Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 12:22, доклад
Витра́ж (фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. С давних пор витраж использовался в храмах.
1. История витража
2. Технология
3. Материалы
4. Витраж в интерьере
5. Литература
Невский
институт управления и дизайна
Доклад по дисциплине:
ДИЗАЙН И МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО
В ДИЗАЙНЕ
СРЕДЫ
На тему:
«ВИТРАЖ. ИСТОРИЯ,
ТЕХНОЛОГИЯ, МАТЕРИАЛЫ»
Санкт-Петербург
2010
СОДЕРЖАНИЕ:
1. История витража
2. Технология
3. Материалы
4. Витраж в интерьере
5. Литература
-1-
Витра́ж (фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. С давних пор витраж использовался в храмах. В раннее христианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент .В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах». В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу.
Развитие витража определялось успехами стеклоделия. Требования к витражному стеклу изначально более строгие чем, например, к мозаичной смальте:
Можно предположить, что витраж был известен римлянам ещё в I в. до н.э. Плиний старший в своем труде Naturalis Historia сообщает при описании театра Эмилия Скавра построенного в 58 г. до н.э.: "В своё эдильство (эдил - чиновник магистрата города) Марк Скавр создал сооружение, величайшее из всех, которые когда-нибудь были созданы рукой человека. Это был театр… Нижняя часть сцены была из мрамора, средняя из стекла, такая роскошь была неслыханна даже после этого…". Книга ХХХVI, 114. Немного позже, в параграфе 184, Плиний упоминает, что мозаичные павименты (Павимент - наборный пол в основе которого лежат мозаичные живописные картины), перешли на своды из стекла. Отсюда можно заключить, что речь идёт о мозаике сводов из стекла (смальты). Но замечание Плиния о том, что "такая роскошь была неслыханной даже после этого" исключает мозаику из стекла, поскольку она появляется в Италии около начала I в. н.э. и Плинию известна. О покрытых стеклом сводах (vitro absconditur camera) упоминает как о современной роскоши и Сенека (Письма к Луцинию, 86, 6). Всё это позволяет предположить появление витража уже в первом веке до нашей эры.
С большей долей уверенности можно говорить о витражах известных с первых столетий средневекового периода в окнах христианских храмов. По некоторым литературным источникам можно предположить, что это был набор из разноцветных кусочков стекла разной величины, образовывающий рисунок коврового типа. Куски стекла укреплялись при помощи замазки в прорези деревянных или каменных досок, вставлявшихся в оконные проемы. Так например епископ города Пуатье господин Фортунат живший в VI веке, в торжественных стихах прославляет лиц, украсивших базилики цветными стеклами, и описывает эффект первых лучей утренней зари, играющих в окнах Парижского собора.
Римский поэт Пруденций
(IV-V вв.) посетивший двор императора Гонория,
сравнивает цветные стекла в окнах
базилики апостола Павла с весенним
лучом, усеянным яркими цветами. Прототипы
средневекового витража обнаруженные
в церквях монастырей Джарроу
и Монкуириот на северо-востоке Англии,
датируются VII веком. Здесь уже использованы
орнаментальные и фигурные стекла,
хотя и не окрашенные. Свет, проходящий
через цветное стекло сцен из Священного
писания олицетворял свет исходящий
с небес. Цветное стекло словно являлось
переходом между реалиями земли
и возвышенностью неба. С увеличением
роли католической церкви и признание
христианскими теологами
Возможно, старейшими из дошедших до нас фрагментов витража с полноценной росписью, является голова святого из Лоршского монастыря (ныне хранится в музее земли Гессен в Дармштадте). Датируется этот фрагмент второй половиной IX века. Хотя, часть исследователей, более ранним считают фрагмент витража из аббатства Вассенбург около Альзака на севере Франции. На фрагменте прозрачного стекла изображена голова Христа. Контур и затемнённые части прописаны плотной, непрозрачной, коричневой эмалью. Считается, что фрагмент был частично записан (подкрашен) в более позднее время.
Голова Христа из аббатства Вассенбург. Диаметр около 25 см.
Качественный скачок в технике витража наступает около Х столетия, когда появляется способ изготовления тонкого листового стекла, который позволяет получать фасонные куски значительного размера. Вырезанные фигурные кусочки листового стекла стали соединять свинцовым переплетом. Кроме того, шагом вперёд послужило разделение производителей стекла и мастеров-витражистов, что повысило качество продукции тех и других.
Как писал в
своем трактате XII века бенедиктинский
монах Теофил, Пресвитер Гельмерсгаузенского
монастыря, витражисты, прежде всего, переносили
эскиз на деревянные панели тем же
размеров, какие должен был иметь
готовый витраж. Затем они наносили
на этот рисунок основные контуры, по
которым куски стекла предстояло
скрепить свинцовыми полосами, и подбирали
краски для стекла. Далее неокрашенное
стекло разрезали на фрагменты в
соответствии с эскизом и наконец
окрашивали.
Вплоть до начала XIV века в качестве основы
для краски витражисты располагали только
черной или коричневой "шварцлот".
Затем появляется (известная испанским
художникам), серебреная краска, представляющая
собой сплав толченого серебра и сурьмы,
к которому добавляли желтую охру и воду.
При обжиге она сплавлялась со стеклом,
окрашивая его в желтый цвет.
Как только окраска
всех фрагментов стекла завершалась, их
обжигали в печи. Благодаря этому
краска, состоявшая из толченого стекла
с металлическими пигментами фиксировалась
на гладкой поверхности стекла. Если
обжиг проходил успешно, то роспись
могла сохраняться под открытым
небом веками. Свинцовый переплет
изготовляли, судя по описанию оставленному
Теофилом, следующим образом. Сначала
отливали в железных или деревянных
формах свинцовые стерженьки, которые
затем расплющивали в полоски. Этими
полосками обертывали края заранее
нарезанных и точно пригнанных одни
к другому кусков стекла. После
этого соприкасавшиеся
Швы пропаивали
сначала с одной стороны
Фигурная вырезка кусков стекла производилась при помощи железного прута, контуры, предварительно нанесенному на стекло краской.
Вместе прикосновения прута к стеклу возникали сквозные трещины, которые следовали за движущимся концом прута. Разрез получали неровный, так как главной трещины вправо и влево отходили маленькие ответвления характерные для витражей средних веков.
Одним из наиболее ранних, дошедших до нас памятников этого рода - витраж с изображением пророков собора в Аугсбурге.
Витраж из собора в Аугсбурге. Германия.
Одно окно из
четырёх. Витраж исполнен в ранней технике
"прозрачной мозаики". Фронтально
поставленные фигуры имеют застывшее
статичное выражение. Детали обычно
прорисовывались шварцлотом. Наносился
контур, изображались лица, руки, складки
на одежде.
Теофил очень точно описывает способы
передачи светотени в живописи на стекле:
"Тени и свет на одеждах… ты можешь
делать так же, как это практикуется в
живописи, а именно следующим образом.
Когда ты выше - упомянутой краской (шварцлотом)
сделаешь линии на одеждах, распространи
их кистью так, чтобы стекло в той части
просвечивало, которою ты привык в живописи
наводить свет. Пусть одна линия в одной
части будет тяжелая, в другой - легкая,
наконец, - еще нежнее, чередуясь нюансами
с такой тонкостью, что они кажутся тремя
нанесенными красками. Этот порядок ты
должен соблюдать у бровей, вокруг глаз,
носа и подбородка, вокруг юношеских лиц,
обнаженных ног и рук и прочих обнаженных
частей тела. Этот характер живописи основывается
на богатстве меняющихся тонов".
Как видно из
книги Теофила, техника изготовления
витражей уже в его время имела
многолетний опыт и достигла большого
совершенства. Она дала возможность
использовать в витражах готических
соборов выдающиеся декоративные свойства
стекла. Обычно витраж готического
храма представлял собой
Почти до середины XII века окна в храмах оставались сравнительно небольшими, поэтому в них могли поместиться лишь маленькие витражи с изображением нескольких сценок или одной крупной фигуры. Но после 1150 года начался процесс постепенного "растворения" стены: размеры окон неуклонно увеличивались. В конце концов гладких стенных поверхностей осталось так мало, что архитектура, по существу свелась к каркасу для окон. Первым пиком развития этой тенденции стали возведенные в конце XII столетия соборы в Суассоне, Бурже и Шартре (Франция) и в Кентербери (Англия). Огромные окна этих зданий были украшены пластинами цветного стекла, образующими повествовательные циклы, многочисленные эпизоды которых создавали единую геометрическую структуру. Правда, витражи в окнах верхнего яруса центрального нефа по- прежнему содержали только одну - две сцены или одну фигуру. Наиболее совершенным образцом "лучистого" стиля зрелой готики стала архитектура парижской часовни Сент-Шапель, строительство которой началось в 1239 году. Всё это здание пронизано многочисленными ажурными окнами: оконные проёмы целиком заполнили промежутки между несущими конструкциями. Иконографическая программа представленная в витражах включает несколько сотен сцен и охватывает всю историю мира от Сотворения вплоть до прибытия в Париж процессии со священными реликвиями Страстей Христовых, которые приобрёл для Сент-Шапель Людовик IX.
Бывшая часовня Сент-Шапель при королевском дворце. Париж. Верхняя капелла.
Средневековым
сознанием свет воспринимался как
олицетворение божества, а следовательно,
сверкающие картины из цветного стекла
казались ошеломляющими и неудержимо
притягательными иллюстрациями
Слова Божьего. Теологи приписывали
витражам способность просветлять
душу человека и удерживать его от
зла. Цвет стекол, применявшихся в
витражах XI - XIII вв., были чрезвычайно
разнообразны, что вполне соответствовало
относительно высокому уровню техники
стекловарения, достигнутому к тому
времени стараниями византийских специалистов
- мозаичистов. Чтобы получить хотя
бы некоторое представление о
богатстве палитры цветных
Дневной свет, проходя во внутренние помещения храмов через такие стекла, создавал поразительные красочные эффекты.
Витражи аббатства Сен-Дени. Фрагмент.
Витражи Шартрского собора. Фрагмент "Святой Евстафий". Северный боковой неф.
Говоря о подобных
витражах в своей "Истории искусств
всех времен и народов", К. Верман
восклицает: "В течение всей своей
истории искусство не произвело
ничего, что могло бы выдержать, в
отношении декоративной эффектности,
сравнение с этими рядами расписных стекол".
На рисунке представлен прекрасно сохранившийся
до наших дней один из витражей аббатства
Сен-Дени во Франции работы XII в. В хронике
монастыря говорится, что для росписей
витражей этой церкви были приглашены
художники из разных стран.