Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 19:25, курсовая работа
Цель работы – исследовать два преступления, содержащиеся в данном разделе, такие как государственная измена и шпионаж.
Как уголовные преступления государственная измена и шпионаж отличаются от других видов преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства высокой степенью общественной опасности, особой специфичностью и целым рядом других особенностей, которые в своей сущности могут нести судьбоносное значение для сохранения суверенитета, территориальной неприкосновенности и обороноспособности России, что обуславливает актуальность темы работы.
Введение……………………………………………………………………...….с.3
Глава 1. Государственная измена как уголовное преступление………….….с.7
1.1. Понятие и состав государственной измены………………………………с.7
1.2. Понятие государственной измены в зарубежных странах……………..с.17
Глава 2. Шпионаж – как уголовное преступление…………………………..с.24
2.1. Понятие и состав шпионажа……………………………………………...с.24
Заключение…………………………………………………………………..…с.30
Литература……………………………………………………………………...с.32
Выполнения хотя бы одного из них достаточно для привлечения к уголовной ответственности10.
Конституционность существующих форм государственной измены была полностью подтверждена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 20 декабря 1995 г. N 17-П «По делу о проверке конституционности ряда положений пункта «а» статьи 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова». Как указал Суд, гарантируя права и свободы человека и гражданина и обеспечивая их защиту, государство одновременно вправе устанавливать в федеральном законе ограничения прав и свобод в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, в том числе предусматривать уголовную ответственность за деяния, умышленно совершенные в ущерб основным ценностям конституционного строя. Установление уголовной ответственности за выдачу государственной или военной тайны иностранному государству не противоречит ст. ст. 15 (ч. 3), 29 (ч. 4), 55 (ч. 3) Конституции РФ; а установление уголовной ответственности за измену Родине в форме оказания иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации, умышленно совершенное гражданином в ущерб ее суверенитету, территориальной неприкосновенности или государственной безопасности и обороноспособности, не противоречит ст. ст. 4 (ч. ч. 1 и 3), 55 (ч. 3), 59 (ч. 1) Конституции РФ11.
Шпионаж как форма государственной измены с объективной стороны идентичен шпионажу как самостоятельному преступлению, предусмотренному ст. 276 УК РФ, о чем пойдет речь далее.
В отношении сведений, составляющих государственную тайну, уголовно наказуемыми признаются следующие действия: передача, собирание, похищение или хранение; при этом состав преступления будет иметь место как в случае совершения указанных действий по заданию иностранного государства или организации, так и в инициативном порядке, если будет установлена цель передачи этих сведений определенным в статье уголовного закона адресатам.
Передача - это действия, состоящие в незаконном предоставлении сведений, составляющих предмет шпионажа, лицами, у которых находятся эти сведения, посторонним лицам для временного использования или хранения. Как передачу сведений следует квалифицировать и иные разновидности действий, состоящих в любых способах их возмездного либо безвозмездного сбыта другим лицам (продажу, дарение, обмен и т.д.).
Собирание - это действия, состоящие в различных (кроме похищения) способах завладения и приобретения сведений, составляющих предмет шпионажа: покупка, получение в дар или в уплату долга, в обмен на товары и вещи, присвоение найденного и т.п., а также незаконное временное завладение этими сведениями в преступных либо иных целях, когда в действиях виновного не установлено признаков хищения. Собирание сведений может быть совершено способом, составляющим самостоятельное преступление (например, путем применения насилия к лицу с целью получения от него соответствующих сведений). В этом случае виновный несет ответственность по правилам совокупности преступлений.
Похищение - это действия, заключающиеся в изъятии у юридических или физических лиц носителей информации, составляющей государственную тайну, независимо от того, владеют ли эти лица соответствующими предметами законно или незаконно; это противоправное завладение носителями информации любым способом с намерением присвоить похищенное либо передать его другому лицу, а равно распорядиться им по своему усмотрению иным образом. Очевидно, что «похищение» сведений, составляющих государственную тайну, предполагает хищение физических носителей таких сведений. В силу чего при наличии к тому оснований содеянное виновным может быть квалифицировано по совокупности с преступлениями против собственности (например, ст. 164 УК РФ).
Хранение - это действия, связанные с незаконным владением сведениями, составляющими государственную тайну, и сокрытие носителей соответствующей информации в помещениях, тайниках, а также в иных местах, обеспечивающих их сохранность.
Адресаты, которым передаются сведения, составляющие предмет шпионажа, четко определены в ст. 276 УК РФ. Ими являются иностранное государство, иностранная организация, их представители, иностранная разведка.
Иностранное государство - это любая
(кроме Российской Федерации) политико-правовая
организация конкретного
Иностранная организация - это объединение людей, созданное за рубежом, совместно реализующее определенную программу, действующее как на территории РФ, так и за ее пределами. К иностранной может быть приравнена и международная (межгосударственная, межправительственная) организация независимо от факта участия в ней Российской Федерации.
Представители иностранного государства или иностранной организации - это лица, которые наделены правом принимать решения, выступать от имени и в интересах такого государства или организации. Исходя из смысла закона передача сведений частному лицу, не представляющему интересы иностранного государства или организации, не образует состава преступления, предусмотренного ст. 275 или ст. 276 УК РФ, но при определенных обстоятельствах может квалифицироваться как пособничество в указанных преступлениях либо как разглашение или выдача государственной тайны.
Иностранная разведка - это разновидность спецслужбы иностранного государства, государственный орган (их система или структурное подразделение государственного органа), наделенный полномочиями по осуществлению разведывательной (контрразведывательной) деятельности.
Государственная измена в форме
шпионажа (и шпионаж как
Поскольку действия, образующие шпионаж, перечислены законодателем как альтернативные, последовательное собирание, хранение и передача лицом сведений, составляющих предмет преступления, квалифицируются как единое преступление.
Выдача государственной тайны
как форма государственной
Оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ как форма государственной измены может выражаться в различных действиях: укрывательстве агентов иностранных спецслужб, пособничестве в осуществлении ими своей разведывательной и иной деятельности, вербовке агентов для иностранных спецслужб, переходе на сторону врага в военное время, собирании и передаче иностранным службам сведений, не относящихся к государственной тайне, совершенных по собственной инициативе, совершении каких-либо преступлений по заданию иностранного государства или его спецслужб и т.д. В случаях, когда конкретные действия, состоящие в оказании помощи иностранному государству, содержат признаки каких-либо самостоятельных составов преступлений, содеянное подлежит квалификации по правилам идеальной совокупности преступлений.
Для установления данной формы государственной измены необходимо определить, что совершаемые виновным действия представляли собой осознанную и реальную помощь иностранному государству или организации в проведении ими конкретной враждебной деятельности против Российской Федерации. Враждебными следует признавать различные виды деятельности: а) вмешательство во внутренние дела Российской Федерации, которое подрывает ее суверенитет; б) иные политические акции в отношении Российской Федерации, которые ведут к созданию кризисной ситуации; в) угрожающие Российской Федерации военная активность, провокации вооруженного конфликта, приготовление к совершению акта агрессии против России; г) применение неправомерных экономических санкций против Российской Федерации; д) информационная экспансия; е) разведывательно-подрывная деятельность и т.д.
Преступление окончено с момента совершения любого из действий, указанных в диспозиции ст. 275 УК РФ. Состав преступления формальный.
С субъективной стороны государственная измена характеризуется виной в форме умысла. Субъект преступления осознает, что совершаемые действия причиняют или способны причинить ущерб безопасности Российской Федерации, но, несмотря на это, не высказывает желание прекратить преступные действия и не прекращает их12.
Мотивы и цели государственной измены могут быть разнообразными (корыстные, политические, националистические, трусость и малодушие и т.д.). Они не влияют на квалификацию, но подлежат обязательному установлению, поскольку значимы для определения меры ответственности и наказания виновного.
Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста и являющееся гражданином РФ. Субъект специальный. Бипатриды также несут ответственность за государственную измену по ст. 275 УК РФ, поскольку наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского гражданства (ч. 2 ст. 62 Конституции РФ). Граждане иных государств, лица без гражданства при совершении действий, описанных в диспозиции ст. 275 УК РФ, могут нести ответственность в зависимости от ситуации либо по ст. 276 УК РФ, либо согласно ч. 4 ст. 34 УК РФ за соучастие (как организаторы, подстрекатели или пособники) в государственной измене.
В примечании к ст. 275 УК РФ законодатель предусмотрел поощрительную норму, согласно которой лицо, совершившее государственную измену, должно быть освобождено от уголовной ответственности, если оно: а) добровольным и своевременным сообщением органам власти или б) иным способом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится состав иного преступления13.
Добровольность сообщения
Добровольность предполагает: отсутствие принуждения со стороны кого-либо, неосведомленность органов власти о совершенном преступлении или лице, его совершившем, наличие у субъекта преступления реальной возможности продолжать свою преступную деятельность. Добровольное сообщение о совершенном преступлении в смысле примечания к ст. 275 УК РФ не предполагает обязательного наличия известных закону признаков деятельного раскаяния (способствование раскрытию преступления, возмещение ущерба). Соответствующие действия могут иметь место, но их отсутствие не препятствует при наличии иных требуемых обстоятельств применению анализируемого примечания.
Своевременность сообщения предполагает, что оно сделано в срок, разумно достаточный для того, чтобы компетентные органы имели возможность предотвратить наступление дальнейшего ущерба интересам РФ. Исходя из текста закона своевременность сообщения не зависит от стадии совершения преступления; она может быть установлена как на стадии покушения, так и после окончания преступления14.
«Иное» способствование предотвращению ущерба интересам России как альтернативное основание освобождения от ответственности за государственную измену, как правило, имеет место после соответствующего сообщения о совершенном преступлении. Оно может выражаться в изобличении соучастников, раскрытии каналов связи с иностранными спецслужбами, перевербовке и т.д.
1.2. Понятие государственной измены в зарубежных странах
В отличие от предыдущих моделей, затрагивающих внешние, международные проявления поведения государств, данная модель ставит акцент на феномене измены государству, тесно связанном с гражданством, то есть стабильной связи между государством и его гражданами. В этой связи данная модель, в отличие от предыдущих, не регулируется международным правом непосредственно и, по существу, обусловлена соответствующими нормами национального уголовного права. По сути, данная модель затрагивает взаимоотношения между государством и его гражданами, в результате чего государство оказывается вовлеченным в международный вооруженный конфликт либо его положение осложняется, если это государство уже находится в вооруженном конфликте с другим государством.
Эта модель является достаточно популярной на национальном уровне: она отражена как минимум в семи из рассматриваемых уголовных законов. Так, статья 80(1) Уголовного кодекса Австралии гласит:
лицо совершает преступление, называемое изменой, если оно: «...(d) развязывает войну или совершает любое деяние, направленное на развязывание войны против содружества; или (e) обладая намерением оказать содействие, участвует в совершении любого деяния, посредством которого оказывается содействие противнику: (i) с которым содружество находится в военных взаимоотношениях, независимо от того, было ли объявлено состояние войны; и (ii) при наличии прокламации, посредством которой для целей настоящего пункта констатируются военные взаимоотношения между противником и содружеством; или (f) обладая намерением оказать содействие, участвует в совершении любого деяния, посредством которого оказывается содействие: (i) другому государству; или (ii) организации, участвующей в ведении военных действий против вооруженных сил Австралии; или (g) подстрекает лицо, не являющееся гражданином Австралии, к совершению вооруженного вторжения в содружество или на территорию, принадлежащую содружеству; или (h) формирует намерение совершить любое из деяний, указанных в предыдущих пунктах, и проявляет это намерение путем совершения объективного деяния».
Информация о работе Государственная измена как уголовное преступление