Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:44, курсовая работа
Современное понимание проблемы является прямым следствием её исторического развития. Право на помилование и амнистию, как правило, принадлежит высшему эшелону государственной власти. Но необходимо отметить, что разделять понятие «амнистия» и «помилование» стали не так давно.
в) органы внутренних дел РФ - в отношении осужденных к лишению свободы, не находящихся под стражей, приговоры по делам которых вступили в законную силу;
г) учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственные изоляторы - в отношении осужденных к лишению свободы, приговоры по делам которых вступили в законную силу;
д) уголовно-исполнительные инспекции - в отношении лиц, отбывающих наказания в виде исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
е) командование дисциплинарных воинских частей - в отношении военнослужащих, осужденных к содержанию в дисциплинарной воинской части.
Решение о применении акта об амнистии, кроме судебных, санкционируются прокурором.
«Объявление амнистий отнесено к ведению Государственной Думы ФС РФ и осуществляется путем принятия постановлений об объявлении амнистии и порядке ее исполнения».
Коротко рассмотрим основные особенности амнистии как правового явления.
Будучи актом высшего органа государственной власти, амнистии имеют нормативный характер. Их предписания обязательны для всех органов и должностных лиц, имеющих отношение к реализации уголовной ответственности. Эти предписания распространяются на индивидуально не определенный круг лиц.
Вместе с тем вопрос о правовой природе актов амнистии является дискуссионным.
Так, И.Марогулова считает, что «правовая природа актов амнистии отличается от правовой природы нормативных актов», поскольку первые не отменяют и не изменяют норм права и даже их не корректируют, правила действия уголовного закона во времени не касаются амнистии и такие акты не включаются в Свод законов СССР, в который входят только нормативные акты.
По ее мнению, амнистия выступает в виде «государственного мероприятия, направленного на претворение в жизнь уголовной политики страны».
Все это привело автора к выводу о ненормативном характере актов амнистии.
В.Л. Кулаков, рассматривал признаки нормативно-правовых актов, обоснованно отмечает, что «к их числу относятся, наличие общеобязательных правил поведения (норм), строго определенной процессуальной формы, неперсонифицированность нормативно-правового акта, длительность действия».
Указанные признаки присущи амнистии, в силу чего имеют место все основания для признания ее нормативным актом.
Этот правовой
спор был разрешен постановлением Конституционного
суда от 05.07.2001 года № 11-П, который аргументировано,
определил, что «постановление Государственной
Думы, которым объявляется амнистия, является
уникальным нормативно-правовым актом
в сравнении с постановлениями Государственной
Думы по другим вопросам, принимаемым
в форме постановлений. Принятие Государственной
Думой постановлений об амнистии предусмотрено
самой Конституцией РФ, что отличает эти
постановления от других нормативных
актов…».
В российской юридической литературе нет единодушия и по вопросу о том, к какой отрасли права следует относить институт амнистии:
- ряд авторов относят его к сфере государственного права (Дурманов, Келина),
- некоторые считают
его относящимся к области
уголовного права (Тищенко,
- другие полагают,
что не следует относить
Эти разногласия позволяют сделать некоторые особые замечания по отношению к акту амнистии.
Конституция РФ, относя объявление амнистии к ведению Государственной Думы, не дает каких-либо указаний о характере и содержании акта амнистии. Решение этих вопросов находится в исключительной компетенции Государственной Думы РФ.
Следовательно, амнистия является скорее государственно-правовым, а не уголовно-правовым актом.
Несмотря на то, что статья об амнистии включена в УК РФ, нет ни одного предписания Общей части УК РФ, которое было бы обязательно для акта амнистии.
В частности, предписания последнего не зависят от соответствующих норм Общей части УК, устанавливающих различные виды освобождения от уголовной ответственности и наказания, снятия судимости и т.д.
Акт амнистии может содержать и другие предписания, не относящиеся к УК РФ.
Следовательно, включение статьи об амнистии или же не включение ее в УК РФ не оказывает какого-либо влияния на характер и содержание актов амнистии, на реализацию и применение такого акта. Поэтому содержание ст. 84 УК РФ является кратким, обобщенным содержанием общих положений, встречающихся в актах амнистии.
Акт амнистии может освобождать не только от уголовной, но и от административной ответственности. Помимо акта амнистии Государственная Дума издает постановление о порядке применения амнистии.
Преследуя различные цели борьбы с преступностью, амнистии многофункциональны. Их содержание зависит от политических и экономических особенностей развития страны, оказывающих влияние на специфику борьбы с преступностью, что отражается на характере каждого конкретного акта амнистии, масштабе и формах его применения.
Так, «резкое
изменение социально-
Вместе с тем можно выделить и специфические цели актов амнистии. Чаще всего в акте амнистии декларируется гуманная цель облегчения участи лиц, совершивших относительно нетяжкие преступления, несовершеннолетних, женщин, больных и т.п.
Так, акт амнистии от 24.12.1997 г. начинается словами: «Руководствуясь принципом гуманизма…».
Завершая рассмотрение поставленного вопроса, отметим, что, безусловно, акт амнистии - специфический правовой документ.
Его особенности, в первую очередь, связаны с порядком действия такого акта во времени.
Действие акта амнистии распространяется на деяния, совершенные до его издания. Такой принцип действия, в общем-то, не свойствен уголовным законам. Более того, действие акта амнистии ограничено небольшими временными границами.
Это, скорее, «разовый» акт.
Вместе с тем такие черты акта амнистии непосредственно связаны с характером и целями самой амнистии, в основе которой лежит идея «прощения» уже совершенных преступлений.
Акт амнистии определяет критерии ее применения, которые в основном не учитывают поведение осужденного в процессе исполнения наказания.
Поэтому под амнистию подпадают нередко и лица, не вставшие на путь исправления. Такой обезличенный порядок применения амнистии является ее недостатком.
Таким образом, суть амнистии заключается в освобождении от уголовной ответственности и наказания, которые регулируются уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом.
Следовательно, амнистия не входит в какую-либо одну отрасль права.
Исходя из вышеизложенного, понятие «амнистия» можно рассматривать в двух различных смысловых значениях: как правовой институт и как правовой акт.
Насколько эффективны акты амнистии, каковы последствия их применения?
Чтобы ответить
на эти вопросы, необходимо выяснить,
в чем заключается
Так, эффективность в юридической литературе трактуют как: «правильность, обоснованность правовых норм».
Собственно, под эффективностью наказания нередко понимают успешность достижения его целей.
Следовательно,
эффективность норм актов об амнистии
- это отношение между
При принятии акта об амнистии, конечно же, возникают проблемы социальной обоснованности и законодательного прогнозирования на стадии правотворчества, где законодатель должен подвергнуть анализу, по возможности, все социальные явление, могущее оказать влияние на эффективность амнистии.
Следовательно, критериев (признаком) эффективности амнистирования является исправление, а также общая и частная превенция, и социальная адаптация.
«В последнее время, - пишет И.Л. Марогулова, - отдельные акты по амнистии носят откровенно «разгрузочный» характер и преследуют одну - единственную цель - ввиду чрезмерной переполненности исправительных учреждений освободить из них как можно большее количество осужденных…»
Выводы к Параграфу
1.1
Таким образом,
амнистия - это нормативный правовой
акт, который принимается
Правильное определение юридической природы амнистии имеет важное теоретическое и практическое значение, поскольку оно помогает раскрыть сущность этого института и точнее выявить основания и условия его применения.
Завершая исследование особенностей правового статуса акта амнистии мы можем уверенно говорить о том, что:
1) Амнистия - это
нормативный правовой акт,
2) Эффективность
актов об амнистии
3) Критериями
эффективности актов об
1.2 Особенности
применения амнистии по категориям
граждан
Согласно ч. 1 ст. 84 УК амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Это значит, что в постановлении об амнистии не дается указания о ее применении к каким-либо конкретным физическим лицам.
Акт амнистии рассчитан на применение к целым категориям лиц, совершивших преступления, например, к женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, к мужчинам старше 60 лет, к инвалидам I или II группы и т.д.
При этом лица, к которым амнистия будет применена, заранее индивидуально не определены. Эта особенность позволяет, в частности, отграничить амнистию от помилования, которое адресуется конкретному осужденному.
Акт амнистии имеет, как правило, универсальный характер. Он может быть применен как к лицам, находящимся под следствием, так и к осужденным:
- по отношению
применения к лицам
- по отношению к осужденным - об освобождении от наказания.
В отношении лиц, дела которых находятся в суде, но не начаты рассмотрением, выносится определение (постановление) об их освобождении от уголовной ответственности, а в отношении лиц, дела которых начаты рассмотрением, выносится обвинительный приговор, и осужденный освобождается от наказания.
Лица, приговоры,
в отношении которых
Представляется, что акт об амнистии судом первой инстанции по не вступившему в законную силу приговору не может быть применен, если приговор обжалован или опротестован.
В то же время «акт об амнистии может быть применен по групповому делу в отношении лиц, не обжаловавших приговор, и в отношении которых приговор не опротестован, если от этих лиц в суд поступило ходатайство о применении к ним акта об амнистии».