных к применению мер репрессии по отношению к известной категории запрещенных деяний и издаваемых ради достижения каких-либо более высоких задач государственного властвования».
Интересно суждение русского юриста относительно неприменения амнистии за наиболее тяжкие преступления: «…Наказание преследует в очень сильной степени цели безопасности и исправления (путем устрашения преступника или воспитания его) и игнорирование их не представляется желательным». Приведенная точка зрения имеет право на существование и в настоящее время.
Амнистия не вызывает каких-либо восстановительных мер. Она не влечет за собой вознаграждения за понесенную часть наказания, возмещения утраченных прибылей, воскрешения неиспользованных прав и пр. Амнистия отсекает лишь все ограничения, которые имеют репрессивный характер, поскольку они могут влиять на будущее.
П.И. Люблинский рассматривает амнистию как акт, издаваемый ради достижения каких-либо более высоких задач государственной власти. «Амнистия применяется тогда, когда нормальные основания, обусловливающие репрессию, предполагаются еще существующими… но значение их здесь признается малоценным по сравнению с теми эффектами, которые могут быть достигнуты прекращением репрессивных действий», – отмечает он.
М.Д. Шаргородский подчеркивал, что «амнистией может быть произведено полное или частичное, условное или безусловное освобождение от применения наказания, установленное вступившим в законную силу приговором суда».10
Ю.М. Ткачевский пишет: «Будучи актом высшего органа государственной власти, амнистии имеют нормативный характер. Их предписания обязательны для всех органов и должностных лиц, имеющих отношение к реализации уголовной ответственности. Эти предписания распространяются на индивидуально не определенный круг лиц».
По мнению С.И. Комарицкого: «Амнистия – это нормативный акт органа высшей государственной власти, носящий исключительный характер, который в полном или неполном объеме единовременно освобождает от уголовной, административной или дисциплинарной ответственности или наказания определенную категорию лиц».11
Таким образом, наука уголовного
права предоставляет нам
Следует отметить, что авторы большинства учебников по уголовному праву не проводят различия между понятиями «амнистия» и «акт об амнистии». Такое отождествление представляется ошибочным. Комплексный анализ действующего законодательства (Конституция, УК) позволяет сделать вывод о том, что амнистия представляет собой своеобразную меру, направленную на реализацию уголовной ответственности. Акт об амнистии является лишь предусмотренной законом формой, в которой эта мера осуществляется.
В науке уголовного права споры вызвал вопрос о правовой природе актов об амнистии. В юридической литературе выражено мнение о том, что «правовая природа актов об амнистии существенно отличается от правовой природы нормативных актов», что акты об амнистии не применяют и не отменяют нормы права и что акты об амнистии выступают в роли своеобразного юридического факта, порождающего новое правоотношение между государством, с одной стороны, и амнистируемыми лицами – с другой.
Такая точка зрения представляется ошибочной. Несмотря на определенные особенности актов об амнистии, касающиеся в том числе и действия этих актов во времени, они, тем не менее, содержат нормы права – правила поведения, обязательные для субъектов, указанных в этих актах и рассчитанные на применение к индивидуально не определенному кругу лиц. Предписания этих норм реализуются в правоприменительных актах – в решениях (постановлениях) уполномоченных на то должностных лиц и органов (предварительного следствия, дознания и др.). Все это свидетельствует о том, что в отличие от актов помилования акты об амнистии имеют нормативный характер и могут распространяться на определенные категории лиц (например, на женщин, инвалидов, несовершеннолетних и др.) или на всех лиц, совершивших преступления определенных видов (например, неосторожные, экономические и др.).
Акт об амнистии не изменяет и не отменяет закона, устанавливающего уголовную ответственность за те или иные общественно опасные деяния, и не ставит под сомнение законность и обоснованность приговора суда, вынесенного по конкретному делу. Амнистия лишь смягчает участь лиц, совершивших преступление.
Акт об амнистии влечет определенные уголовно – правовые последствия, устанавливаемые в уголовном законе. В соответствии с ч. 2 ст. 84 УК эти акты могут содержать предписания следующего характера:
Таким образом, амнистия —
это комплексный вид
Решение об амнистии принимается Государственной Думой РФ в форме постановления. Согласно п. «е» ст. 103 Конституции РФ вопрос амнистии находится только в ведении Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Эти вопросы составляют исключительную компетенцию РФ. На уровне субъектов Федерации решения об амнистии приниматься не могут. Объявление амнистии осуществляется Государственной Думой путем принятия постановления большинством голосов от общего числа депутатов ГД.
По своему содержанию принятые в РФ амнистии можно разделить на две группы:
- амнистии политической
- амнистии уголовно-правовой направленности.
Амнистии политической направленности выражаются в отказе государства от преследования лиц, причастных к разного рода преступлениям, носящим массовый характер, где индивидуальное преступное поведение играет незначительную роль (вооруженный мятеж, дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, незаконное пересечение государственной границы РФ, и т.п.).
Информация о работе Характеристика института помилования в уголовном праве России