Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 06:56, реферат
Введение.
Начиная с XV века происходит целый ряд изменений в социально – экономической и духовной жизни Западной Европы, знаменующего начало новой эпохи которая вошла в историю под именем Возрождения.
А Ватцепроде с жаром защищал интересы Польши. Так, например, он выступал с таким предложением. Раз в Пруссии уже все обращены в христианство. Тевтонскому ордену нечего больше там делать и потому нужно переселить орден в Подолию, где он будет, воюя с турками, обращать их в христианство. Когда это предложение не прошло, он задумал преобразование Вармии в архиепископство. Тогда он подчинил бы себе все епархии, в том числе и находящиеся во владениях ордена. Но и этот проект не осуществился из-за несогласия папы, внявшего протестам ордена,
К концу жизни
Ватценроде, а умер он на руках племянника
в родном ему городе Торуне в 1512 г.,
отношения между Польшей и
Тевтонским орденом нормализовались,
но затем вновь обострились до
открытых военных столкновений, осады
городов, в частности Фромборка
и Лидзбарка, и разорения местного
населения, их сел и деревень. С
осени 1516 до конца 1521 г. Коперник, находившийся
в расцвете своей зрелости, несет
разнообразные
Коперник
Введение.
Начиная с XV века происходит
целый ряд изменений в
Социально-экономические изменения сопровождались существенными переменами в умонастроениях. Эти перемены были связаны прежде всего с процессом секуляризации (освобождения религии и церковных институтов), происходившим во всех областях культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви приобретают не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство, философия. Правда, этот процесс совершается вначале очень медленно и по-разному протекает в разных странах Европы.
“Эта новая эпоха осознает себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования, откуда идет и само название “Ренессанс”, то есть “Возрождение””. В действительности, однако, ренессансный человек и ренессансная культура и философия существенно отличаются от античной. Хотя Возрождение и противопоставляет себя средневековой христианству, но оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несет на себе такие черты, которые не свойственны античности.
Неверно было бы считать, что
средневековье совсем не: античности
или целиком ее отвергало. В средние
века в Запад Европе зачитывались
Вергилием, цитировали Цицерона, Плиния,
любили Сенеку. Но при этом было сильное
различие в отношение к античности
в средние века и в Возрождение.
Средневековье относилось к античности
как к авторитету, Возрождение - как
идеалу. Авторитет принимают всерьез,
ему следуют без дистанции
идеалом восхищаются, но восхищаются
эстетически, с неизменным чувством
дистанции между ним и
Важнейшей отличительной
чертой мировоззрения эпохи: рождения
оказывается его ориентация на искусство:
если средневековье можно назвать
эпохой религиозной, то Возрождена эпохой
художественно-эстетической по преимуществу.
И если в центре внимания античности
была природно-космическая жизнь, в
средние века - бог и связанная
с ним идея спасения, то в эпоху
Возрождения в центре внимания оказывается
человек. Поэтому философское мышление
этого периода можно
Мы отмечали в 1973 г. 500-летие со дня рождения одного из величайших представителей рода человеческого, который первым распахнул двери в необъятные просторы Вселенной и установил место человека в ней.
Николай Коперник, рожденный
в польской семье, окончивший Краковский
и несколько итальянских
Ньютон на склоне лет как-то писал: “Если я видел дальше других, то потому только, что стоял на плечах гигантов...”. Одним из этих гигантов был Коперник, сын своей эпохи, первый астроном нашего времени.
“Говоря словами Энгельса, эта эпоха “была величайшая из революций, какие до тех пор пережила Земля. И естествознание, развивавшееся в атмосфере этой революции, было насквозь революционным, шло рука об руку с пробуждающейся новой философией великих итальянцев, посылая своих мучеников на костры и в темницы... Это было время, нуждающееся в гигантах и породившее гигантов, гигантов учености, духа и характера. Это было время, которое французы правильно назвали Ренессансом, протестантская же Европа односторонне и ограниченно - Реформацией””.
В рассматриваемую нами пору великие поэты итальянского Возрождения-Данте, Петрарка, Боккаччо- уже давно сказали свое слово. Вскоре зазвучат стихи Ариосто и Тассо и брызжущая веселостью сатира Рабле. Уже достигло своих неповторимых высот изобразительное искусство: старшим современником Коперника был Леонардо да Винчи, почти ровесниками или младшими современниками его были Микеланджело, Рафаэль, Дюрер, Кранах, Тициан. На смену схоластики в учениях Николая Кузанского, Парацельса, Кардано приходила возрожденная натурфилософия.
Гутенберг в Майнце уже изобрел и осуществил свой способ книгопечатания (1445-1454 гг. Библия, 1457- Псалтырь), а 20-летний Коперник мог узнать об открытии Америки Колумбом, практически подтвердившим идею шарообразности Земли (бесспорно доказанную лишь в пору зрелости Коперника-в 1522 г., когда экспедиция Магеллана реально обошла земной шар).
Все сказанное происходило
практически на глазах Коперника, потому
что, начав образование в
Подлинный сын своей эпохи,
он и здесь, в Вармии, не прекращает
своего общения с учеными
1. Жизнь
Но начнем по порядку.
Николай Коперник, как принято считать, родился в г Торуне 19 февраля 1473 г. В нашем современном календаре этому соответствует 28 февраля. На самом деле год рождения его 1473-й недостоверен.
Отцом будущего великого астронома был богатый краковский купец Коперник, тоже Николай, переселившийся в Торунь и там женившийся на Варваре Ватценроде, дочери именитого бюргера. От этого брака родилось две дочери и два сына. Николай был самым младшим.
Мы ничего не знаем о детских и отроческих годах Николая Коперника, кроме того, что он после ранней смерти отца оказался на интеллектуальном и материальном попечении Лукаша Ватценроде-своего дяди по матери.
Лукаш Ватценроде был высокообразованным
гуманистом. Он учился в Краковском,
Кельнском и Болонском
Краковский университет был в ту пору знаменит своим резко выраженным гуманистическим уклоном, направленным против средневековой схоластики. Свободное, конечно, в известных пределах, и очень оживленное общение между академическими, церковными и просто просвещенными деятелями через университет и небольшие научные общества создавало высокий интеллектуальный потенциал, который не мог не оказать влияния на талантливого юношу. Здесь примерно с 1410 г. существовала кафедра астрономии и математики. В коперниковские годы в Кракове преподавал астрономию Ян Шеллинг из Глогува (Иоанн Глогувский, 1445- 1507), известный как разносторонний ученый, комментатор Аристотеля, таблиц планетных движений и верный продолжатель преподавания астрономии в духе античной науки.
“Еще большую славу
в преподавании астрономии Краковский
университет приобрел благодаря
деятельности профессора Альберта Брудзевского
(Войцех Бляр из Брудзева, 1445-1495), читавшего
астрономию и математику с 1470 до 1490
г”. В это время вышел в свет
превосходный учебник выдающегося
австрийского астронома Г. Пурбаха
(1423-1461) “Новые теории планет” (1472), содержавший
свободное от вековых наслоений
изложение геоцентрической
Это было предвосхищение закона инерции. И ученик Буридана епископ Николай Орезмский (1325-1382) сделал отсюда выводы о движении Земли, но, убоявшись господствующей доктрины, отказался от них.
Уйдя с кафедры астрономии
в 1490 г. на другую еще до поступления
Коперника в Краковский университет,
Брудзевский оставил учеников, которых
и слушал Коперник, поэтому, если не
прямо, то косвенно Коперник может считаться
учеником Брудзевского. Именно здесь,
в Кракове, были заложены у будущего
астронома основы точных астрономических
и математических знаний, конечно, в
духе старой геоцентрической теории.
И здесь же Коперник приблизился
к правильному пониманию
Не закончив обучения в Краковском университете, Коперник вернулся домой в 1494 г., может быть, по вызову дяди, ставшего к тому времени епископом. В врийском капитуле имелась вакансия каноника, но Коперник на нее избран не был.
В 1496 г. он отправляется для
продолжения образования в
Но не это увлекает Коперника.
Хотя в университете в Болонье
он записался студентом на юридический
факультет, все его интересы были
сосредоточены в области
В 1497 г. Лукаш Ватценроде добивается места каноника для своего племянника (его избирают заочно). Значительно меняется материальное положение Коперника, так как доходы каноника вармийской епархии высоки. В 1498 г. к Николаю Копернику присоединяется его старший брат Андрей, тоже вармийский каноник. Молодые братья, свободные от уз, налагаемых церковным саном, ведут образ жизни, свойственный молодым людям, и канониковских бенефиций им иногда не хватает. Известно, что впоследствии он нередко и с любовью к делу врачевал больных.
В самом начале 1506 г. он возвращается на родину, чтобы больше не покидать ее, и вступает фактически в капитул вармийских каноников, со всеми вытекающими отсюда обязанностями. Годы учения, годы странствий кончились.
Каковы же были обязанности Коперника? Можно с уверенностью утверждать, что для него исполнение церковных требований и служб могло быть необязательным. Можно далее утверждать, что сам Коперник их не исполнял и даже, по-видимому, не имел права исполнять, так как не носил священнического сана. Чаще других на каноников возлагались различные административные, хозяйственные и политические поручения, нередко длительные и нелегкие.
Местопребыванием вармийского капитула был город Фромборк с его великолепным собором, расположенным на берегу залива Фришгаф. Н. Коперник очень скоро покидает Фромборк. “По вызову Кукаша Ватценроде он в 1507 г. переезжает в епископскую резиденцию в замок Лидзбарк, где и проводит последующие 5 лет в роли врача своего дяди вплоть до смерти последнего в 1512 г.”
В эти годы появляется первое
печатное произведение Коперника - совсем
не астрономические “Нравственные,
сельские и любовные письма” Феофилакта
Симокатты, византийского историка
VII века. Коперник перевел их с греческого
на латинский язык, доказав на деле,
насколько хорошо он овладел греческим
языком. Конечно, в научном отношении
сентиментально-буколические письма Феофилакта
интереса не представляли, но соответствовали
гуманитарному образованию