Государственная измена как уголовное преступление

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать два преступления, содержащиеся в данном разделе, такие как государственная измена и шпионаж.
Как уголовные преступления государственная измена и шпионаж отличаются от других видов преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства высокой степенью общественной опасности, особой специфичностью и целым рядом других особенностей, которые в своей сущности могут нести судьбоносное значение для сохранения суверенитета, территориальной неприкосновенности и обороноспособности России, что обуславливает актуальность темы работы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...….с.3
Глава 1. Государственная измена как уголовное преступление………….….с.7
1.1. Понятие и состав государственной измены………………………………с.7
1.2. Понятие государственной измены в зарубежных странах……………..с.17
Глава 2. Шпионаж – как уголовное преступление…………………………..с.24
2.1. Понятие и состав шпионажа……………………………………………...с.24
Заключение…………………………………………………………………..…с.30
Литература……………………………………………………………………...с.32

Работа содержит 1 файл

Kursovaya-Ugolovnaya_otvetstvennost_za_gos_izmen.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

Таким образом, в современных условиях рыночных отношений можно говорить о необходимости охраны конфиденциальной информации в целом и ноу-хау в частности от преступных посягательств.

Охрану интересов обладателей  конфиденциальной информации обеспечивают Гражданский и Уголовный кодексы РФ. В ст. 139 ГК РФ определена информация, составляющая коммерческую или служебную тайну, как информация, которая составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Неприкосновенность же конфиденциальной информации определена ст. 183 УК РФ «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну».

Незаконное получение  конфиденциальной информации, предусмотренное ст. 183 УК РФ, может осуществляться явно (с применением насилия или угрозы его применения) или тайно (в виде хищения информации). Тайное получение конфиденциальных сведений определяется как промышленный шпионаж, т.е. тайный сбор сведений, информации, хищение документов, материалов, образцов, составляющих коммерческую, промышленную, служебную тайну, с целью завоевать рынок, сэкономить на приобретении ноу-хау19.

Можно отметить, что чем позже становится известно о хищении информации, тем более высоко ценится такая информация. А значит, силовое получение сведений, характерное для начала 90-х годов, уходит в прошлое, уступая место тайному изъятию данных, имеющих рыночную ценность.

В современном российском законодательстве не предусмотрен фактор профессионализма действий лица, осуществляющего тайное хищение конфиденциальной информации. Характер тайности хищения накладывает определенные ограничения на способ совершения рассматриваемого преступного деяния: использование прослушивающих устройств, перехват электронных сообщений, удаленный доступ к компьютерным базам данных и т.п.

Несмотря на то, что в УК РФ предусматривается ответственность за совершение преступлений в сфере компьютерной информации (ст. ст. 272 - 274 УК РФ), промышленный шпионаж представляется целесообразным разделять на следующие виды:

- тайное хищение информации  с использованием специальной  техники;

- тайное хищение информации  с использованием персонального  компьютера.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что промышленный шпионаж по своему характеру не является каким-либо одним преступным деянием, совершаемым в чистом виде, а представляет собой совокупность одного или нескольких деяний, предусмотренных в УК РФ, и нарушение иных нормативных актов (например, Закона «О связи» в части использования средств приема радиосигнала). Кроме того, ни в одной из указанных статей в качестве квалифицирующего признака не указано совершение деяния на профессиональной основе, под которой автором понимается систематическое совершение преступных деяний, определенных понятием «промышленный шпионаж», с целью получения выгоды. Учитывая, что в большинстве случаев, говоря о тайном хищении информации, приходится говорить об использовании специальной или компьютерной техники, стоит также упоминать и о навыках лица, совершившего данное хищение. Следовательно, говоря о субъекте преступления, необходимо принимать во внимание уровень его образования и предшествующий опыт работы по специальности. То есть субъект формально не является специальным в силу отсутствия у него статуса, но фактически субъект является специальным, так как обладает рядом практически уникальных навыков и качеств.

Принимая во внимание тот факт, что в России промышленный шпионаж законодательно не определен, предлагается в этом качестве понимать тайный сбор сведений, информации, хищение  документов, материалов, образцов, составляющих коммерческую или промышленную тайну, лицами, имеющими специальную подготовку либо использовавших для совершения преступления специальную технику либо программное обеспечение промышленного или кустарного производства с целью получения материальных выгод и в интересах третьих лиц.

В условиях свободного предпринимательства  экономическая деятельность хозяйствующих  субъектов должна осуществляться с  соблюдением принципов коммерческой, налоговой и банковской тайны.

Общественная опасность  преступления выражается в том, что недобросовестные предприниматели, получая доступ к информации, составляющей коммерческую, налоговую или банковскую тайну (особенно коммерческую), могут лишить своего соперника тех преимуществ (по отношению к своим конкурентам), которые дает ему обладание конфиденциальной информацией.

В уголовном законодательстве ряда зарубежных государств неправомерное  завладение чужой конфиденциальной информацией с целью получения  материальной выгоды в конкурентной борьбе с другими соперниками  называется экономическим шпионажем.

В Уголовном кодексе  РФ за подобные действия предусмотрена  ответственность в ст. 183 УК, которая называется «Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну»20.

 

Заключение

Интерес к Российской Федерации как к объекту разведки со стороны иностранных спецслужб  в современных условиях развития международных экономических отношений усилился. При этом главное внимание разведывательные службы иностранных государств уделяют процессу становления России как энергоресурсного мирового лидера, ее внутренним и внешнеполитическим ориентирам, военной политике и путям ее реализации, происходящим социально-экономическим преобразованиям, направленности научных исследований и технических экспериментов, оценке российского рынка.

Геополитические интересы у разных стран различны. Объективно существует борьба этих интересов, которая, безусловно, порождает процессы разведывательной деятельности против своих соперников в отстаивании этих интересов. О том, что здесь первенствует далеко не идеология, а скорее экономика, свидетельствуют факты ведения разведывательной деятельности, например Израиля против США, Великобритании против Германии, Франции против Германии и Великобритании и т.п. В условиях нового мирового порядка вчерашние политические союзники являются сегодня экономическими соперниками. Экономический шпионаж как сфера тайной деятельности по сбору, анализу, хранению и использованию особо ценной конфиденциальной информации охватывает все сферы рыночной экономики. Фактические обстоятельства тайной деятельности спецслужб государств-союзников друг против друга неоднократно появляются на первых полосах многих западных изданий.

Иностранные государства  продолжают модернизировать свои разведывательные службы, совершенствуют техническую  разведку, наращивают ее возможности. Одновременно эти страны активно  укрепляют собственное законодательство, направленное на противодействие промышленному шпионажу, защиту перспективных технологий.

Столь же массированно продолжаются и устремления иностранных спецслужб  к государственным тайнам России. Об этом свидетельствует, например, доклад о роли и задачах разведывательного сообщества США, который представила американская общественная организация - Совет по международным отношениям (Council for Foreign Relations), в состав которой входят бывшие государственные деятели, видные ученые и бизнесмены. В этом докладе, в частности, отмечается, что эффективный сбор разведывательной информации будет оставаться критически важной задачей в оказании помощи представителям американской администрации при разработке и проведении в жизнь политики в невоенной сфере, имеющей непосредственное отношение к национальной безопасности США. Поскольку будущее не обещает стать эпохой всеобщего мира и безопасности, разведывательная информация будет также иметь большое значение и для военного руководства страны при выработке стратегии противостояния опасностям, не только вытекающим из агрессии, но и возникающим в результате развала империй и государств.

В сферу разведки все  в большей мере вовлекаются вопросы  технологий, финансов, торговли и ресурсов. Российская контрразведка располагает  множеством фактов о том, что работа иностранных спецслужб в Российской Федерации направлена, прежде всего, на сбор экономической и промышленной информации.

В ряде случаев благодаря  беспечности или корыстолюбию некоторых  российских государственных чиновников при их общении с иностранцами зарубежным спецслужбам удается получать информацию закрытого характера.

 

Литература:

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (в ред. 30.12.2008)  //Российская газета. 25.12.1993. № 237.
    2. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ (в ред. от 12.11.2012) ) //Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
    3. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.11.2011) «О государственной тайне» //Собрание законодательства РФ, 13.10.1997, N 41, стр. 8220-8235.
    4. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» //Вестник Конституционного Суда РФ. 2000. N 5.
    5. Бабич С.А. Ответственность за промышленный шпионаж по современному уголовному праву России. //Безопасность бизнеса, 2008, N 1.
    6. Вдовенков В.М., Широков В.А. Экономический шпионаж. Понятие и квалификация. //Безопасность бизнеса, 2006, N 1.
    7. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) (2-е издание, пересмотренное) (Под ред. В.Д. Зорькина. – М.: «Норма», «Инфра-М», 2011.
    8. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) (4-е издание) (Под ред. Г.А. Есакова. – М.: «Проспект», 2012.
    9. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) (7-е издание, переработанное и дополненное) /Отв. ред. А.И. Рарог. – М.: «Проспект», 2011.
    10. Кочои С.М. Уголовное право. Общая и Особенная части: Краткий курс. – М.: «КОНТРАКТ» «Волтерс Клувер» 2010.
    11. Российское уголовное право; учеб.: в 2 т. Т. 2. Особенная часть /Г.Н. Борзенков, Л.В. Иногамова-Хегай, В.С.  Комиссаров [и др.]; под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай,   В.С.  Комиссарова, А.И. Рарога.  - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009.
    12. Саяпин С.В. Определение преступления агрессии и национальные уголовно-правовые системы. //Международное правосудие. 2012. N 1.
    13. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учеб. /под ред. А. В. Бриллиантова. — М. : Проспект, 2009.
    14. Уголовное право России. Особенная часть /Под ред. А. И. Рарога. — 3-е изд., с изм. и доп. — М.: Эксмо, 2009.

 

1 Российское уголовное право. Особенная часть /Под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. - М., 1997. С. 356.

2 Уголовное право. Особенная часть /Под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамовой и Г.П. Новоселова. - М., 1997. С. 567.

3 Дьяков С.В. Государственные преступления (против основ конституционного строя и безопасности государства) и государственная преступность. - М., 1999. С. 16.

4 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) (4-е издание) (Под ред. Г.А. Есакова. – М.: «Проспект», 2012. С. 314.

 

5 Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» //Вестник Конституционного Суда РФ. 2000. N 5.

6 Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) (2-е издание, пересмотренное) (Под ред. В.Д. Зорькина. – М.: «Норма», «Инфра-М», 2011. С. 138.

7 Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27 марта 1996 г. N 8-П «По делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года «О государственной тайне» в связи с жалобами граждан В.М. Гурджиянца, В.Н. Синцова, В.Н. Бугрова и А.К. Никитина» признал неконституционной практику отстранения адвоката от участия в качестве защитника в производстве по уголовным делам, связанным с государственной тайной, ввиду отсутствия у него специального допуска к государственной тайне.

8 Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.11.2011) «О государственной тайне» //Собрание законодательства РФ, 13.10.1997, N 41, стр. 8220-8235.

9 Собрание законодательства РФ. 1997. N 41. Ст. 8220.

 

10 Кочои С.М. Уголовное право. Общая и Особенная части: Краткий курс. – М.: «КОНТРАКТ» «Волтерс Клувер» 2010. С. 269.

11 Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 54.

12 Определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ N -5-003-234 по делу Бабкина А.И. //Официальный сайт Верховного Суда РФ: http://www.supcourt.ru.

13 Российское уголовное право; учеб.: в 2 т. Т. 2. Особенная часть /Г.Н. Борзенков, Л.В. Иногамова-Хегай, В.С.  Комиссаров [и др.]; под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай,   В.С.  Комиссарова, А.И. Рарога.  - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. С. 472.

 

14 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) (7-е издание, переработанное и дополненное) /Отв. ред. А.И. Рарог. – М.: «Проспект», 2011. С. 243.

 

15 Саяпин С.В. Определение преступления агрессии и национальные уголовно-правовые системы. //Международное правосудие. 2012. N 1. С. 87.

16 Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учеб. /под ред. А. В. Бриллиантова. — М. : Проспект, 2009. С. 931.

17 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) /Под ред. А.И. Чучаева. – М.: «КОНТРАКТ», 2012. С. 296.

18 Уголовное право России. Особенная часть /Под ред. А. И. Рарога. — 3-е изд., с изм. и доп. — М.: Эксмо, 2009. С. 537.

 

19 Бабич С.А. Ответственность за промышленный шпионаж по современному уголовному праву России. //Безопасность бизнеса, 2008, N 1. С. 39.

 

20 Вдовенков В.М., Широков В.А. Экономический шпионаж. Понятие и квалификация. //Безопасность бизнеса, 2006, N 1. С. 45.




Информация о работе Государственная измена как уголовное преступление