Набросок творческий метод формирования образного содержания костюма

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

В отличие от длительного, многосеансного рисунка, где основательно прорабатываются даже мельчайшие детали сложного целого, наброски и зарисовки с натуры фиксируют чаще всего общее впечатление, самое главное в объектах изображения или же, наоборот, отдельные частности натуры. Вместе с тем набросок в не меньшей степени, чем длительный рисунок, должен правильно передавать форму, пропорции, объем, пространственное положение предмета, психологическое состояние изображаемого человека. Характерная особенность наброска — простота, обобщенность, широта в передаче формы объекта

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 30.24 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

 

 

 

Кафедра «Дизайн  и художественное проектирование изделий»

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Костюмографика»

 

 

 

 

 

Выполнил:                                     студентка группы ХПД-1с Хачатрян А.К.

Прооверил:                                    стлр. Самофеева М. А.

 

 

 

 

 

 

Тольятти 2011г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Набросок творческий метод формирования образного содержания костюма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Слово «Мода» от французского слова «mode», которое происходит от лат. «modus»

- мера, образ, способ.

Мода – это то, что  имеет в определенное время самое  большое распространение.

Пользуется большой популярностью  и признанием большинства.

Мода – это непродолжительное  господство в обществе определенных вкусов,

главным образом, во внешних  формах быта, особенно, в одежде.

Следовать моде – это  значит уловить ее основное направление, новые силуэты,

линии и пропорции, характерные  цветовые сочетания, принципы отделки, варианты

конструкций в пределах модного  силуэта.

 

Набросок- это рисунок, намечающий лишь важнейшие черты того, что должно быть изображено. То, что не закончено, лишь намечено в общих чертах.(беглый рисунок.

Быстрые рисунки — наброски и зарисовки с натуры — выполняют  важную роль в творческом процессе художника

Характерная особенность  наброска — простота, обобщенность, широта в передаче формы объекта.

Основные задачи:

- научить с умением  и навыком практическому применению  знаний предмета в

соответствии с квалификацией модельера-конструктора, развить

наблюдательность, воображение  и способность к образному  мышлению, научить

законам композиции одежды, умению сочетать задачи моделирования  с

требованиями производства.

 

 

 

 

 

 

 

Теоретический раздел

В отличие от длительного, многосеансного рисунка, где основательно прорабатываются даже мельчайшие детали сложного целого, наброски и зарисовки с натуры фиксируют чаще всего общее впечатление, самое главное в объектах изображения или же, наоборот, отдельные частности натуры. Вместе с тем набросок в не меньшей степени, чем длительный рисунок, должен правильно передавать форму, пропорции, объем, пространственное положение предмета, психологическое состояние изображаемого человека. Характерная особенность наброска — простота, обобщенность, широта в передаче формы объекта. Художник с наиболее возможной быстротой рисует то, что заинтересовало, привлекло его внимание. Нередко образы и впечатления дополняются накопленными ранее, будят творческую активность художника, рождают замысел будущего произведения. Те рисунки, с которых начинается воплощение творческого замысла, называются эскизами.

Трудно  назвать более или менее известного художника, у которого не было бы большого количества разнообразных набросков  и зарисовок. Они предшествуют и  сопутствуют созданию произведений графики, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, помогают выделить главное, идею в различных жанрах изобразительного искусства.

Наброски  и зарисовки могут выполняться  с учебно-познавательной целью. В  этом случае рисунок является средством  изучения натуры, окружающей жизни  и накопления профессиональных знаний и умений. Иная творческая задача ставится художником при выполнении набросков  и зарисовок с целью проработки деталей, отдельных образов того или иного крупного произведения. В этом случае наброски и зарисовки  художника часто имеют самостоятельную  художественную ценность, экспонируются  в музеях и на выставках. Таковы многие наброски Рембрандта, А. Дюрера, Ж. О. Д. Энгра, Э. Делакруа, И. Е. Репина, В. М. Васнецова, В. А. Серова, К. П. Брюллова, М. А. Врубеля, И. И. Шишкина, известных советских художников Н. А. Андреева, И. И. Бродского, Б. В. Иогансона, Г. С. Верейского, М. Б. Грекова и других мастеров.

Обе эти функции набросков и зарисовок  органически связаны и представляют собой единство в изобразительной  деятельности как начинающего художника, так и зрелого мастера.

 
И. Е. Репин. Крестьянские дети. Карандаш.

Десятки и сотни набросков и зарисовок  известных мастеров свидетельствуют  о внимательном, вдумчивом изучении ими закономерностей формы, объема, строения объектов окружающего мира, о тех чувствах, которые охватили художника при встрече с поразившим его явлением, событием. Здесь рисунки натурщиков, учебные натюрморты, наброски уличных сцен, портреты современников, зарисовки пейзажа, животных, архитектурных сооружений, эскизы тематических картин и многое другое.

В ряде случаев быстрые рисунки  выполняются под непосредственным впечатлением (или с натуры) от того или иного события, встречи, не связываясь в воображении художника с  будущей тематической композицией, с конкретным сюжетом. Увидел художник поразившую его группу школьников на вокзале, достает альбом и тут  же зарисовывает ее. Привлекло его  внимание поваленное молнией дерево или зеркальная гладь ясного озера  — опять карандаш с альбомом в  руки. Такое собрание рисунков впрок  необходимо в дальнейшей творческой работе, позволяет накапливать наблюдения и нередко служит отправным моментом в создании замечательных произведений искусства.

Большую пользу оказывает рисование на улице, в метро, в учреждениях, на стройках, во время экскурсий и т. п. Помимо накопления впечатлений такое рисование  развивает умение «видеть» действительность, характерные особенности предметов  и явлений. Умение же «видеть»— необходимый  компонент художественного творчества.

Особое  значение приобретает набросок для  развития глаза, руки и наблюдательности юного художника, ведь в этом случае рисовальщик вынужден отбрасывать  детали, стремится несколькими линиями, штрихами схватить лишь самое существенное, характерное для данной модели.

Наброски  и зарисовки в зависимости  от цели, задач, условий выполняются  самыми различными способами и материалами. Наиболее часто — линиями без  основательной моделировки формы; линиями с тоновой проработкой  формы, с применением элементов  схемы построения. Иногда наброски могут выполняться тоном, пятном.

Материалы, применяемые при набросках и  зарисовках, очень разнообразны. Это графитные карандаши различной мягкости, цветные карандаши, тушь (кистью мокрой и сухой, а также пером), соус (мокрый и сухой), сангина, пастель, однотонная акварель, уголь (древесный и прессованный), мел (на тонированной бумаге, картоне).

Велика  роль набросков и зарисовок как  целенаправленного средства активизации  внимания, интереса юных художников к  изобразительному искусству, к своему художественному творчеству. На занятиях в художественных кружках, студиях, детских художественных школах наброски и зарисовки — важное средство воспитания любви к искусству, хорошая  школа профессионального мастерства юного художника, развития его художественных способностей, эстетических чувств.

Набросок  в костюме 

 

 Создание костюма  начинается с разработки эскизов. В  эскизе воплощаются первоначальный творческий замысел. Костюм нельзя рассматривать  вне связи с человеком. Поэтому  художник модельер должен внимательно  изучать строение тела человека, что  бы уметь хорошо рисовать фигуру. Подготовительные натурные зарисовки фигуры человека для эскизов модели делаются обобщенно, без из-лишних подробностей, выполняются карандашом, пером, кистью, фломастером и др. материалами. Зарисовки можно делать и по представлению, воображению – в результате просмотра, изучения журналов мод и произведений искусства.     

Эскиз костюма выполняется стилизованно – тоже обобщенно, плоскостно, с выявлением через линию и пятно наиболее характерного, типичного. Художник в эс-кизе стремится передать пластику фигуры, определить особенности и пропорции костюма, его составных элементов, а так же условно, образно выявить фактуру материала костюма с помощью различных приемов, техник графического реше-ния. Сочетание различных приемов выполнения эскизов помогает раскрыть замысел автора уже на первоначальном этапе процесса творчества, достичь убедительности и конкретности в изображении.  

Умело используя художественную форму для воплощения конкретного  замысла, модельер создает произведение, демонстрирующее не только внешнюю  красоту модели. С помощью пятнового решения наиболее убедительно можно выявить форму костюма, остроту силуэта. Линейное решение как бы разъясняет внутреннее содержание костюма – композицию, конструктивные особенности, характер детали. В результате замысел художника точнее претворяется в реальность – одежду, которую мы носим.

Художественное проектирование одежды основывается на определении  ее функционального и эстетического  назначения и использования.  
  Как произведение прикладного искусства, костюм должен выполнять практические функции и иметь художественный смысл. Проблема художественной стороны в костюме определяется в основном двумя требованиями:  
1) наличием общественной потребности в том,' чтобы костюм служил не только практическим целям, но и художественным;  
2) постановкой определенной художественной задачи и ее образным решением.  
  Потребности людей, чтобы одежда, костюм служили художественным,целям, подтверждается хотя бы общим желанием носить красивую одежду. А красота предметов, производимых человеком, это уже свойство, присущее художественному произведению прикладного искусства. Известно, что красота предмета, вещи, сделанной человеком, кроется только в соотношении элементов его формы между собой, которое в свою очередь обусловливается соотношением между его формой и содержанием. Содержание костюма не является чем-то постоянным, оно все время меняется, а с его изменением прежние формы перестают ему соответствовать и теряют свою красоту в глазах людей.  
  Отыскание новых форм, образно раскрывающих содержание костюма, выявляющих его красоту и красоту человека и является художественной задачей, стоящей перед художником-модельером.  
  Поскольку одежда-костюм определяется своим назначением и целями своего использования, то это до некоторой степени диктует ее внешние формы. И все же одно и то же содержание какого-либо костюма можно выражать через разнообразные внешние формы. 
 

Виды образности в костюме  
 
  Образность в костюме проявляется в основном в двух видах.  
1. Когда костюм является самостоятельным объектом, раскрывающим смысл своего содержания, назначения, выражая конкретный художественный образ средствами формы костюма, т. е. когда форма и содержание довлеет над человеком.  
2. Когда костюм связан с человеком, составляет с ним одно целое, раскрывает через архитектонику своей формы художественный образ своего назначения, красоту своей формы и красоту человека.  
  В первом случае костюм имеет главенствующее значение как выразитель конкретного художественного образа, а человек к нему приспосабливается, лишается своей индивидуальности или перевоплощается.  
  Примерами такого рода костюма могут служить различные виды зрелищного костюма: карнавальный, эстрадный, театральный, а также различного рода форменные костюмы ~военная форма, ведомственная форма, униформа).  
  Образы, выражаемые карнавальным костюмом, заставляют человека, одевшего такой костюм, перевоплощаться, чтобы усилить выразительность создаваемого костюмом образа или мотива, например образы цветов, бабочки, животного и др.  
  Во многих случаях перевоплощение человека подчеркивается маской, закрывающей часть его лица, лишающей его последних черт индивидуальности.  
  Эстрадные костюмы, в той же степени содействуя выражению определенного художественного образа, помогают артисту перевоплотиться, донести до зрителя сущность исполняемого произведения, номера, аттракциона.  
  Почти такими же свойствами обладают форменный костюм и униформа.  
  Форма, униформа, выражая определенный образ, также до некоторой степени лишает человека своеобразия, индивидуальных черт, заставляет воспринимать как один и тот же образ множество людей, одетых в нее.  
  Коллекции моделей одежды, когда они предназначены для демонстрации, также приобретают свойства такой самостоятельности. Манекенщица, демонстрируя самые разнообразные модели, каждый раз перевоплощается, приспосабливается к модели с тем, чтобы лучше был виден художественный смысл, выражаемый костюмом.  
  Во втором случае костюм связан с человеком и своей формой выражает художественный образ, зависящий от облика конкретного человека, его внешних данных, его деятельности и обстановки. Здесь костюм подчиняется человеку, приспосабливается к нему. 
  К такого рода костюмам относят костюмы бытового назначения: домашние, повседневные, нарядные, для отдыха, для службы, а также костюмы спортивного и специального назначения.  
  Этими двумя положениями определяются возможные границы выражения образности в одежде-костюме.  

 Образное решение какого-либо  мотива, помимо определенного составления  композиции основных элементов  формы костюма, связано еще  с условностями явления ассоциации  наших представлений об окружающей  нас реальной действительности. Ассоциация обусловливается предшествующим  опытом связи представлений, благодаря  которой одно представление вызывает  по сходству, смежности или противоположности  другое.  
  Явление ассоциации оказывает большую помощь художнику-модельеру в выражении своих художественных идей.  
  Постановка художественной задачи определяется идеей - мотивом или комплексом мотивов, которые являются возбудителями творческого воображения художника. Источники, из которых черпает художник свои различные мотивы, мы уже указывали в разделе «Творческий акт моделирования». Все эти источники представляют собой образы реальной действительности, окружающей или окружавшей нас.  
  Образы природы дают бесконечное множество таких мотивов. Фауна и флора с их богатой цветовой гаммой и сочетанием цветов, разнообразием формы, движения, времен года, сам человек - являются неисчерпаемым источником творческих художественных решений костюма.  
  Формы предметов бытовых и декоративных - результаты творческой работы человека - могут подсказать художнику те или иные мотивы.  
  Мысли о будущей модели одежды могут подсказать и новые материалы: ткани, отделка, фурнитура и др., а также образцы декоративного народного творчества и искусства (керамика, палех, хохлома, вятская игрушка и др.). Образцы народного костюма: его форма, покрой, колорит, орнамент, отделка, качество материалов - все это еще более увеличивает возможность отыскания и выражения мотивов при художественном проектировании современного костюма.  
  Примерами образности костюма в его доминирующем значении могут служить образцы карнавальных, маскарадных костюмов. Ниже представлены некоторые эскизы, разработанные по теме «карнавальный костюм».  
 
  На рисунке 8 показаны два эскиза платья, выражающих образно мотивы «бабочки» (слева) и «цветка мака» (справа). Композиционное решение форм этих платьев построено на ассоциации линий и цвета форм бабочки и цветка.  
  Форма рукавов, лифа и юбки, рисунок и цвет ткани платья, дополненного шляпкой с кисточками, напоминающими усики, убедительно передает облик порхающей бабочки. Платье предназначено для танцев.  
  Другое платье, тоже для танцев, состоит из задрапированного лифа зеленого цвета и красной фигурной юбки, стянутой зеленым поясом. Платье отделано цветком мака и дополнено шляпкой в виде цветка.  
  На рисунке 9 показаны костюмы «Картошка» (слева) и «Ракушка» (справа). Платье формы «Картошка» очень простое, дополненное зелеными чулками и длинными перчатками. Платье «Ракушка» сложное по форме, дополнено задрапированной шляпкой из ткани платья.  
 
  Два других эскиза 10 называются «Хлопушка» (слева), «Гармошка» (справа). Эти платья отличаются друг от друга своей практичностью. «Хлопушка» имеет только шуточное, зрелищное значение, так как по своим формам громоздко и не очень удобно для активного веселья. «Гармошка», конечно, тоже шуточный костюм, но в нем свободно можно танцевать, двигаться.  
  На рисунке 11 показаны два эскиза на современные темы - шуточный костюм для танцев «Ракета» (слева) и «Марсианка» (справа). Костюм «Марсианка» - платье характерной формы, ассоциирующейся в нашем представлении с различными скафандрами, составленными из подвижных шарнирных частей. Головной убор (шлем) усиливает выразительность «космической» одежды.  
 
  На рисунке 12 представлен эскиз костюма «Кинолента». Костюм «Кинолента» состоит из белой блузки и удобной широкой юбки с рисунком киноленты и портретами героев кино.  
  Наконец, на рисунке 13 показаны эскизы сатирических гротесковых костюмов «Слабый пол» (слева) и «Жених» (справа). «Слабый пол» («Жандарм в юбке») - сатира на некоторых женщин, имеющих скверный характер. Забавный образ «Жениха», предлагающего свое сердце, смешит гротескным сочетанием коротких штанов на бретельках, праздничным галстуком и шляпой, украшенной лентами. Как видно из показанных примеров, в карнавальных костюмах выразительность создаваемых образов построена на неизобразительных средствах формы, характерных и для одежды любых других назначений.  
  В зрелищном костюме широко используются мотивы, источником которых служат бесчисленные образцы народного и исторического костюмов.  
  Исходя из конкретного назначения зрелищного костюма (танцы, хоровое пение, карнавальное празднество и др.), художник может образно выражать характерные черты народного костюма не копируя, а создавая свои, новые, отличные от использованного образца, костюмы, сохраняя в них национальные или этнографические особенности в большей или меньшей степени.  
 
  На рисунках 14 и 15 показаны костюмы для парного танца (дуэт). Мотивами для них послужили образцы народных костюмов Польши. Костюмы являются творческой переработкой образцов, они мало похожи на свой первоначальный источник, но в них сохранены национальные и этнографические особенности, присущие народным костюмам Польши.  
 
  На рисунках 16 и 17 даны эскизы костюмов для участников хоровой капеллы, разработанных по образцам народных женских костюмов северных и центральных областей России. Образность этих костюмов такова, что они не вызывают сомнения в их этнографической принадлежности к указанным областям России.  
  Характер образного выражения различных мотивов в одежде иных назначений всегда зависит от специфики ее использования и связи с человеком. Меняются практические требования и вместе с этим меняется характер образности: в одних случаях большее значение придается самому костюму, в других случаях главное значение имеет человек.  
  Образное выражение каких-либо мотивов в костюме можно найти почти всегда, но не всегда любой мотив можно выразить в конкретном костюме. Сущность мотива должна согласовываться, быть уместна в костюме определенного назначения.  
  Посмотрим, как в одежде бытового назначения (например, женском платье домашнем, повседневном и нарядном) можно образно выразить мотив.  

Информация о работе Набросок творческий метод формирования образного содержания костюма