Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 14:56, курсовая работа
Переход к рыночной экономике, реформирование политической структуры власти
повлекли за собой глубокие перемены во всех сферах жизни российского
общества. Закономерно в этой связи и изменение функций правоохранительных
органов государства. В этой работе мы попытаемся четко разграничить функции
правоохранительных органов Российской Федерации. Поскольку на современном
этапе развития Российская Федерация переживает постоянную перестройку
правоохранительных органов, изменение их функций, создание новых и пересмотр
уже имеющихся, то возникает необходимость как то упорядочить их функции для
более наглядного представления выполняемых ими задач для стабилизации
правовой ситуации в обществе.
Введение.............................3
1. Правоохранительные органы РФ - основные положения.........5
1.1. Понятие, основные черты и задачи правоохранительных органов...5
1.2. Функции правоохранительных органов.............10
1.3. Основные направления деятельности.............15
2. Функции правоохранительных органов Российской Федерации....18
2.1 Судебная система Российской Федерации и прокуратура........18
2.2 Государственные органы обеспечения безопасности Российской федерации......23
2.3 Органы внутренних дел....................30
2.5 Органы юстиции Российской Федерации............35
Заключение............................39
Список использованных источников и литературы..........40
общим вопросам правовой политики. Для него во всех случаях обязательны только
указания закона,
который применяется в
Каждой функции соответствуют наиболее целесообразные, выработанные опытом и
закрепленные в законе средства и процедуры реализации, которые
предоставляются - в зависимости от содержания функции - тем или иным
правоохранительным органам. Исходя именно из этих положений, была построена
правоохранительная
система в дореволюционной
режима от нее допускались серьезные, ведущие к произволу отступления. В то
время в МВД были сосредоточены: оперативно-розыскная, дознавательная и
следственная функции, в значительной степени - судебная (“особое совещание”,
“тройки”, “двойки”) и исполнение уголовных наказаний.
В настоящее время
уже проведены и
ведомств по обеспечению общественного порядка (МВД РФ) и безопасности (бывшее
КГБ). Подразделения и службы по обеспечению безопасности уже рассредоточены в
ряде ведомств. В настоящее время (по данным Министерства юстиции РФ) в стадии
интенсивной разработки находится вопрос о передаче мест заключения и
исполнения наказаний из МВД РФ в Минюст РФ.
Следственный аппарат
в настоящее время
ведомств - прокуратуры, органов МВД, ФСБ, ФСНП. При наличии необходимых
финансовых, кадровых и других средств обеспечения, видимо, будет предпринята
проработка вопроса о сосредоточении следственного аппарата в рамках.
1.3. Основные направления
От функций необходимо отличать основные направления деятельности
правоохранительных органов. Эти категории находятся в разных плоскостях и
взаимно дополняют общую характеристику организации и деятельности
правоохранительных органов. Если функции связаны с задачами, которые решают
правоохранительные органы в борьбе с преступлениями и иными правонарушениями,
то основные направления определяют цели деятельности правоохранительных
органов, которые вытекают из правовой политики государства.
[8]
Прежде чем рассмотреть эти основные направления, необходимо уяснить,
участвуют ли правоохранительные органы в политике, и если участвуют, в чем
это участие заключается. Данный вопрос возникает в связи с тем, что в
последние годы много говорится о деполитизации правоохранительных органов. Во
времена тоталитарного режима правоохранительные органы рассматривались в
качестве проводника политики коммунистической партии. В связи с ликвидацией
однопартийной монополии и утверждением в обществе многопартийности стало
очевидно, что правоохранительные органы не могут находится под влиянием
какой-то одной или даже нескольких партий. В последнем случае они просто
потеряли бы способность выполнять возложенные на них функции и превратились в
арену межпартийных дискуссий или борьбы различных партийных интересов.
Поэтому единственно
верным выходом оказалась
органов – они должны служить государству, которое провозглашено всенародно
утвержденной Конституцией Российской Федерации, и следовательно,
руководствоваться в своей деятельности его правовой политикой как частью
социальной политики.
Исходя из сказанного следует, что правоохранительные органы должны находится
вне политики различных партий и остальных политических групп. Но это вовсе не
означает, что они не должны принимать участие в осуществлении правовой
политики государства, которая в настоящее время определяется Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами, другими законами и иными
нормативными актами,
принятыми в установленном
правового государства и гражданского общества в России (перспективная цель),
сокращения преступности и всех правонарушений (ближайшая цель) путем:
-
принятия новых федеральных
правовых актов, направленных против преступности и всех правонарушений;
-
совершенствования системы и
деятельности
органов, обязанных противодействовать преступности и всем правонарушениям, с
разграничением их полномочий и компетенции;
- установления принципиальных, исходных положений устройства,
организации и деятельности правоохранительных органов, направленных на
сокращение преступности и всех правонарушений;
-
взаимодействия
возложенных на них функций;
- определения новых юридических и научно-технических средств,
методов и приемов противодействия преступности и всем правонарушениям;
-
возложения обязанности
органам в борьбе
с преступностью и всеми
государственные органы, государственные, общественные и частные организации,
а также население с установлением пределов их участия в этой деятельности;
-
развития финансовой и иной
материально-технической базы
деятельности
всем правонарушениям.
Таковы основные
направления организации и
органов, которые детализируются в различных системах правовой политики
государства (гражданско-правовой, уголовно-правовой, административно-
правовой, процессуальной и др.) в переходный от тоталитаризма к демократии
период, к сожалению, воспринятый многими гражданами как обретение
неограниченной свободы действий, включая игнорирование законов, определяющих
рамки законопослушного поведения.
2. Функции правоохранительных
2.1 Судебная система Российской Федерации.
Судебная
система – это совокупность
судебных органов,
осуществления судебной власти.
Судебная система представляет собой сложную организованную систему судебных
органов, состоящую из отдельных подсистем. Судебная система представлена
тремя подсистемами – федеральные суды, конституционные (уставные) суды и
мировые судьи. Система федеральных судов представлена тремя подсистемами:
Конституционный суд РФ, подсистема федеральных судов общей юрисдикции и
подсистема федеральных арбитражных судов.
Конституционный
суд РФ – это орган
предназначенный для правовой охраны Конституции России и осуществляющий
судебную власть посредством конституционного производства.
[9]
Основным назначением конституционного контроля является выявление правовых
актов и действий
государственных органов и
конституционным предписаниям, а также принятие мер по устранению выявленных
отклонений.
К задачам Конституционного Суда РФ относятся: защита основ конституционного
строя, прав и свобод человека, обеспечение верховенства и прямого действия
конституции РФ на всей территории РФ.
Конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются в качестве высшего
органа судебной власти по защите конституционного строя. Они проверяют
конституционность законов и нормативных правовых актов, разрешают споры о
компетенции, дают толкование конституции, рассматривают жалобы граждан на
нарушение конституционных прав.
Мировые
судьи субъектов РФ – судьи
общей юрисдикции –
гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой
инстанции. Целью возрождения института мировых судей является обеспечение
доступности правосудия, приближение суда к населению, упрощение процедуры
рассмотрения несложных дел.
Мировые судьи могут рассматривать уголовные дела о преступлениях, за
совершение которых может быть назначено небольшое наказание, дела о
расторжении брака, незначительные дела по имущественным спорам, дела об
административных правонарушениях и иные дела, отнесенные к их компетенции.
Верховный
Суд РФ является высшим
уголовным, административным и иным делам. Он осуществляет в предусмотренных
федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и
дает разъяснения по вопросам применения судебной практики. Верховный Суд РФ
может действовать в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанции.
В качестве суда первой инстанции он рассматривает гражданские и уголовные дела,
принятые им к своему производству в силу их исключительной важности и
общественного значения. Решения и приговоры Верховного Суда РФ вступают в
законную силу с момента их провозглашения и не подлежат обжалованию в
кассационном порядке. Они могут быть только опротестованы в порядке надзора.
[10]
Как кассационная инстанция Верховный Суд РФ проверяет приговоры и решения
областных, городских судов, и иных судов.
В качестве надзорной инстанции Верховный Суд РФ проверяет обоснованность и
законность приговоров и решений нижестоящих судов всех звеньев, вступивших в
законную силу, решения кассационных, надзорных приговоров и решений, принятых
судебными коллегиями Верховного Суда РФ в качестве суда первой и кассационной
инстанции.
Районный (городской) суд Рассматривает в качестве суда первой инстанции
многие гражданские и уголовные дела. К подсудности этих судов относятся все
гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции. Районному суду
подсудны все уголовные дела, за исключением дел, подсудных областному,
краевому суду, военным и мировым судам.
Помимо уголовных и гражданских дел районный (городской) суд рассматривает
дела об административных правонарушениях, разрешает вопросы связанные с
исполнением приговора.
Районный (городской) суды являются апелляционной инстанцией, проверяющей