Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 22:46, реферат
Сварные швы соединений должны быть плотно-прочными и соответствовать основному металлу по показателям стандартных механических свойств металла шва: пределу текучести, временному сопротивлению, относительному удлинению, ударной вязкости, углу загиба.
Термины
и определения сварных
Стыковое соединение – сварное соединение двух элементов, примыкающих друг к другу торцевыми поверхностями.
Угловое соединение – сварное соединение двух элементов, расположенных под углом и сваренных в месте их примыкания.
Нахлесточное соединение – сварное соединение двух элементов, расположенных параллельно и частично перекрывающих друг друга.
Тавровое соединение – сварное соединение, в котором торец одного элемента приварен под прямым углом к боковой поверхности другого элемента.
Термины и определения сварных швов.
Стыковой шов – сварной шов стыкового соединения с различной разделкой кромок: прямоугольной, Х-образной, К-образной, V-образной.
Угловой шов — сварной шов углового, нахлесточного или таврового соединения.
Типы сварных швов:
Конструктивные элементы сварных соединений и швов, как правило, должны соответствовать требованиям стандартов на применяемый вид сварки:
Общие требования к сварным соединениям.
Сварные швы соединений должны быть плотно-прочными и соответствовать основному металлу по показателям стандартных механических свойств металла шва: пределу текучести, временному сопротивлению, относительному удлинению, ударной вязкости, углу загиба.
Для улучшения коррозионной стойкости металл шва и основной металл по химическому составу должны быть близки друг к другу.
Технологию
сварки следует выбирать таким образом,
чтобы избежать возникновения значительных
сварочных деформаций и перемещений элементов
конструкций. Ограничения на сварные соединения
и швы. Прихватки не рассчитываются на
силовые воздействия. Стыковые соединения
деталей неодинаковой толщины при разнице,
не превышающей значений, указанных в
таблице 3.1., могут выполняться также, как
и деталей одинаковой толщины; конструктивные
элементы разделки кромок и размеры сварочного
шва следует выбирать по большей толщине.
Таблица
3.1
Толщина тонкой детали, мм | Допускаемая разница толщины, мм |
до 4 | 1 |
свыше 4 до 20 | 2 |
свыше 20 до 30 | 3 |
свыше 30 | 4 |
При разности в толщине свариваемых деталей свыше значений, указанных в таблице 3.1., на детали, имеющей большую толщину, должен быть сделан скос под углом 15° с одной или с двух сторон до толщины тонкой детали. При этом конструкцию разделки кромок и размеры сварного шва следует выбирать по меньшей толщине.
Не допускается смещение свариваемых кромок более:
а) 1,0 мм – для деталей толщиной t = 4¸10 мм;
б) 0,1t, для деталей t = 10¸40 мм, но не более 3 мм.
Максимальные катеты угловых сварных швов не должны превышать 1,2 толщины более тонкой детали в соединении.
Для деталей толщиной 4-5 мм катет углового сварного шва должен быть равен 4 мм. Для деталей большей толщины катет углового шва определяется расчетом или конструктивно, но должен быть не менее 5 мм. Заводские сварные соединения рулонных заготовок выполняются встык. Нахлесточное соединение со сваркой с одной стороны допускается при сборке днища и крыши из рулонных заготовок. С величиной нахлестки не менее 30 мм. При полистовой сборке днищ и крыш допускаются сварные соединения листов встык на подкладке и нахлесточные соединения с величиной нахлестки 5t, но не менее 30 мм.
Вертикальные соединения стенки.
Вертикальные
соединения стенки должны быть стыковыми
с полным проплавлением по толщине листов
(рисунок 5.2.1). Вертикальные соединения
листов в прилегающих поясах стенки должны
быть смещены друг относительно друга
на расстояние не менее 8t, где t
– наибольшая из толщин листов прилегающих
поясов. Для резервуаров классов II и III
при изготовлении стенки из рулонных полотнищ
допускаются вертикальные заводские и
монтажные стыковые соединения без смещения.
Расстояния между швами патрубков, усиливающих
листов и швами стенки должны быть не менее:
до вертикальных швов – 250 мм, до горизонтальных
швов – 100 мм. Вертикальные соединения
первого пояса стенки должны располагаться
на расстоянии не менее 100 мм от стыков
окраек днища.
Горизонтальные соединения стенки.
Горизонтальные
соединения листов должны выполняться
двусторонними стыковыми швами с полным
проплавлением (рисунок 5.2.3). Листы вышележащего
пояса должны располагаться в пределах
толщины листа нижележащего пояса. Взаимное
расположение листов соседних поясов
устанавливается проектом.
Рис. 5.2.1 Вертикальные стыковые соединения стенки.
а) без разделки кромок;
б) со скосом двух кромок;
в) с двумя скосами кромок;
г)
с криволинейным скосом кромок.
Рис. 5.2.3 Горизонтальные стыковые соединения стенки.
а) без разделки кромок;
б) с криволинейным скосом одной кромки верхнего листа;
в) с
двумя скосами одной кромки верхнего листа.
Соединения днища.
Стыковые соединения применяются при заводском изготовлении рулонируемых полотнищ днищ. Стыковые соединения на остающейся подкладке применяются для сварки кольцевых окраек, а также при полистовой сборке центральной части днищ. Нахлесточные соединения днища применяются для соединения между собой рулонируемых полотнищ днищ, листов центральной части днищ при их полистовой сборке, а также для соединения центральной части днищ с кольцевыми окрайками.
Рис. 5.2.4
Соединение полотнищ днища
Рис. 5.2.5
Соединение листов центральной части
днища
Рис. 5.2.6
Соединение центральной части с окрайками
днища.
Соединение днища со стенкой.
Для соединения днища со стенкой применяется тавровое соединение. Для резервуаров с толщиной листов нижнего пояса стенки 20 мм и менее рекомендуется тавровое сварное соединение без разделки кромок (рисунок 5.2.7,а.). Размер катета каждого углового шва должен быть не более 12 мм и не менее номинальной толщины окрайки. Для резервуаров с толщиной листов нижнего пояса стенки более 20 мм должно применяться тавровое сварное соединение с разделкой кромок, представленное на рисунке 5.2.7,б. Сварные швы должны выполняться как минимум в два прохода.
Рис. 5.2.7
Соединение стенки с днищем
При разработке конструкции резервуара в рабочей документации КМ должны быть определены требования к механическим свойствам сварных соединений и дифференцирование, в зависимости от уровня расчетных напряжений и условий работы соединений, назначен класс сварных швов в соответствии с ГОСТ 23055 (допускаемые размеры, вид и количество допускаемых внешних и внутренних дефектов). Кроме того, должен быть назначен объем контроля физическими методами различных сварных соединений резервуара.Способы сварки, геометрические параметры кромок соединяемых элементов, сварочные материалы, а также технология выполнения монтажных сварных соединений резервуара определяются технологическим проектом сооружения резервуара (ППР) и учитываются в проекте КМ. Применительно к соединениям, выполняемым на заводе, указанные вопросы решаются при разработке технологических карт или технических условий на изготовление резервуарных конструкций и учитываются в рабочей документации КМД. Технологические процессы заводской и монтажной сварки должны обеспечивать получение сварных соединений, в полной мере удовлетворяющих требованиям проекта КМ по всему комплексу физико-механических характеристик, а также соответствующих нормам по предельно допустимым размерам и видам дефектов с учетом коэффициентов концентрации напряжений. Заводскую сварку резервуарных конструкций следует выполнять в соответствии с утвержденным технологическим процессом /процедурами/, в котором должны быть предусмотрены:
Монтажную сварку резервуарных конструкций следует выполнять в соответствии с указаниями ППР, в котором должны быть предусмотрены:
Кроме того, в ППР должны быть предусмотрены:
В случаях, когда в рабочей документации КМ предусмотрена термическая обработка каких-либо сварных соединений резервуара, в ППР следует разработать технологию ее выполнения, включая способ, режимы термообработки, указания по контролю качества термообработанных соединений. В ППР должна быть разработана программа контроля качества сварных соединений, включающая способы и объемы контроля каждого сварного соединения резервуара.