Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:44, курсовая работа
Современное понимание проблемы является прямым следствием её исторического развития. Право на помилование и амнистию, как правило, принадлежит высшему эшелону государственной власти. Но необходимо отметить, что разделять понятие «амнистия» и «помилование» стали не так давно.
Решение о применении акта об амнистии принимается в отношении каждого лица индивидуально.
При отсутствии необходимых сведений об этом лице рассмотрение вопроса о применении акта об амнистии откладывается до получения дополнительных документов.
Если приговор
обжалован и в кассационном порядке
дело рассматривается после
Амнистия может распространяться на лиц, совершивших преступления в определенное время и в определенной обстановке.
Так, в соответствии с постановлением Государственной Думы от 6 июня 2003 г. «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской республики» под амнистию подпадают лица, совершившие общественно опасные деяния в ходе вооруженного конфликта и (или) проведения контртеррористических операций в пределах границ бывшей Чечено-Ингушской АССР.
В акте об амнистии, как правило, очерчен круг лиц, на которых амнистия не распространяется.
Обычно амнистия не распространяется на лиц, совершивших определенные преступления; совершивших преступления при особо опасном рецидиве; осужденных, вновь совершивших умышленные преступления в местах лишения свободы, и т.п.
Например, «амнистия,
объявленная в связи с
«Освобождение от уголовной ответственности по амнистии представляет собой прекращение уголовного преследования по не реабилитирующим основаниям».
Соответственно, если «обвиняемый возражает против такого прекращения, оно не допускается. В таком случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке» (ч. 2, ст. 27 УПК).
Рассмотрение дела по существу требуется и в том случае, если акт об амнистии, предполагающий освобождение от уголовной ответственности, издан в ходе судебного разбирательства. Рассмотрев дело по существу, суд, при наличии к тому оснований, постановляет обвинительный приговор с освобождением осужденного от наказания.
Как видно, в
подобных случаях предписания акта
об амнистии относительно освобождения
от уголовной ответственности
Как правило, амнистия распространяется на лиц, чьи преступные деяния фактически и юридически окончены на момент издания соответствующего акта.
Вообще, в деле совершенствования амнистии, практики ее применения важное значение имеет знание личностных свойств амнистированных.
Выводы к Параграфу
1.2
Итак, мы выяснили, что амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Это значит, что в постановлении об амнистии не дается указания о ее применении к каким-либо конкретным физическим лицам.
Акт амнистии рассчитан на применение к целым категориям лиц, совершивших преступления, например, к женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, к мужчинам старше 60 лет, к инвалидам I или II группы и т.д.
При этом лица, к
которым амнистия будет применена,
заранее индивидуально не определены.
Эта особенность позволяет, в частности,
отграничить амнистию от помилования,
которое адресуется конкретному осужденному.
Акт амнистии имеет, как правило, универсальный
характер.
1.3 Особенности
применения акта амнистии к
гражданам, подлежащим амнистированию
В последние годы правовой институт амнистии привлек к себе большое внимание со стороны общества и профессиональных юристов.
Статистика дает сведенья о том, что «за период 1999-2005 гг. Государственной Думой объявлено около десяти актов амнистии, в связи с которыми от исполнения наказания освобождено значительное число осужденных.
По трем амнистиям (1999, 2000, 2001 гг.) было освобождено от наказания в виде лишения свободы 259 893 человека, в отношении 112 685 - сокращена неотбытая часть наказания в виде лишения свободы, 772 068 человека освобождено от наказаний, не связанных с лишением свободы, и иных мер уголовно-правового воздействия».
За прошедший период 2010 г. по амнистии было освобождено 200 человек (амнистия к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне).
Являясь общесоциальной, уголовно-правовой проблемой, важной частью механизма развития демократии, проявлением гуманизма и законности, амнистия вместе с тем имеет большое криминологическое значение. Она ни в коем случае не должна допускаться в отношении лиц, которые могут совершить новые преступления.
Применение амнистии призвано служить достижению целей наказания:
- восстановлению социальной справедливости,
- исправлению осужденного,
- предупреждению совершения новых преступлений.
Однако объявление амнистии само по себе не решает проблемы борьбы с преступностью, перенаселения исправительных учреждений и улучшения
условий содержания осужденных.
Более того, «в последнее время достаточно распространенной стала точка зрения, согласно которой целесообразность существования института амнистии подвергается серьезной критике».
Сотрудники исправительных учреждений и правоохранительных органов свидетельствуют о том, что треть лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в том числе в связи с амнистией, в скором времени возвращаются в колонии.
По отдельным
экспертным оценкам, «каждый пятый
из тех, кто по амнистии освобождается
из мест лишения свободы, в течение
первого года своего нахождения на
свободе совершает новое
В последнее десятилетие показательным стал тот факт, что некоторым осужденным в исправительных колониях живется лучше, чем на свободе, так как, находясь в них, они обеспечиваются всем необходимым.
Криминологическая наука обязана выработать критерии, которые позволят судить о том, продолжает ли представлять общественную опасность человек, который досрочно может быть освобожден от отбывания наказания, или нет.
Выводы к Параграфу
1.3
Таким образом, амнистия является важной не только криминологической проблемой.
В системе существующих в российском законодательстве видов освобождения от ответственности и наказания, смягчения положения лиц, совершивших преступления, она занимает значительное место.
Свидетельством тому является регулирование ее различными отраслями (V законодательства - конституционного, уголовного, уголовно-исполнительного и др.
Существующие законодательные, иные нормативно-правовые источники не восполняют пробелов законодательства в отношении рассматриваемого института, более того, в отдельных из них имеются противоречия, закреплены позиции, не отражающие их сути.
Глава 2 Понятие,
сущность и особенности применения
помилования
2.1Помилование:
понятие, определение,
В соответствии с п. «в» ст. 89 Конституции РФ Президент РФ наделен компетенцией осуществлять помилование.
Нет таких положений уголовного закона, которые могли бы ограничить это право главы государства.
Вследствие этого помилование не является реализацией уголовного закона.
Включение в УК РФ ст. 85 не вводит ее в систему Общей части УК РФ.
Так же как и амнистия, помилование является смешанным видом освобождения от уголовного ответственности и наказания.
Однако ч.2 ст. 85 УК России предпринимает попытку сузить круг: «Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость»
Тем самым устанавливается, что с помощью акта помилования лицо не может быть освобождено от уголовной ответственности.
Невозможно освободить от наказания и в момент вынесения приговора. Таким образом, помилование трансформируется из смешанного вида в разновидность освобождения от дальнейшего отбытия наказания.
Таким образом, «помилование представляет собой смягчение участи осужденного».
Однако, юристы по-разному определяют правовую природу помилования.
Э.Лист считает помилование уголовно-правовой категорией. Этот вывод поддерживают многие правоведы.
Распространенным является мнение о комплексном характере юридической природы помилования.
Так, В.Е. Квашис полагает, что оно относится к уголовному и государственному праву.
По мнению же С.И. Никулина, помилование регламентируется уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом.
Отнесение помилования к уголовному праву необоснованно.
Мы уже упоминали о том, что ст. 85 УК РФ фактически не входит в систему ни Общей, ни Особенной частей Кодекса.
Применение помилования не сопряжено со ссылками на ст. 85 УК РФ. Отметим, кстати, что в предшествующих ныне действующему УК РФ Уголовных кодексах РСФСР норм о помиловании не было, однако этот институт существовал и успешно функционировал.
В.К. Дуюнов исходит из того, что проблема помилования носит межотраслевой характер, имеет как конституционно-правовой, так и уголовно-правовой аспекты.
Оригинальную позицию по рассматриваемому вопросу занял бывший председатель общественной комиссии по помилованию при Президенте РФ А. Приставкин.
Он полагает, что помилование - «акт не юридический. Помилование - это категория милосердия».
По мнению Н.Д. Сергиевского и Н.Д. Дурманова, верным является вывод о том, что помилование относится к государственному праву.
Н.Д. Дурманов впервые отметил, что помилование не имеет нормативного характера, а является актом применения права в конкретном случае.
Кроме этого, в юридической литературе встречается мнение о том, что помилование конкурирует с установленными в УК РФ видами освобождения от наказания.
По моему мнению, это суждение спорно.
Конкуренция возможна,
как представляется, между различными
нормами одной и той же системы,
предусмотренной УК РФ. Различная
юридическая природа
Выводы к параграфу
2.1
Итак, мы можем отметить, что в соответствии с Конституцией РФ Президент РФ наделен компетенцией осуществлять помилование. Это право главы государства никем не ограничено.Вследствие этого помилование не является реализацией уголовного закона. Включение в УК РФ ст. 85 не вводит ее в систему Общей части УК РФ.
Ч.2 ст. 85 УК России
гласит : «Актом помилования лицо, осужденное
за преступление, может быть освобождено
от дальнейшего отбывания
Так же как и амнистия, помилование является смешанным видом освобождения от уголовного ответственности и наказания.
2.2 Возможности
применения помилования. по
Что касается помилования,
то согласно ст. 85 УК РФ, оно осуществляется
Президентом Российской Федерации
в отношении индивидуально