Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:05, научная работа
Охрана труда сегодня, как никогда, актуальна. Трудно представить себе успешное предприятие на рынке, руководство которого «спустя рукава» относилось бы к вопросам охраны труда. Как известно, несчастные случаи на производстве выбивают из колеи, часто надолго парализуют работу предприятия, создавая не только нервозную обстановку в коллективе, но и принося существенные финансовые потери.
Введение……………………………………………………………………………...…..3
Глава 1. «Организация безопасности труда на предприятиях»………………………5
1.1 Охрана труда как важнейший элемент конкурентоспособности предприятия………………………………………………………………………………….5
1.2 Создание службы охраны труда и организация ее деятельности………...…9
1.3 Практическая часть……………………………………….…………………...16
Глава 2. «Принципы, цели, задачи и основные направления Программы действий по улучшению условий и охраны труда»………………………………………...……21
2.1 Совершенствование нормативно-правовой базы…………………….….….23
2.2 Практическая часть……………………………………………………...……24
2.3 Совершенствование организации охраны труда, создание системы управления профессиональными рисками……………………………………………28
2.4 Практическая часть…………………………………………………………. .29
2.5 Усиление роли социального партнёрства в системе управления профессиональными рисками………………………………………………………….34
2.6 Пропаганда безопасного труда и здоровья на работе……………………….34
2.7 Практическая часть…………………………………………………...………35
2.8 Корпоративные программы по охране труда…………………………..…....37
2.9 Практическая часть…………………………………………………………...38
2.10 Формирование и развитие системы медицины труда…..………….…...….40
Глава 3. «Стратегия реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда и ожидаемые результаты»…………………………………………...…41
3.1 Программные интервенции, технология реализация политики…………….42
3.2 Трансляция (выравнивание) целей программы……………………………...43
3.3 Финансовые источники, структура плана мероприятий, бюджетирование проектов………………………………………………………………………………….44
Глава 4. «Зарубежный опыт по охране труда»……………………………………….46
Список использованной литературы………
Помимо общей администрации в сфере охраны труда и профессионального здоровья (Occupational Safety and Health Administration) для реализации упомянутого федерального закона об охране здоровья и труда на шахтах с 1977 действует специальная отраслевая администрация по охране труда (Mine Safety and Health Administration). В этой Администрации действует круглосуточная «горячая линия», по которой собираются жалобы на нарушения в сфере охраны труда. Вне зависимости от кого и как была получена жалоба (телефон, интернет, письменно и т.д.), она является основанием немедленной проверки инспекторами; достаточно, чтобы информация содержала сведения о месте и факте угрозы здоровью людей. Показателем результативности работы Администрации является ежегодное снижение на 15% несчастных случаев на производстве и сокращение за пять лет на 50% потерь рабочих дней по причине аварий.
Наряду с жесткими санкциями за нарушение трудового законодательства по охране труда (штрафы за первое нарушение 250 тыс. долл., за повторное – до 500 тыс. долл.), в стране действуют специальные федеральные программы в сфере охраны труда и здоровья работников (отраслевые программы в опасных секторах, программы стратегического партнерства, программы консультаций, образовательные, тренинговые, грантовые программы и т.д.).
В Канаде в 1978 году Актом Парламента с целью содействия здоровью и безопасности на рабочих местах и улучшению физического и психического здоровья работников основан Канадский центр профессионального здоровья и безопасности труда или Канадский Центр Охраны Труда - КЦОТ (Canadian Center for Occupational Health and Safety - «CCOHS»).
Данный Центр является федеральной правительственной организацией, подчиняется Парламенту Канады через федерального Министра труда, оказывает содействие в осуществлении концепции предотвращения профессиональных заболеваний и производственных травм в Канаде. Центр управляется Советом, представленным тремя ключевыми заинтересованным сторонами: правительством (федеральным, региональными и территориальными властями), работодателями и работниками.
Миссия Центра состоит в том, чтобы быть «Канадским центром превосходства в предотвращении заболеваний и травм, связанных с трудовой деятельностью, а также в распространении информации об охране труда».
Внутренняя
политика КЦОТ заключается в предоставлении
гражданам Канады достоверной, правдивой
информации, а также консультаций
по содействию в принятии ответственных
решений и обеспечению
КЦОТ осуществляет свою деятельность с целью обеспечения охраны труда, а также для продвижения подходов и методов, которые приведут к улучшению физического и психического здоровья работников, посредством предложения широкого спектра продуктов и услуг. Такие товары и услуги разрабатываются совместно с национальными и международными организациями по охране труда, уделяя особое внимание предотвращению заболеваний, травм и несчастных случаев с летальным исходом. Центр предоставляет широкий спектр общественных услуг на бесплатной основе для всех пользователей, например, ответы на вопросы по охране труда, справочная служба с непосредственным общением, электронная рассылка новостей, а также публичные презентации. Центр также оказывает услуги по обеспечению специальными ресурсами, предоставляемыми на платной основе (по себестоимости), включая подписки на базы данных, справочники и обучающие программы.
Интересным представляется опыт работы этого Центра с молодыми канадскими работниками, в частности специальный Молодежный раздел (Youth Zone) на веб-сайте www.ccohs.ca. Сайт содержит практическую информацию и ресурсы, предназначенные для молодых работников, их работодателей и родителей с целью подготовки к осознанию ими собственной роли в обеспечении охраны труда на рабочем месте. Центр также сотрудничает с представителями молодежи по всей территории Канады, Канадской ассоциацией советов по компенсациям работникам (AWCBC), а также комитетом Канадской ассоциации администраторов трудового законодательства об охране труда (CAALL-OSH) для создания единого сайта о работе, посвященного поиску работы со стороны работников, не имеющих трудового стажа.
Каждый
год КЦОТ составляет годовой отчет,
подробно описывающий его поставленные
задачи и достижения за год. Такой отчет
также включает аудированную финансовую
отчетность. Кроме того, каждый год КЦОТ
подготавливает другие различные отчеты
и документы, указывая цель организации,
планы, поставленные задачи и т.п. на предстоящие
годы или подводя итоги за предыдущий
год. С отчетами можно ознакомиться в Интернете
(http://www.ccohs.ca/ccohs/
Финляндия имеет многолетний опыт успешной работы в области охраны труда, который на сегодняшний день наряду с Великобританией служит образцом для многих стран Евросоюза. Особенно проработан вопрос организации управления охраной труда и механизмы внедрения системы контроля профессиональных рисков с помощью профсоюзов – Программа «нулевого травматизма». На каждом рабочем месте ведется профсоюзный учет всех возможных факторов (как физических, так и морально-психологических), потенциально опасных для здоровья работника, налажена формализованная и стандартизированная система учета профессиональных рисков, степени их вероятности и характер влияния на здоровье. Важно, что работнику вместе с профсоюзами отводится активная роль в оценке профрисков и мерах по их снижению путем соблюдения требований безопасного труда.
Особый
интерес представляет также специальное
исследование, проведенное по заказу
Министерства социальных дел и здравоохранения
этой страны «Здоровье и мир труда: содействие
здоровью на рабочем месте как инструмент
улучшения и продления трудовой жизни»
(Health in the World of Work: Workplace Health Promotion as a Tool for
Improving and Extending Work Life). Исследование было
проведено в 2006 г. в странах Евросоюза
во время президентства Финляндии в ЕС.
По итогам данного исследования были сформулированы
рекомендации, которые должны найти отражение
в директивах ЕС.
В Еврокомиссии реализацией политики в области охраны труда занимается Европейское агентство по охране и безопасности труда (European Agency for Safety and Health at Work). Приоритетным направлением работы Агентства является содействие глобальному партнерству и усиление трехстороннего сотрудничества в сфере защиты здоровья работников и охраны труда. На втором месте – установление коммуникаций и распространение знаний в области охраны труда. Третье направление – поддержка политики в сфере охраны труда, проведение исследований опасности новых профессиональных рисков.
В
фокусе особого внимания – молодежь,
среди которой в активной форме
культивируются ответственное отношение
к своему труду и здоровью. В
процесс воспитания и культивирования
у молодого поколения основ управления
профессиональными рисками
Большой
массив информации по охране труда
расположен в открытом доступе на
сайте этого Агентства (http://osha.europa.eu/OSHA/),
которое ежемесячно посещает порядка
25-30 тысяч пользователей Интернет по
всему миру. С точки зрения практического
применения интересен раздел этого ресурса,
посвященный оценке профессиональных
рисков. В простой, доступной и удобной
для восприятия форме дана базовая информация
о природе рисков и методах их оценки.
Путем однозначных («да-нет») ответов на
ясно сформулированные вопросы каждый
работник может самостоятельно провести
оценку рисков на своем рабочем месте
и, следуя стандартным, не сложным в применении
рекомендациям составить персональный
план действий по снижению рисков на работе
и сохранению своего здоровья.
Список
использованной литературы:
Информация о работе Современные средства охраны труда в строительстве