Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 12:22, доклад
Витра́ж (фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. С давних пор витраж использовался в храмах.
1. История витража
2. Технология
3. Материалы
4. Витраж в интерьере
5. Литература
Следует также обратить внимание на один из самых прославленных памятников живописи на стекле XIII в. - ансамбль витражей в окнах Шартрского собора во Франции.
Эта коллекция
почти полностью сохранилась
до наших дней. Собор украшают три
огромных круглых окна, называвшихся
в готической архитектуре "розами",
из которых каждое имеет в диаметре
12 м. Кроме того, имеет формы. Этот
монументальный ансамбль витражей отличается
необычайным красочным
Великолепный ажурный переплет этих окон искусно вырезан из камня. Весь комплекс бесчисленных кусков цветного стекла поражает необыкновенным богатством сверкающих красок. Французский искусствовед XIXв. Гильерми сравнивает красочный эффект круглых окон собора Парижской Богоматери с поэтическим описанием кругов рая в "Божественной комедии" Данте.
Виктор Гюго
в своем знаменитом романе "Собор
Парижской Богоматери" посвящает
этим окнам следующие строки: "Внутри
собора было уже пусто и сумрачно,
Боковые приделы заволокло
Франции, нужно сказать, принадлежит ведущая роль в развитии витражного искусства в Европе. К величайшему сожалению, до нас дошло не так много подлинных витражей старого времени и совсем не потому, что стекло представляет собой хрупкий материал, а части по другим причинам, в которых виновато не стекло, а люди.
Например, известно,
что духовное начальство, представлявшее
собой администрацию собора Парижской
Богоматери, в 1741 г. распорядилось выломать
из всех окон драгоценные старинные
витражи и заменить их обыкновенным
листовым стеклом на том основании,
чтобы в церкви стало светлее.
Три большие розы, о которых
говорилось выше, сохранились от варварского
уничтожения только потому, что были
расположены очень высоко и добираться
до них ретивым невеждам было не
так безопасно.
На этом же основании и приблизительно
в это же время была сознательно уничтожена
часть витражей Реймского собора и монастыря
Сен-Реми.
Монах-бенедиктинец Шателен с горечью пишет по поводу одной из церквей: "С тем, чтобы придать этой большой базилике величественный и пышный вид, которого она до того не имела, монахи, не ограничиваясь тем, что за несколько лет до этого они заменили почти все цветные витражи в церковных окнах бесцветными стеклами, распорядились в 1755 г. выбелить церковь мелом сверху до низу для того, чтобы она казалась совсем новой".
Витражи готических соборов, как мы уже видели, по содержанию представляют собой обычно религиозные картины, которые точно так же, как и мозаические росписи византийских храмов, должны были воздействовать на массы верующих, отрешая их от влияния внешнего мира и создавая особое, мистическое настроение.
Вместе с тем нужно заметить, что в ряде наиболее значительных произведений готического монументального искусства в период его расцвета, когда возведение грандиозных общественных сооружений было делом всего города, его ремесленных цехов и широких масс население, находили свое место и реалистические сюжеты, отражавшие живую действительность.
Поэтому в витражах
многих общественных построек того времени,
как, например в соборах Шартра, Бурже,
Сомюра, Амьена, наряду с господствовавшей
в них религиозной тематикой
можно увидеть сцены труда
и другие сюжеты, характеризующие
деловую сторону жизни города.
В них изображены сапожники за
работой, каменщики, возводящие здания,
архитекторы, вычерчивающие планы
построек, мясники за убоем скота.
Эти небольшие картины, обычно помещавшиеся
в нижней части витража, крайне интересны
тем, что они точно отображают повседневную
жизнь средневекового города во всем ее
многообразии. Обыкновенно эти росписи
приносились в дар соборам от соответствующих
ремесленных цехов. Итак, основными особенностями
витражей XII - XIII вв. является декоративность
и яркая красочность прозрачных стекол,
обобщенность и лаконичность рисунка,
графический прием изображения, носящего
плоскостной характер, и тесная увязка
с архитектурой. Живопись на стекле этой
эпохи, несомненно, следует отнести к искусству
больших форм, к искусству благородного
монументального стиля.
На Руси стекло
производят более 1000 лет. Уже в X1-XIII
вв. витражи были в церквях Новгорода,
Галича, Гродно, В 1634 г. в подмосковном
Духанино возник первый стекольный завод,
а М.В, Ломоносов содействовал открытию
под Ораниенбаумом фабрики, производящей
цветное стекло.
Витражи в России были не так распространены,
как в Европе, но всё же достаточно широко.
По крайней мере, в обеих столицах ещё
в XIX в. можно было встретить множество
произведений витражного искусства. Они
украшали как светские, так и церковные
здания (и не только католические костёлы,
но и многие православные храмы и монастыри).
Особенно славился витражами Санкт-Петербург.
Панно из разноцветного стекла украшали
интерьеры дворцов великих князей, Зимнего
дворца, Пажеского корпуса, окна гостиницы
"Астория", присутствовали в самых
разных знаменитых местах - от аванзала
Академии художеств до Великокняжеской
усыпальницы в Петропавловской крепости.
Витражи радовали глаз в Гатчине, Петергофе,
Парголове, Царском Селе, в церкви Спаса-на-крови,
во многих доходных домах, лечебницах,
гимназиях, особняках, ресторанах. Этим
видом искусства занимались и художники
Абрамцевского кружка (особенно известен
витраж "Рыцарь" Михаила Врубеля).
-2-
Технология
изготовления художественных витражей
уходит в глубь веков. К XIII веку техника
их изготовления окончательно оформилась
в ряде европейских стран и
практически без изменений
Сегодня художественные витражи стали
одним из наиболее оригинальных и интересных
решений в оформлении помещений и дизайне.
Технологии изготовления
художественных витражей, создаваемых
нашей компанией можно
Художественные
витражи по классическим
технологиям (классические
витражи). Технология изготовления классических
витражей сохранилась с древних времен
без изменений. Художник делает эскиз
будущего витража, переносит его на картон
в натуральную величину. Затем по шаблонам
из разных цветов стекла нарезаются элементы
рисунка. Когда все элементы витража подобраны
и вырезаны (т.е. рисунок полностью собран
из кусочков стекла) кусочки скрепляются
между собой свинцовым Н-образным профилем
разной толщины. Оправленные в металл
стекла спаивают в местах стыка с обеих
сторон витража. Затем изделие по периметру
одевают в латунную боковую протяжку для
прочности конструкции и (в большинстве
случаев) обслуживают. Весь свинцовый
профиль пайки патинируют, и витраж начинает
мерцать, как старая бронза (патина может
быть черной).
Витражи в технике тиффани (витражи тиффани).
В 19 веке
американец Луис Комфорт Тиффани
изобрел новый вид стекла и
усовершенствовал способ соединения цветных
стекол разной формы. Их края обклеивали
медной фольгой, а затем спаивали.
Так появилась возможность
Витражи в технике фьюзинг
- это технология по спеканию цветного
стекла. Детали рисунка вырезаются по
шаблонам из стекол, а так же используют
стеклянные гранулы, шихту и затем помещают
в печь с температурой нагрева до 850°, где
спекается в единое целое. В зависимости
от особенностей технологии и желаемого
результата, слои могут растрескиваться
или нет, пятна смешиваются или же остаются
четко очерченными, оказываются объемными
или едва выпуклыми. Так же возможно придать
изделию желаемую фактуру, создать нужную
толщину и рельеф.
Витражи в технике мозаика
Мозаика (фр. mosaico, от лат. musivum - букв. " посвящённое музам") - один из видов монументального искусства. В мозаике изображения и орнамент составляются из кусочков разноцветных натуральных камней, стекла (смальты), керамики, дерева и других материалов. Существуют два типа мозаики: составленные из малых кубиков смальты или камня (античная техника называется римской мозаикой) и получаемые из тонких пластов разноцветных мраморов и яшм, вырезанных и составленных по контурам изображения (флорентийская мозаика). В России в 18 веке технику смальтовой мозаики возродил М.В.Ломоносов. Огромные мозаичные картины, точно воспроизводящие живописные оригиналы, для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге были выполнены во 2-й пол.19 века способом "обратного набора".
Стеклянная мозаика популярна и в наши дни. Объясняется это тем, что стеклянная мозаика имеет ряд неоспоримых достоинств - это износостойкий, жаропрочный морозостойкий непористый материал, что дает возможность использовать мозаику при оформлении бассейнов, саун, фасадов домов; можно облицовывать криволинейные поверхности; благодаря богатой цветовой гамме мозаичные панно позволяют создавать роскошные интерьеры.
Смальта - это разновидность стеклянной мозаики и представляет собой прокалённую непрозрачную стеклянную массу, обладающую особой прочностью. Благодаря этому смальтой можно облицовывать полы в помещениях с интенсивным движением. Все технические качества, присущие стеклянной мозаике, относятся и к смальте. Кубики смальты всегда имеют некую толщину, не только боковые стороны, но и лицевая поверхность может быть неровной. Это можно виртуозно обыграть при укладке рисунка. Мерцающий эффект смальтовой мозаики достигается именно за счёт грамотного распределения кубиков. Безусловно, укладывать смальту должен специалист.
Витраж
в технике мозаика может иметь любой
стиль и любое цветовое решение. В качестве
основы для панно из мозаики вы можете
использовать сюжет. Размер сегментов
художник определяет в зависимости от
размера вашего пространства, художественного
решения, стиля интерьера и других составляющих.
Крупные сегменты используют при монументальных
панно больших размеров с крупными элементами
мозаики. Оно будет выглядеть словно картина,
написанная широкими мазками.
Уход и реставрация
Классические
витражи очень прочны и долговечны.
Их, как фамильное серебро, передают по
наследству. Учитывая, что это дорогие
произведения искусства, подбирайте для
витражей безопасные места. Как показывает
практика, чаще страдают дверные композиции.
Если они поцарапаются, треснут или разобьются,
обратитесь к мастеру-витражисту. Царапины
зашлифовывают, фрагменты поврежденного
стекла заменяют новыми. Витражи
не требуют какого-то особенного ухода.
Ухаживайте за витражами, как за обычным
стеклом: мойте по мере загрязнения специальными
средствами и натирайте мягкой тряпочкой.
Современные техники витража (имитация классического витража):
Современное
представление о витражах расширилось:
теперь к ним относят не только
произведения из цветных стекол, выполненные
по сложной классической технологии,
но и различные имитации, выполненные
из высокопрочных материалов, повторяющих
по расцветке и фактуре витражное
стекло. Визуально современные
Современные
витражи в интерьере
Пленочный витраж по технологии компании Decra Lеd
Технология изготовления витражей «Decra Led» - это высококачественная альтернатива натуральным витражам. Качество и внешний вид современных витражей не уступает классическим витражам. Это достигается за счет:
аккуратных свинцовых протяжек;
объёмности и блеска применяемых хрустальных элементов;
возможности
изготавливать радиусных