Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:08, курсовая работа
Целью работы является изучение понятия и видов должностных преступлений, а так же анализ уголовного законодательства применительно к должностным преступлениям.
Для достижения поставленной цели автор ставит следующие задачи:
- анализ исторических аспектов борьбы с должностными преступлениями в государственных органах;
- изучение понятия и видов должностных преступлений;
- анализ правового регулирования должностных преступлений;
- изучение проблемы квалификации преступлений, совершаемых с использованием служебного положения.
Введение
Проблемы борьбы с должностными преступлениями в органах государственной власти всегда стояли как перед правоохранительными органами России, так и перед правоохранительными органами других государств.
Должностная преступность появилась не в наши дни. Распространенность и общественная опасность этого явления возрастала в периоды крупных социальных потрясений. Современная Россия - не исключение.
От четкости функционирования государственной службы, честности и ответственности ее работников во многом зависит решение крупномасштабных задач, стоящих перед обществом и государством. Между тем, некоторые работники этих органов и служб поражены коррупцией, взяточничеством и другими негативными явлениями, которые нарушают их нормальную деятельность, подрывают их авторитет в глазах общества.
В данной работе рассматриваются различные виды должностных преступлений, а так же предполагается показать важность борьбы с должностными преступлениями. Уделяется внимание необходимым мерам по искоренению должностных преступлений, в любых его проявлениях.
Целью работы является изучение понятия и видов должностных преступлений, а так же анализ уголовного законодательства применительно к должностным преступлениям.
Для достижения поставленной цели автор ставит следующие задачи:
- анализ исторических аспектов борьбы с должностными преступлениями в государственных органах;
- изучение понятия и видов должностных преступлений;
- анализ правового
регулирования должностных
- изучение проблемы квалификации преступлений, совершаемых с использованием служебного положения.
Глава 1. Исторические и организационно-правовые аспекты борьбы с коррупцией и другими должностными преступлениями.
1.1. Исторические аспекты борьбы с должностными преступлениями в государственных органах.
Дошедшие до нас правовые памятники позволяют заключить, что коррупция является "ровесником" человеческой цивилизации и зародилась в период формирования первых государственных образований в Египте, Индии, Китае в III - II тыс. до н.э. Распространенность и общественная опасность этого явления резко возрастают в периоды крупных социальных потрясений, приводят порой к полному уничтожению законности и одновременному росту зависимости населения от произвола чиновников. Не стала исключением и современная Россия. Сегодня коррупция в нашей стране уже вышла за рамки отдельных совершаемых в органах власти и управления преступлений и может быть отнесена к одному из самых опасных и всепроникающих социально-негативных явлений, характеризующих современное российское общество и государство и представляющих угрозу национальной безопасности.
Коррупция - это
черная тень государства. Неизбежное усиление
административного
Опасность современной российской коррупции - в ее массовости, проникновении во все сферы жизни общества, в том числе и сферу внешнеэкономической деятельности, быстрой приспособляемости к новым условиям, в связи с чем доверие граждан РФ к институтам государственной власти находится на низком уровне.1
Президент России В.В. Путин в своих выступлениях неоднократно подчеркивал: "...корни коррупции находятся в самих изъянах устройства экономической и административной жизни государства, подпитываются некачественным законодательством и распространяются при отсутствии эффективного контроля за деятельностью должностных лиц, органов государственной и муниципальной власти".2
Сегодня отмечается
рост активного влияния
Определение природы коррупции и исследование ее видов позволяют сделать вывод о сложности, многогранности данного явления, необходимости детального изучения внутренней сути, причин и условий ее возникновения, форм проявления в повседневной жизни.
В нашей стране традиционными проявлениями коррупции являлись взяточничество, подкуп, хищения и злоупотребления служебным положением. Власть чиновников в России всегда была очень сильной, и законы во многом направлены на поддержание и на воспроизводство этой власти. Нынешний расцвет коррупции определен в России не только историческим наследием, но и той системой воспроизводства, которая начинается с законодательных актов. В начале XXI в. сформировались высокоорганизованные формы коррупции, к которым относятся коррупционный лоббизм, протекционизм, олигополия.3
В последнее время о масштабах коррупции в стране рассказывают не только международные организации наподобие "Трансперенси Интернэшнл", которая в 2011 г. отвела России 143-е место по уровню коррумпированности в списке из 183 стран - в соседстве с Республикой Конго и Азербайджан. Неутешительную статистику совсем недавно приводили в Госдуме главы Генпрокуратуры, Верховного Суда и МВД. В течение последних трех лет продолжало увеличиваться количество зарегистрированных преступлений, обладающих по УК РФ признаками коррупции.
Статистика по коррупции снижается не потому что борьба с ней дает результаты, а из-за недостатков в работе правоохранителей. Такой вывод содержится в докладе Генеральной прокуратуры РФ о состоянии законности и правопорядка в РФ в 2011г., переданном в Совет Федерации.
В документе утверждается, что "одной из существенных причин снижения в официальной статистике зарегистрированных преступлений коррупционной направленности является регулярная деятельность прокуроров по пресечению фактов их необоснованного учета".
При этом в документе отмечается, что "на 2011г. выпал основной период реформирования системы органов внутренних дел, что объективно сказалось на раскрываемости таких преступлений". , - подчеркивается в документе.
В нем отмечается, что в 2011г. продолжилась тенденция снижения количества зарегистрированных преступлений коррупционной направленности. Правоохранительными органами РФ всего выявлено 37 тыс. 831 преступление, совершенное против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, что на 6,8% меньше, чем в 2010г. 6 тыс. 947 (снижение на 10,3%) преступлений связаны с получением взятки, 4 тыс. 5 (снижение на 6,1%) - с дачей взятки, 1 тыс. 397 (снижение на 11%) - с коммерческим подкупом.
Также в докладе Генпрокуратуры отмечается тенденция отказа следователей возбуждать дела по жалобам на избиения граждан полицейскими.
По результатам доследственных проверок по жалобам на избиение граждан сотрудниками правоохранительных органов в абсолютном большинстве случаев следователи Следственного комитета РФ принимали решения об отказе в возбуждении уголовного дела, говорится в документе.
В докладе, в частности, отмечается, что только в 2011г. таких проверок было проведено свыше 17 тыс., при этом лишь по 250 из них (1,5%) были возбуждены уголовные дела.
К сожалению, степень развития коррупции в современной России представляет серьезнейшую общественную опасность, ибо речь идет о существовании "обширных и устойчивых коррупционных сетей, которые не просто извлекают прибыль из своей противоправной деятельности, но уже инвестируют ее в развитие самой коррупции", и одномоментная "ампутация" такой системы коррупционных отношений может даже привести к социально-экономическому коллапсу.4
В современной России ежемесячные издержки от преодоления "административных барьеров" в сфере торговли и производства исчисляются суммой от 18 до 19 млрд. рублей, что составляет около 10% розничного товарооборота. Ежегодно россияне тратят на взятки 2,8 млрд. долл., а на выплату подоходного налога - 5,8 млрд. долл. 5
Таким образом, общественное мнение и основные показатели коррупционной преступности свидетельствуют о том, что правоприменительная практика по предупреждению коррупции малоэффективна.
1.2. Понятия и виды должностных преступлений.
Должностные преступления - преступления, посягающие на нормальную деятельность государственного или муниципального аппарата, если налицо сочетание двух признаков: виновный является должностным лицом, а совершенные им общественно опасные действия (бездействие) связаны с его служебным положением. В УК РФ получили наименование "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" (гл. 30). К ним относятся злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, дача взятки, получение взятки, служебный подлог, халатность и др.
Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК). Закон определяет это преступление как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Объективная сторона
рассматриваемого преступления состоит
из трех обязательных признаков:
1) использование должностных
С субъективной
стороны должностное злоупотреб
Во-первых, это умышленное преступление. Умысел может быть как прямым, так и косвенным. При прямом умысле виновный осознает, что использует свои должностные полномочия вопреки интересам службы, предвидит неизбежность наступления в результате своего поведения существенного нарушения правоохраняемых интересов и желает их наступления. При косвенном же умысле виновный предвидит реальную возможность существенного нарушения правоохраняемых интересов и сознательно допускает наступление этих последствий либо относится к ним безразлично.
Во-вторых, злоупотребление должностными полномочиями совершается из корыстной или иной личной заинтересованности.
Субъект специальный - должностное лицо.
Злоупотребление должностными полномочиями необходимо отличать от таких преступлений, как присвоение или растрата, совершенные лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 160 УК), злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК) и злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК). Эти преступления имеют разные объекты.
Квалифицированный состав злоупотребления должностными полномочиями предполагает наличие одного квалифицирующего признака - совершение злоупотребления лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 285 УК).
Особо квалифицированный
вид злоупотребления
Нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК). Дополнительным объектом рассматриваемого преступления являются отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Предметом преступления являются средства бюджета соответствующего уровня.
Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в действии - расходовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом.
Субъект преступления специальный - должностное лицо получателя бюджетных средств. Получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Должностные лица главных распорядителей бюджетных средств, допустившие злоупотребления при составлении бюджетной росписи, не являются субъектами рассматриваемого преступления и при наличии к тому оснований должны отвечать по ст. 285 УК.
В ч. 2 ст. 285.1 УК
предусмотрены два
Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК). Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется действием - расходованием средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим деятельность фондов, и их бюджетам. В настоящее время в Российской Федерации существует три разновидности государственных внебюджетных фондов: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Задачи, структура, полномочия и порядок деятельности этих фондов регулируются значительным числом нормативных правовых актов.