Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 14:17, реферат
Питание детей в детских дошкольных учреждений. Основные понятия рационального питания детей от 1 до 6 лет. Особенности организации питания детей второй и третьей групп здоровья. Особенности организации питания в санаторных детских дошкольных учреждениях. Питание и основные пищевые вещества.
Овощи, фрукты и ягоды в питания детей с избыточной массой тела не ограничиваются.
Из рациона исключаются мясные, рыбные. Грибные бульоны, крупяные гарниры и макаронные изделия. Сладости заменяются фруктами. Консервированные соки давать не следует, т.к. содержат большое количество сахара. В питании детей с избыточной массой тела используются только ржаной хлеб (не более 60 г в сутки). Мясо и рыба в возрастном объеме, но только нежирные сорта. Супы даются в объеме ½ возрастной порции, а картофель -2/3. молочные продукты не ограничиваются, однако желательно использовать тощий творог.
Питание детей с аллергическими заболеваниями
В питании детей страдающих пищевой аллергии, ограничиваются следующие продукты: яйца, рыба, цитрусовые, кофе, какао. Шоколад, мясные, рыбные, грибные бульоны, т.к. они наиболее часто вызывают обострение аллергических заболеваний.
Продукты являющиеся индивидуальными аллергенами исключаются полностью.
В целом диета детей страдающих аллергическими заболеваниями, может быть близка к диете детей реконвалесцентов заболеваний печени и желчевыводящих путей.
Питание детей-реконвалесцентов различных острых заболеваний.
Питание детей этой группы, как и здоровых, должно быть сбалансированным по всем ингредиентам. При этом наибольшее внимание следует обращать на количественный и качественный состав белков и жиров рациона. Белки, поставляемые различными продуктами, должны быть богаты незаменимыми аминокислотами, количество животных белков должно быть не ниже возрастной нормы. Важно, чтобы дети-реконвалесценты получали растительные жиры в количестве не меньшем 15-25% от общего количества жира в рационе. Достаточное количество растительного жира в питании способствует повышению защитных сил организма, нормализует обменные процессы.
У детей этой группы часто наблюдаются снижение аппетита, поэтому следует избегать избыточного потребления сахара и кондитерских изделий, т.к. они оказывают угнетающее влияние на аппетит. Пища должна быть красиво оформленной, разнообразной, легкоусвояемой. Для повышения аппетита рекомендуется дополнительно к обычному рациону давать фруктовые, ягодные или овощные соки, отвары из овощей.
Особенности организации питания в санаторных детских дошкольных учреждениях.
В санаторные дошкольные учреждения поступают дети с туберкулезной интоксикацией, с малыми затухающими формами туберкулеза или имеющими контакт с туберкулезными больными в питании указанной группы детей могут быть приветы за основу примерные 10-дневные меню, разработанные для детских дошкольных учреждений, внося в них соответствующую коррекцию. Рекомендуется увеличить количество приемов пищи за счет назначения детям перед сном молочных продуктов (молоко, кефир и т.д.).
Дополнительные количества других продуктов питания, входящих в набор для санаторных дошкольных учреждениях (сметана, яйцо, сыр, сливочное и растительное масло) целесообразно вводить в различные блюда или приготавливать из них вторые блюда на завтрак, полдник, ужин.
В набор продуктов для санаторных детских дошкольных учреждений количество яиц и сыра увеличено в 2 раза. Это дает возможность чаще использовать указанные продукты в течение недели как самостоятельное блюда, или добавлять и в запеканки пюре и т.д.
Творог для данных учреждений можно получать на молочных кухнях и давать детям без тепловой обработки на завтрак или полдник. Следует подчеркнуть, что творог, получаемый с продуктовых баз, можно использовать только для приготовления запеканок, пудингов, сырников и т.д.
Из дополнительного количества мяса и рыбы можно приготовить на завтрак колеты или суфле.
Существенное
увеличение овощей в наборе продуктов
для данного типа учреждений дает
возможность значительно
Фрукты и ягоды, количество которых значительно увеличено, можно давать свежими или в виде соков, муссов, желе; добавляя в их к обеду в качестве десерта, а также на полдники или ужины.
Питание и основные пищевые вещества.
Из всех многочисленных условий внешней среды, обеспечивающих жизнедеятельность организма, особое значение придается питанию. Объясняется это тем, что жизнедеятельность организма постоянно сочетается с большим расходом энергии, затрата которой восстанавливается за счет веществ, поступающих пищей.
Чем моложе организм, тем интенсивнее протекают в нем обменные процессы, дифференцировка отдельных клеток и тканей, что сопряжено с большей потребностью в энергии. Организм человека даже в состоянии покоя расходует некоторое ее количество. Затрачиваемая энергия зависит от возраста ребенка, вида его деятельности, климатических условий, сезона года.
Пища для организма не только источник энергии, но прежде всего пластический материал, который расходуется на построение клеток организмов и систем; она служит также источником тепла, способствует повышению устойчивости детского организма к неблагоприятным воздействиям внешних и внутренних факторов, улучшает его работоспособность.
Для того чтобы обеспечить правильное развитие ребенка в различных возрастных периоды, пища не только в количественном, но и в качественном отношении должна строго отвечать физиологическим потребностям детского организма. Полноценное, сбалансированное питание предусматривает содержание в рационе всех основных пищевых веществ; белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов, воды – в оптимальных соотношениях, обеспечивающих правильное разностороннее развитие детей.
Белки. Особое значение в питании детей имеют белки. Объясняется это тем, что без белков не может быть осуществлено воспроизводство остальных структурных элементов органов и тканей и они не могут быть заменены другими пищевыми веществами, тогда как сами белки могут быть использованы в энергетических целях вместо углеводов и жиров.
Белки содержаться во всех тканях и жидкостях организма, являясь их главной составной частью. Они состоят из разнообразных аминокислот, определяющих их биологическое значение. Некоторые из аминокислот образуются в самом организме. Они называются заменимыми аминокислотами. Другие же поступают в организм только с пищей. Эти аминокислоты носят название незаменимых аминокислот. Для физиологической полноценной жизнедеятельности организма необходимо наличие в пище всех незаменимых аминокислот. Недостаточное содержание в пище хотя бы одной незаменимой аминокислоты ведет к снижению биологической ценности белков и может являться причиной белковой недостаточности, даже при условии достаточной количественного содержания белка в рационе. Незаменимые аминокислоты содержатся в основном в продуктах животного происхождения: в молоке, твороге, мясе, рыбе, яйцах.
Однако неправильно было бы думать, что организм ребенка может обойтись без белков растительного происхождения, содержащихся в хлебе, крупах и овощах, в состав которых в основном входят заменимые аминокислоты. Белки животных продуктов в сочетании растительного происхождения обеспечивает организм ребенка веществами, необходимые для его роста и развития.
В питании детей первого года жизни белки животного происхождения должны составлять 75% по отношению к общему количеству белков суточного рациона, а в питании детей от 2 до 7 лет – 65%.
Белки в питании детей нельзя заменить никакими другими веществами.
Жиры. Жиры необходимы детям не только как источник энергии. Они входят в состав клеточных мембран, принимают участие в обмене веществ, способствуют выработке иммунитета. жиры помогают организму сохранить тепло, способствует всасыванию жирорастворимых витаминов А, Д, Е, К, оберегают белок от сгорания. Жиры содержатся во много их пищевых продуктах животного и растительного происхождения. Биологическая ценность жиров различна и определяется наличием в них фосфатидов , жирорастворимых витаминов и главных образом составом образующих их жирных кислот.
Для растущего организма важны так называемые незаменимые полиненасыщенные жирные кислоты, которые почти не образуются в организме и обязательно должны вводиться с пищей. В продуктах животного происхождения содержание их невелико. Они содержаться в основном растительных жирах ( подсолнечном, хлопковом, оливковом, кукурузном). Поэтому растительные жиры должны обязательно включаться в рационы детского питания.
Источником полиненасыщенных жирных кислот является также рыбий жир, который находит применение в диетике ребенка в раннем возрасте.
Наличие растительных жиров в рационе ребенка должно составлять примерно 15% от общего количества содержащегося в нем жира. Остальные 85% суточного количества жира следует восполнять за счет жира животного происхождения, содержащегося в сливочном масле, молоке, молочных продуктах, яйцах и др.
Углеводы. Одним из основных источником энергии является углеводы. Они способствуют утилизации организмом белков и жиров. Углеводы входят в состав клеток и тканей; промежуточные продукты их превращений в организме играют важную роль в синтезе жизненно необходимых, биологически активных веществ.
В пищевых продуктах углеводы содержаться в виде простых (моносахариды) и сложных соединений (ди- и полисахариды). Моно- и дисахариды , содержащиеся в свекловичном, тростниковом сахаре, меде, ягодах и фруктах, устанавливаются организмом относительно быстро, благодаря чему они быстрее обеспечивают нуждающихся в них жизненно важные органы глюкозой. Для поддержания концентрации сахара в сыворотке крови на постоянном уровне необходимо поступление с пищей сложных углеводов, которые медленнее всасываются в кишечник. Они содержатся в основном в муке, крупах, картофеле и овощах в виде крахмала.
Правильное соотношение в пище и медленно усваивающихся углеводов обеспечивает равномерное поступление сахаров в организм ребенка в течение суток.
К углеводам относится также клетчатка, содержащаяся в злаковых, картофеле и овощах. Клетчатка практически не подвергается расщеплению в желудочно-кишечном тракте, но играет важную роль в процессе пищеварения – способствует секреции пищеварительных желез и регулирует опорожнение кишечника.
Избыточное количество углеводов нарушает правильное соотношение основных частей пищи, что, в свою очередь, ведет к нарушению обмена веществ.
Минеральные вещества. В пище детей обязательно должны содержаться минеральные вещества, которые входят в состав клеток и тканей организма, участвуют в разнообразных процессах обмена веществ, активируют ряд ферментных систем и являются составными частями всех биологических сред. К основным минеральным веществам, необходимым детям, относится кальций, фосфор, магний, железо, калий и натрий.
Кальций принимает активное участие в формировании скелета. Почти 99% всего калия, содержащиеся в организме, находится в костной ткани. Кальций участвует в процессе свертываемости крови, проницаемости клеточных оболочек, возбудимости нервной клетки. Содержится кальций во многих продуктах животного и растительного происхождения. В растительных продуктах кальций содержится в труднорастворимых соединениях, которые усваиваются плохо. Лучше всего кальций усваивается из молока и молочных продуктах, где они находятся в соединении с белком.
Фосфор активно участвует во всех основных процессах обмена веществ. Соединения фосфора с белком, жиром, нуклеиновыми кислотами отличаются высокой биологической активностью и являются самыми распространенными в организме компонентами. Как и кальций, фосфор принимает участие в формировании скелета.
Фосфор входит в состав разнообразных продуктов питания. Наибольшее его количество содержится в яичном желтке, мясе, рыбе, сырах, овсяной и гречневой крупах, бобовых и орехах.
Магний участвует в обмене веществ, входит в состав многих ферментных систем организма, наряду с кальцием и фосфором участвует в формировании скелета, стимулирует функцию кишечника и повышает желчевыделение. Хорошо известная роль магния в передачи нервного возбуждения. В основном магний содержится в злаковых: пшенице, ржи, грече, просе, ячмене, овсе.