Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 00:39, реферат
Говоря о русской национальной кухне, нельзя не сказать о ее религиозном характере, то есть не делить ее на постную и скоромную. Во всех выходивших до революции кулинарных книгах мы встречаем отчетливое разделение блюд на эти два класса.
Пост — это с древности установленные правила питания, которые способствуют молитве и помогают внутреннему росту человека. Православная церковь придает большое значение посту. От его соблюдения в значительной степени зависит внутренняя жизнь человека, о чем свидетельствуют святые отцы и древнего и нашего времени.
Постные блюда
Говоря о русской национальной кухне, нельзя не сказать о ее религиозном характере, то есть не делить ее на постную и скоромную. Во всех выходивших до революции кулинарных книгах мы встречаем отчетливое разделение блюд на эти два класса.
Пост — это с древности установленные правила питания, которые способствуют молитве и помогают внутреннему росту человека. Православная церковь придает большое значение посту. От его соблюдения в значительной степени зависит внутренняя жизнь человека, о чем свидетельствуют святые отцы и древнего и нашего времени.
Понятие поста присуще
большинству религиозных
Постных дней бывает разное количество. Установлением Православной церкви в течение года предусмотрено более 220 постных дней.
Постным днями считаются прежде всего среда и пятница каждой недели, поскольку в среду Христос был предан, а в пятницу распят. Эти посты длятся в течение всего года. Затем в году существуют четыре больших поста: Великий пост — сорок дней, Петров пост, Успенский пост, Рождественский сорокадневный пост.
Велики Пост - самый продолжительный и самый строгий из всех многодневных постов. Он требует особой подготовки, которой посвящена неделя накануне поста — мясопустная неделя или Масленица. Уже на этой неделе следует отказаться от мяса, хотя пост еще и не начался. Остальные продукты животного происхождения — молоко, яйца, жир — есть можно. В первые два дня поста установлена высшая степень воздержания, следует полностью воздерживаться от пищи, особенно в Чистый понедельник. На второй день пьют воду, едят хлеб и соль. На третий день можно выпить немного компота, на пятый — сварить кашу из гороха или риса с добавление меда или изюма. В пятницу первой недели можно есть только коливо (вареную пшеницу, подслащенную медом или сахаром). В субботу и воскресенье можно есть обычную постную пищу с растительным маслом. Последняя неделя поста — Страстная седмица — отличается особой строгостью.
Во все дни поста запрещается курить и пить алкогольные напитки. Нельзя употреблять продукты животного происхождения (мясо, рыбу, молоко и яйца), сдобный (белый) хлеб, конфеты, булочки, майонез. Разрешается только растительная пища (фрукты, овощи, сухофрукты), соления (капуста квашеная, соленые и маринованные огурцы), сухари, сушки, чай, грибы, орехи, хлеб черный и серый (из муки грубого помола), кисели, каши на воде. Но и из этого скромного набора на Руси умели готовить множество не только вкусных, но и полезных блюд.
Таким образом, в Великий пост практически ничего не ели, кроме овощей и хлеба. Исключением были лишь два дня — Благовещение и Вербное воскресенье, когда позволялась рыба.
Продолжительность летнего поста различна и зависит от того, на какой день приходится Пасха. Петров пост начинается на 58-й день после Пасхи и заканчивается 12 июля, в День святых Апостолов Петра и Павла.
Петров пост довольно щадящий, есть можно все, кроме мяса, яиц и молочных продуктов. В понедельник, среду и пятницу исключаются также рыба и растительное масло. Основу постного стола составляют грибы. Этот пост целесообразен и с медицинской точки зрения. Обычно он совпадает с самым жарким временем года, когда мясо усваивается плохо, так что исключение продуктов животного происхождения приносит только пользу.
Спас связан с образом Спаса Нерукотворного. Успенский пост длится с 14 по 27 августа и предваряет праздник Успения Пресвятой Богородицы. Этот пост также строг, как и Великий. Рыба разрешена только в праздник Преображения Господня, 19 августа, а растительное масло в блюда добавляют только в субботу и воскресенье. Основу постного стола составляют овощи и молодой картофель.
Несмотря на то, что Успенский пост довольно строг, он считается самым приятным и легким. Существует даже поговорка: «Петровка — голодовка, Спасовка — лакомка».
Продукты первого урожая освящались в церкви, и после этого их начинали широко использовать в пищу.
14 августа — Медовый, или Маковый, Спас (Маковей). В кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак. В этот день пекут маканцы — постные пироги, рулеты, булочки с медом и маком, медовые пряники, пироги, коврижки с маком и мёдом. На маковом молочке готовят постные каши, маковое сочиво.
19 августа — Яблочный Спас. В Византии в этот день освящали виноград, который в России заменили яблоками. В этот день пекут блины, пироги с яблоками, грибами и ягодами — всем, чем одаривает сад, огород, лес. Пироги же для медового, яблочного спаса пекут из постного теста.
29 августа —
Ореховый Спас, так как к этому
времени созревает лесной орех,
и Хлебный, поскольку
Рождество Христово — один из самых светлых христианских праздников.
Православная Церковь празднует Рождество Христово в ночь с 6-го на 7 января, Католическая — 25 декабря. На Руси Рождество всегда отмечалось с особым благоговением. Вечер 6-го января — Рождественский сочельник, канун, навечерие Рождества, называемый также коляда.
Сам зимний пост начинается за сорок дней до Рождества. Ограничения в питании такие же, как и на Петров пост. В понедельник, среду и пятницу едят растительную пищу без масла, по субботам и воскресеньям дозволяется рыба. Кроме того, рыба разрешается и по церковным праздникам.
Канун праздника
Рождества полностью
В Сочельник до окончания вечерни ничего нельзя есть. Тем, кто не смог быть на службе, полагается поститься до появления на небе первой звезды.
Кроме того, строго постными считаются день Воздвижения Креста Господня, день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, Рождественский сочельник и Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления).
На постную практику и на постные обычаи оказывало влияние и обычное для данной земли, для данной страны меню, обычный рацион. Ведь не только кочевники питаются одной животной пищей, люди вообще по-разному питаются.
Для христианина пост — это, прежде всего школа нравственного самовоспитания. К тому же давно замечено, что ограничение в питании стимулирует творческую деятельность и является верным путем к долголетию. Основа поста — борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами. Соблюдение постов оправданно и с медицинской точки зрения, ведь пища является не только источником энергии, она непрерывно поддерживает организм человека в исправности и способствует сопротивляемости некоторым болезням.
Нерациональное и нерегулярное
питание может нарушить процесс
обмена веществ, от которого зависит
наше здоровье. Поэтому советуют придерживаться
простых правил: питаться в одно
и то же время и стараться
Постный стол это - старое название
стола, в котором отсутствовали
блюда и изделия с
В постный стол входила
рыба - в отварном, копченом, соленом
и сушеном виде, но не жареная (так
как в жареной рыбе используется
масло). В постный стол входят также
раки, крабы, креветки, омары, устрицы,
то есть все бескровные живые существа,
но в то же время исключались из
постного стола такие растительные
продукты, как морковь, свекла, красный
перец, помидоры на том основании, что
в них якобы присутствует кровь,
с которой отождествляли
Нередко постный стол отождествляют с вегетарианским. Однако это неверно, так как в рацион постного стола не входили продукты, составляющие основу вегетарианских блюд (например, масло, молоко, сметана, сыры, яйца).
Рецепты многих постных блюд сохранились со времен крещения Руси и имеют византийское, греческое происхождение. Из первых блюд были распространены щи, уха, рассольники. К горячим щам подавали пироги с начинками из каш. Пироги делали пряженые, то есть жаренные в масле (когда это позволялось делать), и подовые, печеные. В постные нерыбные дни пироги пеклись с грибами, маком, горохом, репою, капустой и разными ягодами. В постные рыбные дни пеклись пироги с всевозможнейшими породами рыб. Особенно любимы были пироги с сигами, снетками, лодогой, с одними рыбными молоками или с визигой, на конопляном, маковом или ореховом масле. Для такой начинки мелко искрошенная рыба перемешивалась с кашей или с сарацинским пшеном - рисом. Кашу ели овсяную или гречневую, пшенная каша была редко.
Икра осетра и белорыбицы была роскошью, но паюсная, мешочная, армянская и мятая, низшего сорта, была доступна даже самым бедным. Икру заправляли уксусом, перцем и искрошенным луком. Кроме сырой икры, употребляли икру, варенную в уксусе или маковом молоке, и пряженую: в посты русские делали икринки, или икряные блины,- долго взбивали икру, добавляли крупитчатую муку, затем тесто запаривали.
Делали в пост и оладьи, блины, хворосты, кисели. Оладьи делались из крупитчатой муки, с ореховым маслом и подавались с патокой, сахаром или медом. Оладьи огромного размера назывались приказными, потому что их приносили приказным людям на поминки. Блины делались красные и белые: первые из гречневой, вторые из пшеничной муки. Блины не составляли принадлежности масленицы, как теперь, символом масленицы были пироги с сыром и хворосты - вытянутое тесто с маслом.
В те постные дни, когда считалось грехом употреблять рыбу, ели кислую и отварную свежую капусту, пироги с горохом, с овощной начинкою, гречневую и овсяную каши с постным маслом, луковники, овсяный кисель, левашники, оладьи с медом, караваи с грибами и с пшеном, грибы вареные и жареные, разные блюда из гороха: горох битый, горох тертый, горох цеженый, сыр гороховый, то есть твердосбитый мятый горох с постным маслом, лапшу из гороховой муки, творог из макового молока, хрен, редьку. Ко всем блюдам любили примешивать пряные приправы, а в особенности лук, чеснок и шафран.
Народными блюдами в пост были тюря, толокно и полевка.
Тюря — это исконно постное жидкое холодное блюдо. Основными компонентами тюри считаются хлеб и квас. Хлеб при этом должен быть свежим, мягким, обрезанным от корок и нарезанным мелкими кубиками. Квас должен быть кислым. В тюрю можно добавлять овощи, лучше натертые на терке. Тюря — типичное домашнее блюдо, ее съедают сразу после приготовления.
Толокно готовили из овса, которое выдерживали в продолжение ночи в русской печи. При этом мука, полученная из такого зерна, теряет способность образовывать клейковину, хорошо набухает в воде и быстро густеет. Толокно замешивают на кипяченой, немного подсоленной воде. Толокном обычно ужинали перед сном.
Полевка — жидкая похлебка, которую готовили из ржаной муки, а точнее, из ржаного теста — расчины. Расчину ставили накануне, затем добавляли соль, лавровый лист, репчатый лук. Полевку заправляли луком, сушеными грибами, сельдью, вяленой рыбой. Эти старинные кушанья, традиционные для постов, сегодня, конечно же, не едят. Такие блюда невозможно приготовить на газовой или электрической плите, это будет совсем не вкусно.
Не всегда овощные и рыбные блюда бывают постными. Общим правилом приготовления постного блюда на основе скоромного является замена основных скоромных элементов на постные. Так, если желают приготовить постное блюдо, то в том рецепте, где в описание входит сливочное масло, следует заменить его любым постным (растительным) маслом, а яйца заменить мукой, беря 1 ложку муки вместо 1 яйца, как связывающее вещество.
Точно так же и коровье молоко можно заменить миндальным.
Посты делятся на 4 степени:
«сухоядение» — то есть хлеб, свежие, сушеные и квашенные овощи и фрукты;
«варение без елея» — вареные овощи, без растительного масла;
«разрешение на вино и елей» — вино испивается мерой для укрепления сил постящихся;
«разрешение на рыбу» — в Великий Пост можно есть рыбу только в праздник Благовещения и в Вербное воскресенье — вход Господень в Иерусалим.
Особенность постного стола заключалась в приготовлении продуктов в отдельности друг от друга. Например, рыбные блюда готовились особым для той или иной рыбы способом. Поэтому и уха делалась из каждой рыбы отдельно и называлась соответственно – окуневой, ершовой, налимьей (мневой), стерляжьей, а не просто рыбным супом, как у других народов.
Рецепты постных блюд до революции знали в каждой семье, передаваемые от поколения к поколению они сохраняли традиции сбалансированного витаминизированного питания и прекрасных вкусовых качеств.
В наши дни постный стол не забыт. Доказательством тому будут современные постные меню в предприятиях общественного питания, фестивали постной кухни и т. д.
Сейчас во многих ресторанах и кафе действует постное меню. Надо заметить, что постное меню действует не только в ресторанах с русской кухней, но и в заведениях европейской и других национальных кухонь. Даже в некоторых японских ресторанах можно попробовать блюда соответствующие требованиям постного стола. Ведь постная пища, не смотря на строгость в ограничении используемых продуктов разнообразна в своих проявлениях.